2. Перечни отдельных видов товаров, на экспорт и (или) импорт которых предоставляется исключительное право, а также организации, которым предоставляется исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, определяются федеральными законами.
3. Исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров осуществляется на основе лицензии. Лицензии на осуществление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров выдаются федеральным органом исполнительной власти, указанным в части 3 статьи 13 настоящего Федерального закона.
4. Сделки по экспорту и (или) импорту отдельных видов товаров, совершенные без лицензии на осуществление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, являются ничтожными.
5. Организации, которым предоставлено исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, совершают сделки по экспорту и (или) импорту отдельных видов товаров, основываясь на принципе недискриминации и руководствуясь только коммерческими соображениями.
Комментарий к статье 26
Данная статья посвящена одной из форм нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности (ст. 20 комментируемого Закона) - исключительному праву на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров.
Установление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров - это законодательно разрешенный способ ограничения права на осуществление внешнеторговой деятельности. При этом в комментируемой статье устанавливаются лишь общие принципы применения этого инструмента государственного регулирования внешнеторговой деятельности:
1) определение субъектов и объектов исключительного права на экспорт и (или) импорт через принятие соответствующего федерального закона;
2) осуществление данного права на основе лицензии;
3) запрет на использование данного права в дискриминационных целях.
Федеральные законы, в которых определяются объекты и субъекты исключительного права на экспортно-импортные операции, могут содержать нормы, конкретизирующие порядок реализации исключительного права применительно к конкретным товарам и (или) участникам внешнеторговой деятельности.
Центральное место в организационно-правовом механизме предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров занимает Минэкономразвития России, которое комментируемой статьей наделяется полномочием выдавать лицензии на осуществление такого исключительного права.
Данная норма нашла свое отражение в Положении о Минэкономразвития России, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 27.08.2004 N 443 <*>, в соответствии с которым (п. 5.3.13) Минэкономразвития России осуществляет выдачу лицензий и других разрешительных документов на осуществление экспортно-импортных операций с отдельными видами товаров, а также формирование и ведение федерального банка выданных лицензий.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2004. N 36. Ст. 3670.
Сделки, совершенные без лицензии на осуществление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, признаются ничтожными (п. 4 ст. 26 комментируемого Закона), то есть абсолютно недействительными. Ничтожные сделки признаются недействительными в силу закона, и ничто не может восстановить их юридическую силу.
В соответствии со ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При этом каждая из сторон при недействительности сделки обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре - возместить его стоимость в деньгах, если иные последствия недействительности не предусмотрены законом.
В соответствии с п. 2 ст. 24 комментируемого Закона отсутствие лицензии является основанием для отказа в выпуске товаров.
Организации, получившие исключительное право на осуществление экспортно-импортных операций с отдельными видами товаров, не могут использовать его в дискриминационных целях. Они должны соблюдать принцип недискриминации участников внешнеторговой деятельности, закрепленный в ст. 4 комментируемого Закона. Такие организации не могут при реализации исключительного права на осуществление экспортно-импортных операций руководствоваться иными соображениями, чем коммерческие интересы, если иное прямо не предусмотрено законом.
Государство может установить особый порядок контроля за субъектом, наделенным исключительным правом на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров. Так, например, в соответствии с Указом Президента РФ от 21.06.2001 N 742 "О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней" <*> (принят в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" <**>) экспорт аффинированных платины и металлов платиновой группы в виде слитков, пластин, порошка и гранул осуществляется государственным унитарным предприятием "Внешнеэкономическое объединение "Алмазювелирэкспорт". В соответствии с упомянутым Указом Президента РФ Минфин России осуществляет контроль за соблюдением подведомственным ему государственным унитарным предприятием "Алмазювелирэкспорт" "принципов недискриминации и добросовестной коммерческой практики, за недопущением необоснованного отказа или уклонения этого государственного предприятия от заключения договоров, а также устанавливает предельные размеры комиссионного вознаграждения, взимаемого этим государственным предприятием с организаций, имеющих квоты на экспорт аффинированных платины и металлов платиновой группы" (см., например, Приказ Минфина России от 29.03.2002 N 62 "Об установлении предельных размеров комиссионного вознаграждения ГУП "Алмазювелирэкспорт" <***>).
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2001. N 26. Ст. 2653.
<**> СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1463.
<***> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2002. N 19.
Как уже отмечалось, перечни отдельных видов товаров, на экспорт и (или) импорт которых предоставляется исключительное право, а также организации, которым такое право предоставляется, должны определяться федеральным законом. Примером таких законов может послужить Федеральный закон от 19.07.1998 N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" <*>, в котором положения комментируемой статьи нашли дальнейшее развитие применительно к предмету военно-технического сотрудничества.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1998. N 30. Ст. 3610.
В данном Законе (ст. 4) в качестве одного из принципов государственной политики в области военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами закреплена государственная монополия на деятельность в области военно-технического сотрудничества.
Под военно-техническим сотрудничеством понимается деятельность в области международных отношений, связанная с вывозом и ввозом, в том числе с поставкой или закупкой, продукции военного назначения, а также с разработкой и производством продукции военного назначения.
В свою очередь, под продукцией военного назначения законодатель понимает вооружение, военную технику, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность) и информацию в военно-технической области. К ней, в частности, относятся: вооружение и военная техника; системы связи и управления войсками, вооружением и военной техникой; взрывчатые вещества, предметы и устройства взрывания, пороха (за исключением охотничьих), ракетное топливо для боевых ракет, материалы специального назначения и специальное оборудование для их производства; системы обеспечения жизнедеятельности личного состава вооруженных сил, специальные оборудование и материалы для их производства; коллективные и индивидуальные средства защиты от оружия массового поражения, средства профилактики и лечения последствий применения оружия массового поражения; специальное тыловое оборудование, военная форма одежды и ее атрибуты и т.д.
Основными методами осуществления государственного регулирования и реализации государственной монополии в области военно-технического сотрудничества являются (ст. 5 ФЗ от 19.07.1998 N 114-ФЗ):
- методы, которые отвечают принципам государственной монополии в области военно-технического сотрудничества и основу которых составляют лицензирование разработки, производства продукции военного назначения, определение порядка ввоза и вывоза, продажи и (или) закупки продукции военного назначения, разрешительный порядок деятельности в области военно-технического сотрудничества, правовое и организационное регулирование этой деятельности;
- система экспортного контроля при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения в целях обеспечения обороны, безопасности и экономической стабильности Российской Федерации, защиты ее внутреннего рынка, сохранения и упрочения ее политических и стратегических позиций, соблюдения международных обязательств по сокращению и ликвидации вооружения, а также по нераспространению оружия массового поражения;
- определение порядка предоставления российским организациям права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения;
- лицензирование ввоза и вывоза продукции военного назначения;
- недопущение в Российской Федерации монополии одного субъекта военно-технического сотрудничества;
- недопущение участия в военно-техническом сотрудничестве российских организаций, не получивших права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения;
- недопущение конкуренции на внешнем рынке нескольких российских субъектов военно-технического сотрудничества посредством разделения сфер их деятельности;
- таможенное регулирование ввоза и вывоза продукции военного назначения, в том числе экспортно-импортных операций в области военно-технического сотрудничества;
- координация органами государственной власти Российской Федерации деятельности в области военно-технического сотрудничества и осуществление надлежащего контроля за этой деятельностью.
Президент РФ по представлению Правительства РФ утверждает список продукции военного назначения, разрешенной к передаче иностранным заказчикам (ст. 6 ФЗ от 19.07.1998 N 114-ФЗ). Вывоз продукции военного назначения, не включенной в указанный список, может осуществляться исключительно на основании решений Президента РФ.
Президент РФ по представлению Правительства РФ утверждает список государств, в которые разрешена передача продукции военного назначения, указанной в списке продукции военного назначения, разрешенной к передаче иностранным заказчикам.
Передача конкретных видов продукции военного назначения в отдельные государства, включенные в указанный список, может быть ограничена решениями Президента РФ.
Вывоз продукции военного назначения в государства, не включенные в указанный список, может осуществляться исключительно на основании решений Президента РФ.
Решениями Президента РФ запрещается или ограничивается вывоз продукции военного назначения в отдельные государства в целях обеспечения выполнения решений СБ ООН о мерах по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности, а также в целях защиты национальных интересов Российской Федерации.
В упомянутой ст. 6 ФЗ от 19.07.1998 N 114-ФЗ содержится норма, непосредственно запрещающая осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения российскими организациями, не получившими в установленном порядке права на осуществление этой деятельности, а также российскими физическими лицами.
Ст. 12 ФЗ от 19.07.1998 N 114-ФЗ регулирует вопросы, связанные с осуществлением права на участие в осуществлении военно-технического сотрудничества. Организациями, участвующими в осуществлении военно-технического сотрудничества, являются государственные посредники - специализированные федеральные государственные унитарные предприятия, образованные по решению Президента РФ, а также российские организации - разработчики и производители продукции военного назначения, получившие в установленном порядке право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения.
Право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения имеют организации - разработчики и производители продукции военного назначения при условии закрепления не менее 51% их акций (долей) в федеральной собственности и размещения остальных акций (долей) среди российских физических и юридических лиц. Продажа и иные способы отчуждения акций (долей) этих организаций, а также передача их в залог и доверительное управление иностранным государствам, международным организациям, иностранным физическим лицам, иностранным юридическим лицам, а равно российским физическим лицам и российским юридическим лицам, в отношении которых перечисленные субъекты являются их аффилированными лицами, не допускаются.
Порядок предоставления российским организациям права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения определяется Президентом РФ с учетом возможностей реализации ими целей и принципов военно-технического сотрудничества.
Положение о порядке предоставления организациям Российской Федерации права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения было утверждено Указом Президента РФ от 01.12.2000 N 1953 "Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами" <*>.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2000. N 49. Ст. 4799.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 26. Исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров. 1. Право на осуществление внешнеторговой деятельности может ограничиваться путем предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров.
Вернутся в раздел Комментарии к законам