Комментарий к статье 6
1. Данную статью необходимо применять во взаимосвязи с п. 1 статьи 19 комментируемого Закона, согласно которому определение военной службы, данное в комментируемой статье, применяется со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений и дополнений в федеральные законы, регулирующие вопросы прохождения военной службы. К последним относятся, главным образом, Федеральные законы от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Определение военной службы сформулировано достаточно четко, поэтому обратим внимание на следующие моменты.
Во-первых, военная служба, согласно комментируемой статье и ст. 1 и 4 Закона, - это профессиональная деятельность. При этом Закон не раскрывает, что понимается под профессионализмом (профессией). Как отмечается в комментарии к ст. 1, да и в юридической литературе вообще, профессиональная деятельность предполагает наличие у лица соответствующего профессионального образования и соответствующей специализации, обусловливающие компетентность лица в соответствующей области или вопросе. Однако в обыденном смысле под профессиональной военной службой понимают исключительно ту военную службу, которая осуществляется в добровольном порядке (по контракту). Между тем действующее федеральное законодательство о военной службе устанавливает обязательную подготовку гражданина к военной службе.
Согласно ст. 11 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:
- получение начальных знаний в области обороны;
- подготовку по основам военной службы в государственном, муниципальном или негосударственном образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и на учебных пунктах организаций;
- военно-патриотическое воспитание;
- подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата.
Получение гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение навыков в области гражданской обороны по смыслу ст. 12 указанного Закона предусматриваются государственными образовательными стандартами общего и профессионального образования.
В соответствии с п. 3 Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы, утвержденной Приказом Министра обороны РФ и Министерства образования РФ от 3 мая 2001 г. N 203/1936, обучением граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы решаются следующие задачи:
- формирование морально-психологических и физических качеств гражданина, необходимых для прохождения военной службы;
- воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России и ее Вооруженным Силам;
- изучение гражданами основных положений законодательства РФ в области обороны государства, о воинской обязанности и воинском учете, обязательной и добровольной подготовке к военной службе, о прохождении военной службы по призыву и в добровольном порядке (по контракту), о пребывании в запасе, о правах, обязанностях и ответственности военнослужащих и граждан, находящихся в запасе;
- приобретение навыков в области гражданской обороны;
- изучение основ безопасности военной службы, конструкции и правил обращения с боевым ручным стрелковым оружием, основ тактической, медицинской, строевой подготовки, вопросов радиационной, химической и биологической защиты войск и населения;
- практическое закрепление полученных знаний в ходе учебных сборов;
- проведение военно-профессиональной ориентации на овладение военно-учетными специальностями и выбор профессии офицера.
Организация обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы включает:
1) организацию обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях;
2) организацию обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в учебных пунктах;
3) порядок организации и проведения учебных сборов;
4) контроль за организацией обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовкой по основам военной службы.
Рассмотрим указанные формы подробнее.
1. В целях обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов и программ. Она включает: предметный кабинет, спортивный городок, элементы полосы препятствий, учебные и наглядные пособия, технические средства обучения. Обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляется штатными преподавателями. Для граждан, желающих углубленно изучать военное дело, могут быть организованы факультативные занятия по дополнительным программам, имеющим целью военно-профессиональную ориентацию граждан. Подготовка граждан женского пола по основам военной службы осуществляется в добровольном порядке.
2. Начальные знания в области обороны и подготовки по основам военной службы граждане, достигшие 16-летнего возраста, не обучающиеся в образовательных учреждениях, не получившие начальные знания в области обороны и не прошедшие подготовку по основам военной службы, получают в учебных пунктах.
Согласно п. 32 вышеуказанной Инструкции учебные пункты создаются в организациях, насчитывающих 20 и более граждан, подлежащих призыву на военную службу, не получивших начальных знаний в области обороны и не прошедших подготовку по основам военной службы. В городах и районах, иных муниципальных (административно-территориальных) образованиях, где нет организаций, насчитывающих 20 и более граждан, подлежащих призыву на военную службу, не получивших начальные знания в области обороны и не прошедших подготовку по основам военной службы, создаются объединенные учебные пункты на базе одной или нескольких организаций.
Учебные пункты создаются по решению главы органа местного самоуправления. Ответственность за организацию деятельности учебных пунктов возлагается на руководителей организаций, на базе которых они создаются. Инструкция обязывает организации, при которых созданы учебные пункты, обеспечить указанные пункты помещениями, мебелью, учебной техникой и необходимыми финансовыми средствами.
Направление граждан в учебные пункты (объединенные учебные пункты) для обучения начальным знаниям в области обороны и подготовки по основам военной службы, комплектование учебных групп и контроль за прохождением подготовки осуществляют военные комиссариаты районов. Выявление граждан, подлежащих обучению, осуществляется военным комиссариатом района при первоначальной постановке граждан на воинский учет. На этих граждан составляется именной список. Список граждан, направляемых для обучения в учебные пункты, оформляется приказом военного комиссара района.
Для проведения занятий в учебном пункте создаются учебные группы. Учебные группы комплектуются гражданами с учетом сроков их призыва на военную службу. Количество граждан в учебной группе (в зависимости от общей численности в учебном пункте) устанавливается от 20 до 30 человек. Обучение в учебных пунктах с учетом проведения учебных сборов с обучающимися должно заканчиваться до начала призыва на военную службу. Занятия в учебных пунктах проводятся два-три раза в неделю продолжительностью два-три часа.
По окончании обучения проводятся зачеты. Для приема зачетов создается комиссия в составе представителя органа местного самоуправления (председатель комиссии), представителей военного комиссариата района, ответственных за подготовку граждан к военной службе и территориальных органов, осуществляющих управление гражданской обороной.
По результатам проведения зачетов составляется акт, в котором указываются сведения о выполнении программы и качестве усвоения программы обучающимися, о состоянии учебно-материальной базы учебного пункта, отмечаются положительные стороны и недостатки обучения и дается оценка работе руководства организации по обеспечению подготовки граждан к военной службе (акт составляется в произвольной форме).
3. Порядок организации и проведения учебных сборов.
В соответствии с п. 44 Инструкции подготовка граждан по основам военной службы в образовательных учреждениях и в учебных пунктах предусматривает проведение ежегодных учебных сборов. К участию в учебных сборах привлекаются все граждане, обучающиеся в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах, за исключением имеющих освобождение от занятий по состоянию здоровья.
Продолжительность учебных сборов - 5 дней (40 учебных часов). В ходе сборов изучаются: размещение и быт военнослужащих, организация караульной и внутренней служб, элементы строевой, огневой, тактической, физической и медицинской подготовки, а также вопросы радиационной, химической и биологической защиты войск. В процессе учебных сборов проводятся мероприятия по военно-профессиональной ориентации.
Учебные сборы, как правило, организуются на базе воинских частей. В местах, где нет воинских частей, учебные сборы организуются при образовательных учреждениях, военно-патриотических молодежных и детских общественных объединениях, а также на базе оборонно-спортивных оздоровительных лагерей.
Инструкцией об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы закреплены сроки и время проведения военных сборов. Как правило, они проводятся:
- с обучающимися в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования - в конце предпоследнего года обучения - в мае - июне;
- с обучающимися в образовательных учреждениях начального профессионального образования - в конце предпоследнего года обучения - в июне - июле;
- в образовательных учреждениях среднего профессионального образования - в конце предпоследнего года обучения (в зависимости от сроков обучения и специальностей);
- в учебных пунктах - по окончании теоретической части обучения.
Конкретные сроки проведения учебных сборов устанавливаются местными (муниципальными) органами управления образованием по согласованию с военными комиссариатами районов. Время проведения учебных сборов для граждан в учебных пунктах определяется в зависимости от сроков окончания обучения решением органов местного самоуправления по согласованию с военными комиссариатами районов.
Организация учебных сборов осуществляется в соответствии с решением главы органа исполнительной власти субъекта РФ или местного самоуправления, согласованным с начальником военного гарнизона, и планом подготовки к проведению учебных сборов.
4. Контроль за организацией обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовкой по основам военной службы осуществляется Министерством образования РФ, Генеральным штабом Вооруженных Сил РФ, штабами военных округов (флота), государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации, военными комиссариатами субъектов Российской Федерации, местными (муниципальными) органами управления образованием, военными комиссариатами районов.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" до призыва на военную службу граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы в государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в течение двух последних лет обучения. Подготовка граждан по основам военной службы проводится штатными преподавателями указанных образовательных учреждений в соответствии с государственными образовательными стандартами. Подготовка граждан по основам военной службы предусматривает проведение с ними учебных сборов в конце последнего года обучения. Граждане, достигшие 16-летнего возраста, работающие в организациях и не прошедшие подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях, привлекаются к занятиям по основам военной службы на учебных пунктах, создаваемых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
Подготовка граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в общественных объединениях и образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования проводится в порядке, установленном Правительством РФ. Указанную подготовку получают граждане мужского пола, достигшие возраста 17 лет, в том числе учащиеся образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, в которых такая подготовка является составной частью профессиональной образовательной программы. Учащиеся (воспитанники) иных образовательных учреждений подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин не получают.
Следует иметь в виду, что согласно п. 7 ст. 14 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" военная подготовка в гражданских образовательных учреждениях может проводиться только на факультативной основе с согласия обучающихся и (или) их родителей (законных представителей). Данный Закон имеет некоторые противоречия с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", касающиеся формы подготовки к военной службе (Закон РФ "Об образовании" настаивает только на добровольной (факультативной) форме). Между тем подзаконные нормативные акты также исходят из обязательной формы подготовки гражданина к военной службе в гражданских образовательных учреждениях.
В соответствии с Положением о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. N 1441, граждане мужского пола в обязательном порядке получают начальные знания в области обороны в соответствии с примерной программой обучения, согласованной с Министерством обороны РФ. Подготовка по основам военной службы предусматривается для граждан мужского пола и проводится в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в течение последних двух лет обучения и в учебных пунктах. Граждане, достигшие 16-летнего возраста, не обучающиеся в образовательных учреждениях и не работающие в организациях, проходят подготовку по основам военной службы в учебных пунктах по направлению военных комиссариатов.
Подготовка граждан по основам военной службы проводится в соответствии с государственными образовательными стандартами.
Для проведения занятий по основам военной службы в учебном пункте оборудуется специальный кабинет. Кроме того, в учебном пункте предусмотрено наличие военного имущества, общевоинских уставов, учебных пособий и другого имущества.
Согласно п. 18 указанного Положения военно-патриотическое воспитание, являющееся составной частью обязательной подготовки граждан к военной службе, организуется органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления совместно с Министерством обороны РФ и федеральными органами исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, и проводится в образовательных учреждениях основного общего образования, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, в учебных пунктах, а также военно-патриотических молодежных и детских объединениях.
Подготовка граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин (далее именуются - военно-учетные специальности) проводится в общественных объединениях и образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования.
Пункт 2 ст. 15 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" предоставляет гражданину, овладевшему сложной военно-учетной специальностью солдата, матроса, сержанта, старшины, включенной в перечень, определяемый Правительством РФ, при призыве на военную службу право выбрать вид и род войск Вооруженных Сил РФ, другие войска, воинские формирования и органы с учетом реальной потребности в таких специалистах.
Кроме обязательной Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" устанавливает и добровольную форму подготовки гражданина к военной службе. Согласно ст. 17 указанного Закона добровольная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:
- занятие военно-прикладными видами спорта (А);
- обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, а также в военных оркестрах Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов (далее - военные оркестры) (Б);
- обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственном, муниципальном или имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования (В).
Рассмотрим данные уровни добровольной подготовки к военной службе подробнее.
А. Граждане, подлежащие призыву на военную службу, имеют право заниматься военно-прикладными видами спорта в общественных объединениях, образовательных учреждениях, спортивных клубах и секциях независимо от их ведомственной принадлежности.
Граждане, которым в установленном порядке присвоены первый спортивный разряд или спортивное звание по военно-прикладному виду спорта, пользуются преимущественным правом при зачислении в военные училища либо вправе выбрать при призыве на военную службу вид и род войск Вооруженных Сил РФ, другие войска, воинские формирования и органы в соответствии со спортивной подготовкой указанных граждан и с учетом реальной потребности в них.
Б. Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования и военных оркестрах.
В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" образовательными учреждениями среднего (полного) общего образования с дополнительными образовательными программами, имеющими целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, являются суворовские военные училища, нахимовские военно-морские училища и военно-музыкальные училища, создаваемые Правительством РФ. Правительство РФ имеет право создавать и иные образовательные учреждения среднего (полного) общего образования с дополнительными образовательными программами, имеющими целью военную подготовку несовершеннолетних граждан. Положения об указанных образовательных учреждениях утверждаются Правительством РФ.
Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, осуществляется также в военных оркестрах. Положение о воспитанниках военных оркестров утверждается Министром обороны РФ или руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.
В. Обучение граждан по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах.
Согласно ст. 20 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" гражданин, обучающийся по очной форме обучения в государственном или имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования, годный к военной службе по состоянию здоровья и отвечающий соответствующим требованиям, вправе заключить с Министерством обороны РФ контракт об обучении по программе подготовки офицеров запаса на военной кафедре при этом образовательном учреждении и о прохождении военной службы по призыву после получения воинского звания офицера. В указанном контракте предусматривается обязанность гражданина мужского пола пройти военную службу по призыву. Гражданину, проходящему обучение по программе подготовки офицеров запаса, выплачивается дополнительная стипендия в порядке и размере, определяемым Правительством РФ, за счет средств федерального бюджета.
Гражданин, не заключивший вышеуказанный контракт, не может обучаться на военной кафедре при государственных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования.
Граждане мужского пола, обучающиеся по программам подготовки офицеров запаса, проходят учебные сборы или стажировки, предусмотренные программами подготовки офицеров запаса. Указанные учебные сборы или стажировки приравниваются к военным сборам.
Министерство обороны РФ, а также иные федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, обладают широкими полномочиями в подготовке граждан к военной службе. Они:
а) участвуют в разработке перечня военно-учетных специальностей и военно-прикладных видов спорта;
б) разрабатывают совместно с федеральным органом исполнительной власти по здравоохранению требования к состоянию здоровья граждан, призываемых или поступающих на военную службу, а также проходящих военную службу;
в) разрабатывают совместно с федеральным органом исполнительной власти по образованию государственные образовательные стандарты, программы и методики подготовки граждан к военной службе;
г) участвуют в создании, финансировании и материально-техническом обеспечении образовательных учреждений среднего (полного) общего образования, образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, образовательных учреждений среднего (полного) общего образования с дополнительными образовательными программами, имеющими целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, военных кафедр при государственных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, а также организаций, которые осуществляют подготовку граждан к военной службе на договорной основе.
Во-вторых, в отличие от других видов федеральной государственной службы, военная служба преследует своей целью обеспечение обороны и безопасности государства.
В Федеральном законе от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" под обороной понимаются система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории (п. 1 ст. 1).
Оборона является важнейшим условием безопасности государства. Именно поэтому в целях обороны согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона "Об обороне" устанавливаются воинская обязанность граждан Российской Федерации и военно-транспортная обязанность федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, а также собственников транспортных средств. В целях обороны создаются Вооруженные Силы РФ. К обороне привлекаются пограничные войска федеральной службы безопасности, внутренние войска Министерства внутренних дел РФ, войска гражданской обороны. Для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти, Служба внешней разведки России, органы федеральной службы безопасности, федеральный орган специальной связи и информации, федеральные органы государственной охраны, федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, а также создаваемые на военное время специальные формирования.
Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы выполняют задачи в области обороны в соответствии с Планом применения Вооруженных Сил РФ. Другие войска, воинские формирования и органы привлекаются к совместной с Вооруженными Силами РФ оперативной и мобилизационной подготовке в целях подготовки к выполнению задач по защите Российской Федерации от вооруженного нападения.
Создание и существование формирований, имеющих военную организацию или вооружение и военную технику либо в которых предусматривается прохождение военной службы, не предусмотренных федеральными законами, запрещаются и преследуются по закону.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона "Об обороне" организация обороны включает:
1) прогнозирование и оценку военной опасности и военной угрозы;
2) разработку основных направлений военной политики и положений военной доктрины Российской Федерации;
3) правовое регулирование в области обороны;
4) строительство, подготовку и поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а также планирование их применения;
5) разработку, производство и совершенствование систем управления Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами, вооружения и военной техники, создание их запасов, а также планирование использования радиочастотного спектра;
6) планирование перевода органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и экономики страны на работу в условиях военного времени;
7) мобилизационную подготовку органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, транспорта, коммуникаций и населения страны;
8) создание запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов;
9) планирование и осуществление мероприятий по гражданской и территориальной обороне;
10) оперативное оборудование территории Российской Федерации в целях обороны;
11) обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну, в области обороны;
12) развитие науки в интересах обороны;
13) координацию деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обороны;
14) финансирование расходов на оборону, а также контроль за расходованием средств, выделенных на оборону, и деятельностью Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации;
15) международное сотрудничество в целях коллективной безопасности и совместной обороны;
16) другие мероприятия в области обороны.
Реализация этого комплекса мер возложена Федеральным законом "Об обороне" на Президента РФ - Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ (его полномочия в области обороны закреплены в ст. 4), Федеральное Собрание (ст. 5), Правительство РФ (ст. 6), иные государственные органы и органы местного самоуправления, а также их должностных лиц.
Согласно ст. 10 Федерального закона "Об обороне" Вооруженные Силы РФ - это государственная военная организация, составляющая основу обороны РФ. Вооруженные Силы РФ предназначены для отражения агрессии, направленной против России, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности ее территории, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами РФ.
Вооруженные Силы РФ состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил РФ, в Тыл Вооруженных Сил РФ и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил РФ.
Личный состав Вооруженных Сил РФ включает военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ.
Комплектование Вооруженных Сил РФ осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации:
1) военнослужащими - путем призыва граждан Российской Федерации на военную службу по экстерриториальному принципу и путем добровольного поступления граждан Российской Федерации (иностранных граждан) на военную службу;
2) гражданским персоналом.
Создание, упразднение, деятельность и комплектование других войск, воинских формирований и органов, а также управление ими осуществляются в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
По смыслу п. 2 ст. 17 Федерального закона "Об обороне" другие войска, воинские формирования и органы:
1) участвуют в разработке Плана применения Вооруженных Сил РФ, федеральных государственных программ вооружения, развития оборонно-промышленного комплекса и оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны;
2) участвуют совместно с Вооруженными Силами РФ в отражении агрессии против Российской Федерации в соответствии с Планом применения Вооруженных Сил РФ;
3) организуют подготовку к совместным с Вооруженными Силами РФ действиям в целях обороны;
4) участвуют в подготовке граждан Российской Федерации к военной службе;
5) обеспечивают осуществление мероприятий по оперативному оборудованию территории Российской Федерации и по подготовке коммуникаций в целях обороны;
6) привлекаются к совместной с Вооруженными Силами РФ оперативной и мобилизационной подготовке;
7) выполняют иные задачи в области обороны в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента РФ.
Вопросы координации деятельности других войск, воинских формирований и органов по выполнению задач в области обороны, а также координации строительства и развития других войск и воинских формирований определяются Президентом РФ.
Более подробно правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан регулируется, как уже было отмечено выше, Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".
Следует иметь в виду, что п. 1 ст. 2 указанного Закона содержит определение военной службы, применяемое к руководству в настоящее время, по своему смыслу схожее с определением военной службы, содержащимся в Федеральном законе "О системе государственной службы Российской Федерации".
Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" устанавливает два порядка прохождения военной службы - по призыву (в обязательном порядке) и по контракту (в добровольном порядке). При этом на граждан РФ распространяются две формы прохождения военной службы (сначала - по призыву, затем - по контракту), а иностранные граждане могут проходить военную службу только по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах.
Согласно ст. 6 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы в размере не более 1000 рублей. Им выплачиваются также оклад по воинской должности, предусмотренной штатом воинской части, корабля, учреждения, организации Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, оклад по воинскому званию и возмещаются командировочные расходы за время нахождения в пути. Материальное обеспечение является еще одним доказательством характеристики военной службы как профессиональной деятельности.
Призыву на военную службу подлежат:
а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе;
б) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, окончившие государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и зачисленные в запас с присвоением воинского звания офицера.
На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с Законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
Призыв граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента РФ.
Решение о призыве граждан на военную службу может быть принято только после достижения ими возраста 18 лет.
От призыва на военную службу освобождаются граждане:
а) признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья;
б) проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации;
в) проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу;
г) прошедшие военную службу в другом государстве;
Право на освобождение от призыва на военную службу имеют граждане:
а) имеющие предусмотренную государственной системой аттестации ученую степень кандидата наук или доктора наук;
б) являющиеся сыновьями (родными братьями):
- военнослужащих, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, и граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов;
- граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, после увольнения с военной службы либо после окончания военных сборов.
Не подлежат призыву на военную службу граждане:
а) отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы;
б) имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления;
в) в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.
Отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам:
а) признанным в установленном законом порядке временно не годными к военной службе по состоянию здоровья - на срок до одного года;
б) занятым постоянным уходом за отцом, матерью, женой, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, если отсутствуют другие лица, обязанные по закону содержать указанных граждан, а также при условии, что последние не находятся на полном государственном обеспечении и нуждаются по состоянию здоровья в соответствии с заключением органа государственной службы медико-социальной экспертизы по месту жительства граждан, призываемых на военную службу, в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) или являются инвалидами первой или второй группы, достигли пенсионного возраста по старости или не достигли возраста 18 лет;
в) имеющим ребенка, воспитываемого без матери;
г) имеющим двух и более детей;
д) имеющим ребенка в возрасте до трех лет;
е) мать (отец) которых, кроме них, имеет двух и более детей в возрасте до 8 лет или инвалида с детства и воспитывает их без мужа (жены);
ж) поступившим на работу по специальности непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования на условиях полного рабочего дня в государственные организации, перечень которых определяется Правительством РФ, - на время этой работы;
з) окончившим государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и проходящим службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, а также обучающимся в образовательных учреждениях указанных органов или окончившим данные образовательные учреждения и получившим специальные звания, - на время службы в этих органах;
и) имеющим жену, срок беременности которой составляет не менее 26 недель;
к) избранным депутатами Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), депутатами представительных органов местного самоуправления или главами муниципальных образований и осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, - на срок полномочий в указанных органах;
л) зарегистрированным в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах в качестве кандидатов на замещаемые посредством прямых выборов должности или на членство в органах (палатах органов) государственной власти или органах местного самоуправления, - на срок до дня официального опубликования (обнародования) общих результатов выборов включительно, а при досрочном выбытии - до дня выбытия включительно.
Право на получение отсрочки от призыва на военную службу имеют граждане:
а) обучающиеся по очной форме обучения в:
- государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию негосударственных образовательных учреждениях основного общего и среднего (полного) общего образования, - на время обучения, но до достижения указанными гражданами возраста 20 лет;
- государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, - на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ.
Право на предусмотренную настоящим подпунктом отсрочку от призыва на военную службу для получения профессионального образования сохраняется за гражданами в случае их повторного поступления в образовательное учреждение того же уровня (при условии их обучения не более трех лет в предыдущем образовательном учреждении того же уровня) или однократного перевода в образовательное учреждение того же уровня, а также в случае однократного использования ими академического отпуска.
Право на предусмотренную настоящим подпунктом отсрочку от призыва на военную службу не распространяется на граждан, отчисленных из образовательных учреждений за нарушение их уставов или правил внутреннего распорядка.
Граждане вправе воспользоваться отсрочкой от призыва на военную службу не более двух раз (для получения образования данного и более высокого уровня);
б) получающие послевузовское профессиональное образование по очной форме обучения в государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях, имеющих лицензии на ведение образовательной деятельности по образовательным программам послевузовского профессионального образования, - на время обучения и защиты квалификационной работы;
в) имеющие высшее педагогическое образование и постоянно работающие на педагогических должностях в государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных сельских образовательных учреждениях, - на время этой работы;
г) постоянно работающие врачами в сельской местности, - на время этой работы;
д) которым это право дано на основании указов Президента РФ.
Военнослужащий, а также гражданин, проходящий военные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы в случаях:
а) участия в боевых действиях, выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов;
б) исполнения должностных обязанностей;
в) несения боевого дежурства, боевой службы, службы в гарнизонном наряде, исполнения обязанностей в составе суточного наряда;
г) участия в учениях или походах кораблей;
д) выполнения приказа или распоряжения, отданных командиром (начальником);
е) нахождения на территории воинской части в течение установленного распорядком дня служебного времени или в другое время, если это вызвано служебной необходимостью;
ж) нахождения в служебной командировке;
з) нахождения на лечении, следования к месту лечения и обратно;
и) следования к месту военной службы и обратно;
к) прохождения военных сборов;
л) нахождения в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного;
м) безвестного отсутствия - до признания военнослужащего в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим;
н) защиты жизни, здоровья, чести и достоинства личности;
о) оказания помощи органам внутренних дел, другим правоохранительным органам по защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности;
п) участия в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;
р) совершения иных действий, признанных судом совершенными в интересах личности, общества и государства.
Статьей 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" установлен следующий срок военной службы для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву или по контракту:
- для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, - 24 месяца;
- для военнослужащих, окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования, проходящих военную службу по призыву, - 12 месяцев;
- для военнослужащих, имеющих воинское звание офицера и призванных на военную службу, - 24 месяца;
- для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, - на срок, указанный в контракте о прохождении военной службы.
Первый контракт о прохождении военной службы заключается:
а) с гражданином, поступающим на военную службу на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание солдата, матроса, сержанта, старшины, - на три года;
б) с иностранным гражданином, поступающим на военную службу на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание солдата, матроса, сержанта, старшины, - на 5 лет;
в) с гражданином, поступающим на военную службу на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика, мичмана или офицера, - на 5 лет;
г) с военнослужащим, обучающимся в военном образовательном учреждении профессионального образования, - на время обучения в указанном образовательном учреждении и 5 лет военной службы после его окончания.
Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, может заключить первый контракт о прохождении военной службы на меньший срок при условии, что общая продолжительность его военной службы по призыву и по первому контракту составит три года или 5 лет в соответствии с подп. "а" и "б" п. 3 ст. 38 Закона о воинской обязанности.
С военнослужащим, проходящим военную службу по призыву и изъявившим желание поступить на военную службу по контракту в период чрезвычайных обстоятельств (ликвидация последствий стихийных бедствий, выполнение мероприятий чрезвычайного положения, восстановление конституционного порядка и иные чрезвычайные ситуации) либо для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности, не ранее чем за один месяц до истечения срока военной службы может быть заключен контракт о прохождении военной службы на срок от 6 месяцев до одного года.
Новый контракт о прохождении военной службы может заключаться военнослужащим, являющимся гражданином, на срок три года, 5 лет, 10 лет или на время обучения в военном образовательном учреждении профессионального образования и 5 лет военной службы после его окончания.
По истечении срока первого контракта военнослужащие, являющиеся иностранными гражданами, увольняются с военной службы по основаниям и в порядке, которые определяются указанным Федеральным законом и Положением о порядке прохождения военной службы.
Контракт о прохождении военной службы может заключаться с военнослужащим на меньший срок - до наступления предельного возраста пребывания его на военной службе.
С гражданином, состоящим в запасе и изъявившим желание поступить на военную службу по контракту в период чрезвычайных обстоятельств (ликвидация последствий стихийных бедствий, выполнение мероприятий чрезвычайного положения, восстановление конституционного порядка и иные чрезвычайные ситуации) либо для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности, контракт о прохождении военной службы может быть заключен на срок от 6 месяцев до одного года.
Военнослужащий, проходивший военную службу по контракту и поступивший в военное образовательное учреждение высшего профессионального образования, а также поступивший в адъюнктуру или военную докторантуру, заключает контракт о прохождении военной службы на время обучения в указанном образовательном учреждении, в адъюнктуре или военной докторантуре и 5 лет военной службы после окончания учебы.
Военнослужащим, имеющим ученую степень кандидата наук или доктора наук и достигшим предельного возраста пребывания на военной службе, предоставляется преимущественное право при заключении с ними контракта о прохождении военной службы в порядке, установленном п. 3 ст. 49 Федерального закона.
Началом военной службы считается:
- для граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, - день убытия из военного комиссариата субъекта Российской Федерации к месту прохождения военной службы;
- для граждан, призванных на военную службу из числа окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера, - день убытия к месту прохождения военной службы, указанный в предписании военного комиссариата;
- для граждан, призванных на военную службу непосредственно после окончания государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, которым присвоено воинское звание офицера, - день убытия в отпуск, предоставляемый военным комиссариатом по окончании указанных образовательных учреждений;
- для граждан (иностранных граждан), поступивших на военную службу по контракту, - день вступления в силу контракта о прохождении военной службы;
- для граждан, не проходивших военную службу или прошедших военную службу ранее и поступивших в военные образовательные учреждения профессионального образования, - дата зачисления в указанные образовательные учреждения.
В свою очередь окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы, за исключением случаев, когда:
- военнослужащий находится на стационарном лечении;
- военнослужащий женского пола находится в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком;
- военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, по его желанию остается в воинской части до дня отправки транспортного средства, осуществляющего индивидуальную или организованную перевозку военнослужащих, увольняемых в запас;
- военнослужащий участвует в походах кораблей;
- военнослужащий находится в плену, в положении заложника или интернированного;
- военнослужащий безвестно отсутствует - до признания его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим;
- военнослужащий находится под следствием;
- в иных случаях, установленных Положением о порядке прохождения военной службы.
В срок военной службы не засчитываются:
- время пребывания в дисциплинарной воинской части и время отбывания дисциплинарного взыскания в виде ареста;
- время самовольного оставления воинской части или места военной службы независимо от причин оставления продолжительностью свыше 10 суток.
Военнослужащему, освобожденному из дисциплинарной воинской части, при условии его безупречной военной службы время пребывания в дисциплинарной воинской части может быть засчитано в срок его военной службы в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы.
Военнослужащий, являющийся гражданином, впервые поступивший на военную службу, или гражданин, не проходивший военную службу и впервые призванный на военные сборы, приводится к Военной присяге перед Государственным флагом РФ и Боевым знаменем воинской части.
Согласно ст. 42 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий проходит военную службу на воинской должности, за исключением некоторых случаев. Военнослужащий может занимать только одну воинскую должность (должность). Каждой воинской должности (должности) должно соответствовать одно воинское звание.
Единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, и общее количество воинских должностей, подлежащих замещению полковниками, капитанами 1 ранга в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, утверждаются Президентом РФ.
Перечни иных воинских должностей утверждаются в порядке, определенном Министром обороны РФ или руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, в котором данным Федеральным законом предусмотрена военная служба.
Военнослужащий может проходить военную службу не на воинских должностях в случаях:
- нахождения в распоряжении командира (начальника) - не более трех месяцев;
- нахождения в распоряжении командира (начальника) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий - не более шести месяцев;
- нахождения в распоряжении командира (начальника) в связи с возбуждением в отношении военнослужащего уголовного дела - до вынесения решения по уголовному делу;
- прикомандирования к органам, организациям и учреждениям, в которых предусмотрена военная служба;
- в других случаях, установленных Положением о порядке прохождения военной службы.
Назначение на воинские должности и освобождение от воинских должностей осуществляются:
- военнослужащих, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, - указами Президента РФ;
- остальных военнослужащих - в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы.
Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, избранным депутатами Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), депутатами представительных органов местного самоуправления и главами муниципальных образований и осуществляющим указанные полномочия на постоянной основе, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, осуществляющим полномочия членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ, приостанавливается военная служба в занимаемой должности на весь срок их полномочий в указанных органах с прекращением действия контракта о прохождении ими военной службы и зачетом срока приостановления военной службы в выслугу лет военнослужащего.
Со дня прекращения оснований для приостановления военной службы военнослужащие заключают новый контракт о прохождении военной службы или увольняются с военной службы по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом.
Согласно ст. 46 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах устанавливаются следующие составы военнослужащих и воинские звания:
--------------------T----------------------------------------¬
¦ Составы ¦ Воинские звания ¦
¦ военнослужащих +------------------T---------------------+
¦ ¦ войсковые ¦ корабельные ¦
+-------------------+------------------+---------------------+
¦ Солдаты, матросы, ¦ ефрейтор ¦ старший матрос ¦
¦ рядовой матрос ¦ младший сержант ¦ старшина 2 статьи ¦
¦ сержанты, ¦ сержант ¦ старшина 1 статьи ¦
¦ старшины ¦ старший сержант ¦ главный старшина ¦
¦ ¦ старшина ¦ главный корабельный ¦
+-------------------+------------------+---------------------+
¦ Прапорщики ¦ прапорщик ¦ мичман ¦
¦ и мичманы ¦ старший прапорщик¦ старший мичман ¦
+-------------------+------------------+---------------------+
¦ Офицеры: ¦ ¦ ¦
¦ младшие офицеры ¦ младший лейтенант¦ младший лейтенант ¦
¦ ¦ лейтенант ¦ лейтенант ¦
¦ ¦ старший лейтенант¦ старший лейтенант ¦
¦ ¦ капитан ¦ капитан-лейтенант ¦
+-------------------+------------------+---------------------+
¦ старшие офицеры ¦ майор ¦ капитан 3 ранга ¦
¦ ¦ подполковник ¦ капитан 2 ранга ¦
¦ ¦ полковник ¦ капитан 1 ранга ¦
+-------------------+------------------+---------------------+
¦ высшие офицеры ¦ генерал-майор ¦ контр-адмирал ¦
¦ ¦ генерал-лейтенант¦ вице-адмирал ¦
¦ ¦ генерал-полковник¦ адмирал ¦
¦ ¦ генерал армии ¦ адмирал флота ¦
¦ ¦ Маршал Российской¦ ¦
¦ ¦ Федерации ¦ ¦
L-------------------+------------------+----------------------
Воинские звания военнослужащим присваиваются:
- высших офицеров - Президентом РФ;
- до полковника или капитана 1-го ранга включительно - должностными лицами в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы.
Сроки военной службы в воинских званиях и порядок их присвоения определяются Положением о порядке прохождения военной службы.
Военнослужащий, а также гражданин, пребывающий в запасе или находящийся в отставке, могут быть лишены воинского звания только по приговору суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.
Гражданин, лишенный воинского звания, после снятия или погашения судимости может быть восстановлен в прежнем воинском звании должностным лицом, имеющим право присваивать это воинское звание в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы.
Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, может быть снижен в воинском звании, а также восстановлен в прежнем воинском звании в порядке, определяемом Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил РФ.
Статьей 49 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" предельный возраст пребывания на военной службе устанавливается для:
- Маршала Российской Федерации, генерала армии, адмирала флота, генерал-полковника, адмирала - 60 лет;
- генерал-лейтенанта, вице-адмирала, генерал-майора, контр-адмирала - 55 лет;
- полковника, капитана 1-го ранга - 50 лет;
- военнослужащего, имеющего иное воинское звание, - 45 лет.
Для военнослужащих женского пола предельный возраст пребывания на военной службе устанавливается 45 лет.
С военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, контракт о прохождении военной службы может заключаться на срок до 10 лет в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы, но не свыше достижения ими возраста 65 лет.
Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" устанавливает основания и порядок увольнения с военной службы.
По смыслу ст. 50 данного Закона увольнение с военной службы высших офицеров осуществляется Президентом РФ, а военнослужащих в воинских званиях до полковников, капитанов 1-го ранга включительно - в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы.
Военнослужащие увольняются с военной службы в запас, а военнослужащие, достигшие к моменту увольнения с военной службы предельного возраста пребывания в запасе или признанные не годными к военной службе, - в отставку.
Военнослужащий подлежит увольнению с военной службы:
а) по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
б) по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта;
в) по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе;
г) по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе военнослужащего, проходящего военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, или проходящего военную службу по призыву;
д) в связи с лишением его воинского звания;
е) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы;
ж) в связи с отчислением из военного образовательного учреждения профессионального образования;
з) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока;
и) в связи с избранием военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), депутатом представительного органа местного самоуправления или главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе.
Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы:
а) в связи с организационно-штатными мероприятиями;
б) в связи с переходом на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или таможенные органы Российской Федерации;
в) в связи с невыполнением им условий контракта;
г) в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска;
д) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно, а также в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока;
е) как не выдержавший испытание.
Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение с военной службы:
а) в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении него условий контракта;
б) по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе;
в) по семейным обстоятельствам:
- в связи с невозможностью проживания члена семьи военнослужащего по медицинским показаниям в местности, в которой военнослужащий проходит военную службу, и при отсутствии возможности перевода военнослужащего к новому месту военной службы, благоприятному для проживания указанного члена семьи;
- в связи с изменением места военной службы мужа-военнослужащего (жены-военнослужащей), связанным с необходимостью переезда семьи в другую местность;
- в связи с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением органа государственной службы медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) либо являющимися инвалидами первой или второй группы или лицами, достигшими пенсионного возраста по старости или не достигшими возраста 18 лет, при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
- в связи с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого военнослужащий воспитывает без матери (отца);
г) в связи с осуществлением им полномочий члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ;
д) в связи с избранием его депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или депутатом представительного органа местного самоуправления либо главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 6. Военная служба. Военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.
Вернутся в раздел Комментарии к законам