1) несоответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы:
а) по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением;
б) вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации;
2) неоднократного неисполнения гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;
3) однократного грубого нарушения гражданским служащим должностных обязанностей:
а) прогула (отсутствия на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня);
б) появления на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
в) разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей;
г) совершения по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;
д) нарушения гражданским служащим требований охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда), если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на службе, аварию, катастрофу) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий;
4) совершения виновных действий гражданским служащим, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему представителя нанимателя;
5) принятия гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории "руководители", необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа;
6) однократного грубого нарушения гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории "руководители", своих должностных обязанностей, повлекшего за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства Российской Федерации;
7) предоставления гражданским служащим представителю нанимателя подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении служебного контракта;
8) прекращения допуска гражданского служащего к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей требует допуска к таким сведениям;
9) в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
2. Увольнение с гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести гражданского служащего с его согласия на иную должность гражданской службы.
3. Гражданский служащий не может быть освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в период временной нетрудоспособности гражданского служащего и в период его пребывания в отпуске.
4. Гражданский служащий в день освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы обязан сдать служебное удостоверение в подразделение государственного органа по вопросам государственной службы и кадров.
Комментарий к статье 37
1. Комментируемая норма содержит перечень оснований прекращения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя.
1.1. Служебный контракт с гражданским служащим может быть расторгнут по инициативе представителя нанимателя в случае его несоответствия занимаемой должности. Как и ТК РФ, комментируемый Закон называет два случая несоответствия занимаемой должности.
Во-первых, это может быть связано с состоянием здоровья гражданского служащего, что должно быть подтверждено соответствующим медицинским заключением. Отметим, что ч. 2 комментируемой статьи устанавливает, что увольнение по подп. "а" п. 1 ст. 37 допускается, если невозможно перевести гражданского служащего с его согласия на иную должность гражданской службы. Трудовое законодательство предусматривает выплату выходного пособия в размере двухнедельного среднего заработка работника при увольнении вследствие несоответствия занимаемой должности или выполняемой работе по состоянию здоровья (ст. 178 ТК РФ). Очевидно, что данные правила трудового законодательства будут применяться и к государственным гражданским служащим.
Во-вторых, несоответствие занимаемой должности может быть обусловлено недостаточной квалификацией гражданского служащего, что обязательно должно подтверждаться результатами аттестации, т.е. решением аттестационной комиссии. Комментируемый Закон содержит специальную норму, достаточно подробно регламентирующую порядок проведения аттестации гражданских служащих (см. комментарий к ст. 48).
1.2. Другим основанием для расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя является неоднократное неисполнение гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание. Увольнение гражданского служащего по этому основанию является дисциплинарным взысканием, поэтому в данном случае должен соблюдаться порядок наложения дисциплинарного взыскания, установленный действующим законодательством. Правила наложения дисциплинарных взысканий установлены ст. 58 комментируемого Закона (см. комментарий к ст. 58).
1.3. Дисциплинарное взыскание в виде увольнения с гражданской службы может применяться и в случае однократного грубого нарушения должностных обязанностей. Перечень грубых нарушений служебной дисциплины, которые являются основанием для увольнения, приводится в п. 3 ч. 1 ст. 37. Этот перечень, по смыслу Закона, является исчерпывающим и расширительному толкованию не полежит.
а) Гражданский служащий может быть уволен по инициативе представителя нанимателя за прогул, под которым в полном соответствии с трудовым законодательством Закон понимает отсутствие на служебном месте более четырех часов подряд в течение служебного дня. Пленум Верховного Суда пояснил, что к прогулу, в частности, следует относить:
отсутствие на службе в течение всего рабочего дня независимо от его продолжительности, т.е. даже если его продолжительность не превышает четырех часов;
нахождение без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня хотя и на территории организации, но вне пределов рабочего места;
оставление без уважительной причины работы без предупреждения работодателя о расторжении договора, а равно и до истечения двухнедельного срока предупреждения;
самовольное использование дней отгулов, а также самовольный уход в отпуск (основной, дополнительный).
При этом необходимо, однако, учитывать, что не является прогулом использование дней отдыха в случае, если представитель нанимателя в нарушение предусмотренной Законом обязанности отказал в их предоставлении и время использования таких дней не зависело от его усмотрения.
б) К однократным грубым нарушениям служебных обязанностей, которые являются основанием для расторжения служебного контракта, относится появление на службе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. Состояние алкогольного либо наркотического или токсического опьянения может быть подтверждено как медицинским заключением, так и другими видами доказательств, например свидетельскими показаниями. При этом напомним, что в соответствии со ст. 32 комментируемого Закона представитель нанимателя обязан отстранить от замещаемой должности гражданской службы (не допускать к исполнению должностных обязанностей) гражданского служащего, появившегося на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения. Вместе с тем при увольнении по данному основанию не имеет значения, было ли в действительности произведено такое отстранение.
в) Служебный контракт с гражданским служащим может быть расторгнут за разглашение охраняемой федеральным законом тайны (государственной, служебной или иной), ставшей известной ему в связи с исполнением должностных обязанностей. На практике бывает достаточно сложно определить, составляют ли разглашенные сведения охраняемую законом тайну (в особенности это касается служебной и "иной" тайн). В этой связи согласно толкованию указанного выше Постановления Пленума Верховного Суда РФ представитель нанимателя обязан представить доказательства, свидетельствующие о том, что сведения, которые гражданский служащий разгласил, в соответствии с действующим законодательством относятся к государственной, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайне, что данные сведения стали известны работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей и он обязывался не разглашать такие сведения. Обязательство не разглашать охраняемую законом тайну может быть включено в содержание служебного контракта, если должностным регламентом предусмотрено использование сведений, составляющих такую тайну (см. комментарий к ст. 24).
г) Основанием для расторжения служебного контракта вследствие однократного грубого нарушения служебных обязанностей является совершение по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества. Указанные виновные действия работника обязательно должны быть установлены вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях. Согласно указаниям Пленума Верховного Суда РФ в качестве чужого имущества следует расценивать любое имущество, не принадлежащее данному работнику, в частности имущество, принадлежащее работодателю, другим работникам, а также лицам, не являющимся работниками данной организации. Для увольнения по этому основанию важно лишь, чтобы указанные действия были совершены по месту работы.
д) Наконец, в качестве однократного грубого нарушения служебных обязанностей законодатель называет нарушение гражданским служащим требований охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда). Уволить гражданского служащего за нарушение правил охраны труда можно, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на службе, аварию, катастрофу), а равно заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий.
1.4. Служебный контракт с гражданским служащим, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, может быть расторгнут в случае совершения им виновных действий, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему представителя нанимателя. Пленум Верховного Суда в упомянутом выше Постановлении специально подчеркнул, что увольнение по этому основанию возможно только в отношении лиц, непосредственно обслуживающих денежные или товарные ценности (прием, хранение, транспортировка, распределение и т.п.). Те же гражданские служащие, которым денежные или товарные ценности непосредственно не вверяются, не могут быть уволены по указанному основанию. Основанием для утраты доверия может служить, например, использование вверенного имущества в личных целях, получение оплаты за услуги без получения соответствующих документов, обсчет, недостача, нарушение правил хранения и выдачи материальных ценностей. Как пояснил Пленум Верховного Суда РФ, при установлении в предусмотренном законом порядке факта совершения хищения, взяточничества и иных корыстных правонарушений эти работники могут быть уволены по основанию утраты к ним доверия и в том случае, когда указанные действия не связаны с их службой.
1.5. Увольнение гражданского служащего, замещающего должность гражданской службы категории "руководители", возможно в случае принятия им необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа. Таким образом, данное основание расторжения служебного контракта относится только к служащим, занимающим должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, представительств государственных органов и их структурных подразделений (см. комментарий к ст. 9). Заметим, что в отличие от аналогичной нормы ст. 81 ТК РФ комментируемый Закон расширяет круг лиц, которые могут быть уволены вследствие принятия необоснованного решения, включив в их число и руководителей структурных подразделений. Сложность применения этой нормы связана с использованием оценочного понятия "необоснованное решение". Решая вопрос о том, являлось ли принятое решение необоснованным, необходимо принимать во внимание наличие или отсутствие причинно-следственной связи между принятием необоснованного решения и наступившими последствиями. При возникновении спора представитель нанимателя должен представить доказательства, подтверждающие наступление неблагоприятных последствий, наступивших в результате принятия такого решения. Мерой дисциплинарного взыскания увольнение по данному основанию не является, поэтому соблюдение сроков и порядка наложения дисциплинарных взысканий, установленных ст. 193 ТК РФ, не требуется.
1.6. Еще одним основанием расторжения служебного контракта, которое установлено исключительно в отношении гражданского служащего, замещающего должность категории "руководители", является однократное грубое нарушение таким служащим своих должностных обязанностей, повлекшее за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства Российской Федерации. В отличие от аналогичного основания п. 3 части 1 комментируемой статьи данная норма не содержит исчерпывающего перечня грубых нарушений должностных обязанностей. В данном случае законодательная формулировка "однократное грубое нарушение должностных обязанностей" носит оценочный характер. Вопрос о том, являлось ли допущенное нарушение грубым, решается с учетом конкретных обстоятельств каждого отдельного случая. При возникновении спора обязанность доказать, что такое нарушение в действительности имело место и носило грубый характер, лежит на представителе нанимателя.
Отметим, что в отличие от правил, установленных трудовым законодательством для увольнения гражданского служащего по этому основанию, необходимо наступление определенных последствий - причинения вреда государственному органу и (или) нарушения законодательства Российской Федерации.
1.7. Служебный контракт с гражданским служащим может быть расторгнут по инициативе представителя нанимателя в случае предоставления служащим подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении служебного контракта. Перечень документов, необходимых для заключения служебного контракта, приводится в ст. 26 комментируемого Закона. Отметим, что речь идет не только о подложных документах, но и о заведомо ложных сведениях (например, о трудовом стаже, мерах поощрения, научных трудах и т.п.).
1.8. Наконец, еще одним основанием для увольнения гражданского служащего по инициативе представителя нанимателя является прекращение допуска гражданского служащего к государственной тайне, если исполнение должностных обязанностей требует такого допуска. Случаи, при которых допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен, перечислены в ст. 22, 23 Закона РФ "О государственной тайне".
Расторжение служебного контракта по этому основанию возможно только в том случае, если выполнение служебных обязанностей требует допуска к государственной тайне, что должно быть предусмотрено должностным регламентом.
2. Часть 2 данной статьи предусматривает гарантии гражданскому служащему при увольнении его вследствие несоответствия замещаемой должности гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением (см. комментарий к подп. "а" п. 1 ч. 1 данной статьи).
3. Часть 3 ст. 37 комментируемого Закона закрепляет общие гарантии гражданским служащим при расторжении служебного контракта по инициативе представителя нанимателя. Согласно этой норме гражданский служащий не может быть уволен в период временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске.
4. После увольнения гражданский служащий обязан сдать служебное удостоверение. Служебное удостоверение должно быть сдано в день освобождения от замещаемой должности в подразделение государственного органа по вопросам государственной службы и кадров.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 37. Расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя. 1. Служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае:
Вернутся в раздел Комментарии к законам