Комментарии к законам

Статья 16. Ограничения, связанные с гражданской службой. 1. Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:



1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;
3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;
4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинского учреждения устанавливаются Правительством Российской Федерации;
5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
6) выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;
7) наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;
9) непредставления установленных настоящим Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
2. Иные ограничения, связанные с поступлением на гражданскую службу и ее прохождением, за исключением ограничений, указанных в части 1 настоящей статьи, устанавливаются федеральными законами.
3. Ответственность за несоблюдение ограничений, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, устанавливается настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Комментарий к статье 16
В комментируемой статье установлены ограничения, обусловленные особенностями гражданской службы как профессиональной деятельности. Законодательства многих стран о публичной службе содержат положения об ограничениях правового статуса лиц, находящихся на службе.
Закон о гражданской службе, определяя статус государственного служащего, накладывает ограничения, правовая природа которых связана с правами, а именно с правами, которых гражданский служащий не имеет, пока состоит на гражданской службе. Ограничения, установленные законом, установлены и действуют и при прохождении гражданской службы, и при поступлении на гражданскую службу, т.е. относятся к гражданину, который еще не стал гражданским служащим.
Права и свободы человека и гражданина в соответствии с п. 3 ст. 55 Конституции РФ могут быть ограничены в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Таким образом, существующие ограничения, связанные с гражданской службой, имеют легитимный характер, т.е. они оправданны и необходимы для защиты конституционного строя, прав и законных интересов гражданина.
Предназначение ограничений и запретов, связанных с государственной службой:
установить препятствия для злоупотребления властными полномочиями;
создать условия для независимости служебной деятельности от групп давления;
гарантировать осуществление гражданскими служащими своих прав;
обеспечить эффективную служебную деятельность.
Закон (п. 13, 14 ст. 33) за несоблюдение ограничений и запретов предусматривает прекращение служебного контракта, освобождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы.
1.1. Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу. Статья 29 ГК РФ предусматривает лишь одно основание лишения гражданина дееспособности: когда он вследствие психического расстройства не может понимать значение своих действий или руководить ими. Ограничение гражданина в дееспособности регламентировано ст. 30 ГК РФ.
1.2. Вступление в законную силу решения суда при осуждении гражданина или гражданского служащего к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной (гражданской) службы, является ограничением для прохождения гражданской службы.
Наказание - это мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда.
В соответствии со ст. 44 УК РФ предусмотрены несколько видов наказаний. В их числе - лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которое состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления или заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания. Наказания, связанные с ограничением и лишением свободы, препятствуют прохождению гражданской службы. Гражданин не может поступать, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае наличия неснятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости.
Лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Лицо, освобожденное от наказания, считается несудимым. Судом, по ходатайству осужденного, судимость может быть снята до истечения срока погашения судимости.
Уголовным кодексом предусмотрена ответственность за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления в гл. 30 (ст. 285 - 293).
1.3. Отказ гражданина при поступлении или гражданского служащего при прохождении гражданской службы от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, является препятствием для прохождения службы только тогда, когда исполнение обязанностей связано с использованием таких сведений.
Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется руководителями государственных органов в соответствии с перечнем должностей, наделенных полномочиями относить сведения к государственной тайне, утверждаемым Президентом РФ. При приеме на гражданскую службу, связанную с необходимостью доступа к сведениям, составляющим государственную тайну, предусмотрена процедура допуска. Доступ должен быть оформлен и в случае, когда изменяется характер деятельности служащего и работа становится связана со сведениями, составляющими государственную или иную охраняемую законом тайну.
Допуск к государственной тайне - это процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций - на проведение работ с использованием таких сведений (ст. 2 Закона РФ "О государственной тайне"). А доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, - это санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну.
1.4. Наличие заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению, является основанием для отказа в поступлении на службу (п. 5 ст. 22 комментируемого Закона).
Гражданскому служащему, который по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением не может исполнять должностные обязанности по замещаемой должности гражданской службы, предоставляется соответствующая его квалификации и не противопоказанная по состоянию здоровья иная должность гражданской службы.
В случае отказа гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы либо отсутствия такой должности в том же государственном органе служебный контракт прекращается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 комментируемого Закона (ст. 28).
Служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае несоответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением (ст. 37).
Перечень таких заболеваний и форма заключения медицинского учреждения устанавливаются Правительством РФ.
Закон об основах госслужбы в п. 3 ст. 21 предусматривает, что гражданин не может быть принят на государственную службу и находиться на государственной службе в случае наличия подтвержденного заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего исполнению им должностных обязанностей. Так, например, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10 апреля 2003 г. N 208 "Об утверждении Списка заболеваний, препятствующих работе в представительстве Российской Федерации за границей" в Список включены некоторые инфекционные и паразитарные болезни, некоторые новообразования, психические расстройства и расстройства поведения, болезни нервной системы и др.
1.5. Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
Данное ограничение было известно еще дореволюционному законодательству, откуда оно перешло во Временные правила о службе в государственных учреждениях и предприятиях 1922 г. Данные Временные правила оказались основным законодательным актом о государственной службе на последующие 70 лет. Из статьи 2 Временных правил, содержащей указанное ограничение, в последующем было сделано около 20 исключений, в основном для педагогов, научных работников, врачей, железнодорожников и т.д. Статья говорила о недопустимости государственной службы перечисленных лиц в одном учреждении или предприятии, причем подчиненность или подконтрольность имелись в виду не только непосредственные. В 1972 г. в эту статью было внесено принципиальное изменение: включено слово "непосредственной". Это дополнение было включено в КЗоТ (ст. 20). В данную норму существенные изменения внесены Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации", в подп. 5 п. 3 ст. 21 слова "учреждения или предприятия" отсутствуют, и ограничение распространено на государственную службу, т.е. не только на службу родственников в одном государственном органе. В комментируемом Законе ограничение касается гражданской службы лиц, связанных родственными или свойственными связями, если служба сопряжена с подотчетностью или подконтрольностью.
1.6. Гражданский служащий должен быть гражданином Российской Федерации, что следует из ст. 13 комментируемого Закона. Выход из гражданства Российской Федерации или приобретение гражданства другого государства ведет к расторжению служебного контракта, освобождению гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и увольнению с гражданской службы по решению представителя нанимателя со дня выхода из гражданства Российской Федерации (ст. 41).
1.7. Наличие гражданства другого государства также является ограничением, связанным с гражданской службой. Гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы по решению представителя нанимателя со дня приобретения гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Исключением могут быть только те случаи наличия гражданства другого государства у гражданского служащего, когда это прямо предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Виды государственной службы перечислены в ст. 2 Закона о системе госслужбы.
Недостатком Закона является то, что среди видов государственной службы не установлена дипломатическая служба, хотя в ст. 13 речь идет о дипломатических рангах отдельно от классных чинов гражданской службы, воинских и специальных званий военной и правоохранительной службы.
При выделении дипломатической государственной службы в отдельный вид и создании соответствующего видового закона в комментируемом Законе не было бы необходимости указывать на обозначенное в подп. 7 п. 1 ст. 16 ограничение.
1.8. Предоставление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу не допускается. В случае нарушения данного ограничения возможно расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя в случае предоставления гражданским служащим представителю нанимателя подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении служебного контракта (ст. 37).
1.9. Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае непредставления установленных настоящим Законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. В соответствии с п. 9 ст. 15 гражданский служащий обязан предоставить сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе и обязательствах имущественного характера.
Порядок предоставления гражданским служащим сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера регламентируется ст. 20 комментируемого Закона.
В настоящее время действует Указ Президента РФ от 15 мая 1997 г. N 484 "О предоставлении лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе".
В комментируемом Законе предусмотрено (ст. 44), что в рамках организации кадровой работы ведется работа по проверке достоверности представляемых гражданином персональных данных и иных сведений при поступлении на гражданскую службу, а также по проверке сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
2. В пункте 2 ст. 16 установлено, что иные ограничения, не указанные в настоящем Законе, могут быть установлены только федеральным законом. Таким образом, субъекты РФ не имеют права в законах, подзаконных актах, регулирующих гражданскую службу субъектов РФ, устанавливать дополнительные ограничения для гражданских служащих. В соответствии с п. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
3. За несоблюдение гражданским служащим ограничений, которые предусмотрены в п. 1 ст. 16, ответственность устанавливается как комментируемым Законом, так и другими федеральными законами.
Несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных комментируемым Федеральным законом и другими федеральными законами, перечислено среди общих оснований прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы (п. 13 ст. 33).




Вернутся в раздел Комментарии к законам