Комментарии к законам

Статья 63. Государственный заказ на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку гражданских служащих. 1. Государственный заказ на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку гражданских служащих на очередной год включает в себя:



1) государственный заказ на профессиональную переподготовку гражданских служащих;
2) государственный заказ на повышение квалификации и стажировку гражданских служащих.
2. Размещение указанного государственного заказа осуществляется государственными органами на конкурсной основе в образовательных учреждениях профессионального образования, имеющих лицензию на проведение профессиональной переподготовки и повышения квалификации гражданских служащих и государственную аккредитацию.
3. Размещение указанного государственного заказа осуществляется государственными органами по согласованию с соответствующим органом по управлению государственной службой с учетом функций государственных органов и их специализации, а также с учетом профессионального образования по должностям гражданской службы, замещаемым в этих государственных органах.
4. Государственный заказ на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных гражданских служащих, включая порядок его размещения, объем и структуру, утверждается Правительством Российской Федерации после вступления в силу федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год.
5. Государственный заказ субъекта Российской Федерации на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку гражданских служащих субъекта Российской Федерации, включая порядок его размещения, объем и структуру, утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации с учетом положений настоящей статьи.
6. Размещение государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку гражданских служащих осуществляется с учетом программ развития государственной службы и в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Комментарий к статье 63
1. Структура государственного заказа на дополнительное профессиональное образование делится в зависимости от юридического значения различных видов дополнительного образования.
Одна часть государственного заказа включает в себя заказ на профессиональную переподготовку. Эта часть заказа должна обеспечить структурно-организационные изменения органов власти, динамику механизма государства, в процессе которых происходит неизбежное перемещение работников государственного аппарата из одного органа власти в другой. Подобный процесс требует от государственных служащих быстрого освоения новых для них полномочий органов власти или должностных лиц, новых способов и технологий обеспечения данных полномочий. Все это требует оперативного овладения новыми формами и методами государственной деятельности. Государственный заказ на профессиональную подготовку и должен выполнить данную задачу, т.к. именно профессиональная переподготовка дает право государственному служащему на прохождение службы в новых органах власти. Поэтому государственный заказ на профессиональную переподготовку должен опираться на прогнозы возможных реорганизаций государственного аппарата, реформ власти, изменений функций государства.
Вторая часть государственного заказа отражает стабильность функционирования и развития государственного аппарата и не связана с крупными организационными изменениями с необходимостью смены места работы государственного служащего. Эта часть заказа включает повышение квалификации и стажировку. Данные виды дополнительного образования предусматривают прохождение службы в одном и том же государственном органе и не дают права на новый вид организационной деятельности.
2. Комментируемый Закон устанавливает, что реализовывать данный заказ должны образовательные учреждения, отвечающие двум условиям. Во-первых, они должны иметь лицензию на проведение профессиональной переподготовки и повышения квалификации гражданских служащих; во-вторых, - государственную аккредитацию. Закрепление в Законе этих двух условий предусматривает оценку двух сторон образовательного процесса: формальной и содержательной. Предметом и содержанием лицензии является подтверждение соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов. В свою очередь, свидетельство о государственной аккредитации образовательного учреждения подтверждает уровень реализуемых образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов, право на выдачу выпускникам документов государственного образца о соответствующем уровне образования. Требование государственной аккредитации образовательных учреждений для реализации государственного заказа вытекает из российского законодательства об образовании, т.к. право общеобразовательного учреждения на включение в схему централизованного государственного финансирования возникает с момента его государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством о государственной аккредитации.
Решение о размещении государственного заказа принимается государственным органом, в котором проходит службу государственный служащий. При размещении государственного заказа руководитель государственного органа должен руководствоваться функциями, осуществляемыми государственным органом, и потребностями в профессиональном образовании лиц, замещающих должности гражданской службы. Закон предусматривает необходимость согласования размещения государственного заказа государственным органом, с соответствующим органом по управлению государственной службой. Однако термин согласования представляется достаточно неясным и не предусматривает определенной процедуры принятия совместного решения по поводу размещения государственного заказа. Требование согласования может состоять просто в обязанности государственного органа довести до сведения органа по управлению государственной службой свое решение о размещении государственного заказа. Отличие терминов согласия и согласования не получило должного отражения в отечественном законодательстве, и это чревато определенными проблемами в процессе реализации Закона.
Комментируемая часть предусматривает необходимость принятия постановления Правительства РФ, которое должно определить порядок размещения государственного заказа на дополнительное профессиональное образование для федеральных государственных служащих, который устанавливается постановлением Правительства РФ. Правительство Российской Федерации также на основании федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год утверждает объем и структуру государственного заказа для федеральных служащих.
5. В отличие от федерального государственного заказа государственный заказ на дополнительное образование гражданских служащих субъектов Российской Федерации может утверждаться не только подзаконным актом, но и законом. Кроме того, четко не регламентирован субъект принятия нормативного подзаконного акта, уполномоченного утверждать государственный заказ субъекта Федерации.




Вернутся в раздел Комментарии к законам