1) комиссией государственного органа по служебным спорам;
2) судом.
2. Порядок рассмотрения служебных споров в органах по рассмотрению служебных споров регулируется настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, а порядок рассмотрения дел по служебным спорам в судах определяется также гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.
3. Комиссия государственного органа по служебным спорам (далее - комиссия по служебным спорам) образуется решением представителя нанимателя из равного числа представителей выборного профсоюзного органа данного государственного органа и представителя нанимателя.
4. Представители выборного профсоюзного органа данного государственного органа избираются в комиссию по служебным спорам на конференции гражданских служащих государственного органа. Представители представителя нанимателя назначаются в комиссию по служебным спорам представителем нанимателя.
5. Комиссия по служебным спорам имеет свою печать. Организационное и техническое обеспечение деятельности комиссии по служебным спорам осуществляется государственным органом.
6. Комиссия по служебным спорам избирает из своего состава председателя и секретаря комиссии.
7. Служебный спор рассматривается комиссией по служебным спорам в случае, если гражданский служащий самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с представителем нанимателя.
8. Гражданский служащий либо гражданин, поступающий на гражданскую службу или ранее состоявший на гражданской службе, может обратиться в комиссию по служебным спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
9. В случае пропуска по уважительным причинам срока, установленного частью 8 настоящей статьи, комиссия по служебным спорам может восстановить этот срок и рассмотреть служебный спор по существу. Поступившее в комиссию по служебным спорам письменное заявление гражданского служащего либо гражданина, поступающего на гражданскую службу или ранее состоявшего на гражданской службе, подлежит обязательной регистрации указанной комиссией в день его подачи.
10. Комиссия по служебным спорам обязана рассмотреть служебный спор в течение десяти календарных дней со дня подачи письменного заявления.
11. Порядок рассмотрения служебного спора комиссией по служебным спорам, а также порядок принятия решения комиссией по служебным спорам и его исполнения регулируется федеральным законом.
12. Решение комиссии по служебным спорам может быть обжаловано любой из сторон в суд в десятидневный срок со дня вручения ей копии решения комиссии. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока суд может восстановить этот срок и рассмотреть служебный спор по существу.
13. В судах рассматриваются служебные споры по письменным заявлениям гражданского служащего либо гражданина, поступающего на гражданскую службу или ранее состоявшего на гражданской службе, представителя нанимателя или представителя выборного профсоюзного органа данного государственного органа, если хотя бы один из них не согласен с решением комиссии по служебным спорам либо если гражданский служащий или представитель нанимателя обращается в суд без обращения в комиссию по служебным спорам, а также по заявлению прокурора, если решение комиссии по служебным спорам не соответствует федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
14. Непосредственно в судах рассматриваются служебные споры по письменным заявлениям:
1) гражданского служащего или гражданина, ранее состоявшего на гражданской службе, - о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы независимо от оснований прекращения или расторжения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы, увольнения с гражданской службы, об изменении даты освобождения от замещаемой должности гражданской службы и формулировки причины указанного освобождения, о переводе на иную должность гражданской службы без согласия гражданского служащего, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в денежном содержании за время исполнения должностных обязанностей по нижеоплачиваемой должности гражданской службы;
2) представителя нанимателя - о возмещении гражданским служащим вреда, причиненного государственному органу, если иное не предусмотрено федеральными законами.
15. Непосредственно в судах рассматриваются также служебные споры:
1) о неправомерном отказе в поступлении на гражданскую службу;
2) по письменным заявлениям гражданских служащих, считающих, что они подверглись дискриминации.
16. В случаях освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы по основаниям, не предусмотренным настоящим Федеральным законом, или с нарушением установленного порядка освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы либо в случае незаконного перевода на иную должность гражданской службы суд вправе по письменному заявлению гражданского служащего вынести решение о возмещении в денежном выражении причиненного ему морального вреда. Размер возмещения определяется судом.
17. Сроки обращения в суд за рассмотрением служебного спора и порядок освобождения гражданских служащих от судебных расходов, порядок вынесения решений по служебным спорам, связанным с освобождением от замещаемой должности гражданской службы и увольнением с гражданской службы, переводом на иную должность гражданской службы без согласия гражданского служащего, порядок удовлетворения денежных требований гражданских служащих, исполнения решений о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы и ограничения обратного взыскания сумм, выплаченных по решению органов по рассмотрению служебных споров, устанавливаются федеральным законом.
Комментарий к статье 70
1. Согласно ч. 1 комментируемой статьи рассматривать индивидуальные служебные споры компетентны следующие органы:
комиссия государственного органа по служебным спорам;
суд.
По общему правилу лицо, считающее, что его права нарушены, может обратиться в любой из них. Вместе с тем, как и ТК РФ, данный Закон устанавливает ряд исключений из этого правила. Так, ч. 14 и 15 комментируемой статьи предусмотрен ряд случаев, когда разрешение служебного спора неподведомственно комиссии по служебным спорам и данный спор рассматривается непосредственно судом.
2. Порядок рассмотрения служебных споров, т.е. процедура их разрешения компетентным органом, устанавливается в зависимости от подведомственности. Разрешение спора комиссией по служебным спорам осуществляется, прежде всего, по правилам, установленным комментируемым Законом, а также другими федеральными законами (например, ТК РФ). Порядок рассмотрения дел по служебным спорам в судах определяется также гражданским процессуальным законодательством.
3. Норма, предусматривающая образование в государственных органах комиссий по служебным спорам, является новеллой законодательства о государственной службе. Ранее закон прямо не предусматривал создание специальных органов по разрешению трудовых споров в государственном органе, и на практике такие органы не создавались.
Комиссия по служебным спорам создается решением представителя нанимателя. Комиссия по служебным спорам образуется на паритетных началах из равного числа представителей профсоюза и представителя нанимателя.
4. Частью 4 данной статьи устанавливается порядок формирования персонального состава комиссии по служебным спорам. Представители выборного профсоюзного органа избираются в комиссию по служебным спорам на конференции гражданских служащих. Под конференцией гражданских служащих следует понимать собрание делегатов, избранных коллективом. Закон не определяет, сколько делегатов должно присутствовать на конференции гражданских служащих, чтобы она была правомочна избирать представителей в состав комиссии по служебным спорам. По всей видимости, конференция правомочна решать такие вопросы, когда присутствуют не менее половины делегатов. Избранными в состав комиссии по служебным спорам будут считаться гражданские служащие, получившие большинство голосов.
Представители руководителя государственного органа будут назначаться в комиссию по служебным спорам приказом (распоряжением) представителя нанимателя. По всей видимости, в состав комиссии должны входить представители правового подразделения и подразделения государственного органа по работе с кадрами.
5. Несмотря на то, что комиссия по служебным спорам создается на паритетных началах, организационно-техническое обеспечение ее деятельности Закон возлагает на представителя нанимателя. Такое обеспечение предполагает выделение помещения для проведения заседаний комиссии, предоставление оргтехники и т.п. Решения комиссии по служебным спорам, удостоверения, которые выдаются для принудительного исполнения решений, должны обладать необходимыми реквизитами, поэтому каждая комиссия должна иметь свою печать.
6. Закон предусматривает избрание комиссией по служебным спорам из своего состава председателя комиссии и секретаря. Председатель комиссии проводит ее заседания, разрешает организационные вопросы, а секретарь ведет протокол заседаний и т.п. Кроме того, для организационно-технического обслуживания комиссии (делопроизводство) может назначаться постоянный сотрудник, в обязанности которого будет входить регистрация поступающих заявлений, выдача копий решений и выписок из протокола заседания и т.п.
7. Согласно ст. 69 комментируемого Закона индивидуальный служебный спор представляет собой неурегулированные разногласия по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов о гражданской службе и служебного контракта, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных служебных споров. В этой связи ч. 7 данной статьи предусматривает, что рассмотрение служебного спора входит в компетенцию комиссии по служебным спорам, если гражданский служащий самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с представителем нанимателя. Другими словами, прежде чем обратиться в комиссию по служебным спорам, гражданский служащий, полагающий, что его права нарушены, должен провести переговоры (лично или через своего представителя) с представителем нанимателя. Все заявления, поступающие в комиссию по служебным спорам, необходимо регистрировать в журнале их регистрации с указанием даты поступления заявления, предмета спора и срока принятия решения по данному спору.
8. Комментируемая норма фактически устанавливает срок исковой давности по индивидуальным служебным спорам. Гражданский служащий может обратиться в комиссию по служебным спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Дата начала течения указанного срока определяется на основе сочетания субъективного (когда гражданский служащий узнал о нарушении своего права) и объективного (когда он должен был узнать о нарушении своего права) критериев.
9. Необходимо отметить, что пропуск сроков, установленных настоящей статьей для обращения в комиссию по служебным спорам, не влечет отказ в принятии соответствующего заявления. Так, например, гражданский служащий может сослаться на пропуск указанного срока по уважительной причине. В таком случае комиссия по служебным спорам может восстановить пропущенный срок и рассмотреть спор по существу. Поэтому, согласно ч. 9 комментируемой статьи, заявление гражданского служащего либо гражданина, поступающего на гражданскую службу или ранее состоявшего на гражданской службе, поступившее в комиссию по служебным спорам, в любом случае должно быть принято и зарегистрировано в день его подачи. Если же при решении вопроса о пропуске срока обращения за защитой своих прав комиссия по служебным спорам придет к выводу, что данный срок пропущен без уважительных причин, то она выносит решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Закон не содержит перечня причин, которые могут считаться уважительными в данном случае, оставляя решение этого вопроса на усмотрение комиссии по служебным спорам.
10. Поступившее в комиссию по служебным спорам заявление должно быть рассмотрено по существу в течение 10 дней с даты его подачи. Дата подачи заявления фиксируется в журнале регистрации поступивших в комиссию по служебным спорам заявлений. Если спор не был разрешен по существу в указанный срок, то гражданский служащий может обратиться в суд.
11. Комментируемый Закон не устанавливает порядка разрешения служебного спора комиссией по служебным спорам. В этой связи ч. 11 данной статьи содержит отсылку к федеральному закону. В настоящее время закон, которым бы регламентировался порядок работы комиссии по служебным спорам, отсутствует. Представляется, что порядок рассмотрения служебного спора, а также порядок принятия решения комиссией по служебным спорам и его исполнения, должен устанавливаться по аналогии с правилами рассмотрения трудового спора комиссией по трудовым спорам. Порядок рассмотрения индивидуального трудового спора в комиссии по трудовым спорам установлен ТК РФ.
12. Законом установлен десятидневный срок обжалования решения комиссии по служебным спорам. Решение комиссии может быть обжаловано не только заявителем, но и представителем нанимателя. Начало течения указанного срока определяется датой вручения соответствующей стороне спора копии решения комиссии по служебным спорам. В случае пропуска указанного срока по уважительным причинам суд может его восстановить.
13. Часть 13 комментируемой статьи устанавливает, какие служебные споры могут рассматриваться в судах.
Во-первых, в суд может обратиться любая из сторон служебного спора в порядке обжалования решения комиссии по служебным спорам.
Во-вторых, согласно действующему законодательству как гражданский служащий, так и представитель нанимателя могут обратиться в суд без рассмотрения служебного спора комиссией по служебным спорам (см. комментарий к ч. 1 настоящей статьи).
Наконец, служебный спор может стать предметом судебного разбирательства на основании заявления прокурора, если решение комиссии по служебным спорам не соответствует федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
14. Часть 14 данной статьи содержит перечень служебных споров, которые рассматриваются непосредственно судом. Другими словами, разрешение этих споров не входит в сферу компетенции комиссии по служебным спорам.
Прежде всего, к таким служебным спорам относятся споры по заявлению о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы независимо от оснований прекращения или расторжения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы, увольнения с гражданской службы. К ним относятся и споры об изменении даты освобождения от замещаемой должности гражданской службы и формулировки причины указанного освобождения, поскольку предметом судебного разбирательства является законность увольнения. Также в судах рассматриваются споры о переводе на иную должность гражданской службы без согласия гражданского служащего, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в денежном содержании за время исполнения должностных обязанностей по нижеоплачиваемой должности гражданской службы.
По заявлению представителя нанимателя в судах рассматриваются споры о возмещении гражданским служащим вреда, причиненного государственному органу, если иное не предусмотрено федеральными законами. Другими словами, привлечение гражданского служащего к материальной ответственности осуществляется непосредственно судом. Поскольку комментируемый Закон не содержит специальных правил, регламентирующих порядок привлечения гражданского служащего к материальной ответственности, то в силу положений ст. 73 применению подлежат нормы трудового законодательства.
15. Часть 15 комментируемой статьи выделяет еще два случая рассмотрения служебного спора непосредственно судом.
Во-первых, это споры по заявлениям лиц, поступающих на государственную службу, о неправомерном отказе в приеме. Часть 6 ст. 22 предоставляет претенденту на замещение должности гражданской службы, не допущенному к участию в конкурсе, право обжаловать это решение в порядке, установленном Законом. Кроме того, гражданин, поступающий на государственную гражданскую службу, вправе обжаловать решение конкурсной комиссии. В этих случаях соответствующее заявление подается в суд.
Во-вторых, непосредственно судом рассматриваются споры по заявлениям лиц, считающих, что они подверглись дискриминации. Комментируемый Закон в ст. 4 закрепляет право на равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего. При нарушении указанного права соответствующий гражданский служащий или гражданин может обратиться за защитой своих прав в суд.
Вместе с тем не является дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.
16. Комментируемая норма предусматривает возможность компенсации морального вреда в случаях:
освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы по основаниям, не предусмотренным данным Законом, или с нарушением установленного порядка;
незаконного перевода на иную должность гражданской службы.
Необходимо отметить, что моральный вред может компенсироваться и при удовлетворении иска об изменении формулировки увольнения. Согласно ст. 151 ГК РФ моральный вред представляет собой физические или нравственные страдания лица. Моральный вред компенсируется лицу в денежной форме, но не тождественен компенсации имущественного ущерба. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
17. Часть 17 содержит отсылочную норму, согласно которой процессуальные вопросы рассмотрения споров в суде регулируются соответствующим федеральным законом.
Глава 17. ВСТУПЛЕНИЕ В СИЛУ НАСТОЯЩЕГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 70. Органы по рассмотрению индивидуальных служебных споров. 1. Индивидуальные служебные споры (далее - служебные споры) рассматриваются следующими органами по рассмотрению индивидуальных служебных споров (далее - органы по рассмотрению служебных споров):
Вернутся в раздел Комментарии к законам