Комментарии к законам

Статья 50. Оплата труда гражданского служащего. 1. Оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.



2. Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).
3. Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. По отдельным должностям гражданской службы указом Президента Российской Федерации может устанавливаться денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учтены должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, но не учтены премии и ежемесячное денежное поощрение.
4. Размеры должностных окладов и окладов за классный чин государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации устанавливаются в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
5. К дополнительным выплатам относятся:
1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе в размерах:
при стаже гражданской службы в процентах
от 1 года до 5 лет 10
от 5 до 10 лет 15
от 10 до 15 лет 20
свыше 15 лет 30;
2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада;
3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации;
4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается);
5) ежемесячное денежное поощрение;
6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
6. Размеры ежемесячного денежного поощрения, выплачиваемого федеральным гражданским служащим, устанавливаются по федеральным государственным органам дифференцированно указами Президента Российской Федерации.
7. Порядок выплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы определяется представителем нанимателя.
8. Порядок выплаты материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих определяется соответствующим положением, утверждаемым представителем нанимателя.
9. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к денежному содержанию гражданского служащего устанавливается районный коэффициент (коэффициент).
10. Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
11. Размеры окладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской службы ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Решение об увеличении (индексации) размеров окладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской службы принимается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
12. Размеры окладов денежного содержания по должностям гражданской службы субъекта Российской Федерации ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Увеличение (индексация) размеров окладов денежного содержания по должностям гражданской службы субъекта Российской Федерации производится в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.
13. Федеральным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы в государственном органе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, денежное содержание выплачивается в иностранной валюте и в рублях в порядке и размерах, установленных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.
14. По отдельным должностям гражданской службы может устанавливаться особый порядок оплаты труда гражданских служащих, при котором оплата труда производится в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, определяемых в срочном служебном контракте. К гражданским служащим, оплата труда которых производится в указанном особом порядке, не применяются условия оплаты труда, установленные иными частями настоящей статьи. Обобщенные показатели эффективности и результативности деятельности государственных органов, принятия и исполнения управленческих и иных решений, а также правового, организационного и документационного обеспечения исполнения указанных решений, общие для государственных органов и гражданских служащих, утверждаются соответственно Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.
15. Перечень должностей гражданской службы, по которым может устанавливаться особый порядок оплаты труда, а также порядок установления оплаты труда гражданских служащих, предусмотренный частью 14 настоящей статьи, утверждаются соответственно указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
16. Оплата труда, предусмотренная частью 14 настоящей статьи, производится в пределах установленного фонда оплаты труда гражданских служащих.
17. Специфические показатели эффективности и результативности деятельности государственного органа, принятия и исполнения управленческих и иных решений, а также правового, организационного и документационного обеспечения исполнения указанных решений утверждаются правовым актом государственного органа в соответствии с особенностями его задач и функций.
Комментарий к статье 50
1. Как следует из комментируемой статьи, денежное содержание гражданского служащего является основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности. Следует отметить, что в законодательстве о государственной службе используется термин "денежное содержание" вместо близкого по смыслу "заработная плата", содержащегося в ТК РФ, что обусловлено как спецификой труда гражданских служащих, так и особенностями исчисления самого денежного содержания.
Закон о государственной гражданской службе закрепляет две возможные схемы оплаты труда гражданских служащих. Первая - традиционная - основывается на занимаемой гражданским служащим должности, присвоенном ему классном чине, а также праве служащего на дополнительные выплаты в зависимости от стажа, сложности работы и т.п. (ч. 2 - 13 комментируемой статьи). Вторая - предусматривает оплату труда гражданских служащих в зависимости от эффективности и результативности их профессиональной служебной деятельности (ч. 14 - 17 комментируемой статьи).
Все положения ст. 50 и 51, касающиеся денежного содержания гражданского служащего, вступают в силу в отношении федеральных гражданских служащих одновременно с вступлением в силу указа Президента РФ о денежном содержании федеральных гражданских служащих. На момент подготовки настоящего Комментария такой указ еще не принят.
2. Денежное содержание гражданского служащего должно состоять из трех основных частей:
должностного оклада;
оклада за классный чин;
дополнительных выплат.
Должностной оклад и оклад за классный чин вместе составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего. Оклад месячного денежного содержания составляет минимальную сумму, которую будет получать за свою службу любой гражданский служащий. Дополнительные выплаты зависят от наличия у служащего определенной выслуги лет, сложности выполняемой им работы, успешности выполнения служащим поставленных перед ним задач и т.д.
Действовавшее до принятия Закона о государственной гражданской службе законодательство предусматривало в принципе ту же систему оплаты труда государственных служащих. Так, в Указе Президента РФ от 9 апреля 1997 г. "О денежном содержании федеральных государственных служащих" (в редакции от 7 июня 2004 г.) указывается, что денежное содержание государственного служащего состоит из должностного оклада, надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд (классный чин, дипломатический ранг), особые условия государственной службы, выслугу лет, премий по результатам работы (п. 2). Аналогичные нормы содержались обычно и в законодательстве субъектов Российской Федерации.
Таким образом, денежное содержание государственного служащего неизменно включает в себя должностной оклад и надбавки за квалификационный разряд (в соответствии с комментируемым Законом - оклад за классный чин), структура же дополнительных (стимулирующих) выплат меняется.
3. В настоящее время размеры должностных окладов и надбавок за квалификационный разряд федеральных государственных служащих установлены в приложениях N 2 и N 3 к Указу Президента РФ от 9 апреля 1997 г. "О денежном содержании федеральных государственных служащих" (с послед. изм.) и в приложениях N 1 - 8 к Указу Президента РФ от 6 марта 1998 г. N 265 "О денежном содержании федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, представительств Российской Федерации, представительств федеральных органов исполнительной власти и представительств государственных органов при федеральных органах исполнительной власти за рубежом, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, аппаратов федеральных судов и органов прокуратуры Российской Федерации" (с послед. изм.).
Выплата ежемесячной надбавки к должностному окладу за квалификационный разряд производится при условии, если федеральный государственный служащий замещает государственную должность в государственном органе, в котором федеральным законодательством предусмотрено присвоение квалификационных разрядов. Выплата ежемесячной надбавки к должностному окладу за классный чин производится при условии, если федеральный государственный служащий замещает государственную должность в государственном органе, в котором федеральным законодательством предусмотрено присвоение классных чинов. Выплата ежемесячной надбавки к должностному окладу за дипломатический ранг производится при условии, если федеральный государственный служащий замещает государственную должность в государственном органе, в котором федеральным законодательством предусмотрено присвоение дипломатических рангов.
При наличии у государственного служащего квалификационного разряда и классного чина (дипломатического ранга) ему производится выплата только одной ежемесячной надбавки к должностному окладу из перечисленных в настоящем пункте, установленной для федеральных государственных служащих государственного органа, в котором он проходит службу.
В соответствии с комментируемым Законом указ Президента должен установить для всех федеральных гражданских служащих размеры должностных окладов и окладов за классный чин. Такой указ может быть издан только по представлению Правительства РФ.
Закон о государственной гражданской службе предусматривает возможность установления для отдельных должностей гражданской службы денежного содержания в виде единого денежного вознаграждения, в котором будут учтены все постоянные ежемесячные выплаты, но не учтены выплаты, зависящие от эффективности работы служащего (премии и ежемесячное денежное поощрение).
4. В настоящее время размеры должностных окладов государственных служащих субъектов Российской Федерации устанавливаются нормативными актами различного уровня субъектов в твердой денежной сумме. В ряде субъектов Российской Федерации должностные оклады государственных служащих установлены законодательными актами. Так, например, в Саратовской области они содержатся в приложениях 1 и 2 к Закону Саратовской области от 30 декабря 2002 г. N 125-ЗСО "О денежном содержании и материальном стимулировании лиц, замещающих государственные должности государственной службы Саратовской области" (с послед. изм.), в Воронежской области - в приложении к Закону Воронежской области от 31 января 2002 г. N 5-ОЗ "О денежном содержании государственных служащих Воронежской области" (с послед. изм.).
Другой подход закреплен в Законе Самарской области от 7 июня 1996 г. N 9-ГД "О денежном содержании государственных служащих Самарской области" (с послед. изм.). В соответствии со ст. 5 этого Закона должностные оклады устанавливаются руководителями органов законодательной и исполнительной власти области в соответствии с должностью и квалификацией государственных служащих в пределах средств, предусмотренных бюджетом области.
Так как законами большинства субъектов Российской Федерации предусмотрено присвоение государственным служащим субъектов не классных чинов, а квалификационных разрядов, нормативные акты об оплате труда государственных служащих предусматривают выплату им надбавок за квалификационный разряд. Анализ законодательства субъектов Российской Федерации показывает, что на практике используется один из двух подходов к определению надбавок:
установление размера надбавок в твердой денежной сумме;
установление размера надбавок в процентах к должностному окладу.
Представляется, что использование указанных выше подходов возможно и для исчисления окладов за классный чин после вступления в силу комментируемого Закона.
5. Часть 5 ст. 50 устанавливает состав дополнительных выплат, входящих в состав денежного содержания гражданского служащего. Необходимо отметить, что большая часть из них существовала и до принятия Закона о государственной гражданской службе. В то же время имеются и определенные новеллы.
5.1. Пункт 1 комментируемой части устанавливает размеры ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе в зависимости от стажа гражданской службы. Можно отметить, что Указ Президента РФ от 9 апреля 1997 г. "О денежном содержании федеральных государственных служащих" (с послед. изм.) и Указ Президента РФ от 6 марта 1998 г. N 265 "О денежном содержании федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, представительств Российской Федерации, представительств федеральных органов исполнительной власти и представительств государственных органов при федеральных органах исполнительной власти за рубежом, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, аппаратов федеральных судов и органов прокуратуры Российской Федерации" (с послед. изм.) устанавливают для соответствующих категорий федеральных государственных служащих надбавки за выслугу лет в тех же размерах.
Законы большинства субъектов Российской Федерации обычно содержат аналогичные нормы.
Закон Саратовской области от 29 июля 2002 г. N 93-ЗСО "О ежемесячной надбавке за выслугу лет к должностному окладу государственного служащего Саратовской области" (с послед. изм.) также определяет порядок исчисления и выплаты ежемесячной надбавки за выслугу лет. В соответствии с данным законодательным актом ежемесячная надбавка за выслугу лет начисляется исходя из должностного оклада государственного служащего без учета доплат и надбавок и выплачивается ежемесячно одновременно с должностным окладом. Ежемесячная надбавка за выслугу лет устанавливается и выплачивается со дня возникновения права на установление или изменение размера этой надбавки.
Стаж государственной службы для выплаты ежемесячной надбавки за выслугу лет определяется комиссией по установлению стажа государственной службы, дающего право на ежемесячную надбавку к должностному окладу за выслугу лет.
Документами для определения стажа государственной службы, дающего право на получение ежемесячной надбавки за выслугу лет, являются:
а) трудовая книжка;
б) при отсутствии трудовой книжки, а также в случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные или неточные записи либо не содержатся записи об отдельных периодах деятельности, - справки с места службы (работы), из архивных учреждений, выписки из приказов и других документов, подтверждающих трудовой стаж;
в) военный билет или справки военных комиссариатов, подтверждающие стаж военной службы.
Решение комиссии оформляется протоколом и передается руководителю государственного органа для издания распоряжения (приказа) об установлении и выплате ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет.
Копия распоряжения (приказа) приобщается к личному делу государственного служащего, стаж которого устанавливается.
Назначение ежемесячной надбавки производится на основании распоряжения (приказа) руководителя государственного органа, по представлению комиссии по установлению стажа государственной службы, дающего право на ежемесячную надбавку к должностному окладу за выслугу лет.
В стаж работы, дающий право на получение надбавки за выслугу лет, помимо собственно периода работы на государственной службе, включаются и некоторые другие периоды трудовой деятельности. Перечень таких периодов для федеральных государственных служащих установлен Указом Президента РФ от 3 сентября 1997 г. N 982 "О периодах работы (службы), включаемых в стаж государственной службы федеральных государственных служащих, дающий право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет" (с послед. изм.), для служащих субъектов Российской Федерации - нормативными актами субъектов Российской Федерации (см. об этом комментарий к ст. 6).
5.2. Пункт 2 комментируемой части включает в состав дополнительных выплат ежемесячную надбавку к должностному окладу за особые условия гражданской службы, одновременно закрепляя, что максимальный ее размер не может превышать 200 процентов должностного оклада. Конкретный размер ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы должен определяться представителем нанимателя (ч. 7 ст. 50 комментируемого Закона).
Указ Президента РФ от 9 апреля 1997 г. "О денежном содержании федеральных государственных служащих" (с послед. изм.) дифференцирует размер ежемесячной надбавки за особые условия государственной службы, определяя, что она может устанавливаться:
по высшим государственным должностям - в размере от 150 до 200 процентов должностного оклада;
по главным государственным должностям - в размере от 120 до 150 процентов должностного оклада;
по ведущим государственным должностям - в размере от 90 до 120 процентов должностного оклада;
по старшим государственным должностям - в размере от 60 до 90 процентов должностного оклада;
по младшим государственным должностям - в размере до 60 процентов должностного оклада.
В субъектах Российской Федерации используются различные подходы к установлению надбавки за особые условия государственной службы. Так, в Саратовской области надбавки за особые условия государственной службы устанавливаются в следующих размерах:
по высшим государственным должностям - в размере от 150 до 200 процентов должностного оклада;
по главным государственным должностям - в размере от 120 до 150 процентов должностного оклада;
по ведущим государственным должностям - в размере от 90 до 120 процентов должностного оклада;
по старшим государственным должностям - в размере от 60 до 90 процентов должностного оклада;
по младшим государственным должностям - в размере до 60 процентов должностного оклада.
Закон Астраханской области от 10 ноября 1996 г. N 32 "О государственной службе Астраханской области" (с послед. изм.) устанавливает только верхний предел надбавок за особые условия государственной службы. В соответствии с ним государственным служащим области могут устанавливаться надбавки к должностным окладам за особые условия государственной службы в размере:
по высшим государственным должностям категорий "Б", "В" - до 200 процентов должностного оклада;
по главным государственным должностям категорий "Б", "В" - до 150 процентов должностного оклада;
по ведущим государственным должностям категорий "Б", "В" - до 120 процентов должностного оклада;
по старшим государственным должностям категорий "Б", "В" - до 90 процентов должностного оклада;
по младшим государственным должностям категорий "Б", "В" - до 60 процентов должностного оклада.
Закон Воронежской области от 31 января 2002 г. N 5-ОЗ "О денежном содержании государственных служащих Воронежской области" (с послед. изм.) устанавливает гораздо меньшие размеры надбавок за особые условия государственной службы. В соответствии с ч. 1 ст. 5 этого Закона надбавка за особые условия государственной службы (сложность, напряженность, специальный режим работы) устанавливается в размере до 50 процентов оклада денежного содержания. Часть 2 той же статьи устанавливает единственное исключение из этого правила: "Государственным служащим, имеющим высшее юридическое образование, в основные служебные обязанности которых входит проведение правовой экспертизы правовых актов и (или) проектов, подготовка и редактирование проектов правовых актов, их визирование в качестве юриста или исполнителя, эта надбавка увеличивается в размере до 20 процентов оклада денежного содержания".
В законодательстве субъектов Российской Федерации чаще всего никак не определяется, при каких условиях и за какие конкретно достижения государственным служащим может устанавливаться надбавка за особые условия государственной службы. В качестве исключения из общего правила можно привести Закон Самарской области от 7 июня 1996 г. N 9-ГД "О денежном содержании государственных служащих Самарской области" (с послед. изм.), в котором указывается, что ежемесячная надбавка за особые условия государственной службы устанавливается государственным служащим за сложность, напряженность и специальный режим работы, за качественное и своевременное выполнение должностных обязанностей, за применение в своей работе знания иностранного языка, за нормотворческую деятельность (ст. 8.2).
5.3. Размеры и порядок выплаты государственным служащим ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, определены Постановлением Правительства РФ от 14 октября 1994 г. N 1161 "О порядке и условиях выплаты процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне" (с послед. изм.). В соответствии с этим Постановлением должностным лицам и гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, устанавливается ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) в следующих размерах:
за работу со сведениями, имеющими степень секретности "особой важности", - 25 процентов;
за работу со сведениями, имеющими степень секретности "совершенно секретно", - 20 процентов;
за работу со сведениями, имеющими степень секретности "секретно", - 10%.
Указанная надбавка выплачивается должностным лицам и гражданам, имеющим оформленный в установленном законом порядке допуск к сведениям соответствующей степени секретности, и по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации постоянно работающим с указанными сведениями в силу должностных (функциональных) обязанностей.
Кроме того, для сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций дополнительно к ежемесячной процентной надбавке, указанной выше, предусмотрена ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) за стаж работы в указанных структурных подразделениях в следующих размерах:
при стаже работы от 1 до 5 лет - 5 процентов;
при стаже работы от 5 до 10 лет - 10 процентов;
при стаже работы от 10 лет и выше - 15 процентов.
Выплата установленных указанным Постановлением ежемесячных процентных надбавок производится сверх установленных в соответствии с действующим законодательством других надбавок и доплат.
5.4 - 5.5. Комментируемый Закон предусматривает два вида поощрений гражданского служащего за успешное выполнение его работы: премии и ежемесячные денежные поощрения. В действовавших до принятия Закона о государственной гражданской службе актах использованы обе эти формы поощрения. Так, например, Указ Президента РФ от 9 апреля 1997 г. "О денежном содержании федеральных государственных служащих" (с послед. изм.) в качестве одного из элементов денежного содержания федеральных государственных служащих предусмотрел премии по результатам работы. При этом в Указе было установлено, что условия выплаты премий устанавливаются руководителями федеральных органов государственной власти или их аппаратов, иных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией РФ.
Указом Президента РФ от 10 апреля 2004 г. N 519 "О совершенствовании оплаты труда лиц, замещающих отдельные государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих отдельные государственные должности федеральной государственной службы" были установлены выплаты ежемесячных денежных поощрений отдельным категориям федеральных государственных служащих.
Законодательством большинства субъектов Российской Федерации также предусмотрена возможность премирования государственных служащих данного субъекта. Так, Закон Астраханской области от 10 ноября 1996 г. N 32 "О государственной службе Астраханской области" (с послед. изм.) устанавливает, что "по результатам службы государственному служащему выплачиваются три премии в год периодичностью за каждый квартал с учетом отработанного времени. Премия выплачивается в размере месячного денежного содержания государственного служащего". В Законе Воронежской области от 31 января 2002 г. N 5-ОЗ "О денежном содержании государственных служащих Воронежской области" (с послед. изм.) также предусматривается премирование государственных служащих Воронежской области в размере суммы должностного оклада государственного служащего и всех надбавок по итогам работы за квартал или иной период (месяц, год и т.д.). А вот Закон Саратовской области от 30 декабря 2002 г. N 125-ЗСО "О денежном содержании и материальном стимулировании лиц, замещающих государственные должности государственной службы Саратовской области" (с послед. изм.) закрепил за государственными служащими Саратовской области премии в размере 25 процентов должностного оклада с учетом установленных надбавок, но зато ежемесячно.
Фактически для большинства федеральных служащих и служащих субъектов Российской Федерации премии из средства поощрения особо отличившихся служащих превратились в автоматически начисляемую часть денежного содержания и во многом утратили свою поощрительную функцию. В силу этого в законодательстве большинства субъектов Российской Федерации особо указывается, что помимо постоянно выплачиваемых премий государственный служащий может быть единовременно премирован за особо успешную работу. В Законе Саратовской области от 30 декабря 2002 г. N 125-ЗСО "О денежном содержании и материальном стимулировании лиц, замещающих государственные должности государственной службы Саратовской области" (с послед. изм.) для таких премий был специально введен термин "единовременное денежное поощрение". Статья 11 этого Закона устанавливает, что "государственным служащим может выплачиваться единовременное денежное поощрение за выполнение особо важных заданий или достижение высоких результатов в работе. Денежное поощрение размером не ограничивается и выплачивается на основании решений руководителей органов государственной власти области".
Насколько можно судить из текста комментируемого Закона, законодатель решил закрепить такой подход для всех гражданских служащих, правда, несколько изменив при этом терминологию. Ежемесячные денежные поощрения, как следует из их названия, должны выплачиваться служащему регулярно в размерах, установленных по федеральным государственным органам дифференцированно указами Президента РФ (ч. 6 ст. 50 комментируемого Закона), а по органам государственной власти субъектов Российской Федерации, видимо, нормативными правовыми актами соответствующего субъекта. Премии же будут выплачиваться только за выполнение особо важных и сложных заданий, и решение об их выплате должно приниматься представителем нанимателя в индивидуальном порядке.
5.6. Выплата материальной помощи при предоставлении государственным служащим ежегодного оплачиваемого отпуска, а также в некоторых других случаях предусматривается некоторыми действующими нормативными актами. Размер этих выплат при предоставлении служащему ежегодного оплачиваемого отпуска обычно равен его двухмесячному денежному содержанию. В качестве примеров иных случаев оказания материальной помощи обычно указываются: бракосочетание, рождение ребенка, смерть близкого родственника, несчастный случай, стихийные бедствия, другие чрезвычайные обстоятельства и пр. Размер таких выплат лимитируется установленным для данного государственного органа фондом оплаты труда.
6. О ежемесячном денежном поощрении гражданских служащих см. комментарий к п. 5 ч. 5 ст. 50. Комментируемая часть предусматривает необходимость принятия указов Президента РФ, которые должны установить размеры ежемесячного денежного поощрения для служащих различных федеральных государственных органов.
7. О ежемесячной надбавке за особые условия гражданской службы см. комментарий к п. 2 ч. 5 ст. 50. Комментируемая часть устанавливает, что конкретный размер надбавки (в пределах, определенных данным Законом) и порядок выплаты надбавки определяется представителем нанимателя.
8. О материальной помощи см. комментарий к п. 6 ч. 5 ст. 50. Комментируемая часть предусматривает обязанность представителя нанимателя разработать и принять положение, определяющее порядок выплаты материальной помощи.
9. В соответствии со ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов. Размер районного коэффициента к заработной плате и порядок его выплаты устанавливаются федеральным законом. Единственным законом, регулирующим данный вопрос, является Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (с послед. изм.). Статьей 10 этого Закона лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливается единый для всех производственных и непроизводственных отраслей районный коэффициент заработной платы. При этом согласно ст. 11 названного Закона данный районный коэффициент и порядок его выплаты указанным лицам должны быть установлены на федеральном уровне по представлению Правительства РФ.
Поскольку до настоящего времени такого правового акта на федеральном уровне в Российской Федерации не принято, продолжают действовать нормативные акты бывшего Союза ССР.
С 1956 г. районные коэффициенты вводились постановлениями Совета Министров СССР по мере упорядочения заработной платы в отдельных отраслях народного хозяйства с учетом ранее применяемых в регионах надбавок. Размеры районных коэффициентов в советское время определялись, как правило, постановлениями Госкомтруда СССР и ВЦСПС. Впоследствии для отдельных регионов они повышались постановлениями Правительства РФ (например, в 1992 г. - для города Мурманска-140, Республик Тыва и Хакасия, в 1994 г. - дифференцированно по отдельным территориям Тывы, в 1997 г. - для некоторых районов и городов Алтайского края).
Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 февраля 1991 г. N 76 в редакции Постановления Правительства РФ от 29 октября 1992 г. N 838 Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам народных депутатов автономных округов по согласованию с соответствующими профсоюзными органами предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории (автономный округ, город, район) минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. На основании указанного Постановления субъектами Российской Федерации также могут приниматься решения об установлении повышенных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих. Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 февраля 1991 г. N 76 определено, что затраты на установление коэффициентов в повышенных размерах осуществляются за счет средств предприятий и организаций, бюджетов республик, входящих в состав РСФСР, автономных округов, местных бюджетов.
Таким образом, установленные субъектами Российской Федерации районные коэффициенты будут распространяться только на гражданских служащих субъектов Российской Федерации. Этот вывод сформулирован в письме Минфина России от 6 августа 2002 г. N 09-05-18/1351 "О разъяснении порядка применения для федеральных государственных служащих районных коэффициентов, установленных законодательными актами субъектов РФ для отраслей производственной и непроизводственной сферы". По отношению к федеральным гражданским служащим будут применяться районные коэффициенты, установленные актами Правительства РФ, а в случае их отсутствия - актами бывшего СССР <*>.
--------------------------------
<*> Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 18 июня 2003 г. N 23пв-03пр.
В настоящее время районные коэффициенты установлены на территории 44 субъектов Российской Федерации.
Трудовой кодекс РФ также предусматривает для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, помимо районных коэффициентов выплату процентных надбавок к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размеры северных процентных надбавок установлены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 г.
Закон о государственной гражданской службе не упоминает о выплате процентных надбавок гражданским служащим, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Тем не менее представляется, что, исходя из ст. 73 данного Закона, такие надбавки должны им выплачиваться. Следует отметить, что Указ Президента РФ от 6 марта 1998 г. N 265 "О денежном содержании федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, представительств Российской Федерации, представительств федеральных органов исполнительной власти и представительств государственных органов при федеральных органах исполнительной власти за рубежом, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, аппаратов федеральных судов и органов прокуратуры Российской Федерации" (с послед. изм.) предусматривает, что фонды оплаты труда работников федеральных государственных органов формируются с учетом районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, а также процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации.
10. Действующее законодательство предусматривает различные дополнительные выплаты государственным служащим. Так, законодательные акты многих субъектов Российской Федерации включают в денежное содержание государственного служащего выплату ежемесячных надбавок за ученую степень. Такие надбавки исчисляются как в процентах к должностному окладу (Самарская область, Воронежская область), так и в размере, кратном минимальному размеру оплаты труда (Саратовская область).
Закон Саратовской области от 30 декабря 2002 г. N 125-ЗСО "О денежном содержании и материальном стимулировании лиц, замещающих государственные должности государственной службы Саратовской области" (с послед. изм.) предусматривает также выплату надбавки за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы (до 50 процентов должностного оклада по занимаемой должности).
Разнообразные дополнительные выплаты предусмотрены Законом Воронежской области от 31 января 2002 г. N 5-ОЗ "О денежном содержании государственных служащих Воронежской области" (с послед. изм.).
Статьей 8 данного Закона установлена надбавка за почетное звание Российской Федерации в размере 10 процентов оклада денежного содержания; ст. 10 - надбавка за работу с шифрами, применяемыми в сетях шифровальной связи (от 5 до 30% должностного оклада); ст. 12 - надбавка членам коллегии органа государственной власти (10% от должностного оклада).
11 - 12. Комментируемые части устанавливают периодичность и порядок индексации окладов денежного содержания соответственно федеральных гражданских служащих и служащих субъектов Российской Федерации. Можно отметить, что Указ Президента РФ от 9 апреля 1997 г. "О денежном содержании федеральных государственных служащих" (с послед. изм.) увязывал этот вопрос с индексацией зарплаты работников бюджетной сферы (п. 6).
13. Порядок и размеры выплаты денежного содержания федеральным государственным служащим, замещающим должности в государственных органах, находящихся за пределами территории Российской Федерации, установлены Указом Президента РФ от 6 марта 1998 г. N 265 "О денежном содержании федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, представительств Российской Федерации, представительств федеральных органов исполнительной власти и представительств государственных органов при федеральных органах исполнительной власти за рубежом, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, аппаратов федеральных судов и органов прокуратуры Российской Федерации" (с послед. изм.), а также Постановлением Правительства РФ от 10 июля 1999 г. N 788 "О порядке исчисления и выплаты денежного содержания федеральных государственных служащих, замещающих государственные должности федеральной государственной службы в представительствах Российской Федерации, представительствах федеральных органов исполнительной власти и представительствах государственных органов при федеральных органах исполнительной власти за рубежом, в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации" (с послед. изм.).
Пунктом 1 данного Постановления установлено, что федеральным государственным служащим, замещающим государственные должности федеральной государственной службы в представительствах Российской Федерации, представительствах федеральных органов исполнительной власти и представительствах государственных органов при федеральных органах исполнительной власти за рубежом, в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, в период их работы за рубежом исчисляются и выплачиваются должностные оклады в рублях, предусмотренные приложениями N 2 и 3 к Указу Президента РФ от 6 марта 1998 г. N 265, а также надбавки за квалификационный разряд, предусмотренные приложением N 8 к Указу Президента РФ от 6 марта 1998 г. N 265, или за дипломатический ранг, предусмотренные приложением к Указу Президента РФ от 15 октября 1999 г. N 1371 "О порядке присвоения и сохранения дипломатических рангов и об установлении ежемесячной надбавки к должностному окладу за дипломатический ранг", в размере 20 процентов.
Кроме того, пункт 1 Постановления предусматривает, что по окончании календарного года размер указанной ежемесячной выплаты может быть по согласованию с Министерством финансов РФ и Министерством труда и социального развития РФ увеличен до 50 процентов за счет средств, полученных соответствующими федеральными органами исполнительной власти от разрешенных в установленном порядке видов деятельности сверх сумм, учитываемых при формировании расходной части федерального бюджета этого года.
Система оплаты труда всех работников представительств Российской Федерации, представительств федеральных органов исполнительной власти за рубежом, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, замещающих указанные должности, состоит из двух частей - рублевой и валютной.
14. Закон о государственной гражданской службе впервые вводит новую схему оплаты труда государственных гражданских служащих. При ее использовании оплата труда служащего будет зависеть исключительно от эффективности и результативности его деятельности.
Идея финансирования органов государственной исполнительной власти в зависимости от достигнутых ими результатов в последние годы внедряется во многих странах мира. В Великобритании этот опыт был суммирован в документах программы "Следующие шаги", в Австралии - в докладах "Определение результата и выпуска", в США - в Законе об исполнении и результатах (GPRA) <*>.
--------------------------------
<*> Жулин А.Б. Показатели результативности как основа административной реформы // Состояние и механизмы модернизации российского государственного управления. М., 2004. С. 81.
В настоящее время существующая в Российской Федерации модель финансового управления, применяемая в органах исполнительной власти, практически не обеспечивает взаимосвязь между финансовыми ресурсами с одной стороны, и целями, конечными результатами деятельности государственных учреждений - с другой. Все это ведет к низкой эффективности финансового управления, нерациональному расходованию финансовых средств.
Для преодоления этих недостатков системы финансового менеджмента в государственных органах власти предлагается, прежде всего, во-первых, основным критерием выделения ассигнований и оценки расходных потребностей сделать достижение конкретных измеримых показателей, характеризующих прямые и конечные результаты деятельности органа исполнительной власти. Во-вторых, акцент финансового управления сместить от содержания органов исполнительной власти и контроля целевого использования финансовых ресурсов в сторону финансирования законодательно установленных для них функций, определенных экономически и социально значимых программ, целей и результатов, что должно способствовать более эффективному распределению финансовых ресурсов, минимизации их потерь, связанных с различными факторами и ошибками, повышению доверия общественности к органам исполнительной власти. Речь идет о переходе от преимущественного воспроизводства рутинных бюрократических процедур, когда общество содержит административные структуры по факту их существования, к ориентации их на достижение конкретных результатов. Важным аспектом применения моделей результативного финансового управления является оценка и сопоставление обязательств, принимаемых на себя органом исполнительной власти с количеством финансовых ресурсов, необходимых для реализации обязательств органов власти каждого уровня, и степенью достижения поставленных целей, результативностью действий органа власти <*>.
--------------------------------
<*> Клищ Н.Н. Методы повышения эффективности финансового управления в органах исполнительной власти // Состояние и механизмы модернизации российского государственного управления. М., 2004. С. 60 - 62.
Комментируемый Закон направлен на внедрение в Российской Федерации описанной выше модели. При использовании данного подхода фонд оплаты труда гражданских служащих формируется на основе показателей эффективности и результативности деятельности государственного органа. Денежное же вознаграждение конкретного гражданского служащего зависит от того, насколько эффективно он выполняет возложенные на него обязанности.
При использовании особого порядка оплаты труда следует иметь в виду, что он может устанавливаться для отдельных должностей гражданской службы, но использование его не является обязательным.
В случае принятия решения о переводе гражданского служащего на особый порядок оплаты труда, с этим служащим в соответствии с п. 7 ч. 4 ст. 25 и ч. 14 ст. 50 должен быть заключен срочный служебный контракт, в котором указываются показатели эффективности и результативности его работы. Показатели эффективности и результативности деятельности гражданского служащего рассчитываются на основе специфических показателей эффективности и результативности деятельности государственного органа, которые, в свою очередь, определяются на основе обобщенных показателей эффективности и результативности деятельности государственных органов, утверждаемых Президентом РФ.
К гражданским служащим, оплата труда которых производится в указанном особом порядке, не применяются условия оплаты труда, установленные ч. 1 - 13 ст. 50 Закона о государственной гражданской службе. В то же время для данной категории гражданских служащих сохраняются все гарантии, льготы и компенсации, предусмотренные иными статьями комментируемого Закона.
15. Для применения особого порядка оплаты труда некоторых категорий гражданских служащих необходимо разработать и принять на федеральном и региональном уровне ряд нормативных документов. При их разработке потребуется найти решение целого ряда вопросов.
Во-первых, необходимо принципиально определить, для каких должностей может устанавливаться особый порядок оплаты труда. Вполне очевидно, что это могут быть только те должности, результативность и эффективность работы которых можно оценить, т.е. результаты деятельности по данным должностям должны иметь конкретные критерии оценки.
Процедура определения перечня конкретных должностей, для которых в государственном органе устанавливается особый порядок оплаты труда, должна включать в себя следующие этапы:
определение основных функций государственного органа;
определение критериев результативности и эффективности государственного органа и сведение их к конкретным показателям;
определение роли в достижении данных показателей основных структурных подразделений и должностных лиц государственного органа;
определение перечня должностей, для которых устанавливается особый порядок оплаты труда.
Во-вторых, должен быть решен вопрос о том, каким образом меняется оплата труда гражданского служащего в зависимости от достигнутых им результатов.
В-третьих, должен быть решен вопрос об оплате труда гражданского служащего, занимающего должность, для которой в данном государственном органе установлен особый порядок оплаты, в случае отсутствия гражданского служащего в течение продолжительного времени на рабочем месте (например, в случае болезни).
Наконец, в-четвертых, очень важно правильно определить, кто и в каком порядке будет осуществлять собственно оценку эффективности и результативности труда гражданских служащих, для которых установлен особый порядок оплаты труда.
16. О формировании фондов оплаты труда гражданских служащих в государственном органе, в котором установлен особый порядок оплаты труда, см. комментарий к ч. 5 ст. 51.
17. Комментируемая часть возлагает на государственные органы, в которых может быть введен особый порядок оплаты труда, обязанность разработать и принять правовой акт, утверждающий специфические показатели эффективности и результативности деятельности государственного органа, принятия и исполнения управленческих и иных решений, а также правового, организационного и документационного обеспечения исполнения указанных решений. Эти показатели должны основываться на обобщенных показателях эффективности и результативности деятельности государственных органов, принятия и исполнения управленческих и иных решений, а также правового, организационного и документационного обеспечения исполнения указанных решений, общих для всех государственных органов и гражданских служащих.




Вернутся в раздел Комментарии к законам