1. Ликвидацией общества признается прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Данное положение закреплено в п. 1 ст. 61 части первой ГК РФ и воспроизведено в п. 1 ст. 57 комментируемого Закона.
В п. 1 ст. 57 Закона говорится о добровольной и принудительной ликвидации общества:
общество может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ, с учетом требований комментируемого Закона и устава общества;
общество может быть ликвидировано также по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ.
Приведенные положения основаны на правилах п. 1 ст. 92 ГК РФ: общество с ограниченной ответственностью может быть реорганизовано или ликвидировано добровольно по единогласному решению его участников; иные основания реорганизации и ликвидации общества, а также порядок его реорганизации и ликвидации определяются Гражданским кодексом РФ и другими законами.
Общие положения о ликвидации юридического лица содержатся в ст. 61 ГК РФ, в п. 2 которой (здесь и далее - в ред. Федерального закона от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ) в отношении добровольной ликвидации установлено, что юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в т.ч. в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
Непосредственно комментируемым Законом обязанность общества принять решение о своей ликвидации предусмотрена в следующих случаях:
в случае неполной оплаты уставного капитала общества в течение года с момента его государственной регистрации, если общество не объявило об уменьшении своего уставного капитала до фактически оплаченного его размера и не зарегистрировало его уменьшение в установленном порядке (п. 2 ст. 20 Закона);
в случае если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше минимального размера уставного капитала, установленного комментируемым Законом на дату государственной регистрации общества (п. 3 ст. 20 Закона).
В отношении принудительной ликвидации п. 2 ст. 61 ГК РФ предусмотрено, что юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в следующих случаях:
при допущении при создании юридического лица грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;
при осуществлении юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ.
Согласно п. 3 ст. 61 ГК РФ требование о ликвидации юридического лица по указанным основаниям может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
Непосредственно в комментируемом Законе ликвидация общества в судебном порядке предусмотрена в следующих случаях:
если число участников общества превысит установленный предел (пятьдесят участников) и общество в течение года не преобразуется в открытое акционерное общество или в производственный кооператив либо число участников общества не уменьшится до установленного предела (п. 3 ст. 7 Закона);
если в предусмотренных ст. 20 Закона случаях уменьшения уставного капитала общества оно в разумный срок не примет решение об уменьшении своего уставного капитала или о своей ликвидации (п. 5 ст. 20 Закона).
На основе нормы п. 3 ст. 61 ГК РФ в п. 3 ст. 7 и п. 5 ст. 20 Закона установлено, что с требованием о ликвидации общества в суд в этих случаях обращаются:
орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. Об органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, см. комментарий к ст. 13 Закона;
иные государственные органы или органы местного самоуправления, которым право на предъявление такого требования предоставлено федеральным законом.
В соответствии с п. 11 ст. 7 Закона РФ от 21 марта 1991 г. N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" (в ред. Закона РФ от 24 июня 1992 г. N 3119-1 и Федерального закона от 13 июня 1996 г. N 67-ФЗ) <*> налоговым органам предоставляется право предъявлять в суде и арбитражном суде иски о ликвидации предприятия любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации, о признании регистрации предприятия недействительной в случае нарушения установленного порядка создания предприятия или несоответствия учредительных документов требованиям законодательства и взыскании доходов, полученных в этих случаях. В подп. 16 п. 1 ст. 31 части первой НК РФ (в ред. Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ) также установлено, что налоговые органы вправе предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации (см. также комментарий к ст. 20 Закона).
--------------------------------
<*> См.: Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 15. Ст. 492; Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 33. Ст. 1912; СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3484.
В связи с возникающими в судебной практике вопросами Президиум ВАС России в информационном письме от 5 декабря 1997 г. N 23 "О применении пунктов 2 и 4 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации" <*> рекомендовал судам при рассмотрении исков о ликвидации юридических лиц исходить из следующего:
--------------------------------
<*> См.: Вестник ВАС РФ. 1998. N 2.
требование о ликвидации юридического лица по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 61 части первой ГК РФ, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому предоставлено законом право на предъявление такого требования;
в частности, в соответствующих случаях иски о принудительной ликвидации юридических лиц могут заявляться налоговыми органами, Банком России (на основании ст. 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"), прокурором (на основании ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации");
при рассмотрении указанных исков и оценке обоснованности заявленных требований необходимо выявлять наличие оснований для ликвидации соответствующего юридического лица, на которые ссылается истец. Исследования вопроса о финансовом положении ответчика по такого рода делам не требуется;
если в ходе осуществления ликвидации юридического лица на основании решения суда выявляется недостаточность его имущества для удовлетворения требований кредиторов (п. 4 ст. 61 ГК РФ), ликвидационная комиссия (ликвидатор) от имени должника, кредиторы ликвидируемого юридического лица, а также иные лица, которым в соответствии с законодательством о банкротстве предоставлено право на обращение в арбитражный суд, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании соответствующего юридического лица банкротом.
Пунктом 4 ст. 61 ГК РФ предусмотрено, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией либо действующее в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда, ликвидируется также в соответствии со ст. 65 ГК РФ вследствие признания его несостоятельным (банкротом). Если стоимость имущества такого юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном ст. 65 ГК РФ.
Как установлено п. 1 ст. 65 ГК РФ, юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, по решению суда могут быть признаны несостоятельными (банкротами), если они не в состоянии удовлетворить требования кредиторов (о признаках банкротства общества см. комментарий к ст. 29 Закона).
Признание юридического лица банкротом судом в соответствии с п. 1 ст. 65 ГК РФ влечет его ликвидацию.
Согласно п. 2 ст. 65 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, может совместно с кредиторами принять решение об объявлении о своем банкротстве и о добровольной ликвидации.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур банкротства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.
Порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, а также особенности оснований и процедур признания кредитных организаций несостоятельными (банкротами) и их ликвидации в порядке конкурсного производства установлены Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".
Согласно п. 3 ст. 65 ГК РФ при несостоятельности (банкротстве) юридического лица требования кредиторов удовлетворяются в очередности, предусмотренной п. 1 ст. 64 ГК РФ (об установленной ст. 64 ГК РФ очередности удовлетворения требований кредиторов при ликвидации юридического лица см. комментарий к ст. 58 Закона).
Об установленном порядке ликвидации общества см. ниже.
2. На основании приведенных выше положений п. 1 ст. 92 ГК РФ в подп. 11 п. 2 ст. 33 комментируемого Закона установлено, что принятие решения о ликвидации общества относится к исключительной компетенции общего собрания участников общества. В соответствии с подп. 12 п. 2 ст. 33 Закона к исключительной компетенции общего собрания участников общества также отнесено назначение ликвидационной комиссии и утверждение ликвидационных балансов (см. комментарий к ст. 33 Закона).
Согласно п. 2 ст. 57 Закона предложения о добровольной ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии на решение общего собрания участников общества могут выносить следующие органы и лица:
совет директоров (наблюдательный совет) общества. О совете директоров (наблюдательном совете) общества см. комментарий к ст. 32 Закона;
исполнительный орган общества. Как говорилось выше, комментируемым Законом предусмотрены два возможных варианта осуществления руководства текущей деятельностью общества: единоличным исполнительным органом общества; единоличным исполнительным органом общества и коллегиальным исполнительным органом общества (см. комментарий к ст. 32 Закона). О единоличном исполнительном органе общества см. комментарий к ст. 40 Закона, о коллегиальном исполнительном органе общества - к ст. 41 Закона;
участник общества. О правах участника общества см. комментарий к ст. 8 Закона.
При добровольной ликвидации общее собрание участников принимает следующие решения:
о добровольной ликвидации общества;
о назначении ликвидационной комиссии.
Данная норма основана на положении п. 2 ст. 62 ГК РФ, согласно которой учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с Гражданским кодексом РФ, другими законами.
3. Нормы п. 3 ст. 57 Закона закреплены на основе следующих положений п. 3 ст. 62 ГК РФ:
с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица;
ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.
В соответствии с п. 1 ст. 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
Статьей 20 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в ред. Федерального закона от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ) установлено следующее в отношении уведомления о ликвидации юридического лица:
учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица (п. 1 ст. 20). Форма уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица (форма N Р15001) приведена в приложении N 8 к Постановлению Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей". Порядок заполнения уведомления формы N Р15001 приведен в ч. VIII Методических разъяснений по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утв. Приказом Федеральной налоговой службы от 1 ноября 2004 г. N САЭ-3-09/16@ "О Методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя";
регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускаются государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации (п. 2 ст. 20).
учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса (п. 3 ст. 20). Форма уведомления о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора (конкурсного управляющего) (форма N Р15002) приведена в приложении N 9, а форма уведомления о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица (форма N Р15003) - в приложении N 10 к Постановлению Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439. Порядок заполнения уведомления формы N Р15002 приведен в ч. IX, а порядок заполнения уведомления формы N Р15003 - в ч. X Методических разъяснений по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утв. Приказом Федеральной налоговой службы от 1 ноября 2004 г. N САЭ-3-09/16@.
Следует отметить, что часть первая НК РФ не предусматривает обязанности налогоплательщика-организации сообщать в налоговый орган о своей ликвидации. Согласно п. 5 ст. 84 части первой НК РФ (в ред. Федерального закона от 23 декабря 2003 г. N 185-ФЗ) в случае ликвидации организации снятие ее с учета осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, в порядке, установленном Правительством РФ. Таким образом, для снятия с налогового учета ликвидируемого общества представления каких-либо документов в налоговый орган не требуется.
4. То, что Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование являются участниками общества, означает нахождение доли в уставном капитале общества соответственно в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности.
В соответствии со ст. 217 части первой ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества, т.е. Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества".
С учетом этого в п. 4 ст. 57 Закона установлено, что в случае, если участником ликвидируемого общества является Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, в состав ликвидационной комиссии включаются соответственно представители:
федерального органа по управлению государственным имуществом и специализированного учреждения, осуществляющего продажу федерального имущества;
органа по управлению государственным имуществом субъекта Российской Федерации и продавца государственного имущества субъекта Российской Федерации;
органа местного самоуправления.
В п. 2 Постановления Правительства РФ от 27 ноября 2004 г. N 691 "О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом" <*> установлено, что уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в т.ч. права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти) является Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2004. N 49. Ст. 4897.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 26 апреля 2002 г. N 605-р "О наделении Российского фонда федерального имущества функцией по продаже приватизируемого федерального имущества" <*> Российскому фонду федерального имущества поручено осуществлять от имени Правительства РФ функции по продаже приватизируемого федерального имущества, в т.ч. в случаях, предусмотренных ст. 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", земельных участков.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2002. N 20. Ст. 1878.
5. В соответствии с п. 5 ст. 57 Закона порядок ликвидации общества определяется Гражданским кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.
Общий порядок ликвидации юридического лица установлен ст. 63 части первой ГК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
Органом печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, является журнал "Вестник государственной регистрации" (см. комментарий к ст. 6 Закона).
Согласно п. 2 ст. 63 ГК РФ после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
В п. 3 ст. 63 ГК РФ установлено, что в случае, если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов определяет Федеральный закон "Об исполнительном производстве".
Согласно п. 4 ст. 63 ГК РФ выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса (об установленной ст. 64 ГК РФ очередности удовлетворения требований кредиторов при ликвидации юридического лица см. комментарий к ст. 58 Закона).
В соответствии с п. 5 ст. 63 ГК РФ после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
В п. 7 ст. 63 ГК РФ установлено, что оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица (о распределении имущества ликвидируемого общества между его участниками см. комментарий к ст. 58 Закона).
Как определено в п. 8 ст. 63 ГК РФ, ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
В соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины.
Форма заявления о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией (форма N Р16001) приведена в приложении N 5 к Постановлению Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 (в ред. Постановления Правительства РФ от 16 октября 2003 г. N 630 <*>). Порядок заполнения уведомления формы N Р16001 приведен в ч. VI Методических разъяснений по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утв. Приказом Федеральной налоговой службы от 1 ноября 2004 г. N САЭ-3-09/16@.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2003. N 43. Ст. 4238.
Согласно подп. 1 и 3 п. 1 ст. 333.33 гл. 25.3 "Государственная пошлина" части второй НК РФ за государственную регистрацию ликвидации юридического лица, за исключением случаев, когда ликвидация юридического лица производится в порядке применения процедуры банкротства, уплачивается государственная пошлина в размере 400 рублей.
В соответствии с п. 2 ст. 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в ред. Федерального закона от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ) при ликвидации юридического лица в случае применения процедуры банкротства в регистрирующий орган представляется определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства.
Статьей 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в ред. Федерального закона от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ) установлено следующее в отношении порядка государственной регистрации при ликвидации юридического лица:
государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица (п. 1 ст. 22);
ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица (п. 2 ст. 22);
документы, предусмотренные ст. 21 указанного Федерального закона, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица (п. 3 ст. 22);
представление документов для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 9 указанного Федерального закона (п. 4 ст. 22);
государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется в сроки, предусмотренные ст. 8 указанного Федерального закона (п. 5 ст. 22), т.е. в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган;
ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица (п. 6 ст. 22).
Следует иметь в виду, что в соответствии с п. 2 ст. 1 Закона особенности ликвидации обществ с ограниченной ответственностью в сферах банковской, страховой и инвестиционной деятельности, а также в области производства сельскохозяйственной продукции наряду с комментируемым Законом определяются иными федеральными законами (об этих федеральных законах см. комментарий к ст. 1 Закона).
В частности, ст. 23 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (здесь и далее - в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 192-ФЗ) установлено следующее в отношении ликвидации кредитной организации:
ликвидация кредитной организации осуществляется в соответствии с федеральными законами с учетом требований Федерального закона "О банках и банковской деятельности". При этом государственная регистрация кредитной организации в связи с ее ликвидацией осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", с учетом особенностей, установленных Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" и принимаемыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России. Указанием Банка России от 21 января 2003 г. N 1241-У <*> установлен перечень сведений и документов, необходимых для осуществления государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией, а также порядок их представления в Банк России;
--------------------------------
<*> См.: Вестник Банка России. 2003. N 50.
Банк России после принятия решения о государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению Единого государственного реестра юридических лиц;
на основании указанного решения, принятого Банком России, и представленных им необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в течение пяти рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в Банк России;
взаимодействие Банка России и уполномоченного регистрирующего органа по вопросу о государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией осуществляется в порядке, согласованном Банком России с уполномоченным регистрирующим органом;
государственная регистрация кредитной организации в связи с ее ликвидацией осуществляется в течение 45 рабочих дней со дня представления в Банк России всех оформленных в установленном порядке документов;
в случае прекращения деятельности кредитной организации на основании решения ее учредителей (участников) Банк России по ходатайству кредитной организации принимает решение об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций. Указанием Банка России от 1 марта 2000 г. N 749-У <*> установлен порядок представления в Банк России ходатайства кредитной организации об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций при прекращении деятельности в порядке ликвидации кредитной организации на основании решения ее учредителей (участников);
--------------------------------
<*> См.: Вестник Банка России. 2000. N 14.
порядок представления кредитной организацией указанного ходатайства регулируется нормативными актами Банка России;
если после принятия решения учредителями (участниками) кредитной организации о ее ликвидации Банк России на основании ст. 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" принимает решение об отзыве у нее лицензии на осуществление банковских операций, решение учредителей (участников) кредитной организации о ее ликвидации и иные связанные с ним решения учредителей (участников) кредитной организации или решения назначенной учредителями (участниками) кредитной организации ликвидационной комиссии (ликвидатора) утрачивают юридическую силу. Кредитная организация подлежит ликвидации в порядке, предусмотренном ст. 23.1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности";
в случае аннулирования или отзыва лицензии на осуществление банковских операций кредитная организация в течение 15 дней со дня принятия такого решения возвращает указанную лицензию в Банк России;
учредители (участники) кредитной организации, принявшие решение о ее ликвидации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора), утверждают промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс кредитной организации по согласованию с Банком России;
ликвидация кредитной организации считается завершенной, а кредитная организация прекратившей свою деятельность после внесения уполномоченным регистрирующим органом соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Статьей 23.1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" предусмотрена ликвидация кредитной организации по инициативе Банка России (принудительная ликвидация):
Банк России в течение 15 дней со дня отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций обязан обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации кредитной организации, за исключением случая, если ко дню отзыва указанной лицензии у кредитной организации имеются признаки несостоятельности (банкротства), предусмотренные Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций";
если ко дню отзыва лицензии на осуществление банковских операций у кредитной организации имеются признаки несостоятельности (банкротства), предусмотренные Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", или наличие этих признаков установлено назначенной Банком России временной администрацией по управлению кредитной организацией после дня отзыва у кредитной организации указанной лицензии, Банк России обращается в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом) в порядке, установленном Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций";
арбитражный суд рассматривает заявление Банка России о принудительной ликвидации кредитной организации в соответствии с правилами, установленными Арбитражным процессуальным кодексом РФ, и с учетом особенностей, установленных Федеральным законом "О банках и банковской деятельности". Заявление Банка России о принудительной ликвидации кредитной организации рассматривается арбитражным судом в срок, не превышающий одного месяца со дня подачи указанного заявления;
арбитражный суд принимает решение о ликвидации кредитной организации и назначении ликвидатора кредитной организации, если не будет установлено наличие признаков несостоятельности (банкротства) кредитной организации на день отзыва у нее лицензии на осуществление банковских операций. При рассмотрении заявления Банка России о принудительной ликвидации кредитной организации предварительное судебное заседание, предусмотренное Арбитражным процессуальным кодексом РФ, не проводится;
арбитражный суд направляет решение о ликвидации кредитной организации в Банк России и уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что кредитная организация находится в процессе ликвидации.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 57. Ликвидация общества. Комментарий к статье 57
Вернутся в раздел Комментарии к законам