Комментарии к законам

Статья 15. Основные обязанности гражданского служащего. 1. Гражданский служащий обязан:



1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;
2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;
3) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
4) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;
5) соблюдать служебный распорядок государственного органа;
6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;
7) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;
8) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;
9) представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера (далее - сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера);
10) сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;
11) соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;
12) сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.
2. Гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего, неправомерным, гражданский служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения.
3. В случае исполнения гражданским служащим неправомерного поручения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.
4. Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории "руководители" высшей группы должностей гражданской службы, в целях исключения конфликта интересов в государственном органе не может представлять интересы гражданских служащих в выборном профсоюзном органе данного государственного органа в период замещения им указанной должности.
5. Гражданские служащие подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в случаях и порядке, установленных федеральным законом.
Комментарий к статье 15
Для гражданских служащих предусмотрен специальный правовой режим. Так, например, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом (см. ст. 73 комментируемого Закона).
Вместе с тем на гражданских служащих распространяются общегражданские обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. Как и все граждане, они в соответствии с Конституцией РФ обязаны платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57), сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58), защищать Отечество (ст. 59) и др.
Законом перечислены общие для всех гражданских государственных служащих обязанности, возведенные в разряд законодательных предписаний. Конкретизация обязанностей по должностям гражданской службы производится в административных регламентах государственных органов и в должностных регламентах.
1. Обязанность соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение обусловлена тем, что государственная служба призвана обеспечивать и гарантировать реализацию целей и функций государства, соучаствовать в государственном управлении общественными делами.
В Законе указано, что регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется:
Конституцией РФ;
Федеральным законом "О системе государственной службы Российской Федерации";
настоящим Федеральным законом;
другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы;
указами Президента РФ;
постановлениями Правительства РФ;
нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
нормативными правовыми актами государственных органов (ст. 5).
Регулируя организационные структуры государства (систему государственной власти, государственных органов, государственных механизмов и т.д.), Конституция придает юридическую форму отношениям государства с гражданином и институтами гражданского общества.
Обязанность обеспечения исполнения Конституции и законов является одной из особенностей государственной службы как профессиональной деятельности.
1.2. В подпункте 2 п. 1 ст. 15 устанавливается обязанность гражданского служащего исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом. Отказ от существующей системы должностных инструкций и трудовых договоров и переход к внедрению служебных контрактов и регламентов должен создать предпосылки для увязки системы оплаты труда и результатов службы. Фактически должностной регламент строится на основании описания деловых процессов и операций. Должностной регламент, согласно п. 3 ст. 24 Закона, является обязательным элементом служебного контракта.
Так как должностной регламент является составной частью административного регламента государственного органа, то содержит в себе алгоритм исполнения полномочия (функции) государственного органа или управленческого процесса. Под административным регламентом понимается нормативный правовой акт, устанавливающий обязательные требования к показателям, содержанию, порядку совершения, качеству административно-управленческих процессов, обеспечивающие эффективную реализацию государственных полномочий органом государственной власти в пределах его компетенции в интересах государства, граждан и юридических лиц.
Положения должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, аттестации, квалификационного экзамена, планировании профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
Недобросовестное исполнение обязанностей или превышение предоставленных прав, в зависимости от тяжести правонарушения, могут быть квалифицированы как дисциплинарный проступок, административное правонарушение или преступление.
Невыполнение должностных обязанностей либо ненадлежащее их исполнение следует квалифицировать как дисциплинарный проступок. В соответствии со ст. 57 Закона представитель нанимателя имеет право применить дисциплинарные взыскания.
Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, образует состав преступления (ст. 285 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ).
Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, квалифицируется в соответствии со ст. 286 УК РФ как преступление.
Исполнение должностных обязанностей связано с другой обязанностью - соблюдать служебный распорядок государственного органа (подп. 5 п. 1 ст. 15).
1.3. Гражданский служащий обязан исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, т.к. государственная служба основана на принципе законности. Гражданский служащий обязан выполнять общие инструкции, указания, приказы и распоряжения вышестоящих руководителей. В том случае, когда служащий получает неправомерное поручение, он не вправе исполнять такое поручение (см. комментарии к п. 2 и п. 3 ст. 15).
1.4. В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 15 гражданский служащий обязан соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций. В Конституции РФ права и свободы человека и гражданина устанавливаются не только в качестве основы конституционного строя, но и как непосредственно действующие права.
В государственных органах четко должны быть определены как общие цели и задачи, так и задачи структурных подразделений и государственных служащих, на которых возлагается обязанность взаимодействия с гражданами и организациями по оказанию государственных услуг. Для придания конкретного содержания выполняемым функциям предусмотрено заключение служебного контракта между нанимателем и государственным служащим с определением прав и обязанностей сторон (ст. 23) и закрепление в должностных регламентах гражданских служащих порядка исполнения должностных обязанностей (ст. 47).
1.5. В подпункте 5 комментируемой статьи предусматривается обязанность гражданского служащего соблюдать служебный распорядок государственного органа. Служебный распорядок в государственном органе устанавливается руководителем с учетом действующего законодательства. Кроме типичных правил внутреннего трудового распорядка, в государственных органах разрабатываются административные регламенты как комплексное описание отдельного делового процесса, обеспечивающего реализацию функции или нескольких функций. Процессный подход позволяет сориентировать работу на конечный результат, проводить ее поэтапно и последовательно, не теряя при этом из вида конечных результатов.
Продолжительность служебного времени гражданского служащего устанавливается в соответствии со ст. 45 комментируемого Закона.
1.6. Гражданский служащий обязан поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей.
Уровень требований к квалификации гражданского служащего определяется в соответствии с иерархической позицией должности государственной службы в системе государственной службы. Соответственно, чем выше должность государственной службы, тем шире властные полномочия, уровень ответственности и требования к квалификации служащего. В соответствии с Указом Президента РФ от 30 января 1996 г. "О квалификационных требованиях по государственным должностям федеральной государственной службы" требования касаются как минимум трех аспектов: стажа и опыта работы, уровня образования, знаний и навыков в конкретной профессиональной сфере.
Квалификационные требования устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы и в соответствии со ст. 12 комментируемого Закона включают требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
Комментируемым Законом (ст. 47) предусмотрено, что в должностной регламент включаются квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, предъявляемые к гражданскому служащему, замещающему соответствующую должность гражданской службы, а также к образованию, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности.
Основания и порядок направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку; порядок установления вида, формы и продолжительности дополнительного профессионального образования гражданского служащего рассмотрены в ст. 62 Закона.
В настоящее время вопросы дополнительного образования государственных служащих урегулированы: Указом Президента РФ от 7 февраля 1995 г. N 103 "О государственном заказе на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих" (с послед. изм.), Указом Президента РФ от 3 сентября 1997 г. N 983 "О дополнительных мерах по подготовке государственных служащих" (с послед. изм.), Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2001 г. N 109 "Об утверждении Положения о государственном заказе на профессиональную переподготовку и повышение квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти" (с послед. изм.).
На основании перечисленных актов Администрация Президента РФ совместно с Аппаратом Правительства РФ ежегодно утверждают план подготовки государственных служащих федеральной государственной службы.
1.7. В подпункте 7 комментируемой статьи устанавливается обязанность гражданского служащего не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство.
В соответствии с Законом РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" государственная тайна - это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством.
В Законе "О государственной тайне" (ст. 5) перечислены сведения, которые могут быть отнесены к государственной тайне, действует Указ Президента РФ от 24 января 1998 г. N 61 "О Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне". Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется руководителями органов государственной власти в соответствии с утверждаемым Президентом РФ перечнем лиц, наделенных полномочиями относить сведения к государственной тайне.
Под иной охраняемой законом тайной понимается служебная, профессиональная тайна, к которой относится несекретная информация о деятельности государственных органов, ограничение на распространение которой диктуется служебной необходимостью. Руководитель государственного органа несет ответственность за охрану служебной тайны и устанавливает состав информации, доступ к которой ограничивается в интересах обеспечения реализации функций государственного органа. Служебная тайна должна обладать тремя признаками: соответствующая информация неизвестна третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, обладатель информации принимал меры для конфиденциальности (ст. 139 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ)).
В комментируемой статье подчеркнута обязанность гражданских служащих не разглашать ставшие известными, в связи с исполнением должностных обязанностей, сведения, касающиеся чести, достоинства, а также частной жизни, здоровья граждан. Это требование связано с установленными Конституцией РФ правами и свободами человека и гражданина, в частности с правом на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23).
Конституцией определено, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ч. 1 ст. 24).
Государственный служащий не имеет права использовать информацию, ставшую ему известной в связи с исполнением должностных обязанностей, в личных целях, а также с целью получения коммерческой выгоды предприятиями и гражданами.
1.8. Гражданский служащий обязан беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей. Следовательно, служащий не имеет права использовать не по назначению, вне служебной необходимости, без соблюдения правил безопасности и т.д. средства коммуникации, оргтехнику и иное имущество государственного органа. Служащий также не может использовать средства, выделенные на официальные расходы, для покрытия личных трат. При совершении такого рода действий государственный служащий может привлекаться к дисциплинарной, материальной, административной или уголовной ответственности.
1.9. Гражданский служащий обязан предоставлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера.
В личном деле гражданского служащего содержатся данные о нем и отражается прохождение им государственной службы. В Указе Президента РФ от 30 мая 2005 г. N 609 "Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела" в п. 16 перечислены сведения, которые должны быть приобщены к личному делу гражданского служащего.
В комментируемом Законе требование о предоставлении служащим сведений о членах своей семьи связано с законодательным закреплением нового понятия - конфликта интересов (см. комментарий ст. 19) и необходимостью предотвращения личной заинтересованности гражданского служащего при исполнении им должностных обязанностей. Необходимо учитывать и наличие ограничения, связанного с гражданской службой и предусмотренного подп. 5 п. 1 ст. 16 Закона, а именно близкого родства или свойства с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Распоряжением Правительства РФ от 26 мая 2005 г. N 667-р утверждена форма анкеты, подлежащей представлению в государственный орган гражданином Российской Федерации, изъявившим желание участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы; в п. 13, 14 анкеты предусмотрены данные о близких родственниках претендента.
Среди основных государственных гарантий гражданских служащих, перечисленных в ст. 52 Закона, некоторые гарантии касаются членов семьи государственного служащего:
медицинское страхование гражданского служащего и членов его семьи (подп. 5 п. 1);
возмещение расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи в другую местность при переводе гражданского служащего в другой государственный орган (подп. 9 п. 1);
защита гражданского служащего и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей (подп. 10 п. 1);
государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей (подп. 11 п. 1).
Обязанность предоставлять сведения о полученных гражданским служащим доходах, о принадлежащем на праве собственности имуществе и об обязательствах имущественного характера связана со спецификой профессиональной деятельности в органах государственной власти и необходимостью организации антикоррупционных мер, предотвращением использования властных полномочий в личных целях. Статья 20 комментируемого Закона устанавливает сроки и формы предоставления данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
1.10. В подпункте 10 п. 1 ст. 15 предусмотрена обязанность гражданских служащих сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства.
Необходимость информирования нанимателя или его представителя о гражданстве связано со смыслом самого понятия "гражданский служащий" (см. комментарий ст. 13), в котором предусмотрено требование к гражданству Российской Федерации. Гражданин, имеющий двойное гражданство, не может стать или оставаться (в случае приобретения двойного гражданства) гражданским служащим. Право поступления на гражданскую службу в Российской Федерации имеют граждане Российской Федерации (ст. 21). Настоящим Законом предусмотрено расторжение служебного контракта в связи с выходом гражданского служащего из гражданства Российской Федерации. В таком случае гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы по решению представителя нанимателя со дня выхода из гражданства Российской Федерации. Гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы по решению представителя нанимателя со дня приобретения гражданства другого государства (ст. 41).
1.11. Гражданский служащий обязан соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Необходимость соблюдения ограничений, выполнения обязательств и наличие запретов связаны со спецификой труда гражданских служащих - предоставлением государственных услуг и наличием властных полномочий.
Указом Президента от 12 августа 2002 г. N 885 утверждены Общие принципы служебного поведения государственных служащих, причем руководствоваться этими Принципами рекомендовано и лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и выборные муниципальные должности.
Комментируемым Законом установлены требования к служебному поведению гражданского служащего (см. комментарий к ст. 18).
Для соблюдения требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулирования конфликтов интересов в государственном органе, федеральном государственном органе по управлению государственной службой и государственном органе субъекта Российской Федерации по управлению государственной службой образуются комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов.
1.12. Обязанность гражданского служащего, закрепленная подп. 12 п. 1 ст. 15, также направлена на повышение доверия общества к государственным институтам, обеспечение условий для добросовестного и эффективного исполнения служащими должностных (служебных) обязанностей, исключение злоупотреблений на государственной службе. Гражданский служащий обязан сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта. Понятие "конфликт интересов" рассматривается в п. 1 ст. 19 комментируемого Закона.
2. В пункте 2 ст. 15 установлено, что гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение, а в случае получения от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего, неправомерным, гражданский служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения.
Таким образом, определен порядок действий служащего в случае получения неправомерного поручения, а также подчеркнуто значение ответственности и профессиональных знаний служащего при решении им вопроса о правомерности решений руководителей.
В подпункте 3 п. 1 ст. 15 закреплена обязанность служащего исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. В комментируемой статье четко определено, что служащий обязан не исполнять незаконный приказ руководителя и, следовательно, его исполнение может рассматриваться как правонарушение.
3. В том случае, когда гражданским служащим исполнено неправомерное поручение, гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами. В Законе о госслужбе закреплялось, что ответственность за исполнение государственным служащим неправомерного распоряжения несет подтвердивший это распоряжение руководитель (п. 4 ст. 14). В соответствии с Законом о государственной гражданской службе гражданский служащий не освобождается от ответственности.
4. Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории "руководители" высшей группы должностей гражданской службы, в целях исключения конфликта интересов в государственном органе не может представлять интересы гражданских служащих в выборном профсоюзном органе данного государственного органа в период замещения им указанной должности.
К категории должностей государственной службы "руководители" отнесены должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий.
Такое ограничение на участие в работе выборного профсоюзного органа распространяется только на период замещения указанной должности.
5. В пункте 5 ст. 15 предусмотрена необходимость обязательной государственной дактилоскопической регистрации гражданских служащих, в случаях и порядке, установленных федеральным законом.
В настоящее время действует Федеральный закон от 25 июля 1998 г. N 128-ФЗ "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации", который определяет цели, принципы и виды государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации и устанавливает основные требования к проведению государственной дактилоскопической регистрации, хранению и использованию дактилоскопической информации.
Понятие "государственная дактилоскопическая регистрация" трактуется как деятельность, осуществляемая определенными органами исполнительной власти по получению, учету, хранению, классификации и выдаче дактилоскопической информации, установлению или подтверждению личности человека. При этом дактилоскопическая информация понимается как информация об особенностях строения папиллярных узоров пальцев рук человека и о его личности.
В Российской Федерации государственная дактилоскопическая регистрация проводится и дактилоскопическая информация используется в целях идентификации личности человека. Выделяются два вида государственной дактилоскопической регистрации: добровольная и обязательная.
Проведение обязательной государственной дактилоскопической регистрации возложено на государственные органы, в которых и осуществляется государственная служба лиц, подлежащих дактилоскопической регистрации, например: органы федеральной службы безопасности, органы внешней разведки, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органы государственной налоговой службы, органы государственной охраны.
Государственные органы, ответственные за проведение обязательной государственной дактилоскопической регистрации, и государственные органы, имеющие право на использование дактилоскопической информации, обеспечивают сохранность сведений в режиме служебной тайны, а их должностные лица несут уголовную и административную ответственность за нарушение правил хранения и незаконное использование этой информации.
Порядок проведения обязательной государственной дактилоскопической регистрации в конкретных государственных органах, служащие которых подлежат такой регистрации, утверждается нормативными правовыми актами государственных органов. Например, Приказом Государственного комитета РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ от 28 января 2004 г. N 18 утверждена Инструкция о порядке проведения обязательной государственной дактилоскопической регистрации сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.




Вернутся в раздел Комментарии к законам