1. При реорганизации обществ в форме слияния создается новое общество, которому передаются все права и обязанности двух или нескольких обществ, а деятельность последних прекращается.
Как определено п. 2 ст. 16 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", реорганизация юридических лиц в форме слияния считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а юридические лица, реорганизованные в форме слияния, считаются прекратившими свою деятельность (о государственной регистрации общества, созданного в результате реорганизации, и о внесении записей о прекращении деятельности реорганизованных обществ см. комментарий к ст. 51 Закона).
В соответствии с п. 1 ст. 17 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (здесь и далее - в ред. Федеральных законов от 25 мая 1995 г. N 83-ФЗ, от 9 октября 2002 г. N 122-ФЗ и от 7 марта 2005 г. N 13-ФЗ <*>) слияние коммерческих организаций, суммарная балансовая стоимость активов которых по последнему балансу превышает 30 миллионов установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда, осуществляется с предварительного согласия антимонопольного органа.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2005. N 10. Ст. 761.
Согласно п. 2 ст. 17 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" лица или органы, принимающие решение о слиянии коммерческих организаций, представляют в антимонопольный орган помимо документов, представляемых в регистрирующий орган в соответствии с законодательством Российской Федерации, ходатайство о даче согласия на слияние либо присоединение коммерческих организаций, сведения об основных видах деятельности и объеме производимой и реализуемой на соответствующих товарных рынках продукции (работ, услуг) и иную информацию, в т.ч. на магнитном носителе, предусмотренную перечнем, утвержденным федеральным антимонопольным органом.
Антимонопольный орган не позднее 30 дней со дня получения необходимых документов сообщает заявителю в письменной форме о принятом решении. В случае возникновения необходимости указанный срок может быть увеличен антимонопольным органом, но не более чем на 20 дней.
Пунктом 3 ст. 17 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" установлено, что антимонопольный орган отклоняет ходатайство, если при рассмотрении представленных документов обнаружено, что содержащаяся в них информация, имеющая значение для принятия решения, является недостоверной, а равно если удовлетворение ходатайства может привести к ограничению конкуренции на товарном рынке, в т.ч. в результате возникновения или усиления доминирующего положения хозяйствующего субъекта или хозяйствующих субъектов.
В соответствии с п. 4 ст. 17 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" антимонопольный орган вправе удовлетворить ходатайство даже при возможности наступления указанных неблагоприятных последствий в случае:
если лица или органы, принимающие решения о слиянии либо присоединении коммерческих организаций, докажут, что положительный эффект от их действий, в том числе в социально-экономической сфере, превысит неблагоприятные последствия для рассматриваемого товарного рынка;
выдачи предписания о совершении лицами или органами, принимающими решение о слиянии либо присоединении коммерческих организаций, действий, направленных на обеспечение конкуренции.
2. Первым этапом реорганизации в форме слияния является проведение отдельно в каждом из обществ, участвующих в реорганизации (а их может быть два и более), общих собраний участников общества.
На таких общих собраниях:
принимается решение о реорганизации в форме слияния;
утверждается договор о слиянии;
утверждается устав общества, создаваемого в результате слияния;
утверждается передаточный акт о переходе прав и обязанностей реорганизуемого общества к обществу, создаваемому в результате слияния.
3. Как разъяснено в подп. "а" п. 25 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России от 9 декабря 1999 г. N 90/14, при слиянии обществ договор об их слиянии, утвержденный общим собранием участников каждого общества, участвующего в реорганизации, подписывается всеми участниками создаваемого в результате слияния общества и является наряду с уставом его учредительным документом; данный договор должен соответствовать всем требованиям, предъявляемым Гражданским кодексом РФ к сделкам и комментируемым Законом к учредительному договору.
О требованиях к учредительному договору общества см. комментарий к ст. 12 Закона.
В договоре о слиянии наряду с прочим определяются сроки и порядок проведения совместного общего собрания участников обществ, участвующих в слиянии.
4. После проведения отдельно в каждом из обществ, участвующих в реорганизации, общих собраний участников общества, на которых приняты решения о реорганизации в форме слияния и утверждены договор о слиянии, устав общества, создаваемого в результате слияния, и передаточные акты, наступает второй этап слияния обществ - проведение совместного общего собрания участников обществ, участвующих в слиянии.
На указанном совместном общем собрании участников обществ, участвующих в слиянии, осуществляется избрание исполнительных органов общества, создаваемого в результате слияния. Как говорилось выше, комментируемым Законом предусмотрены два возможных варианта осуществления руководства текущей деятельностью общества: единоличным исполнительным органом общества; единоличным исполнительным органом общества и коллегиальным исполнительным органом общества (см. комментарий к ст. 32 Закона). О единоличном исполнительном органе общества см. комментарий к ст. 40 Закона, о коллегиальном исполнительном органе общества - к ст. 41 Закона.
Избранный на совместном общем собрании участников обществ, участвующих в слиянии, единоличный исполнительный орган общества, создаваемого в результате слияния, осуществляет действия, связанные с государственной регистрацией данного общества (о государственной регистрации общества, созданного в результате реорганизации, см. комментарий к ст. 51 Закона).
5. Пункт 5 ст. 52 Закона воспроизводит положение п. 1 ст. 58 ГК РФ, согласно которому при слиянии обществ все права и обязанности каждого из них переходят к обществу, созданному в результате слияния, в соответствии с передаточными актами.
О передаточном акте см. комментарий к ст. 51 Закона.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 52. Слияние обществ. Комментарий к статье 52
Вернутся в раздел Комментарии к законам