Комментарии к законам

Статья 60. Принципы и приоритетные направления формирования кадрового состава гражданской службы. 1. Формирование кадрового состава гражданской службы в государственном органе обеспечивается на основе следующих принципов:



1) назначение на должность гражданской службы гражданских служащих с учетом их заслуг в профессиональной служебной деятельности и деловых качеств;
2) совершенствование профессионального мастерства гражданских служащих.
2. Приоритетными направлениями формирования кадрового состава гражданской службы являются:
1) профессиональная подготовка гражданских служащих, их переподготовка, повышение квалификации и стажировка в соответствии с программами профессионального развития гражданских служащих;
2) содействие должностному росту гражданских служащих на конкурсной основе;
3) ротация гражданских служащих;
4) формирование кадрового резерва на конкурсной основе и его эффективное использование;
5) оценка результатов профессиональной служебной деятельности гражданских служащих посредством проведения аттестации или квалификационного экзамена;
6) применение современных кадровых технологий при поступлении на гражданскую службу и ее прохождении.
Комментарий к статье 60
1. Правовое регулирование процесса формирования кадрового состава гражданской службы предполагает установление основных условий приобретения гражданами статуса государственного служащего.
Статья 60 содержит основные принципы формирования государственно-служебной правосубъектности. Органы государственной власти, формируя собственный кадровый состав, должны исходить из закрепленных принципов.
Принцип назначения на должность гражданских служащих с учетом их заслуг в профессиональной служебной деятельности и деловых качеств означает, что органы, осуществляющие функции конкурсного отбора, должны при оценке претендентов исходить не только из наличия или отсутствия формальных критериев, но и из наличия определенных заслуг. Заслугами в профессиональной служебной деятельности можно считать достижение результатов большего объема и лучшего качества одними субъектами, чем результаты, достигаемые регулярно другими субъектами, при затрате одних и тех же средств, ресурсов, времени. Наличие заслуг по службе должно быть отражено в различных поощрениях. Представитель нанимателя при прочих равных условиях кандидатов на должность государственной службы должен делать выбор в пользу лица, обладающего заслугами в профессиональной служебной деятельности.
2. Часть 2 ст. 60 содержит основные юридические формы формирования кадрового состава гражданской службы:
при разработке должностных регламентов в числе квалификационных требований к образованию государственного служащего на первом месте должны быть требования профессиональной подготовки служащего, его переподготовки, повышения квалификации и стажировки в соответствии с программами профессионального развития гражданских служащих. Приоритетной считается подготовка, осуществленная в соответствии с государственными образовательными стандартами для государственных служащих;
содействие должностному росту гражданских служащих на конкурсной основе предполагает, что конкурс выступает основным средством оценки профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям. Должностной рост является результатом публичного открытого сравнения профессионального уровня и квалификационных качеств. Конкурс - это единственный способ должностного роста гражданских служащих. Конкурс не проводится лишь при наличии обстоятельств, предусмотренных настоящим Законом. Закон субъекта Федерации не может расширять перечень условий освобождения от прохождения конкурса;
требование формирования кадрового резерва на конкурсной основе обусловлено тем, что лицо, состоящее в кадровом резерве, при назначении на должность государственной службы освобождается от обязанности проходить конкурс. Конкурсные условия формирования кадрового резерва не могут быть иными, нежели условия конкурса при назначении на должность государственной службы. Такое положение необходимо для выполнения условия равного доступа на государственную службу;
ротация гражданских служащих предполагает систематическую оценку представителем нанимателя служащих с помощью аттестации и квалификационных экзаменов в целях установления профессионального уровня, его роста по сравнению с предыдущим периодом, соответствия занимаемой должности, рассмотрения вопроса о переводе на соответствующую должность;
Закон устанавливает, что средством оценки результатов служебной деятельности может быть только аттестация или квалификационный экзамен. Аттестация выступает юридическим основанием определения соответствия либо несоответствия государственного служащего замещаемой должности. Другие нормативные акты не могут устанавливать иные основания для оценки соответствия замещаемой должности. Критерии аттестации не могут быть изменены в законах субъектов Федерации. Квалификационный экзамен применяется как основание присвоения очередного классного чина определенных категорий должностей. Положения о квалификационном экзамене носят отсылочный характер и связаны необходимостью детализации в указах Президента РФ.




Вернутся в раздел Комментарии к законам