Комментарии к законам

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о коммерческой тайне. Законодательство Российской Федерации о коммерческой тайне состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов.



Комментарий к статье 2
1. За минувшее десятилетие в России было принято значительное число нормативных правовых актов, как всецело посвященных вопросам регулирования "информационных" отношений в обществе, так и затрагивающих данные отношения отдельными нормами.
Совокупность юридических норм, регулирующих "информационные" отношения, образует сравнительно новую и активно развивающуюся отрасль российского законодательства, получившего в литературе название "федеральное информационное право".
В составе федерального информационного права можно условно выделить некоторые законодательные ветви, которые в значительной степени посвящены вопросам, связанным с информацией:
законодательство об информационной безопасности;
законодательство о конфиденциальной информации;
законодательство об информационных ресурсах, которое, в свою очередь, можно разделить на законодательство о правовой информации <*>, законодательство о международном обмене информацией, законодательство о связи, законодательство о персональных данных, законодательство об архивном фонде и архивах, законодательство о библиотечном деле, законодательство о статистической информации;
--------------------------------
<*> В целях более детального регулирования отношений, связанных с распространением информации о действующих и ранее принятых нормативных правовых актах и использованием информационно-правовых ресурсов, еще в начале 90-х годов был разработан проект Федерального закона "О правовой информации" (подробнее см.: Горбачева Е.В., Копылов В.А., Тиновицкая И.Д. О разработке проекта Федерального закона "О правовой информации" // Сб. НТИ. Сер. 1. 1993. N 7).
законодательство о государственной тайне;
законодательство о средствах массовой информации.
Нормы об информации также содержатся в законодательстве об интеллектуальной собственности (исключительных правах), которое включает в себя:
законодательство об авторском праве и смежных правах;
патентное законодательство;
законодательство о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров;
законодательство о фирменных наименованиях;
законодательство об открытиях.
Законодательство о коммерческой тайне, являясь составной частью законодательства о конфиденциальной информации, также является немаловажной частью федерального информационного права и заслуживает изучения в качестве самостоятельной дисциплины в высших учебных заведениях.
Статья 2 Закона устанавливает, что принятие законодательных актов о коммерческой тайне - компетенция законодателя федерального уровня. Соответственно, субъекты Федерации такие акты принимать не уполномочены.
Кроме того, как следует из комментируемой статьи, нормативные правовые акты законодательства о коммерческой тайне должны иметь уровень не ниже федерального закона, что делает невозможным принятие каких-либо норм о коммерческой тайне на уровне постановлений Правительства РФ, указов Президента РФ и т.д.
2. Помимо комментируемого Закона коммерческой тайне посвящены положения Гражданского кодекса РФ и других федеральных законов. Центральное место в этой системе занимают ст. 128 и 139 ГК РФ.
Статья 128 ГК РФ называет информацию (в широком смысле) в числе объектов гражданских прав наряду с вещами (включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права), работами и услугами, результатами интеллектуальной деятельности (в том числе исключительными правами на них - интеллектуальная собственность) и нематериальными благами.
Статья 139 ГК РФ - это российский стандарт регулирования коммерческой тайны. Именно нормы данной статьи и послужили основой для разработки комментируемого Закона.
Вместе с тем в ГК РФ содержатся и другие статьи, которые регулируют отдельные вопросы обеспечения конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну.
Права и обязанности участников хозяйственного товарищества или общества в отношении конфиденциальной информации о деятельности товарищества или общества, в том числе информации, составляющей коммерческую тайну, установлены ст. 67 ГК РФ и соответствующими федеральными законами (см., например, ст. 9 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" <*> в ред. от 21 марта 2002 г.).
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 785; Российская газета. 1998. N 30.
Вопросам, связанным с обеспечением конфиденциальности информации в рамках отношений по договору подряда, посвящена ст. 727 ГК РФ. В соответствии с ней, если сторона благодаря исполнению своего обязательства по договору подряда получила от другой стороны информацию о новых решениях и технических знаниях, в том числе не защищаемых законом, а также сведения, которые могут рассматриваться как коммерческая тайна (ст. 139 ГК РФ), то сторона, получившая такую информацию, не вправе сообщать ее третьим лицам без согласия другой стороны. Порядок и условия пользования такой информацией определяются соглашением сторон.
Неоднозначную роль в системе законодательства о коммерческой тайне также играют положения гл. 54 ГК РФ, регулирующие договор коммерческой концессии. По данному договору одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав - товарный знак, знак обслуживания и т.д. Используемый законодателем термин "охраняемая коммерческая информация" не совсем корректен (подробнее об этом см. комментарий к ст. 7). Нетрудно понять, что в данном случае прежде всего имелись в виду сведения, составляющие коммерческую тайну, в частности ноу-хау и информация о сущности патентоспособных разработок.
Вместе с тем, как видно из содержания предмета договора коммерческой концессии, "охраняемая коммерческая информация" отнесена к объектам исключительных прав, что противоречит, в первую очередь, нормам ст. 128 и 139 ГК РФ. Сегодня это положение противоречит и положениям комментируемого Закона.
Статьей 1032 гл. 54 ГК РФ установлена обязанность пользователя не разглашать секреты производства правообладателя и другую полученную от него конфиденциальную коммерческую информацию.
Немаловажным нормативным правовым актом в системе федерального информационного права России является Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ <*> "Об информации, информатизации и защите информации" (с изм. от 10 января 2003 г.). Согласно п. 1 ст. 1 указанного Закона он регулирует три группы отношений, достаточно емких по содержанию:
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1995. N 8. Ст. 609.
1) отношения, возникающие при формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации (данному аспекту посвящены гл. 2 "Информационные ресурсы" и 3 "Пользование информационными ресурсами");
2) отношения, возникающие при создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения (гл. 4 "Информатизация, информационные системы, технологии и средства их обеспечения");
3) отношения, возникающие при защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации (гл. 5 "Защита информации и прав субъектов в области информационных процессов и информатизации").
Как отмечается в литературе, Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" наряду с нормами прямого действия содержит системообразующие информационно-правовые нормы, подлежащие дальнейшему развитию в законодательных и иных нормативных правовых актах отраслей информационного законодательства <*>. Заметим, что нормы данного Закона в основном носят декларативный характер, что вызывает нарекания многих юристов.
--------------------------------
<*> Кристальный Б.И., Нисневич Ю.А. Об основных положениях Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" // Информационные ресурсы России. 1995. N 2.
3. В законодательство о коммерческой тайне входят также положения законодательства о конкуренции, включающего в том числе Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" <*> (в ред. от 9 октября 2002 г.).
--------------------------------
<*> Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 16. Ст. 499; Бюллетень нормативных актов. 1992. N 2 - 3.
Согласно данному Закону недобросовестная конкуренция - это любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации (ст. 4).
Зафиксированные в этом определении требования добропорядочности, разумности и справедливости корреспондируют с общими нормами гражданского законодательства - презумпцией разумности и добросовестности участников гражданских правоотношений, установленной п. 3 ст. 10 ГК РФ.
Указанные категории носят оценочный характер, что расширяет доказательственную базу в сфере пресечения недобросовестной конкуренции. Использование таких критериев для оценки добросовестности конкуренции связано с принципом "доброй совести", который ведет свое происхождение от римской формулы "bona fides" <*>.
--------------------------------
<*> Тотьев К. Способы борьбы с недобросовестной конкуренцией // Закон. 1999. N 7. С. 17.
Получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную тайну и охраняемую законом тайну, является актом недобросовестной конкуренции (ст. 10 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках").
4. Неотъемлемой частью законодательства о коммерческой тайне, безусловно, являются и нормы трудового законодательства. О соблюдении режима коммерческой тайны в процессе трудовых правоотношений между работником и работодателем см. ст. 11 Закона и комментарий к ней.
5. Коммерческая тайна тесно связана с различными видами профессиональной и служебной тайн.
Так, в соответствии с п. 2 ст. 102 Налогового кодекса РФ налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением следующих сведений:
1) разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;
2) об идентификационном номере налогоплательщика;
3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;
4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам).
Таким образом, информация, составляющая коммерческую тайну налогоплательщика, которую налогоплательщик предоставил налоговым и иным указанным выше органам на основании законодательства, также не подлежит разглашению этими органами и составляет их служебную тайну.
Сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа и могут разглашаться только в случаях, прямо указанных в федеральном законе.
К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа внутренних дел, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей.
Таможенные органы, их должностные лица, получившие доступ к информации, не вправе разглашать, использовать в личных целях либо передавать третьим лицам, в том числе государственным органам, информацию, составляющую государственную, коммерческую, банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну, и другую конфиденциальную информацию, за исключением случаев, установленных Таможенным кодексом и иными федеральными законами (ст. 10 Таможенного кодекса РФ).
При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны, в том числе, обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласия аудируемого лица и (или) лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ (п. 2 ст. 5 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" <*> в ред. от 30 декабря 2001 г.).
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3422; Российская газета. 2001. N 151 - 152.
Согласно ст. 857 ("Банковская тайна") ГК РФ банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и в порядке, предусмотренных законом (а именно - ст. 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" <*> в ред. от 29 июля 2004 г.).
--------------------------------
<*> Там же. 1996. N 6. Ст. 492; Российская газета. 1996. N 27.
В случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причиненных убытков.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ <*> "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (в ред. Федеральных законов от 28 октября 2003 г. N 134-ФЗ, а также от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ - редакция, вступающая в силу с 1 января 2005 г.) адвокатской тайной являются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю. К числу таких сведений нужно относить и информацию, составляющую коммерческую тайну доверителя, ставшую известной адвокату в процессе оказания доверителю юридической помощи.
--------------------------------
<*> Там же. 2002. N 23. Ст. 2102; Российская газета. 2002. N 100.




Вернутся в раздел Комментарии к законам