Комментарии к законам

Статья 5. Филиалы и представительства общества. Комментарий к статье 5



1. В п. 1 ст. 5 Закона закреплена возможность общества создавать филиалы и открывать представительства.
Вопросы о создании или ликвидации филиалов и открытии или закрытии представительств общества согласно п. 1 ст. 5 Закона решаются на общем собрании участников общества. Для принятия решения необходимо наличие квалифицированного большинства голосов участников общества, причем общего числа голосов участников общества, а не только тех, которыми обладают участники, присутствующие на общем собрании. При этом уставом общества может быть предусмотрена необходимость большего числа голосов для принятия такого решения.
Как установлено в п. 1 ст. 5 Закона, создание обществом филиалов и открытие представительств осуществляются:
на территории Российской Федерации - с соблюдением требований комментируемого Закона и иных федеральных законов;
за пределами территории Российской Федерации - наряду с российским законодательством также в соответствии с законодательством иностранного государства, на территории которого создаются филиалы или открываются представительства, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Там же установлено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров Российской Федерации определен в п. 1 ст. 1 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" <*>.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2757.
2. В п. 2 ст. 5 Закона воспроизведено положение п. 2 ст. 55 части первой ГК РФ, согласно которому филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в т.ч. функции представительства.
Филиал наряду с представительством является видом обособленного подразделения юридического лица. Отличие филиала от представительства состоит в большем круге осуществляемых функций - филиал осуществляет все функции юридического лица или их часть.
3. Пункт 3 ст. 5 Закона воспроизводит положение п. 1 ст. 55 части первой ГК РФ, в соответствии с которым представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.
Функции представительства ограничены представлением интересов юридического лица и осуществлением их защиты.
4. В п. 4 ст. 5 Закона воспроизведены следующие положения п. 3 ст. 55 части первой ГК РФ о представительствах и филиалах юридических лиц:
представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений;
руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.
В п. 20 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России от 1 июля 1996 г. N 6/8 даны следующие разъяснения в отношении применения п. 3 ст. 55 ГК РФ:
необходимо иметь в виду, что соответствующие полномочия руководителя филиала (представительства) должны быть удостоверены доверенностью и не могут основываться лишь на указаниях, содержащихся в учредительных документах юридического лица, положении о филиале (представительстве) и т.п., либо явствовать из обстановки, в которой действует руководитель филиала;
при разрешении спора, вытекающего из договора, подписанного руководителем филиала (представительства) от имени филиала и без ссылки на то, что договор заключен от имени юридического лица и по его доверенности, следует выяснить, имелись ли у руководителя филиала (представительства) на момент подписания договора соответствующие полномочия, выраженные в положении о филиале и доверенности. Сделки, совершенные руководителем филиала (представительства) при наличии таких полномочий, следует считать совершенными от имени юридического лица;
необходимо также учитывать, что руководитель филиала (представительства) вправе передоверить совершение действий, на которые он уполномочен доверенностью, другому лицу с соблюдением правил, предусмотренных ст. 187 части первой ГК РФ.
В п. 1 ст. 50 комментируемого Закона установлена обязанность общества хранить положения о своих филиалах и представительствах (см. комментарий к ст. 50 Закона).
Положения о филиалах и представительствах кредитной организации содержатся в ст. 22 Федерального закона "О банках и банковской деятельности":
филиалом кредитной организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения кредитной организации и осуществляющее от ее имени все или часть банковских операций, предусмотренных лицензией Банка России, выданной кредитной организации;
представительством кредитной организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения кредитной организации, представляющее ее интересы и осуществляющее их защиту. Представительство кредитной организации не имеет права осуществлять банковские операции;
филиалы и представительства кредитной организации не являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность на основании положений, утверждаемых создавшей их кредитной организацией;
руководители филиалов и представительств назначаются руководителем создавшей их кредитной организации и действуют на основании выданной им в установленном порядке доверенности;
кредитная организация открывает на территории Российской Федерации филиалы и представительства с момента уведомления Банка России. В уведомлении указываются почтовый адрес филиала (представительства), его полномочия и функции, сведения о руководителях, масштабы и характер планируемых операций, а также представляются оттиск его печати и образцы подписей его руководителей;
за открытие филиалов кредитных организаций уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Согласно подп. 7 п. 1 ст. 333.33 гл. 25.3 части второй Налогового кодекса РФ (глава 25.3 НК РФ введена в действие в соответствии с Федеральным законом от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ <*>) за открытие филиала банка уплачивается государственная пошлина в размере 20000 руб.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2004. N 45. Ст. 4377.
В соответствии со ст. 35 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" кредитная организация может с разрешения Банка России создавать на территории иностранного государства филиалы и после уведомления Банка России - представительства. Банк России не позднее трехмесячного срока с момента получения соответствующего ходатайства сообщает заявителю в письменной форме о своем решении - согласии или отказе. Отказ должен быть мотивирован. В случае если Банк России не сообщил о принятом решении в течение указанного срока, соответствующее разрешение Банка России считается полученным.
5. В п. 3 ст. 55 части первой ГК РФ установлено, что представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица. На основании приведенной нормы в п. 5 ст. 5 Закона закреплено, что устав общества должен содержать сведения о его филиалах и представительствах.
Согласно п. 5 ст. 5 Закона сообщения об изменениях в уставе общества сведений о его филиалах и представительствах представляются в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. Указанные изменения в уставе общества вступают в силу для третьих лиц с момента уведомления о таких изменениях органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц.
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, является Федеральная налоговая служба (см. комментарий к ст. 13 Закона).
В отношении уведомления о внесении изменений в учредительные документы юридического лица ст. 19 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в ред. Федерального закона от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ) предусмотрено следующее:
в случаях, установленных федеральными законами, юридическое лицо представляет в регистрирующий орган по месту своего нахождения подписанное заявителем уведомление о внесении изменений в учредительные документы, решение о внесении изменений в учредительные документы и изменения (п. 1 ст. 19);
при внесении изменений в учредительные документы юридического лица регистрирующий орган в срок не более чем пять дней с момента получения указанного уведомления вносит соответствующую запись в Единый государственный реестр юридических лиц, о чем в письменной форме сообщает юридическому лицу (п. 2 ст. 19);
в случаях, предусмотренных федеральными законами, изменения, внесенные в учредительные документы, приобретают силу для третьих лиц с момента уведомления регистрирующего органа о таких изменениях (п. 3 ст. 19).
Форма уведомления о внесении изменений в учредительные документы юридического лица (форма N Р13002) приведена в приложении N 7 к Постановлению Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" (в ред. Постановления Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 110 <*>). Порядок заполнения уведомления формы N Р13002 приведен в ч. VII Методических разъяснений по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утв. Приказом Федеральной налоговой службы от 1 ноября 2004 г. N САЭ-3-09/16@ "О Методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя" <**>.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2004. N 10. Ст. 864.
<**> См.: Российская газета. 2004. 29 декабря. N 289.
Следует отметить, что для целей законодательства о налогах и сборах понятие обособленного подразделения организации используется в ином значении, нежели для целей гражданского законодательства. Так, согласно п. 2 ст. 11 части первой НК РФ (в ред. Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ <*>) для целей Налогового кодекса РФ обособленное подразделение организации - это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3487.
Президиум ВАС России в Постановлении от 8 июля 2003 г. по делу N 2235/03 <*> указал, что признание обособленного подразделения организации таковым осуществляется при наличии признаков, предусмотренных п. 2 ст. 11 НК РФ, независимо от вида деятельности, осуществляемой данным подразделением (до налоговых органов Постановление доведено письмом Министерства РФ по налогам и сборам от 29 декабря 2003 г. N ШС-6-14/1377 <**>).
--------------------------------
<*> Справочные правовые системы.
<**> Справочные правовые системы.
По мнению Министерства РФ по налогам и сборам, выраженному в письме от 29 апреля 2004 г. N 09-3-02/1912 <*>, одно рабочее место для целей НК РФ признается обособленным подразделением. Как указало Министерство РФ по налогам и сборам, в определении обособленного подразделения, приведенном в ст. 11 НК РФ, одним из критериев такого подразделения действительно значится оборудование стационарных рабочих мест. Но следует учитывать, что это поглощает понятие одного оборудованного стационарного рабочего места. Кроме того, в определении словосочетание "рабочее место" употребляется и в единственном числе, что было бы неправильным по смысловой нагрузке в случае, если законодатель не считал обособленным подразделением организации подразделение, состоящее из одного рабочего места.
--------------------------------
<*> См.: Экономика и жизнь. 2004. N 29.
В соответствии с п. 2 ст. 23 части первой НК РФ (в ред. Федерального закона от 23 декабря 2003 г. N 185-ФЗ <**>) налогоплательщики-организации обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации. Форма N С-09-3 "Сообщение о создании обособленного подразделения, расположенного на территории Российской Федерации" приведена в приложении N 3 к Приказу Министерства РФ по налогам и сборам от 2 апреля 2004 г. N САЭ-3-09/255@ "Об утверждении рекомендуемых форм сообщений, используемых при учете сведений о юридических и физических лицах".
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2003. N 52. ч. 1. Ст. 5037.
В п. 1 ст. 83 части первой НК РФ установлено, что организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Согласно п. 4 ст. 83 НК РФ при осуществлении деятельности в Российской Федерации через обособленное подразделение заявление о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения подается в течение одного месяца после создания обособленного подразделения.
Порядок постановки на учет и снятия с учета организаций установлен ст. 84 части первой НК РФ:
постановка на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения осуществляется на основании заявления, форма которого устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. При подаче заявления о постановке на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения организация одновременно с заявлением о постановке на учет представляет в одном экземпляре копии заверенных в установленном порядке свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации по месту ее нахождения, документов, подтверждающих создание обособленного подразделения (при их наличии) (п. 1 ст. 84);
налоговый орган обязан осуществить постановку на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения в течение пяти дней со дня представления ими всех необходимых документов и в тот же срок выдать им уведомления о постановке на учет в налоговом органе. Формы таких уведомлений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (п. 2 ст. 84);
в случае принятия организацией решения о прекращении деятельности через свое обособленное подразделение снятие с учета осуществляется налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение 14 дней со дня подачи такого заявления (п. 5 ст. 84).
Приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 3 марта 2004 г. N БГ-3-09/178 "Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц" <*> утверждены следующие формы документов:
--------------------------------
<*> См.: Российская газета. 2004. 30 марта. N 64.
форма N 09-1-1 "Заявление о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения его обособленного подразделения на территории Российской Федерации" (приложение N 2) и приложение к форме N 09-1-1 "Порядок заполнения заявления о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения его обособленного подразделения на территории Российской Федерации";
форма N 09-1-3 "Уведомление о постановке на учет в налоговом органе юридического лица" (приложение N 4);
форма N 09-1-4 "Заявление о снятии с учета юридического лица в налоговом органе по месту нахождения его обособленного подразделения на территории Российской Федерации" (приложение N 5) и приложение к форме N 09-1-4 "Порядок заполнения заявления о снятии с учета юридического лица в налоговом органе по месту нахождения его обособленного подразделения на территории Российской Федерации";
форма N 09-1-5 "Уведомление о снятии с учета в налоговом органе юридического лица" (приложение N 6).




Вернутся в раздел Комментарии к законам