Комментарии к законам

Статья 51. Фонд оплаты труда гражданских служащих и работников государственного органа. 1. Фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.



2. При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год):
1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов;
2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов;
3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов;
4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов;
5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания;
6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации;
7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания.
3. Фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, а также за счет средств:
1) на выплату районного коэффициента (коэффициента);
2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации;
3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
4. Представитель нанимателя вправе перераспределять средства фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих между выплатами, предусмотренными частью 2 настоящей статьи.
5. В государственных органах, в которых оплата труда гражданских служащих производится в соответствии с частью 14 статьи 50 настоящего Федерального закона, фонд (соответствующая часть фонда) оплаты труда гражданских служащих формируется на основе показателей эффективности и результативности деятельности государственного органа. Иные условия формирования фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих могут устанавливаться федеральными законами.
6. Порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
7. Порядок формирования фонда оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и фонда оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации с учетом положений настоящей статьи.
Комментарий к статье 51
1. Многообразие выплат, которые могут включаться в оплату труда гражданских служащих, порождает определенные трудности в планировании расходов государственного органа. Для преодоления этих трудностей используется понятие фонда оплаты труда, который определяет максимальную сумму расходов государственного органа на эти цели.
Помимо гражданских служащих в государственных органах работают и иные сотрудники. Нормы Закона о государственной гражданской службе (в том числе касающиеся оплаты труда) на последних не распространяются. Поэтому в федеральных государственных органах отдельно рассчитываются фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы. Вместе они составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
2. Комментируемая часть определяет состав фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих. Фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих помимо средств, направляемых для выплаты должностных окладов (из расчета на год), включает в себя средства для выплаты окладов за классный чин и различных надбавок, предусмотренных ч. 5 ст. 50 комментируемого Закона. Фонд оплаты труда определяет верхний лимит расходов по всем видам выплат на одного служащего из расчета на год.
До принятия Закона о государственной гражданской службе фонды оплаты труда федеральных государственных служащих рассчитывались на основе подзаконных актов. Указ Президента РФ от 9 апреля 1997 г. "О денежном содержании федеральных государственных служащих" (с послед. изм.) установил, что при утверждении фондов оплаты труда для федеральных государственных органов сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов федеральным государственным служащим, предусматриваются следующие средства на выплату (в расчете на год):
ежемесячной надбавки за квалификационный разряд (классный чин, дипломатический ранг) - в размере четырех должностных окладов;
ежемесячной надбавки за особые условия государственной службы - в размере четырнадцати должностных окладов;
ежемесячной надбавки за выслугу лет - в размере трех должностных окладов;
премий по результатам работы - в размере трех должностных окладов;
материальной помощи - в размере двух должностных окладов.
Как видно, комментируемый Закон несколько расширяет перечень выплат, на основании которых рассчитывается фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих. Кроме того, изменены размеры некоторых выплат.
3. Комментируемая часть устанавливает особенности формирования фондов оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов. Эти особенности распространяются на государственные органы, расположенные в местностях, в которых введен районный коэффициент; государственные органы, для служащих которых Президентом РФ установлено повышенное денежное содержание, и на другие случаи. В частности, исходя из п. 5 Указа Президента РФ от 6 марта 1998 г. N 265 "О денежном содержании федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, представительств Российской Федерации, представительств федеральных органов исполнительной власти и представительств государственных органов при федеральных органах исполнительной власти за рубежом, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, аппаратов федеральных судов и органов прокуратуры Российской Федерации" (с послед. изм.), в фонды оплаты труда работников федеральных государственных органов, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должны включаться средства на выплату процентной надбавки к заработной плате.
4. Фонд оплаты труда рассчитывается в целом для государственного органа и рассчитывается на основе усредненных показателей. Вполне понятно, что в реальной жизни размер выплат, причитающихся конкретному гражданскому служащему, может не укладываться в эти показатели. В силу этого представитель нанимателя наделяется правом перераспределять средства фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих между различными видами выплат.
5. В государственных органах, в которых установлен особый порядок оплаты труда всех или части гражданских служащих, расчет фонда оплаты труда гражданских служащих только на основе ч. 2 и 3 комментируемой статьи невозможен, т.к. размер выплат зависит от показателей эффективности и результативности деятельности самого служащего. В таких органах фонд (соответствующая часть фонда) оплаты труда гражданских служащих должен будет формироваться на основе показателей эффективности и результативности деятельности государственного органа.
6. Комментируемая часть предусматривает необходимость разработки и принятия Указа Президента РФ, устанавливающего порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
7. В настоящее время в субъектах Российской Федерации приняты и действуют законодательные акты, определяющие состав фондов оплаты труда государственных служащих различных органов власти соответствующих субъектов. Так, в частности, ч. 5 ст. 1 Закона Саратовской области от 30 декабря 2002 г. N 125-ЗСО "О денежном содержании и материальном стимулировании лиц, замещающих государственные должности государственной службы Саратовской области" (с послед. изм.) устанавливает, что при утверждении фондов оплаты труда органов государственной власти области и других государственных органов области на соответствующий финансовый год предусматриваются средства на выплату:
должностных окладов;
надбавок за особые условия государственной службы - в размере до четырнадцати должностных окладов;
надбавок за квалификационный разряд, выслугу лет, ученую степень, почетное звание, работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в фактически установленном размере;
премий - в размере трех должностных окладов с учетом установленных надбавок;
материальной помощи - в размере двух должностных окладов с учетом установленных надбавок.
Глава 11. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ НА ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ




Вернутся в раздел Комментарии к законам