2. В случае отказа обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, предоставить ее органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления данные органы вправе затребовать эту информацию в судебном порядке.
3. Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, а также органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, получившие такую информацию в соответствии с частью 1 настоящей статьи, обязаны предоставить эту информацию по запросу судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия, органов дознания по делам, находящимся в их производстве, в порядке и на основаниях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
4. На документах, предоставляемых указанным в частях 1 и 3 настоящей статьи органам и содержащих информацию, составляющую коммерческую тайну, должен быть нанесен гриф "Коммерческая тайна" с указанием ее обладателя (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).
Комментарий к статье 6
1. Напомним, что целями охраны информации, составляющей коммерческую тайну, являются обеспечение баланса интересов ее обладателей и других участников регулируемых отношений, в том числе государства, на рынке товаров, работ, услуг и предупреждение недобросовестной конкуренции. Интересы государства в рассматриваемой сфере отношений учтены, в частности, в ст. 9 Закона ("Порядок установления режима коммерческой тайны при выполнении государственного контракта для государственных нужд") и, казалось бы, ограничиваются разработками для государственных нужд. Однако помимо ст. 9 Закон содержит достаточно развернутые предписания об истребовании информации, составляющей коммерческую тайну, у субъектов бизнеса.
Согласно ч. 1 комментируемой статьи обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, обязан предоставить данную информацию государственным органам и органам местного самоуправления. Основанием для предоставления указанным органам информации, составляющей коммерческую тайну, для ее обладателя является мотивировочное требование данных органов.
Закон устанавливает, что такое мотивировочное требование должно содержать:
подпись уполномоченного должностного лица;
цели и правовые основания затребования информации, составляющей коммерческую тайну;
срок предоставления этой информации, если иное не установлено федеральными законами.
При этом информация, составляющая коммерческую тайну, предоставляется ее обладателем государственным органам (органам местного самоуправления) на безвозмездной основе, т.е. обладатель информации не вправе требовать с указанных органов оплаты услуг по предоставлению информации и выплаты какого-либо иного вознаграждения.
Рассматривая норму, содержащуюся в ч. 1 ст. 6, в совокупности со ст. 15 "Ответственность за непредоставление органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления информации, составляющей коммерческую тайну" Закона, некоторые правообладатели и юристы делают вывод о полной беззащитности обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, перед государством, а также о неизбежности злоупотреблений органов власти правом истребовать информацию, составляющую коммерческую тайну, учитывая обилие "иных государственных органов" <*>.
--------------------------------
<*> Лапин Д. Коммерческую тайну рассекретили // Бизнес-адвокат. 2004. N 16. С. 4.
С данным заявлением трудно согласиться в полной мере, хотя, действительно, не совсем понятно, зачем государственным органам такие широкие полномочия. Смысл ст. 6 вовсе не сводится к беспрекословному подчинению обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, любым требованиям со стороны государства, что подтверждается ч. 2 данной статьи.
2. Из содержания ч. 2 комментируемой статьи вытекает право обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, отказаться от ее предоставления государственным органам (органам местного самоуправления), если он, в том числе, считает требования указанных органов необоснованными. Однако в случае такого отказа государственный орган (орган местного самоуправления), которому было отказано в предоставлении информации, составляющей коммерческую тайну, наделяется правом затребовать эту информацию в судебном порядке.
Таким образом, при подаче соответствующим органом иска в суд возникает спор между этим органом и обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, что дает обеим сторонам спора равные процессуальные возможности для отстаивания своей позиции.
Правом на обращение в суд обладает также и обладатель информации, составляющей коммерческую тайну. Он вправе подать иск о признании соответствующего предписания государственного органа или органа местного самоуправления не соответствующим закону, иному нормативному правовому акту.
Ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам, нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными (ст. 13 ГК РФ). Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 22 декабря 1992 г. N 23 при обжаловании актов применяется общий срок исковой давности - три года <*>.
--------------------------------
<*> Вестник ВАС РФ. 1993. N 2.
3. Часть 3 устанавливает обязанность как для обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, так и для государственных органов (органов местного самоуправления), которые получили указанную информацию от ее обладателя на основании своего мотивировочного требования (ч. 1 ст. 6), предоставить эту информацию по запросу судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия, органов дознания по делам, находящимся в их производстве. Порядок и основания такого предоставления информации устанавливаются законодательством Российской Федерации.
4. Часть 4 говорит о необходимости нанесения грифа конфиденциальности - "Коммерческая тайна" - на документах, содержащих информацию, составляющую коммерческую тайну, и предоставляемых органам, указанным в ч. 1 и 3 комментируемой статьи.
Слово "документ" берет происхождение от слова documentum, что в переводе с латыни означает "доказательство". Терминологический словарь по теории и практике научной информации 1964 г. определяет "документ" как материальный объект, содержащий информацию в закрепленном виде <*>, что на момент создания и выхода словаря было значительно шире общепринятой трактовки "документа" только как объекта, содержащего информацию, зафиксированную в письменной форме.
--------------------------------
<*> Терминологический словарь по теории и практике научной информации. ВИНТИ. М., 1964. С. 44.
Достаточно удачная попытка отразить данное положение вещей на законодательном уровне была реализована в ст. 1 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов" <*>:
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1995. N 1. Ст. 1.
"документ - материальный носитель с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи (фонограммы), изображения или их сочетания, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях общественного использования и хранения" (дефиниция приводится в соответствии с редакцией данного Федерального закона от 11 февраля 2002 г.). Вместе с тем данное определение, как представляется, имеет существенную недоработку - ограниченный набор форм фиксации информации.
Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" и Федеральный закон от 4 июля 1996 г. N 85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене" <*> (в ред. от 29 июня 2004 г., вступившей в силу с 1 июля 2004 г.) содержат на сегодняшний день наиболее прогрессивное определение понятия "документ". В соответствии с указанными Законами под документированной информацией (документом) понимается зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Как видно, понятия "документированная информация" и "документ" рассматриваются законодателем как равнозначные. Кроме того, данное определение не дает какого-либо перечня способов документирования информации, следовательно, ими могут выступать любые известные на сегодняшний день (в том числе сигнал и изображение), а также способы, которые появятся в будущем.
--------------------------------
<*> Там же. 1996. N 28. Ст. 3347; Российская газета. 1996. N 129.
В юриспруденции уже давно используется термин "компьютерный (машинный, электронный) документ" <*>, определение которого было окончательно сформулировано в ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" <**> следующим образом: "электронный документ - документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме".
--------------------------------
<*> Правовая база, регулирующая вопросы использования компьютерных документов, начала формироваться в конце 70-х годов XX в. В качестве одного из первых принятых документов, посвященных этим вопросам, выделим инструктивное указание Государственного арбитража СССР от 29 июня 1979 г. N И-1-4 "Об использовании в качестве доказательств по арбитражным делам документов, подготовленных с помощью электронно-вычислительной техники".
<**> СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 127; Российская газета. 2002. N 6.
Гриф "Коммерческая тайна", проставляемый на соответствующих документах, должен включать в себя сведения об обладателе информации, составляющей коммерческую тайну, содержащуюся в документах, предоставляемых соответствующим органам. Такие сведения состоят из полного наименования и местонахождения (если обладатель информации - юридическое лицо) либо фамилии, имени, отчества и местожительства гражданина (если обладатель информации является индивидуальным предпринимателем).
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 6. Предоставление информации, составляющей коммерческую тайну. 1. Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, по мотивированному требованию органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления предоставляет им на безвозмездной основе информацию, составляющую коммерческую тайну. Мотивированное требование должно быть подписано уполномоченным должностным лицом, содержать указание цели и правового основания затребования информации, составляющей коммерческую тайну, и срок предоставления этой информации, если иное не установлено федеральными законами.
Вернутся в раздел Комментарии к законам