1. В соответствии с п. 1 ст. 37 Закона порядок проведения общего собрания участников общества устанавливается:
комментируемым Законом;
уставом общества. Как говорилось выше, положения устава общества, противоречащие комментируемому Закону и иным федеральным законам, не подлежат применению (см. комментарий к ст. 12 Закона);
внутренними документами общества. Таковыми являются документы, регулирующие внутреннюю деятельность общества. В соответствии с подп. 8 п. 2 ст. 33 Закона утверждение (принятие) внутренних документов общества отнесено к исключительной компетенции общего собрания участников общества (см. комментарий к ст. 33 Закона);
в части, не урегулированной комментируемым Законом, уставом общества и внутренними документами общества, - решением общего собрания участников общества.
Комментируемая статья устанавливает порядок проведения собрания участников общества, т.е. совместного присутствия участников общества для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование. Решение общего собрания участников общества может быть принято и без проведения собрания - путем проведения заочного голосования (опросным путем) в порядке, установленном ст. 38 Закона (см. комментарий к ст. 38 Закона).
2. Пунктом 2 ст. 37 Закона предусмотрена обязательная регистрация участников общества, прибывших для участия в общем собрании участников общества. Регистрация участников общества необходима для подсчета голосов, в связи с чем п. 2 ст. 37 Закона установлено, что незарегистрировавшийся участник общества (представитель участника общества) не вправе принимать участие в голосовании.
В соответствии с п. 2 ст. 37 Закона участники общества вправе участвовать в общем собрании лично или через своих представителей. Представители участников общества должны подтвердить полномочия на участие в общем собрании, т.е. предъявить документы, подтверждающие их надлежащие полномочия.
Документом, подтверждающим полномочия представителя на участие в общем собрании, является доверенность, выданная участником общества. Такая доверенность должна быть оформлена в соответствии с требованиями п. п. 4 и 5 ст. 185 части первой ГК РФ или удостоверена нотариально. Наряду с этим непосредственно в п. 2 ст. 37 Закона установлены общие требования к содержанию доверенности: доверенность должна содержать следующие сведения о представляемом (т.е. об участнике общества) и представителе (т.е. лице, которое представляет участника общества): имя или наименование, место жительства или место нахождения, паспортные данные.
В соответствии с п. 4 ст. 185 ГК РФ доверенность на получение заработной платы и иных платежей, связанных с трудовыми отношениями, на получение вознаграждения авторов и изобретателей, пенсий, пособий и стипендий, вкладов граждан в банках и на получение корреспонденции, в т.ч. денежной и посылочной, может быть удостоверена также организацией, в которой доверитель работает или учится, жилищно-эксплуатационной организацией по месту его жительства и администрацией стационарного лечебного учреждения, в котором он находится на излечении.
Согласно п. 5 ст. 185 ГК РФ доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации.
3. Пункт 3 ст. 37 Закона определяет время открытия общего собрания участников общества.
По общему правилу общее собрание участников общества подлежит открытию в то время, которое указано в направляемом в соответствии с п. 1 ст. 36 Закона участникам общества уведомлении о проведении общего собрания (см. комментарий к ст. 36 Закона).
В случае если все участники общества прибыли для участия в общем собрании ранее и зарегистрировались, то общее собрание участников общества может быть открыто ранее времени, указанного в уведомлении о проведении общего собрания.
4. В п. 4 ст. 37 Закона определены лица, которые открывают общее собрание участников общества:
в случае если общее собрание созывается исполнительным органом общества - лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, или лицо, возглавляющее коллегиальный исполнительный орган общества;
в случае если общее собрание созывается иным органом или лицами - председатель совета директоров (наблюдательного совета) общества, председатель ревизионной комиссии (ревизор) общества, аудитор или один из участников общества, созвавших данное общее собрание.
Об органах и лицах, имеющих право созыва общего собрания участников общества, см. комментарий к ст. 36 Закона.
5. Для ведения общего собрания участников общества необходимо избрание председательствующего на этом собрании. Выборы председательствующего на общем собрании участников общества проводит лицо, открывающее это общее собрание, т.е. лицо, указанное в п. 4 ст. 37 Закона. Председательствующий на общем собрании избирается из числа участников общества.
По общему правилу, установленному п. 1 ст. 32 Закона, каждый участник общества имеет на общем собрании участников общества число голосов, пропорциональное его доле в уставном капитале общества (см. комментарий к ст. 32 Закона). В изъятие приведенной нормы в п. 5 ст. 37 Закона установлено, что при голосовании по вопросу об избрании председательствующего каждый участник общего собрания участников общества имеет один голос. При этом решение по вопросу об избрании председательствующего принимается большинством голосов от общего числа голосов участников общества, имеющих право голосовать на данном общем собрании.
Уставом общества может быть предусмотрено иное распределение голосов участников общества для голосования по вопросу об избрании председательствующего и иное большинство голосов для принятия решения по этому вопросу.
6. Пункт 6 ст. 37 Закона устанавливает обязательность ведения протокола общего собрания участников общества.
Вне зависимости от того, какой орган или лицо созывает общее собрание, ведение протокола этого общего собрания организует исполнительный орган общества. Представляется, что в случае, если вопросы, связанные с подготовкой, созывом и проведением общего собрания участников общества, отнесены к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества (см. комментарий к ст. 32 Закона), организация ведения протокола общего собрания возлагается также на совет директоров (наблюдательный совет) общества.
Протоколы всех общих собраний участников общества подшиваются в книгу протоколов. Книга протоколов должна в любое время предоставляться любому участнику общества для ознакомления. Участники общества вправе потребовать выдачи, а общество соответственно обязано выдать им выписки из книги протоколов, удостоверенные исполнительным органом общества.
7. В соответствии с п. 1 ст. 36 Закона орган или лица, созывающие общее собрание участников общества, обязаны направить участникам общества уведомление об этом. В указанном уведомлении согласно п. 2 этой же статьи наряду с прочим должна быть указана предлагаемая повестка дня общего собрания. В случае если по предложению участников общества в первоначальную повестку дня общего собрания участников общества вносятся изменения, орган или лица, созывающие общее собрание, обязаны уведомить всех участников общества о внесенных в повестку дня изменениях. В ст. 36 Закона также установлены сроки направления таких уведомлений (см. комментарий к ст. 36 Закона).
Соответственно, п. 7 ст. 37 Закона установлено, что общее собрание участников общества вправе принимать решения только по вопросам повестки дня, сообщенным участникам общества в установленном порядке. Однако в п. 7 ст. 37 Закона также предусмотрено исключение из данного правила: если в общем собрании участвуют все участники общества, то общее собрание участников общества вправе принимать решения по любым вопросам повестки дня.
Следует добавить, что правила п. 7 ст. 37 Закона основаны на общей норме п. 5 ст. 36 Закона о том, что в случае нарушения установленного указанной статьей порядка созыва общего собрания участников общества такое общее собрание признается правомочным, если в нем участвуют все участники общества.
8. Пункт 8 ст. 37 Закона определяет перечень вопросов, для принятия решений по которым требуется:
единогласие всех участников общества;
не менее двух третей голосов от общего числа голосов участников общества, т.е. квалифицированное большинство голосов;
большинство голосов от общего числа голосов участников общества.
При оценке правовой силы (действительности) решений общего собрания участников общества в п. 23 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России от 9 декабря 1999 г. N 90/14 судам предписано иметь в виду, что комментируемый Закон для принятия решений по ряду вопросов требует единогласия всех участников общества либо квалифицированного большинства голосов общего числа участников (а не лиц, присутствующих на общем собрании).
Подробнее о вопросах, для принятия решений по которым необходимо единогласие всех участников общества либо квалифицированное большинство голосов общего числа участников общества, см. комментарий к ст. 33 Закона.
В п. 24 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России от 9 декабря 1999 г. N 90/14 разъяснено, что в случаях, когда стороны, участвующие в рассматриваемом судом споре, ссылаются в обоснование своих требований или возражений по иску на решение общего собрания участников общества, однако судом установлено, что данное решение принято с существенными нарушениями закона или иных правовых актов (с нарушением компетенции этого органа, при отсутствии кворума и т.д.), суд должен исходить из того, что такое решение не имеет юридической силы (в целом или в соответствующей части) независимо от того, было оно оспорено кем-либо из участников общества или нет, и разрешить спор, руководствуясь нормами закона.
9. В соответствии с п. 9 ст. 37 Закона в уставе общества может быть предусмотрено проведение кумулятивного голосования по вопросам об избрании:
членов совета директоров (наблюдательного совета) общества;
членов коллегиального исполнительного органа общества;
членов ревизионной комиссии общества.
Сущность кумулятивного голосования раскрыта в п. 9 ст. 37 Закона следующим образом:
при кумулятивном голосовании число голосов, принадлежащих каждому участнику общества, умножается на число лиц, которые должны быть избраны в орган общества;
участник общества вправе отдать полученное таким образом число голосов полностью за одного кандидата или распределить их между двумя и более кандидатами;
избранными считаются кандидаты, получившие наибольшее число голосов.
Кумулятивное голосование позволяет наиболее полно учесть интересы участников общества при формировании выборных органов общества.
10. По общему правилу, содержащемуся в п. 10 ст. 37 Закона, решения общего собрания участников общества принимаются открытым голосованием, т.е. путем поднятия рук и открытого подсчета голосов.
Уставом общества может быть предусмотрен иной порядок принятия решений общего собрания участников общества, т.е. путем тайного голосования. Разумеется, для проведения тайного голосования необходимо изготовление бюллетеней для голосования либо иная организация голосования, исключающая наблюдение за волеизъявлением участников общества.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 37. Порядок проведения общего собрания участников общества. Комментарий к статье 37
Вернутся в раздел Комментарии к законам