Обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов:
латинской буквы "C" в окружности: C;
имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав;
года первого опубликования произведения.
2. При отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения.
3. При опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности) издатель, имя или наименование которого обозначено на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора в соответствии с настоящим Законом и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Это положение действует до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве.
Комментарий к статье 9
1. В отличие от прав на объекты так называемой "промышленной собственности" (товарный знак, знак обслуживания, изобретение, полезная модель и промышленный образец), авторское право на произведения науки, литературы и искусства возникает автоматически в силу факта его создания. Кроме того, институт авторского права не содержит понятия приоритета касательно момента создания произведения.
2. Как указано в п. 1 комментируемой статьи, для возникновения и осуществления авторского права не требуется соблюдения каких-либо формальностей, в том числе регистрации или какого-либо специального оформления произведения. Пункт 1 ст. III Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве в качестве таких формальностей упоминает также депонирование экземпляров, оговорку о сохранении авторского права, нотариальные удостоверения, уплату сборов, изготовление или выпуск в свет экземпляров произведения (как уже подчеркивалось выше, обнародование произведения, в том числе его опубликование, не является критерием для предоставления или непредоставления произведению правовой охраны).
В связи с этим отказ суда, иных органов и организаций в защите авторских прав или содействии автору в их осуществлении на том основании, что его произведение не зарегистрировано или не опубликовано, является незаконным. Как это ни абсурдно, но судьи иногда требуют от лица, обратившегося в суд за защитой своих нарушенных прав, представить документы о регистрации произведения, которые, по их мнению, являются единственным доказательством авторства. Известны даже случаи, когда судьи считали недостаточными доказательствами авторства выпущенные в свет экземпляры произведения (с датой их выпуска, серийным номером, выходными данными и именем автора).
Вместе с тем Закон не говорит о незаконности проведения регистрации авторских прав вообще. В комментируемой норме сказано лишь, что она "не требуется". На практике же регистрацией произведений занимаются различные общественные (Российское авторское общество) и иные организации, нотариусы <*>. Она является традиционным способом закрепления авторства. Однако юридическая сила такой регистрации практически равносильна почтовой пересылке произведения ценным письмом или бандеролью, которой рекомендуют пользоваться многие специалисты по авторскому праву. В обоих случаях регистрируется не само произведение, а дата его предъявления и сведения о лице, представившем это произведение нотариусу (в почтовое отделение или в регистрирующую организацию) и назвавшемся его автором.
--------------------------------
<*> Подробнее см.: Погуляев В. Нотариусы и Интернет: "Большому кораблю большое...", или "Даю маячок!"? // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2003. N 8. С. 50 - 56.
Нельзя не отметить, что Законом об ЭВМ прямо установлена факультативная регистрация программ для ЭВМ и баз данных в федеральном исполнительном органе по интеллектуальной собственности.
3. Абзац 2 п. 1 комментируемой статьи предусматривает возможность правообладателя уведомлять других лиц о наличии у него авторских прав на произведение.
Для оповещения об авторских правах используется знак охраны авторского права - "копирайт" (от анг. copyright - авторское право), состоящий из трех элементов:
1) латинской буквы "C" в окружности: (C);
2) имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав;
3) года первого опубликования произведения.
Знак охраны авторского права помещается на каждом экземпляре (носителе) произведения.
Подчеркнем, что "копирайт" носит чисто уведомительный характер и его размещение на экземплярах произведения является правом, а не обязанностью правообладателя.
Под правообладателем в данном случае понимается не создатель произведения (обладатель личных неимущественных авторских прав - см. ст. 15 и комментарий к ней), а лицо, владеющее исключительными имущественными правами на его использование (автор, наследник автора, издатель, рекорд-компания, литературный агент, иной субъект авторского права).
Справедливым также представляется мнение о том, что "правовое значение знака охраны авторского права лишь косвенное: он свидетельствует о том, что проставившее этот знак лицо считает себя владельцем авторского права и заявляет об этом" <*>. На практике часто возникают случаи, когда знак "копирайт" проставляется лицом, имеющим отношение к выпуску произведения в свет, но не обладающему в отношении его никакими правами (например, издатель, опубликовавший произведение за счет автора по договору подряда). Поэтому подтверждением наличия у лица исключительных авторских прав на использование произведения является не проставленный "копирайт", а надлежащим образом заключенный авторский договор (см. ст. 30 - 32 и комментарий к ним).
--------------------------------
Комментарий к Закону об авторском праве и смежных правах Э.П. Гаврилова включен в информационный банк согласно публикации - М.: Издательство "Экзамен", 2005 (издание четвертое, переработанное и дополненное). <*> Гаврилов Э.П. Комментарий к Закону об авторском праве и смежных правах. Судебная практика. М.: Экзамен, 2002. С. 71.
4. Допускается проставление нескольких знаков охраны авторского права, как бы разграничивающих правомочия разных субъектов (авторов оригинальных произведений, составителя, оформителя, издателя и т.д.).
5. Необходимо выделить, что неотъемлемой составляющей знака "копирайт" является не дата "текущего" использования произведения, а год его "первого опубликования". Законодатель, разрабатывая данную норму, пытался четче выразить свою мысль, употребив слово "первого" перед словом "опубликования". На наш взгляд, необходимости в таком усилении не было, т.к. опубликование (выпуск в свет) является разновидностью обнародования произведения (ст. 4 Закона). Поэтому второго, третьего или какого-либо еще последующего опубликования, исходя из норм Закона, в принципе быть не может.
6. Пункт 2 ст. 9 устанавливает презумпцию авторства: при отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения. Лицо, указанное в качестве автора произведения, не обязано каким-либо еще образом доказывать свое авторство и признается автором до того момента, пока не будет доказано иное.
В качестве доказательств авторства могут выступать в том числе рецензии, письменные обсуждения произведения, черновики, свидетельские показания и экспертные заключения.
Не совсем традиционные для нашей судебной системы доказательства авторства были представлены в ходе рассмотрения одного из наиболее громких судебных дел о нарушении авторских прав, связанных с сетью Интернет, а именно: иска ООО "ПРОМО-РУ" к издательству "Познавательная книга плюс". Суть дела сводилась к тому, что издательство "Познавательная книга плюс" выпустило книгу А. Высоткина "Реклама в Internet", состоящую в большей степени из размещенных в Интернете произведений Т. Бокарева, исключительными правами на использование которых обладало ООО "ПРОМО-РУ". В связи с этим ООО "ПРОМО-РУ" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском о взыскании с указанного издательства компенсации за нарушение авторских прав и изъятии из гражданского оборота выпущенных им экземпляров книги А. Высоткина. В качестве одного из доказательств того, что автором использованных в книге материалов является Т. Бокарев, были представлены сведения из поисковой системы "Апорт" о датах размещения информации на web-странице Т. Бокарева и ее обновления. Однако в деле фигурировали и другие доказательства, в том числе публикации статей Т. Бокарева в печатных СМИ до выхода книги А. Высоткина, что, безусловно, укрепило позицию истца. Как бы там ни было, данное дело вряд ли можно считать "прецедентным" в российской судебной практике, т.к. стороны, несколько раз пройдя одни и те же судебные инстанции, посчитали разумным заключить мировое соглашение.
7. Пункт 3 комментируемой статьи регулирует ряд вопросов, возникающих при реализации автором произведения своего права на имя, предусмотренного ст. 19 ГК РФ и ст. 15 комментируемого Закона, путем выбора вымышленного имени (псевдонима) или принятия решения об использовании произведения вообще без указания своего имени.
В случае, если произведение опубликовано под псевдонимом или без указания имени автора (анонимно), издатель, имя или наименование которого обозначено на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора в соответствии с настоящим Законом и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Исключением из данного правила является случай, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности.
Издатель в данном случае выступает представителем автора на основании Закона, т.е. для осуществления каких-либо действий, связанных с защитой и обеспечением прав автора, доверенность издателю не требуется. Основанием возникновения данных полномочий у издательства является авторский договор.
Норма распространяется на издателя, опубликовавшего (обнародовавшего) произведение. Второй и последующие издатели не могут пользоваться этим правом <*>.
--------------------------------
Комментарий к Закону об авторском праве и смежных правах Э.П. Гаврилова включен в информационный банк согласно публикации - М.: Издательство "Экзамен", 2005 (издание четвертое, переработанное и дополненное). <*> Гаврилов Э.П. Указ. соч. С. 73.
8. Защищать права автора произведения, опубликованного анонимно или под псевдонимом, и обеспечивать их осуществление - это не обязанность издателя, а его право, которое он реализует (или не реализует) по собственному усмотрению. Наличие такого предписания в Законе, как представляется, не лишает автора права самостоятельно защищать свои права, тем более если издатель отказывается реализовывать свои полномочия.
9. Представлять интересы автора на основании п. 3 ст. 9 Закона издатель вправе до тех пор, пока автор произведения, опубликованного под псевдонимом или анонимно, не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве, что повлияет на срок действия авторского права на произведение (см. ст. 27 и комментарий к ней).
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 9. Возникновение авторского права. Презумпция авторства. 1. Авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей.
Вернутся в раздел Комментарии к законам