право признаваться автором произведения (право авторства);
право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);
право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;
право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).
2. Автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения (право на отзыв) при условии возмещения пользователю причиненных таким решением убытков, включая упущенную выгоду. Если произведение уже было обнародовано, автор обязан публично оповестить о его отзыве. При этом он вправе изъять за свой счет из обращения ранее изготовленные экземпляры произведения. При создании служебных произведений положения настоящего пункта не применяются.
3. Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения.
Комментарий к статье 15
1. Личные неимущественные права, о которых идет речь в комментируемой статье, в законодательстве зарубежных стран также именуются правами моральными. Они не имеют экономического содержания, не могут передаваться другим лицам, не могут отчуждаться и прекращаются в момент смерти автора.
Первым и основополагающим моральным правом, названным в п. 1, является право авторства, т.е. право признаваться автором произведения. Можно спорить о том, какие права - личные неимущественные (моральные) или имущественные - более значимы, но в любом случае следует согласиться с тем, что все права автора могут существовать лишь при наличии возможности идентифицировать автора произведения с конкретной личностью <*>.
--------------------------------
<*> Калятин В.О. Указ. соч. С. 59.
Ранее, в юридической литературе советского периода, ввиду отсутствия четкого определения прав автора высказывались суждения о том, что права авторства как самостоятельного права не существует <*>. Такие выводы делались на основе следующего:
--------------------------------
<*> Разумовская З.В. Право авторства // Проблемы советского авторского права. М., 1979. С. 122 - 127.
лицо, создавшее произведение, вправе считаться автором произведения не потому, что наделено правом авторства, а потому, что оно является создателем произведения. Защита же от плагиата осуществляется на том основании, что данное лицо не принимало участия в создании произведения;
если применить к праву собственности идеи о наличии права авторства, то получится, что собственник должен обладать и таким правом, как право считаться собственником.
Как видно, исследователи из-за недостаточности правовой базы пытались решать вопросы авторского права, ища аналогии в других правовых институтах, в частности сопоставляя авторское право с правом собственности. Но даже в то время делались справедливые выводы о том, что, в отличие от права собственности, в авторском праве существует неразрывная связь между автором и произведением, основанная на факте создания произведения <*>.
--------------------------------
<*> Гаврилов Э.П. Советское авторское право. Основные положения. Тенденции развития. М., 1984. С. 139.
Присвоение чужого авторства, а также приписывание авторства на произведение (или часть произведения) лицу, которое не имело отношения к его созданию, являются типичными нарушениями права авторства и влекут ответственность согласно действующему законодательству.
Однако в некоторых случаях возможность квалифицировать нарушение права авторства вызывает споры. Возьмем для примера автора, создающего произведения для другого лица (гетероним, литературный поденщик, литературный раб и т.д.), которое затем обнародует такое произведение, провозглашая себя в качестве его автора. Как считает С.А. Судариков, несмотря на то, что ни термин "гетероним", ни иное сходное понятие в законодательстве об авторском праве стран СНГ не присутствуют, правомерное существование гетеронимов оказывается возможным в рамках почти любого закона об авторском праве - литподенщик и его заказчик могут рассматриваться как соавторы <*>.
--------------------------------
<*> Судариков С.А. Основы авторского права. Мн.: Амалфея, 2000. С. 253, 254.
Представляется, что данный подход С.А. Сударикова может быть обоснован только в том случае, если оба указанных лица создавали произведение совместно, вкладывая каждый свой творческий труд, а затем непосредственно поденщик разрешил бы использовать результат своего творчества анонимно - без указания своего имени либо под общим с заказчиком псевдонимом (вопросы, связанные с указанием имени автора, будут рассмотрены далее).
По общему правилу личные неимущественные права, в том числе право авторства, неотчуждаемы и непередаваемы. Поэтому, на наш взгляд, нельзя назвать соавторами лиц, одно из которых только задает общую тему для будущей работы (например, "Про банковский кризис в Европе"), а другое оформляет его пространную идею, придав ей оригинальную форму изложения.
2. Право на имя - второе личное неимущественное право автора произведения науки, литературы и искусства. Оно дает автору возможность указывать (самому) и требовать указания (от пользователей произведения) своего имени только в определенном виде: под подлинным именем, вымышленным (псевдонимом) или анонимно. Автор вправе потребовать, например, чтобы его имя было указано на экземплярах произведения полностью, либо указывались имя и фамилия, либо инициал имени и фамилия.
Псевдоним может быть как полностью вымышленным именем, так и частично (например, Кирилл Симонов выпускал свои произведения под псевдонимом "Константин Симонов"). Допускается использование и коллективных псевдонимов для авторских коллективов (вспомним Кукрыниксов).
Один автор может также выступать под несколькими псевдонимами.
Какой-либо специальной регистрации псевдонимов законодательство России не предусматривает, поэтому между авторами периодически возникают конфликтные ситуации по поводу "первенства" в использовании того или иного псевдонима.
3. Следующее авторское правомочие неимущественного характера - право на обнародование произведения. Под обнародованием произведения в ст. 4 Закона понимается осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или иным способом. Опубликование (или "выпуск в свет" - выпуск в обращение экземпляров произведения, с согласия его автора, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения) является лишь одним из способов обнародования произведения.
Право на обнародование позволяет исключительно самому автору решать, готово его произведение к ознакомлению с ним общественности или же еще нет.
Поскольку обнародованием признается действие, которое делает произведение доступным для всеобщего сведения, предоставление возможности ознакомиться с произведением или его частью узкому кругу лиц (редакторам, рецензентам, друзьям, родственникам и т.д.) не является обнародованием. Какова же минимальная численность "широкого круга лиц", в законодательстве не определено. Зарубежная судебная практика ставит условием возможности ознакомления с произведением около 800 лиц <*>. Ввиду отсутствия аналогичной практики в России можно сделать вывод, что условие "доступности для всеобщего сведения" считается выполненным, когда автор перестает контролировать возможность конкретных лиц знакомиться с его работой.
--------------------------------
<*> Веинке В. Авторское право. Регламентация, основы, будущее. М., 1979. С. 58, 59.
4. Реализация права на отзыв произведения заключается в отказе автора от принятого решения об его обнародовании. Наделение автора данным правом представляется вполне обоснованным, поскольку взгляды человека имеют тенденцию изменяться с течением времени.
Вместе с тем очевидно, что автор, пользуясь этим правом, рискует подорвать права и законные интересы пользователей произведения, с которыми уже заключены конкретные договоренности об его обнародовании и которые уже сделали все необходимые для этого приготовления. В связи с этим условием реализации права на отзыв является полное возмещение пользователю убытков, причиненных решением отозвать произведение.
Кроме того, автор обязан публично оповестить об отзыве (публикация информации в СМИ, естественно, за свой счет или иным образом). При этом он вправе изъять (также за свой счет) ранее изготовленные экземпляры произведения из обращения. Данная норма может быть истолкована двояко:
закон допускает возможность принудительного выкупа экземпляров уже вышедшего в свет произведения (а принудительное изъятие имущества у собственника противоречит ст. 235 ГК РФ);
закон допускает возможность изъятия только тех экземпляров произведения, которые поступили в продажу, но еще не были приобретены кем-либо в собственность.
Отечественная судебная практика пока не содержит прецедентов, проливающих свет на решение этого вопроса. Вместе с тем второй вариант трактовки представляется наиболее правильным, поскольку реализовать данное право первым из названных способов в свете предписания п. 3 ст. 16 Закона маловероятно (если экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в гражданский оборот посредством их продажи, то допускается их дальнейшее свободное распространение), поскольку отследить, у кого находится экземпляр произведения в данный момент, практически невозможно.
Зарубежная судебная практика относится к возможности изъятия экземпляров произведения из законного владения также с недоверием. Например, в решении Парижского суда в 1961 г. было указано, что автор теряет право на изъятие произведения в момент передачи законченного материального объекта, а единственное правомочие, которое он сохраняет в данном случае, - это противиться воспроизведению своего произведения, если, конечно, сдавая законченную работу, он одновременно не уступил право на воспроизведение <*>.
--------------------------------
<*> Дюма Р. Литературная и художественная собственность. Авторское право Франции. М., 1993. С. 214.
5. Еще одно моральное право - право на защиту репутации автора. Под ним понимается право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора.
Содержание данного права практически полностью отражает смысл права на неприкосновенность (целостность) произведения, которое появилось в ГК РСФСР 1964 г., а затем получило развитие в Законе РФ "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных". Но, в отличие от достаточно четкой формулировки ст. 480 ГК РСФСР 1964 г., праву на неприкосновенность в том виде, как его теперь трактует норма ст. 15 Закона, присущ ряд специфических черт.
Во-первых, лексическая особенность названия исследуемого права. Как пишет А.П. Сергеев, "нарушение права на защиту репутации - одно из наиболее часто встречающихся нарушений авторского права" <*>. Вместе с тем, если следовать такой логике, получается, что в результате противоправных действий нарушается именно право на защиту, провозглашенное Конституцией и Гражданским кодексом РФ как неотъемлемая составляющая суверенитета личности <**>. Такая неточность наблюдается и в подавляющем большинстве исковых заявлений, направленных на восстановление неимущественных авторских прав ("Ответчик нарушил мое право на защиту репутации"), в то время как о нарушении права на защиту можно говорить, например, в случае необоснованного отказа судом в принятии искового заявления. При посягательстве же на конкретное неимущественное право - деловую репутацию (ст. 150 - 152 ГК РФ) речь, видимо, может идти только о нарушении самой репутации, а не права на ее защиту <***>.
--------------------------------
<*> Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Учебник. Издание второе, переработ. и дополн. М., 2001. С. 212.
<**> Погуляев В. Неприкосновенность творчества и защита репутации автора // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2001. N 8. С. 19.
<***> Погуляев В. Указ. соч.
Во-вторых, в юридической литературе обращается внимание на то, что право на защиту репутации имеет двоякое толкование:
как право на защиту произведения от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора, при этом способность нанести ущерб применяется как квалифицирующий признак как к искажению, так и к иному посягательству - в таком случае автор, чтобы защитить произведение от искажения, должен доказать, что оно наносит ущерб его чести и достоинству;
как право на защиту от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора, при этом способность нанести ущерб чести и достоинству рассматривается только применительно к иному посягательству, и автор вправе требовать защиты произведения от любого искажения <*>.
--------------------------------
<*> Эрделевский А.М. Моральный вред и компенсация за страдания. Научно-практическое пособие. М.: Издательство БЕК, 1998. С. 92.
Следует отметить, что с принятием комментируемого Закона уровень регулирования отношений по созданию и использованию произведений литературы, науки и искусства был приведен в соответствие с международными стандартами, что позволило России стать участницей Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений и ряда других международных договоров. Учитывая это, законодатель вряд ли мог настолько резко ограничить авторскую правоспособность. Более правильным представляется второй из названных А.М. Эрделевским подходов к трактовке права на защиту репутации, согласно которому автор вправе защищать репутацию в одном из двух случаев (или в их совокупности):
1) если произведение, включая его название, искажено;
2) если совершено иное посягательство на произведение, не связанное с его искажением, но способное нанести ущерб чести и достоинству автора.
При искажении произведения или его названия ущерб репутации автора презюмируется.
Данное утверждение полностью подтверждает формулировка ст. 6bis (1) Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений: "Независимо от имущественных прав автора и даже после уступки этих прав автор имеет право требовать признания своего авторства на произведение и противодействовать всякому извращению, искажению или иному изменению этого произведения, а также любому другому посягательству на произведение, способному нанести ущерб чести или репутации автора".
Однако, исходя из указанной выше трактовки, границы "обновленного" права на неприкосновенность кажутся довольно размытыми, поскольку не совсем понятно, что считать искажением произведения.
Согласно глоссарию терминов по авторскому праву и смежным правам, разработанному Всемирной организацией интеллектуальной собственности (Женева, 1981 г.), под "искажением" произведения понимаются "любые внесенные в произведение изменения, при которых какая-либо его часть исключается или разрушается".
Следовательно, не каждый случай внесения изменений в произведение является его искажением. Исходя из формулировки Глоссария, в литературе приводятся следующие случаи искажения произведений:
"изменения, вносимые в структуру произведения и разрушающие его целостность (например, перестановка местами строчек, куплетов песни, частей романа или сценария, музыкальных проигрышей; изменение оригинальной сюжетной линии; исключение из произведения персонажей, задуманных автором или включение в произведение дополнительных действующих лиц и т.д.);
существенные сокращения объема произведения. Под существенным сокращением в данном случае следует понимать не только исключение больших частей произведения, но и тех фрагментов, которые, вне зависимости от объема, играют для автора важную роль;
несвойственная произведению адаптация (например, применительно к музыкальному произведению, аранжировка в музыкальном стиле и/или с использованием таких инструментов, которые явно не соответствуют замыслу автора) и другие подобные случаи" <*>.
--------------------------------
<*> Погуляев В. Указ. соч. С. 20.
К нарушениям второй категории (которые не связаны с искажением произведения, но способны нанести ущерб чести и достоинству автора), видимо, относятся те случаи, когда использование произведения происходит в разрез с творческим замыслом автора, не соответствует истинному значению произведения, приводит к искажению формы его выражения или меняет характер произведения.
Так, в 1998 г. в Басманном районном суде г. Москвы слушалось дело по иску композитора Марка Минкова к одной популярной радиостанции по поводу незаконного использования его музыки в рекламе продукции компании Samsung. Суд признал, что использование музыки, написанной истцом для лирической детской песенки, в агрессивном рекламном ролике не соответствует жанру произведения.
Следует отметить, что в соответствии со ст. 6 и 15 Закона правообладатель может ставить вопрос о защите репутации даже в том случае, когда посягательство совершено только на часть произведения или его название. Кроме того, представляется, что ссылки на искаженное название произведения при цитировании затрагивают другое, уже рассмотренное, неимущественное авторское право - право авторства, поскольку автору по сути приписывается создание того, чего он не создавал.
6. Пункт 3 ст. 15 устанавливает, что личные неимущественные права принадлежат автору независимо от имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения. Даже передавая все исключительные имущественные права на весь срок охраны авторского права по договору другим лицам, автор не лишается своих моральных прав. Он по-прежнему остается автором своего произведения, определяет момент обнародования и устанавливает, каким образом будет указано его имя при использовании произведения, а также защищает свою авторскую репутацию.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 15. Личные неимущественные права. 1. Автору в отношении его произведения принадлежат следующие личные неимущественные права:
Вернутся в раздел Комментарии к законам