Комментарии к законам

Статья 10. Соавторство. 1. Авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух или более лиц (соавторство), принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.



Часть произведения признается имеющей самостоятельное значение, если она может быть использована независимо от других частей этого произведения.
Каждый из соавторов вправе использовать созданную им часть произведения, имеющую самостоятельное значение, по своему усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между ними.
2. Право на использование произведения в целом принадлежит соавторам совместно.
Взаимоотношения соавторов могут определяться соглашением между ними.
Если произведение соавторов образует одно неразрывное целое, то ни один из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретить использование произведения.
Комментарий к статье 10
1. Комментируемая статья регулирует вопросы, связанные с возникновением авторского права на произведения, созданные двумя или несколькими лицами (в соавторстве), и использованием таких произведений.
Для возникновения соавторства необходимо, чтобы в работе каждого лица (физического) над произведением присутствовало творческое начало. Как отмечается в литературе, соавторство предполагает определенное единство замысла, активное влияние соавторов на творчество друг друга <*>. Поэтому лица, содействующие автору (авторам) в процессе создания произведения, но характер труда которых не является творческим, соавторами не являются.
--------------------------------
<*> Калятин В.О. Интеллектуальная собственность (исключительные права). Учебник для вузов. М.: Норма, 2000. С. 52.
Так, например, не становятся соавторами работники издательств и средств массовой информации, подготавливающие произведение к публикации или иному использованию (наборщики, редакторы, корректоры, верстальщики и т.д.). Правда, зачастую в результате редакционной правки, адаптации произведения под концепцию и формат издания оно подвергается обработке, творческий характер которой становится очевиден. Таким образом, можно говорить о возникновении производных прав редактора (иного лица, подготавливающего произведение к использованию) на произведение, подвергшееся редактуре, которые по своей сути являются зависимыми от прав автора (ст. 12 Закона).
Вообще, вопрос об авторском праве "творческих редакторов" очень актуален. Однако юридическая литература пока не выработала единого подхода к данной проблеме. Следовательно, остается ждать соответствующих судебных решений.
Порой определить, является ли вклад того или иного лица в произведение творческим, очень трудно. Так, разработчиков программного обеспечения не перестает волновать вопрос, касающийся определения творческого вклада руководителя коллектива авторов программы для ЭВМ (базы данных) и, соответственно, возникновения у него авторских прав как таковых. Роль данного субъекта может быть различной: начиная от выполнения исключительно управленческих функций (менеджер) и заканчивая участием в качестве программиста или "архитектора программного обеспечения", обремененного в придачу правами и обязанностями руководителя. Очевидно, что первая роль не творческая и сама по себе не приводит к возникновению у ее исполнителя каких-либо имущественных или личных неимущественных авторских прав на создаваемую программу для ЭВМ или ее часть. Во втором качестве - руководителя софтверного проекта и одновременно соавтора программы - зачастую выступает непосредственный заказчик данной программы, чтобы как можно надежнее закрепить свои права в отношении ее. Функциями, балансирующими на грани творчества и организационно-технической работы, например, являются:
разработка технического задания, которое, в свою очередь, может быть как общим, так и детальным сценарием создания программного продукта с описанием большей части совершаемых программой операций и алгоритмов, предлагаемых подходов к их реализации и т.д. (работа, весьма схожая по своему содержанию с процессом создания режиссерского сценария к фильму);
разработка (или выбор) так называемой архитектуры программного обеспечения (см. определение выше), что в масштабных проектах зачастую является задачей творческой и весьма нетривиальной;
объединение модулей (составных частей) программы, созданных разными программистами, воедино, которая, в отличие от создания литературных сборников, не всегда является творческой (т.е. места тех или иных модулей в составе программного продукта могут быть предопределены) <*>.
--------------------------------
<*> Погуляев В., Теренин А., Новиков П. Компьютерные программы и эволюция творчества // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2004. N 9. С. 57.
2. Соавторство принято делить на два вида: 1) делимое и 2) неделимое.
Неделимым соавторством является создание произведения, которое образует одно неразрывное целое и в котором выделить творческий труд каждого из авторов невозможно или очень затруднительно. При таком соавторстве ни один из создателей произведения не вправе без достаточных к тому оснований запретить его использование, поскольку его права и законные интересы тут же вступят в конфликт с правами и законными интересами других соавторов или их правопреемников. Попытка немотивированно запретить использование произведения, существующего как неразрывное целое, одним из соавторов (его правопреемниками), может быть квалифицирована как злоупотребление правом (ст. 10 ГК РФ).
Делимое - это соавторство на произведение, состоящее из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение и может использоваться отдельно и независимо от других частей произведения (например, главы учебника, музыка и текст песни и т.д.). Каждый из авторов вправе использовать созданную им часть произведения, имеющую самостоятельное значение, по своему усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между соавторами.
3. Все вопросы, возникающие между соавторами, регулируются соглашением между ними. Например, такое соглашение может предусматривать порядок указания имен соавторов на экземплярах произведения (деловая практика исходит из того, что если какого-либо специального указания на этот счет от соавторов не поступает, то их имена указываются в алфавитном порядке). В рамках соглашения можно также наделить одного из соавторов полномочиями представлять интересы всех авторов произведения при использовании произведения (вести переговоры, обсуждать суммы авторских отчислений, передавать права на использование произведения и т.д.).




Вернутся в раздел Комментарии к законам