1. Опрос.
(в ред. Федерального закона от 05.01.1999 N 6-ФЗ)
2. Наведение справок.
3. Сбор образцов для сравнительного исследования.
4. Проверочная закупка.
5. Исследование предметов и документов.
6. Наблюдение.
7. Отождествление личности.
8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.
10. Прослушивание телефонных переговоров.
11. Снятие информации с технических каналов связи.
12. Оперативное внедрение.
13. Контролируемая поставка.
14. Оперативный эксперимент.
Приведенный перечень оперативно-розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только федеральным законом.
В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде.
Оперативно-розыскные мероприятия, связанные с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи, проводятся с использованием оперативно-технических сил и средств органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
(в ред. Федеральных законов от 30.12.1999 N 225-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ)
Должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе.
Запрещается проведение оперативно-розыскных мероприятий и использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, не уполномоченными на то настоящим Федеральным законом физическими и юридическими лицами.
Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз за ее пределы специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, не уполномоченными на осуществление оперативно-розыскной деятельности физическими и юридическими лицами подлежат лицензированию в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)
Перечень видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(часть девятая введена Федеральным законом от 10.01.2003 N 15-ФЗ)
Комментарий к статье 6
Некоторые специалисты оправданно считают, что под оперативно-розыскными мероприятиями следует понимать конфиденциально (в организационном и тактическом аспектах) совершаемые, предусмотренные Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" действия, собственно мероприятия и операции, посредством которых осуществляется оперативно-розыскная деятельность. При этом оперативно-розыскные мероприятия являются составным структурным элементом оперативно-розыскной деятельности, состоящим из системы взаимных действий, направленных на решение конкретных организационно-тактических задач. Данные мероприятия носят разведывательно-поисковый характер и направлены на получение информации о лицах, замышляющих, подготавливающих и совершающих преступления, о наличии следов противоправной деятельности, о местонахождении лиц, скрывающихся от следствия и суда, а также без вести пропавших лиц и о неопознанных трупах. С таким определением сущности оперативно-розыскных мероприятий нельзя не согласиться.
При осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводимые оперативно-розыскные мероприятия могут носить как гласный, так и негласный, зашифрованный характер. Поэтому ряд оперативно-розыскных мероприятий осуществляется только негласно, иные, в зависимости от ситуации и обстановки, могут быть гласными или негласными. Однако преимущественно оперативно-розыскные мероприятия организуются и проводятся негласно.
Представляется необходимым дать краткую характеристику оперативно-розыскным мероприятиям, которые задействуются в процессе оперативно-розыскной деятельности по тем или иным основаниям, и по возможности исследовать их понятийную сущность, организационную обусловленность, а также тактику их применения для решения тех или иных задач расследования. О сущности оперативно-розыскных мероприятий удачно было сказано еще в начале XIX века известным ученым И.Н. Снигиревым: "Необходимо некоторое умение вести расспрос, а главное, требуется так направить свои расспросы, чтобы у опрашиваемого, не желающего совсем скрывать истину, вызвать желание сказать правду путем простоты и естественности предлагаемых вопросов; а свидетелю, не умеющему последовательно рассказать о происшествии, такими же вопросами помочь полной передаче всего им виденного, замеченного" <*>.
--------------------------------
<*> Снигирев И.М. О сыске. Опыт исследования приемов, способов и средств к раскрытию истины происшествий. Касимов, 1908. С. 194.
Так, опрос <*> граждан (п. 1 ч. 1 ст. 6) - это метод сбора первоначальной информации о признаках преступления со слов опрашиваемого лица, которое реально (предположительно) обладает ею. Применительно к оперативно-розыскной деятельности опрос - это форма разведывательной беседы, в результате которой сотрудник оперативного органа общается с тем или иным лицом с целью получения информации о предмете или объекте собственно оперативно-розыскного мероприятия, направленной на пресечение или раскрытие уже совершенного преступления. Современный допрос (опрос, расспрос) нуждается в глубоком стремлении обнаружить истину, не прибегая ни к каким приемам инквизиционного процесса, выработавшего целую тактическую систему допроса (опроса), заключавшуюся в том, что допрашиваемому предлагаются неясные, двусмысленные вопросы или такие вопросы, значение которых скрывалось от допрашиваемого ("ловушки"), и употребляются различные другие моральные и физические пытки. Современное общество отрицает такие приемы и справедливо признает их предосудительными, а закон запрещает добиваться сознания в совершении преступления от подсудимого даже какими-нибудь ухищрениями или обещаниями, а тем более угрозами. Так, действующий уголовный закон, напротив, дозволяет обвиняемому не свидетельствовать против себя. Таким образом, опрос как разновидность оперативно-розыскных мероприятий, осуществляемых без применения физического, психологического и морального насилия для получения информации о наличии признаков преступления и/или других аспектов противоправных деяний, во многом имеет сходство с допросом <**> в его технологическом проведении (тактикой). Это важно знать, т.к. одной из функций оперативного сотрудника является проведение отдельных следственных действий, в том числе допроса по поручению следователя. Поэтому целый ряд рекомендаций, которые мы отстаиваем и внедряем в практику оперативно-розыскной деятельности, направлен на повышение результативности решения тех или иных задач как в технологии опроса, так и допроса. Например, если опрос направлен на получение информации о внешнем облике неизвестного лица (например, предполагаемого организатора планируемого преступления), то для объективизации и достоверности получаемых сведений целесообразно использовать и традиционную, и новую системы соматических характеристик: в виде эталонов наборов образцов, в частности, прядей волос соответствующей классификационной группы; в виде 12 образцов радужной оболочки глаза, подготовленных нами на основе длительного эксперимента и консультаций с ведущими антропологами России и США; с помощью иллюстративных альбомов по словесному портрету, где даются описания прически, глаз в различной цветовой гамме расово-этнических типов людей различных национальностей, а также систематизированные элементы внешности, выполненные в рисунках и в виде фотографических изображений с соответствующим словесным описанием. Параллельно для воссоздания рисованного портрета фигуранта сотрудник оперативного подразделения, осуществляющий его разработку, при проведении опроса должен пригласить опытного художника (художника-криминалиста). Если есть основания полагать, что опрос может быть затруднен из-за длительного временного периода с момента восприятия произошедшего события и описываемого лица, то целесообразно использовать при опросе (допросе) гипнотизера. Наш многолетний опыт по применению гипноза подтверждает высказанное предложение.
--------------------------------
<*> Опрос (расспрос) как в 1864 г., так и в настоящее время проводится только с согласия лица, от которого предполагается получить оперативно значимую информацию. Категорически запрещается применение угроз, шантажа, физического принуждения.
<**> Допрос в дознании и уголовном процессе - следственное действие, представляющее собой опрос лица по поводу юридически значимых фактических обстоятельств дела. Различаются допросы подозреваемого (обвиняемого), свидетеля, потерпевшего.
Мы настоятельно рекомендуем при проведении опроса (допроса) лиц, в отношении которых есть основания полагать, что они могут давать ложную информацию или сообщить полуправду по целому ряду вопросов, которые интересуют орган, уполномоченный настоящим Законом на проведение оперативно-розыскных мероприятий, или при дознании, предварительном следствии или в суде задействовать специалиста-полиграфолога.
Наведение справок (п. 2 ч. 1 ст. 6), как и проведение опросов, может носить как гласный, так и негласный характер. Общей рекомендацией при наведении справок в отношении конкретных лиц должно быть правило: источник, в отношении которого осуществляется сбор сведений, не должен об этом знать, если этого требуют интересы оперативной разработки. Однако источник, в отношении которого осуществляется наведение справок, может и должен знать о том, что им заинтересовались соответствующие правоохранительные органы, уполномоченные на проведение оперативно-розыскных мероприятий. Последний тактический прием оправдан, если необходимо заставить фигуранта совершить ошибку в своем преступном деянии. В сущность понятия "наведение справок" ведущими специалистами в области оперативно-розыскной деятельности включается получение фактической информации путем направления в установленном порядке запроса соответствующему юридическому или физическому лицу, располагающему или могущему располагать таковой, а равно ее получение путем непосредственного ознакомления с материальными носителями (документами, банками данных). Наведение справок может осуществляться в режиме оперативно-поискового дела или дела оперативного учета либо по отдельному поручению органа предварительного следствия, дознания, а также иного оперативного органа. В законодательстве, регламентирующем оперативно-розыскную деятельность, нет ограничения для правовых оснований наведения (получения) справок. Однако в отдельных законодательных актах такие ограничения имеются. В частности, это ограничения на получение справок, связанных с: коммерческой и служебной тайной (ст. 139 ГК РФ, ст. 183 УК РФ); налоговой тайной (ст. 102 Налогового кодекса РФ); врачебной тайной (ч. 3 ст. 35, ст. 61 Основ законодательства РФ "Об охране здоровья граждан" от 22 июля 1993 г.); конфиденциальностью информации и обязанностями журналиста (ст. 49 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. "О средствах массовой информации") и т.п.
При комментировании п. 3 ч. 1 ст. 6 следует отметить, что в специальной литературе в оперативно-розыскные мероприятия - сбор образцов для сравнительного исследования - принято включать: обнаружение и физическое изъятие материальных носителей информации (предметов, веществ и пр.) с целью их сравнения с материалами, которыми уже располагает оперативное подразделение с целью последующего обнаружения тождественных предметов у лиц, причастных к подготовке или совершению преступления. При этом нельзя не отметить многообразие тактических рекомендаций, которые могут быть использованы для получения того или иного личностного источника. Например, для получения образцов крови у фигуранта он может быть вызван в поликлинику под предлогом сдачи анализа (секретная оперативная установка) или же, в режиме гласного получения образцов, для сравнительного анализа по расследуемому уголовному делу на основании ст. 202 УПК РФ.
Сбор образцов для сравнительного анализа может осуществляться гласно, если лицо добровольно соглашается предоставить необходимые образцы. Сбор образцов проводится сотрудником органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, или по поручению другого лица, в том числе конфидентом. При необходимости к сбору образцов можно привлекать специалиста - сведущего в той или иной области знания лица. В процессе сбора образцов запрещается совершать действия, создающие угрозу жизни, здоровью граждан или унижающие их человеческое достоинство.
Полученные образцы упаковываются, опечатываются печатью органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, заверяются подписями участников оперативно-розыскного мероприятия. Сбор образцов оформляется актом или иным документом, содержащим ссылку на п. 3 ч. 1 ст. 6 Закона об оперативно-розыскной деятельности. Акт составляется в трех экземплярах. К акту может прилагаться опись образцов. Первый экземпляр прилагается к образцам и может быть признан в качестве вещественного доказательства, второй вручается под расписку владельцу образцов, третий приобщается к материалам оперативной проверки.
Сбор образцов может проводиться негласно, если ситуация требует не расшифровывать интереса оперативных органов в личности фигуранта. Негласный сбор образцов отличается от гласного тем, что фигурант не знает об истинной причине производимых в отношении него действий. Результаты негласного сбора образцов оформляются рапортом или справкой лица, осуществляющего оперативно-розыскное мероприятие, к которым прилагаются собранные образцы.
Наиболее удачное определение проверочной закупки следующее: это совокупность действий, представляющих возмездное приобретение товаров или предметов с ведома и под оперативным контролем органа, осуществляющего оперативно-розыскное мероприятие, у лиц (лица), подозреваемых в причастности к совершению преступления, с целью получения и документирования информации о преступной деятельности, задержания с поличным лиц, причастных к этой деятельности, а также решения иных задач оперативно-розыскной деятельности. Проверочная закупка как оперативно-розыскное мероприятие - это важное действие при установлении признаков экономических преступлений, преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных препаратов, а также преступлений, связанных с незаконным приобретением, продажей и хранением огнестрельного оружия и взрывчатых веществ.
Оперативно-розыскные мероприятия в виде исследования предметов и документов включают осмотр и оперативное исследование сведущими лицами объектов (предметов) и документов, на которых сохраняются или могут сохраниться следы преступления или которые могли быть средством или орудием преступления. Поэтому исследование предметов и документов имеет важное значение как в непроцессуальной оперативно-розыскной деятельности, так и в процессуально-следственной, дознавательной, розыскной, судебной. Для проведения данного вида оперативно-розыскных мероприятий необходима серьезная подготовка сведущих лиц. Дело в том, что именно от уровня профессиональной подготовки того или иного специалиста-эксперта будет зависеть результат исследования предмета и/или документа. Для привлечения сведущего лица, которое может выступать как специалист или эксперт либо как тот и другой в одном лице, оперативный сотрудник подготавливает соответствующий рапорт, где излагает суть вопроса. На основании рапорта руководитель оперативного органа направляет в конкретный научно-исследовательский институт, лабораторию и пр. учреждения письмо-требование. В зависимости от предмета исследования определяется гриф секретности. Если данные результаты оперативно-розыскной деятельности в дальнейшем представляются органу дознания, следователю прокуратуры или в суд, то они должны соответствовать требованиям Инструкции "О порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд".
В пункте 6 ч. 1 ст. 6 законодатель называет такое оперативно-розыскное мероприятие, как "наблюдение", которое в общепринятом понимании и в специальной литературе толкуется так: наблюдать - внимательно следить глазами, используя технические средства, чтобы не упускать из виду, из поля зрения. При этом наблюдатель - лицо, занятое наблюдением за кем/чем-нибудь. В практике оперативно-розыскной деятельности наблюдение должно сопровождаться фото-, видео-, аудиодокументированием, что способствует не только качеству данного оперативно-розыскного мероприятия, но и изобличению подозреваемого (обвиняемого) в уголовном процессе на предварительном следствии. Наблюдение нередко имеет широкий диапазон в применении и использовании, а также в механизме задействования сил и средств как органов исполнительной власти, так и общественности. Так, отдельные мероприятия, входящие в наблюдение, могут выполняться представителями иных подразделений и спецслужб с целью оказания практической помощи при взаимодействии в ряде случаев, закрепленных межведомственными нормативными актами.
В перечне оперативно-розыскных мероприятий названо "отождествление личности". Законодатель закладывает в понятие "отождествить" значение признать тождественным, т.е. отождествить одно явление с другим, отождествить разные понятия. Иными словами, необходимо сравнить, сопоставить преимущественно визуальным способом личностные объекты и источники. Например, сотрудник оперативного органа располагает фотоснимком скрывшегося преступника (дата фотосъемки неизвестна), в толпе он замечает лицо, имеющее сходство с фотоснимком разыскиваемого. Что делать? Если оперативный орган интересует не только обнаруженный предполагаемый фигурант, но и его связи, места, где он бывает, и пр., рекомендуется незаметно для фигуранта провести фото-, видеосъемку (для последующей фотопортретной экспертизы) и сопроводить его до места его проживания (временного нахождения), где при необходимости устанавливается круглосуточное наблюдение. Нельзя исключить и оперативную комбинацию, когда наряду ППС дается команда на задержание подозреваемого с целью проверки документов (могут быть и другие тактические решения), но при этом у фигуранта нельзя вызвать какие-либо подозрения об истинной причине задержания. Нельзя исключать и тот факт, что задержанное или сопровождаемое лицо имеет случайное сходство с разыскиваемым. В истории отечественного и зарубежного розыска был период, когда отождествление личности ранее судимого или совершившего проступок осуществлялось с помощью нанесенных на тело искусственных особых примет, полученных в качестве наказания. Естественно, телесные наказания не могли не оставлять на теле следов в виде шрамов и рубцов, которые, в свою очередь, заносились в регистрационные карты и паспорта в качестве особых примет и служили надежным средством отождествления личности при всех видах розыска.
В настоящее время особым приметам как важному средству отождествления личности и тактике их использования уделяется меньше внимания, чем раньше, в связи с чем составляемые на розыск того или иного лица документы часто являются неполными или даже дезинформируют сотрудников уголовного розыска, как это было в случае, приведенном А.Г. Бронниковым <*>, когда в ориентировке было написано, что разыскиваемый преступник имеет татуировку на правой кисти между большим и указательным пальцами. Сотрудник розыска остановил разыскиваемого для проверки документов, т.к. по общим приметам мужчина был похож на разыскиваемого, но тут же отпустил, т.к. на его правой руке татуировка отсутствовала (у разыскиваемого преступника она была на левой руке - в ориентировке была допущена ошибка), что позволило преступнику не только скрыться, но и совершить еще ряд преступлений.
--------------------------------
<*> Бронников А.Г. Криминалистическое значение татуировок у правонарушителей. Пособие УУР УВД. Пермь, 1982. С. 17.
Следует помнить, что при оперативном обеспечении или оперативном сопровождении проведение тех или иных оперативно-розыскных мероприятий тесно связано между собой и влияет на конечный результат оперативной операции. Подтвердим сказанное примером из практики одного из авторов, который участвовал в реализации п. 7 ч. 1 ст. 6, т.е. в оперативно-розыскном отождествлении неизвестной личности, совершившей тяжкое преступление. Так, 1 марта 1975 г. в 9.00 старший кассир сберкассы N 0200/6 г. Перми В.Н. Никитина и старший кассир-контролер этой же сберкассы Е.А. Никонова открыли кассу и приступили к работе. Вошел неизвестный гражданин, взял на столе в помещении кассы приходно-расходный ордер, сел за стол в зале, заполнил его и, подойдя к окошечку В.Н. Никитиной, внезапно открыл стрельбу из пистолета по обеим женщинам. Тяжело ранив их, преступник, видя, что В.Н Никитина успела нажать кнопку сигнализации, выбежал из сберкассы и скрылся. Никитина скончалась от ран на месте, а Никонова была направлена в больницу. По факту преступления было возбуждено уголовное дело и заведено оперативно-поисковое дело. В рамках совместного плана действий были обозначены необходимые оперативно-розыскные мероприятия. Остановимся на двух из них: 1) исследование предмета (документа) (п. 5 ч. 1 ст. 6) в виде заполненного бланка приходно-расходного ордера на имя Рубцова Анатолия Васильевича: а) на предмет выявления отпечатков пальцев; б) для составления розыскной таблицы по почерку; 2) для отождествления личности (п. 7 ч. 1 ст. 6) пригласить специалистов для создания портрета по показаниям потерпевшей с помощью комплекта ИКР-2 (в настоящее время: "Портрет", "Барс"), а также рисованного портрета, в том числе в 3/4 поворота и в рост с помощью художника-криминалиста <*>. К сожалению, выявить отпечатки пальцев на приходно-расходном ордере не удалось, и тогда было принято решение проверить все учебные заведения г. Перми на предмет оперативного сличения почерков. Предполагалось, что по выработанности и индивидуальности почерка удастся найти автобиографию, заполненную предполагаемым преступником. Как показало дальнейшее расследование тяжких преступлений, совершенных братьями Ведерниковыми (раскрыть их удалось только через пять лет), в данном эпизоде ошибка была сделана из-за отсутствия строгой регистрации затребованных, проверяемых и проверенных личных дел, в частности, в Пермском университете, где учился убийца кассирши Игорь Ведерников, а также несоблюдения секретности при организации и проведении проверки указанных документов. Названное обстоятельство позволило сожительнице брата И. Ведерникова, которая работала методистом деканата одного из факультетов университета, переложить личное дело И. Ведерникова в стопку проверенных дел.
--------------------------------
<*> Общий вид приходно-расходного ордера, розыскная таблица почерка, а также портреты, выполненные сотрудниками ЦКЛ МВД СССР, приведены в кн.: Дубягин Ю.П. Руководство по розыску и расследованию неочевидных убийств. М., 1998. С. 151, 152.
В нашем случае с учетом грубых ошибок перспектива отождествления личности оставалась только за специальным графическим портретом, полученным на основании показаний потерпевшей. Так, были предприняты попытки составить потрет со слов потерпевшей с помощью ИКР-2, однако она постоянно путалась в рисунках элементов лица, поэтому портрет был изготовлен с участием художника-криминалиста старшего эксперта ЦКЛ МВД СССР А.И. Сафронова <*>. К сожалению, в настоящее время в ЭКЦ МВД России (ранее - ЦКЛ) в штате нет художников-криминалистов, соответственно не ведется ни методическая, ни научно-исследовательская работа по внедрению в практику расследования, в том числе в систему оперативных подразделений, штатных единиц художников-криминалистов. И это при том, что Приказом МВД России от 5 мая 1993 г. N 213 было предусмотрено обязательное введение в ОВД художников-криминалистов.
--------------------------------
<*> Дубягин Ю.П. Указ раб. С. 152.
Одним из оперативно-розыскных мероприятий (п. 8 ч. 1 ст. 6) является обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств. В данное оперативно-розыскное мероприятие в специальной литературе принято включать совокупность действий по проникновению внутрь материальных объектов и их осмотру с целью обнаружения следов преступления, орудий совершения преступлений, иных предметов или документов, имеющих отношение к совершению преступления. Тактика осуществления данного мероприятия весьма многоаспектна по основаниям и поводам проведения оперативно-розыскных мероприятий. Так, в отдельных случаях в режиме оперативно-розыскной деятельности проникновение в помещение осуществляется под видом работников санэпидемиологической службы, горгаза, горэнерго, пожарного надзора и т.п. При других обстоятельствах обследование квартир, жилищ частной застройки, помещений и иных объектов целесообразно проводить в полной тайне от их владельцев, жильцов, арендаторов. Например, при расследовании в 1970-х годах уголовного дела, получившего название "Санитар природы", по факту обнаружения расчлененных тел неизвестных женщин в черте г. Архангельска оперативная группа проникала в квартиры предполагаемых фигурантов (в их отсутствие) с целью возможного обнаружения следов преступления. Более того, по указанию начальника ОУР Архангельского УВД Ю.В. Перфильева собственно негласный осмотр квартир и их отдельных комнат, а также иных мест (гаражей, дачных построек) осуществлялся преимущественно введенными в опергруппы сведущими лицами: судебными медиками, криминалистами и антропологами. При отработке жилого массива в привокзальном районе г. Архангельска (по одной из версий убийца разбрасывал части трупов рано утром или ночью по дороге на работу) ст. эксперт ЭКО УВД Архангельской области Артемьев, осмотрев однокомнатную квартиру с применением специальных средств в виде люминала на предмет обнаружения следов крови и предположительно <*> обнаружив их, решил заглянуть на балкон. На балконе под тряпками он увидел тела двух девочек со снятым эпидермальным покровом, рядом лежала выделанная человеческая кожа. Результат оперативно-розыскного мероприятия в дальнейшем был закреплен следственным путем, убийца был изобличен и осужден. О широте использования данного оперативно-розыскного мероприятия говорит и следующий важный документ - "Положение об Управлении собственной безопасности", утвержденное Приказом ФТС России от 12 октября 2004 г. N 134, согласно которому "в целях обеспечения собственной безопасности таможенных органов... производить при проведении оперативно-розыскных мероприятий при наличии оснований... осмотр помещений, рабочих мест и транспортных средств", что соответствует содержанию п. 8 ч. 1 ст. 6.
--------------------------------
<*> Дело в том, что люминал дает свечение как на кровь, так и на сок яблок и на некоторые другие вещества, содержащие железо.
"Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений" определяется как совокупность действий по негласному просмотру письменной или иной зафиксированной на материальном носителе корреспонденции с целью обнаружения сведений о преступной деятельности лица и выявления его криминальных связей. "Прослушивание телефонных переговоров" характеризуется как совокупность действий по негласному слуховому контролю с помощью технических средств переговоров, ведущихся по линии телефонной связи, или односторонних сообщений и, как правило, их фиксации с целью обнаружения сведений о преступной деятельности лица и выявления его криминальных связей. "Снятие информации с технических каналов связи" определяется как негласный контроль, заключающийся в совокупности действий по получению оперативно значимых сведений, их фиксации путем съема специальными техническими средствами электромагнитных и других физических полей, возникающих при передаче информации по сетям электронной связи, в работе компьютерной сети, баз данных, телекоммуникационных систем. Все перечисленные оперативно-розыскные мероприятия тесно связаны между собой по социально-правовой направленности, что находит отражение в ст. 23 Конституции РФ, устанавливающей, что каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Поэтому естественно, что аналогичную норму законодатель заложил в ст. 13 Уголовно-процессуального кодекса РФ "Тайна переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений", в п. п. 1 и 2 которой отражено, что ограничение права граждан на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также наложение ареста на почтовые и телеграфные отправления и их выемка в учреждениях связи, контроль и запись телефонных переговоров допускаются только на основании судебного решения.
Более ответственным по организации и подготовке успешного осуществления, чем другие оперативно-розыскные мероприятия, является оперативное внедрение (п. 12 ч. 1 ст. 6). Сущность словосочетания "оперативное внедрение" согласуется с общепринятым толкованием понятия термина "оперативный", т.е. непосредственно, практически осуществляющий, способный быстро, вовремя исправить или направить ход дела. "Внедрение" в специальной литературе понимается как использование чего-то в чем-то, где сущность внедрения понимается как вход в доверие, в данном случае это означает вписаться в преступную группу или криминогенную среду как соучастник организованной преступной группы и быть для них "своим человеком" с вытекающими последствиями. Наиболее удачной формулировкой понятия данного оперативно-розыскного мероприятия, по нашему мнению, является: "совокупность действий и собственно мероприятий, заключающихся во вводе оперативно-розыскным органом оперативника и (или) лица, оказывающего содействие оперативно-розыскному органу на конфиденциальной основе, в объект оперативного интереса (например, в преступное сообщество или его окружение) и (или) в вербовке такого лица из числа членов объекта оперативного интереса, для решения задач конкретной оперативно-тактической ситуации".
Приведем пример. 20 октября 2001 г. в отдел по борьбе с организованной преступностью УВД ЦАО г. Москвы обратился директор магазина "Автомобиль" А.А. Павлов с заявлением о том, что 19 октября 2001 г. неизвестные лица нанесли ему побои металлическими прутьями, затем вывезли в неизвестном направлении и удерживали там несколько часов. У Павлова были похищены автомобиль "Мерседес-бенц", мобильный телефон, 30000 рублей, из магазина были похищены компьютер, автомобильные запчасти на общую сумму 30000 долларов США. Для раскрытия преступления была создана совместная следственная группа из сотрудников УБОП КМ ГУВД г. Москвы и ОБОП СКМ УВД ЦАО г. Москвы, а также были задействованы подразделения ОПУ при ГУВД г. Москвы. В течение нескольких месяцев члены оперативной группы отрабатывали связи потерпевшего, его родственников и друзей. Трудность заключалась в том, что Павлов не видел лиц похитителей. Вместе с тем от агентуры стали поступать сведения в отношении членов одной преступной группы, занимающейся нападением на автосалоны и водителей иномарок. В целях получения конкретных данных и вещественных доказательств было принято решение о внедрении двух агентов, состоящих на связи в УУР ГУВД г. Москвы. Именно с их помощью была установлена фирма ООО "Дорога", которая занималась ремонтом автомобилей иностранного производства, куда преступная группа поставляла похищенные запчасти и автомобили. 22 апреля 2002 г. при проведении оперативной комбинации все члены преступной группы были задержаны <*>.
--------------------------------
<*> Горелов А.Г. Возвращение. М., 2002. С. 145 - 147.
Контролируемая поставка как оперативно-розыскное мероприятие (п. 13 ч. 1 ст. 6) имеет свою специфику, что отражено в ее определении: это совокупность действий и собственно мероприятий, в ходе совершения которых с ведома и под контролем оперативно-розыскного органа допускаются перемещение в пределах России, ввоз (вывоз) или транзит через территорию России товаров или предметов, свободная реализация которых запрещена или гражданский оборот которых ограничен, а равно предметов, добытых преступным путем или сохранивших на себе следы преступления, либо орудий или средств совершения преступления. Чаще всего контролируемую поставку проводят таможенные органы как по собственной инициативе в рамках административной деятельности и осуществления контрольных и надзорных функций, так и по отдельным поручениям органа дознания или предварительного следствия. Контролируемую поставку таможенные органы могут проводить и во взаимодействии с другими правоохранительными органами не только Российской Федерации, но и ближнего и дальнего зарубежья, в частности, для изобличения контрабандистов, ввозящих в страну наркотические вещества и использующих в преступных целях транзитные перевозки. В целях пресечения незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ и выявления лиц, участвующих в таком обороте, таможенные органы совместно с ФСБ, МВД, комитетом по контролю за оборотом наркотиков и психотропных веществ и другими службами и ведомствами проводят соответствующие операции, где в каждом отдельном случае в соответствии с договоренностями с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств или на основе международных договоров используют контролируемую поставку как оперативно-розыскное мероприятие или как метод административной деятельности, т.е. допускают под своим контролем ввоз на территорию Российской Федерации или вывоз из нее наркотических средств и психотропных веществ.
Пунктом 14 ч. 1 ст. 6 в перечне оперативно-розыскных мероприятий законодателем определен оперативный эксперимент. В специальной литературе при рассмотрении различных аспектов оперативно-розыскной деятельности в определение оперативного эксперимента входит совокупность действий, заключающихся в активном наблюдении в управляемых и негласно контролируемых условиях за поведением лица. Ведется наблюдение за подозреваемым в причастности к совершению тяжких и (или) особо тяжких преступлений во время проведения опытных действий, непосредственно не связанных с поведением лица, с целью получения оперативно значимой информации для проверки выдвинутых оперативно-розыскных версий. По своей природе механизм оперативного эксперимента до определенной степени тождественен следственному эксперименту, отраженному в ст. 181 УПК РФ, в соответствии с которой следственный эксперимент проводится путем воспроизведения действий, а также обстановки или иных обстоятельств определенного события. При этом проверяется возможность восприятия каких-либо фактов, совершения определенных действий, наступления какого-либо события, а также выявляются последовательность происшедшего события и механизм образования следов. Производство следственного эксперимента допускается, если не создается опасность для здоровья участвующих в нем лиц. В отношении отличия следственного эксперимента от оперативного следует заметить, что проводит его должностное лицо, имеющее допуск к оперативно-розыскной деятельности. Следственный эксперимент проводится в рамках ведения оперативно-поискового дела, на основании уголовного дела, как правило, в соответствии с совместным планом расследования, по поручению следователя либо в рамках дела оперативного учета. При этом оперативный эксперимент не предусматривает участия в нем понятых. Представляется, что в рамках оперативно-поискового дела следственный эксперимент может проводиться не только негласно, но и гласно. Для максимальной результативности и перспективности использования результатов оперативного эксперимента, как и следственного, а также экспертного, его целесообразно документировать с помощью специальной фото-, видеосъемки.
В части 2 ст. 6 отражено следующее положение: в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий могут и должны использоваться доступные информационные системы, видео-, аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде. Важно заметить, что позиция законодателя, предусматривающая это требование, относится только к словосочетанию "другие технические и иные средства". В то же время видеозапись и фотосъемка, как и результаты ряда других технических средств, являются важным средством оперативного, а в дальнейшем - и процессуального документирования и изобличения виновных.
Приведем пример. В поле зрения правоохранительных органов попали члены организованной преступной группы Куренин и Корзин, которые по телефону вымогали крупную сумму денег у неизвестного (для оперативных органов) потерпевшего. В результате реализации оперативно-розыскного мероприятия (п. 6 ч. 1 ст. 6) 17 марта 2002 г. было установлено, что Куренин и Кузин проверяют подходы к квартире 25 д. 86 по ул. Верхние Поля г. Москвы. Оперативным органом был установлен хозяин этой квартиры Д.И. Раенко, и с ним была проведена соответствующая беседа. Раенко дал согласие на оборудование своей квартиры видео-, аудиоаппаратурой для производства оперативного документирования действий преступной группы. 19 марта в 21 ч. в квартиру Раенко ворвались пять преступников, которые угрожали хозяину квартиры и требовали деньги <*>. Не вызывает сомнения то обстоятельство, что зафиксированные (задокументированные) на скрытые фото- и видеокамеры действия преступников будут являться позитивным источником, доказывающим их вину, как на предварительном следствии, так и в суде. В данном случае необходимо отметить, что полученные оперативным путем аудио-, видеозаписи могут быть приобщены к уголовному делу в качестве вещественных доказательств после допроса лиц, их сделавших (осуществивших), и их объяснений, когда и при каких обстоятельствах, с какой целью проводились фотосъемка, аудио- и видеозапись. Важно подчеркнуть, что к уголовному делу в качестве вещественных доказательств может быть приобщена фотосъемка, видео- или иная запись, выполненная случайно. Например, при видеозаписи какого-либо события гражданин случайно снимает совершение преступления или случайно записывает разговор о готовящемся преступлении. Полученные таким путем материалы также могут приобщаться к уголовному делу после допроса лиц, их сделавших. Упоминание законодателя о кинозаписи связано с тем, что данная съемка оговорена в УПК РФ, но, как показывает практика расследования, применение киносъемки - не только дорогостоящий процесс, но и трудоемкий, т.к. пленка требует проявки в специальной лаборатории. Имеются еще и другие сопутствующие сложности.
--------------------------------
<*> Горелов А.Г. Указ. раб. С. 113.
В части 3 ст. 6 законодатель уточняет определенный механизм реализации оперативно-розыскных мероприятий, отраженных в п. п. 9 - 11 ч. 1 ст. 6. Оперативно-розыскные мероприятия, связанные с обеспечением контроля почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивания и анализа телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре лабораторий, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, представляющих услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи, всегда осуществляются с использованием оперативно-технических сил и средств органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Иными словами, законодатель не только определил механизм реализации оперативно-розыскных мероприятий, но и отметил, что для обеспечения режима секретности используются технические силы и средства трех ведомств: ФСБ России, МВД России и Комитета по контролю за оборотом наркотиков и психотропных веществ.
При рассмотрении ч. 4 ст. 6 необходимо указать, что должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, проводят ее посредством личного участия в организации ОРМ, используя помощь должностных и сведущих лиц, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе <*>. Диспозиция данной нормы закрепляет положение, связанное с тем, что должностные лица как представители оперативно-розыскной деятельности должны лично участвовать в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий. Словосочетание "личное участие" мы понимаем как проведение оперативно-розыскных и розыскных мероприятий личным сыском. К сожалению, в криминалистический и специальной отечественной литературе этому виду деятельности уделяется мало внимания.
--------------------------------
<*> Диспозиционные положения, входящие в комментируемую часть ст. 6, мы относим к принципиальным, т.к. требование задействовать при оперативно-розыскных мероприятиях научно-технический потенциал соответствующих сил и средств, а также сведущих лиц - залог успеха данного вида деятельности.
В части 5 ст. 6 законодатель запрещает организацию и проведение оперативно-розыскных мероприятий и использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного (тайного) получения информации не уполномоченными Законом об оперативно-розыскной деятельности на их применение физическими и юридическими лицами. Следовательно, даже попытка, не говоря уже о собственно проведении оперативно-розыскных мероприятий и использовании спецсредств для негласного получения информации не уполномоченными на то физическими и юридическими лицами, будет пресекаться действующим законодательством вплоть до привлечения виновных к административной и иной ответственности.
В части 6 ст. 6 заложено положение о том, что физические и юридические лица должны иметь лицензию, если связывают свою работу с ввозом в РФ и вывозом из страны специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, и не уполномочены Законом об оперативно-розыскной деятельности на обозначенный вид деятельности.
Часть 7 ст. 6 констатирует, что только Правительство РФ и никакой другой орган государственной власти вправе определять перечень видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в производстве оперативно-розыскной деятельности.
Законодатель хорошо понимает, что некоторым индивидуальным предпринимателям и отдельным юридическим лицам в связи с их предпринимательской деятельностью и здоровой конкуренцией необходимо в рамках действующего законодательства получать негласную информацию. Данное обстоятельство, в свою очередь, связано с разработкой, производством, реализацией и приобретением вышеназванных источников (субъектов правоотношений), специальной техники, которая так же, как и ее продажа, должна быть лицензирована.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 6. Оперативно-розыскные мероприятия. При осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия:
Вернутся в раздел Комментарии к законам