Комментарии к законам

Статья 58. Порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания. 1. До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.



2. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка.
3. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.
4. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.
5. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.
6. Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.
7. Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.
8. Если в течение одного года со дня применения дисциплинарного взыскания гражданский служащий не подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.
9. Представитель нанимателя вправе снять с гражданского служащего дисциплинарное взыскание до истечения одного года со дня применения дисциплинарного взыскания по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя.
10. При освобождении гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы в связи с дисциплинарным взысканием он включается в кадровый резерв для замещения иной должности гражданской службы на конкурсной основе.
Комментарий к статье 58
1. Прежде чем привлечь гражданского служащего к дисциплинарной ответственности представитель нанимателя должен затребовать у него письменное объяснение об обстоятельствах совершенного им деяния. Такое объяснение должно быть получено в течение срока, предусмотренного для наложения дисциплинарного проступка. Необходимость получения такого объяснения является гарантией правомерности привлечения гражданского служащего к дисциплинарной ответственности. Так, в своем объяснении гражданский служащий может сослаться на какие-либо уважительные причины, препятствовавшие надлежащему исполнению им своих обязанностей, и т.п. С другой стороны, отказ гражданского служащего предоставить письменное объяснение не освобождает его от дисциплинарной ответственности. В этом случае должен быть составлен соответствующий акт об отказе гражданского служащего дать такое объяснение. Нужно сказать, что ни комментируемый Закон, ни трудовое законодательство не содержат специальных требований к форме и содержанию такого акта.
2. Часть вторая данной статьи предусматривает проведение служебной проверки перед решением вопроса о применении дисциплинарного взыскания. Нужно сказать, что возможность проведения служебной проверки (служебного расследования) была предусмотрена и ранее действовавшим законодательством. Новеллой комментируемого Закона является закрепление обязанности представителя нанимателя провести служебную проверку перед применением дисциплинарного взыскания (об организации и проведении служебной проверки см. комментарий к ст. 59).
3. Действующим законодательством не предусмотрено правило последовательного применения дисциплинарных взысканий, т.е. представитель нанимателя по своему выбору может, например, отстранить гражданского служащего от замещаемой должности или объявить ему замечание. Вместе с тем применение того или иного дисциплинарного взыскания должно быть не только законно, но и обоснованно. В этой связи комментируемая статья закрепляет обязанность представителя нанимателя учитывать при применении дисциплинарного взыскания тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.
4. Как и трудовое законодательство, комментируемая статья ограничивает срок применения дисциплинарного взыскания одним месяцем со дня его обнаружения. Днем обнаружения проступка, с которого начинается течение месячного срока, считается день, когда лицу, которому подчинен гражданский служащий, стало известно о совершении проступка, независимо от того, наделено ли оно правом наложения дисциплинарных взысканий.
5. Часть 5 устанавливает максимальные сроки применения дисциплинарного взыскания с момента его совершения. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня его совершения. Если дисциплинарный проступок содержит признаки преступления, то время производства по уголовному делу в этот период не включается.
6. Дисциплинарное взыскание применяется к гражданскому служащему на основании соответствующего акта (приказа) представителя нанимателя. Представитель нанимателя может делегировать это полномочие другому лицу, например руководителю подразделения по работе с кадрами. Нужно заметить, что увольнение как меру дисциплинарного взыскания может применять только то лицо, которое наделено правом приема на службу и увольнения со службы. Приказ о наложении дисциплинарного взыскания объявляется гражданскому служащему, а его копия вручается ему под расписку в течение пяти дней со дня его издания. В случае отказа гражданского служащего расписаться составляется соответствующий акт, который подписывают свидетельствующие этот факт лица.
7. Закон предоставляет гражданскому служащему, в отношении которого было применено дисциплинарное взыскание, право обжаловать его в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд. Порядок и правила обращения в комиссию по служебным спорам или в суд предусмотрены ст. 70 данного Закона, иными федеральными законами, а также гражданским процессуальным законодательством (см. комментарий к ст. 70).
8. Часть 8 комментируемой статьи предусматривает порядок снятия дисциплинарного взыскания с гражданского служащего. По общему правилу дисциплинарное взыскание сохраняет свою силу в течение одного года после его применения, после чего автоматически (т.е. без издания представителем нанимателя специального акта) теряет силу. Вместе с тем, по смыслу данной нормы, если данному гражданскому служащему в течение указанного срока будет объявлено новое взыскание, то ранее объявленное дисциплинарное взыскание не снимается.
9. Дисциплинарное взыскание может быть снято и до истечения года по инициативе представителя нанимателя, а также по просьбе самого гражданского служащего или его непосредственного начальника. Снятое, в том числе и досрочно, дисциплинарное взыскание не влечет никаких юридических последствий. Например, такого гражданского служащего нельзя уволить за неоднократное неисполнение должностных обязанностей в случае повторного совершения дисциплинарного проступка.
10. Часть 10 комментируемой статьи регламентирует правовые последствия применения такого дисциплинарного взыскания, как отстранение от замещаемой должности государственной гражданской службы (см. комментарий к ст. 57). В этом случае гражданский служащий включается в кадровый резерв на общих основаниях, т.е. по конкурсу.




Вернутся в раздел Комментарии к законам