1) формирование кадрового состава для замещения должностей гражданской службы;
2) подготовку предложений о реализации положений настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов о гражданской службе и внесение указанных предложений представителю нанимателя;
3) организацию подготовки проектов актов государственного органа, связанных с поступлением на гражданскую службу, ее прохождением, заключением служебного контракта, назначением на должность гражданской службы, освобождением от замещаемой должности гражданской службы, увольнением гражданского служащего с гражданской службы и выходом его на пенсию за выслугу лет, и оформление соответствующих решений государственного органа;
4) ведение трудовых книжек гражданских служащих;
5) ведение личных дел гражданских служащих;
6) ведение реестра гражданских служащих в государственном органе;
7) оформление и выдачу служебных удостоверений гражданских служащих;
8) обеспечение деятельности комиссии по урегулированию конфликтов интересов;
9) организацию и обеспечение проведения конкурсов на замещение вакантных должностей гражданской службы и включение гражданских служащих в кадровый резерв;
10) организацию и обеспечение проведения аттестации гражданских служащих;
11) организацию и обеспечение проведения квалификационных экзаменов гражданских служащих;
12) организацию заключения договоров с гражданами на время их обучения в образовательном учреждении профессионального образования с последующим прохождением гражданской службы;
13) организацию профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки гражданских служащих;
14) формирование кадрового резерва, организацию работы с кадровым резервом и его эффективное использование;
15) обеспечение должностного роста гражданских служащих;
16) организацию проверки достоверности представляемых гражданином персональных данных и иных сведений при поступлении на гражданскую службу, а также оформление допуска установленной формы к сведениям, составляющим государственную тайну;
17) организацию проведения служебных проверок;
18) организацию проверки сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также соблюдения гражданскими служащими ограничений, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;
19) консультирование гражданских служащих по правовым и иным вопросам гражданской службы.
2. Положение о подразделении государственного органа по вопросам государственной службы и кадров утверждается руководителем государственного органа.
Комментарий к статье 44
1. Кадровая работа возлагается на кадровые службы государственных органов. Комментируемая статья определяет основные направления деятельности этих кадровых служб.
1.1. Формирование кадрового состава гражданской службы осуществляется в соответствии с положениями гл. 13 комментируемого Закона.
1.2 - 1.3. В соответствии с п. 2 и 3 ч. 1 комментируемой статьи кадровые службы участвуют в правотворческой деятельности государственного органа. На них, в частности, возлагается разработка предложений по реализации законодательства о государственной службе и организация подготовки правовых актов, связанных с прохождением гражданской службы в данном органе.
1.4. Трудовые книжки в государственном органе ведутся в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. N 225 "О трудовых книжках" (с послед. изм.), утвержденными этим же Постановлением Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей и Постановлением Минтруда РФ от 10 октября 2003 г. N 69 "Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек".
1.5. В обязанности кадровой службы государственного органа, осуществляющей ведение личных дел гражданских служащих, входит:
а) приобщение документов, указанных в п. 16 и 17 Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела, к личным делам гражданских служащих;
б) обеспечение сохранности личных дел гражданских служащих;
в) обеспечение конфиденциальности сведений, содержащихся в личных делах гражданских служащих;
г) предоставление сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера федеральных гражданских служащих, назначение на должность и освобождение от должности которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ, для опубликования общероссийским средствам массовой информации по их обращениям;
д) предоставление сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера соответствующих гражданских служащих субъектов Российской Федерации для опубликования общероссийским и региональным средствам массовой информации по их обращениям;
е) информирование соответствующих гражданских служащих об обращении общероссийского или регионального средства массовой информации о предоставлении ему сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера этих гражданских служащих;
ж) ознакомление гражданского служащего с документами своего личного дела не реже одного раза в год, а также по просьбе гражданского служащего и во всех иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
О перечне сведений, подлежащих внесению в личное дело государственного служащего, см. комментарий к ч. 3 ст. 42 Закона.
1.6. По смыслу комментируемой нормы, реестр гражданских служащих представляет собой перечень работающих в государственном органе гражданских служащих с указанием занимаемой должности и сведений из личного дела, зафиксированный на электронном носителе (более подробно о ведении данного реестра см. комментарий к ст. 43).
1.7. На кадровые службы также возлагается обязанность вести оформление и выдачу служебных удостоверений гражданских служащих. Под служебным удостоверением государственного гражданского служащего понимается официальный документ, подтверждающий должностные полномочия лиц, замещающих государственные должности государственной гражданской службы. Порядок оформления и выдачи служебных удостоверений обычно устанавливается нормативным актом самого государственного органа.
1.8. Целью деятельности комиссий по урегулированию конфликтов интересов является осуществление контроля за соблюдением требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулирование конфликтов интересов. Комиссии по урегулированию конфликтов интересов образуются правовым актом государственного органа. Составы комиссий по урегулированию конфликтов интересов формируются таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые комиссиями решения.
На кадровые службы государственных органов будут возложены функции по формированию комиссий по урегулированию конфликтов интересов и организационное обеспечение их деятельности.
1.9. На кадровые службы возлагается также обеспечение деятельности конкурсных комиссий (см. комментарий к ст. 22).
О включении гражданских служащих в кадровый резерв см. комментарий к ст. 64 Закона.
1.10. Аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности гражданской службы один раз в три года. Для проведения аттестации гражданских служащих правовым актом государственного органа формируется аттестационная комиссия.
На кадровые службы возлагается обеспечение деятельности аттестационных комиссий (см. комментарий к ст. 48).
1.11. О проведении квалификационного экзамена см. комментарий к ст. 49.
1.12. Комментируемый Закон в качестве одного из направлений подготовки кадров для государственной службы предусматривает заключение договоров на обучение в образовательных учреждениях высшего профессионального и среднего профессионального образования между государственным органом и гражданином с обязательством последующего прохождения гражданской службы после окончания обучения в течение определенного срока; заключение указанных договоров осуществляется на конкурсной основе. На кадровые службы возлагается организация заключения таких договоров с гражданами (см. комментарий к ст. 61).
1.13. Комментируемый Закон устанавливает, что дополнительное профессиональное образование гражданского служащего включает в себя профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку. Направление гражданских служащих на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку осуществляется кадровой службой государственного органа (о порядке проведения переподготовки, повышения квалификации и стажировки см. комментарий к ст. 62).
1.14. О работе кадровых служб с кадровым резервом см. комментарий к ст. 64.
1.15. Среди основных прав гражданского служащего отдельно указано право на должностной рост (продвижение по службе). Исходя из содержания комментируемого Закона, можно выделить два основных направления должностного роста гражданского служащего:
продвижение по классным чинам;
продвижение по должностям.
Должностной рост гражданского служащего обычно связан со сдачей последним квалификационного экзамена, прохождением аттестации, организация, проведение которых находится в ведении кадровой службы государственного органа. Продвижение по службе во всех случаях оформляется приказом руководителя и фиксируется в личном деле, которое ведется кадровой службой (см. также комментарий к ст. 14).
1.16. Под персональными данными следует понимать сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 42 комментируемого Закона персональные данные о гражданском служащем следует получать лично у него. Однако при этом остается опасность предоставления служащим недостоверных сведений о себе. Поэтому кадровые службы наделены правом получать персональные данные гражданских служащих у третьих лиц (с согласия гражданского служащего) и направлять запросы в различные организации для проверки полученных персональных данных. Представляется, что в последнем случае согласие гражданского служащего не требуется, в противном случае исчезает сам смысл проверки.
Государственная гражданская служба нередко связана с обработкой информации, являющейся конфиденциальной. Это может быть информация, относящаяся к персональным данным как самих гражданских служащих, так и иных граждан; информация, имеющая статус коммерческой, служебной или государственной тайны. Наиболее строгий режим охраны установлен российским законодательством для сведений, относящихся к государственной тайне. В силу этого возникает необходимость определить для служащего, в чьи должностные обязанности входит ознакомление с информацией, относящейся к государственной тайне, порядок доступа к этим данным. Такой порядок в настоящее время установлен Законом РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" (с послед. изм.).
В соответствии со ст. 2 этого Закона под допуском к государственной тайне понимается процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций - на проведение работ с использованием таких сведений. В государственных органах такой допуск производится кадровой службой соответствующего органа.
Допуск гражданских служащих к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке. В то же время отказ гражданского служащего от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений, может повлечь за собой его увольнение с государственной гражданской службы (п. 3 ч. 1 ст. 16 Закона о государственной гражданской службе).
1.17. Одной из новелл комментируемого Закона является установление порядка проведения служебных проверок. В соответствии с комментируемой статьей организация проведения служебных проверок возлагается на кадровую службу государственного органа (о порядке проведения служебной проверки см. комментарий к ст. 59).
1.18. Кадровая служба также организует проверку сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также проверку соблюдения гражданскими служащими ограничений, установленных комментируемым Законом и другими федеральными законами (о предоставлении таких сведений и об ограничениях и запретах, связанных с государственной службой, см. комментарии к ст. 16, 17 и 20).
1.19. Кадровая служба должна осуществлять консультирование гражданских служащих по правовым и иным вопросам гражданской службы. Представляется, что данное консультирование не должно выходить за рамки специальных знаний сотрудников кадровой службы и должно касаться преимущественно вопросов прохождения государственной гражданской службы (аттестации, оплаты труда гражданских служащих, проведения служебных проверок и т.п.).
Представляется, что приведенный в комментируемой статье перечень видов кадровой работы, осуществляемых в государственном органе, не является исчерпывающим. По решению руководителя государственного органа на кадровые службы могут возлагаться и другие функции. Так, например, в соответствии с Нормативами предельной численности работников кадровых служб и бухгалтерий федеральных органов исполнительной власти (утв. Постановлением Минтруда России от 5 июня 2002 г. N 39) в состав работ, выполняемых кадровой службой, включаются:
организация и координация работы по подбору и расстановке кадров;
осуществление персонального учета личного состава, ведение личных дел работников федеральных органов исполнительной власти;
учет, ведение, хранение и выдача трудовых книжек;
утверждение и ведение штатного расписания;
формирование кадрового резерва для замещения руководящих должностей структурных подразделений центрального аппарата федеральных органов исполнительной власти;
консультирование работников центрального аппарата по вопросам, относящимся к кадровой службе;
организация проверки сведений, сообщаемых гражданином при поступлении на работу в федеральный орган исполнительной власти;
организация и проведение совещаний-семинаров с работниками кадровой службы;
подготовка трудовых договоров, приказов о приеме и увольнении, поощрении работников центрального аппарата;
проведение аттестации работников;
участие в проведении конкурсов на замещение вакантных должностей;
подготовка необходимых документов и присвоение квалификационных разрядов работникам центрального аппарата;
организация работы по подготовке и переподготовке кадров, повышению квалификации руководящего состава;
координация работы по подбору и расстановке кадров подведомственных образовательных учреждений и организаций;
обеспечение контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации, касающегося кадровой политики;
рассмотрение писем, жалоб и заявлений граждан по вопросам, относящимся к компетенции кадровой службы;
подготовка и представление материалов к награждению работников федерального органа исполнительной власти.
2. Правовой статус подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров (кадровой службы) закрепляется в специальном положении, утверждаемом руководителем государственного органа. Федеральными органами исполнительной власти могут приниматься типовые положения о кадровых службах государственных органов, действующих в различных сферах управления. В качестве примера можно привести Примерное положение о кадровой службе органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации (утв. Минздравом России 31 октября 2000 г.).
Глава 8. СЛУЖЕБНОЕ ВРЕМЯ И ВРЕМЯ ОТДЫХА
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 44. Кадровая работа. 1. Кадровая работа включает в себя:
Вернутся в раздел Комментарии к законам