Комментарии к законам

Статья 16. Имущественные права. 1. Автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом.



2. Исключительные права автора на использование произведения означают право осуществлять или разрешать следующие действия:
воспроизводить произведение (право на воспроизведение);
распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распространение);
импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);
публично показывать произведение (право на публичный показ);
публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);
сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир);
сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);
переводить произведение (право на перевод);
переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку);
сообщать произведение таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к нему в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору (право на доведение до всеобщего сведения).
(абзац введен Федеральным законом от 20.07.2004 N 72-ФЗ)
2.1. Исключительные права автора на использование дизайнерского, архитектурного, градостроительного и садово-паркового проектов включают также практическую реализацию таких проектов. Автор принятого архитектурного проекта вправе требовать от заказчика предоставления права на участие в реализации своего проекта при разработке документации для строительства и при строительстве здания или сооружения, если иное не предусмотрено в договоре.
(в ред. Федерального закона от 20.07.2004 N 72-ФЗ)
3. Если экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в гражданский оборот посредством их продажи, то допускается их дальнейшее распространение без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения.
Право на распространение экземпляров произведения путем сдачи их в прокат принадлежит автору независимо от права собственности на эти экземпляры.
4. Размер и порядок исчисления авторского вознаграждения за каждый вид использования произведения устанавливаются в авторском договоре, а также в договорах, заключаемых организациями, управляющими имущественными правами авторов на коллективной основе, с пользователями.
5. Ограничения указанных в пункте 2 настоящей статьи прав авторов устанавливаются статьями 17 - 26 настоящего Закона при условии, что такое использование не наносит неоправданного ущерба нормальному использованию произведения и не ущемляет необоснованным образом законные интересы автора.
Комментарий к статье 16
1. Статья наделяет автора произведения науки, литературы и искусства исключительными правами на использование произведения в любой форме и любым способом.
Как отмечают исследователи, "право на использование произведения есть не что иное, как возможность автора самостоятельно решать все вопросы, связанные с предоставлением третьим лицам доступа к произведению и с его использованием. Открывая третьим лицам доступ к произведению, автор определяет и те способы, с помощью которых его произведение будет использовано" <*>.
--------------------------------
<*> Сергеев А.П. Указ. соч. С. 217 - 218.
Конкретные способы использования, посредством которых третьи лица получают доступ к произведению, перечислены в п. 2 комментируемой статьи. При этом нельзя не отметить, что "каждый раз, когда произведение становится доступным новому виду аудитории, необходимо разрешение автора и выплата ему вознаграждения" <*>.
--------------------------------
<*> Моргунова Е.А., Рузакова О.А. Указ соч. С. 111.
2. Споры вызывает вопрос о том, является ли исчерпывающим перечень исключительных имущественных авторских прав, приведенный в п. 2 комментируемой статьи. На наш взгляд, не является, т.к. иные имущественные права, не названные в этом перечне, упоминаются в других нормах Закона (право на субтитрирование и дублирование - п. 2 ст. 13; право на практическую реализацию дизайнерских и архитектурных проектов - п. 2.1 ст. 16). Кроме того, возможность появления новых авторских правомочий вытекает из содержания абз. 2 п. 2 ст. 31.
В отличие от прав моральных, исключительные имущественные права автора могут переходить к другим лицам в порядке наследственного и иного правопреемства (на основе закона или договора). Вопросы, связанные с передачей авторских прав по договору, регулируются ст. 30 - 32 Закона.
Рассмотрим имущественные права автора, названные в п. 2 комментируемой статьи Закона.
3. Первое имущественное право автора - право на воспроизведение произведения.
Под воспроизведением произведения понимается:
1) изготовление одного или более экземпляров произведения в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- и видеозаписи;
2) изготовление в трех измерениях одного или более экземпляров двухмерного произведения или в двух измерениях одного или более экземпляров трехмерного произведения;
3) запись произведения в память ЭВМ.
Разновидностью воспроизведения является репрографическое воспроизведение, именуемое также репродуцированием.
Воспроизводимость произведения не является обязательным условием его охраноспособности <*>.
--------------------------------
<*> Рузакова О. Объекты авторского права и неохраняемые произведения // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2001. N 11. С. 33.
4. Автору принадлежит право на распространение экземпляров произведения любым способом, в том числе путем продажи, сдачи в прокат и т.д.
На практике и в литературе наконец-то изжил себя предрассудок о зависимости права на распространение и права на воспроизведение произведения, о подчиненности первого второму. Суды часто отказывали авторам в исках о незаконном распространении произведений, если те не могли доказать факт незаконного воспроизведения. Конечно, распространению произведения на материальных носителях предшествует фиксация (воспроизведение) произведения на этих носителях. Но на этом взаимозависимость двух указанных правомочий, пожалуй, и исчерпывается.
Сегодня судебные органы признают такое положение вещей, вынося решения о взыскании компенсации с распространителей контрафактной продукции.
Так, например, при рассмотрении дела по иску В.И. Глоцера к ООО "Мелодия - Новый Арбат" Пресненский районный суд г. Москвы посчитал несостоятельными доводы ответчика о том, что аудиокассеты, являющиеся предметом спора, ответчик получал от фирм-поставщиков и что проверить, имелось ли у них право на изготовление или распространение, ответчик не мог.
5. Закон в качестве особого исключительного имущественного права автора выделяет право импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт).
Посредством данного права, по сути являющегося разновидностью права на распространение, автор имеет возможность контролировать ввоз экземпляров своего произведения на территорию действия авторского права из государства, на территории которого данное произведение является неохраняемым.
6. Следующие авторские права имущественного характера - право на публичный показ и публичное исполнение.
Закон дает единое определение сразу трем понятиям (публичный показ, публичное исполнение и сообщение для всеобщего сведения): любые показ, исполнение или сообщение произведений непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимаются произведения в месте их сообщения или в другом месте одновременно с сообщением произведений.
Под "показом" произведения понимается демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно или на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности. Публичный показ предполагает только зрительное восприятие произведения, поэтому данное право реализуется, как правило, в отношении произведений искусства, в том числе фотографических произведений.
Исполнением произведения является представление произведения посредством игры, декламации, пения, танца в живом исполнении или с помощью технических средств (телерадиовещания, кабельного телевидения и иных технических средств), а также показ кадров аудиовизуального произведения в их последовательности (с сопровождением или без сопровождения звуком), т.е. посредством публичного исполнения произведения воспринимаются как зрительно, так и на слух. Характерной чертой для публичного исполнения как вида использования произведения является также независимость исполняемого произведения от его материального носителя.
Кроме того, как отмечает Э.П. Гаврилов, исполнением можно назвать "длящийся во времени процесс, содержащий изменения или развитие исполняемого объекта" <*>. Этот момент также можно рассматривать как одно из отличий "исполнения" от "показа", поскольку при показе произведение всегда остается неизменным.
--------------------------------
Комментарий к Закону об авторском праве и смежных правах Э.П. Гаврилова включен в информационный банк согласно публикации - М.: Издательство "Экзамен", 2005 (издание четвертое, переработанное и дополненное). <*> Гаврилов Э.П. Комментарий к Закону об авторском праве и смежных правах. Судебная практика. М., 2002. С. 27.
7. Сообщение произведения для всеобщего сведения - этой категорией можно обобщить сразу три авторских правомочия имущественного характера:
право на передачу в эфир;
право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю;
право на доведение до всеобщего сведения.
Этим правам в большей степени свойственен элемент публичности, т.к. посредством сообщения (доведения) до всеобщего сведения произведение предается наибольшей огласке.
При передаче в эфир произведение доводится до всеобщего сведения в виде радиосигналов (радиоволн), которые с помощью специальной аппаратуры принимаются и преобразуются в изображения и звуки, воспринимаемые органами чувств человека.
Право на сообщение произведения для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью других аналогичных средств очень близко по содержанию с правом на передачу в эфир. Разница между данными способами использования заключается в технических методах, посредством которых произведение доводится до аудитории.
Редакцией от 20 июля 2004 г. ст. 16 Закона дополнилась еще одним авторским правомочием имущественного характера, которое получило неформальное название "интернет-право" (сообщать произведение таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к нему в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору - право на доведение до всеобщего сведения). Однако введение в законодательство такого специального права не является гарантом того, что российский сегмент сети Интернет станет цивилизованнее и за размещенные на сайтах произведения науки, литературы и искусства рекой потекут авторские гонорары. Главной проблемой до сих пор являлась и является проблема сбора достаточных доказательств правонарушений, совершенных посредством Интернета, а не их классификация.
Кроме того, вызывает интерес и юридическая природа нового авторского правомочия. Несмотря на отсутствие данного права в п. 2 ст. 16 Закона, автор все же имел возможность разрешать и запрещать использование своего творческого труда посредством компьютерной сети на основе других правомочий. Юристы спорили о возможности реализации в данном случае права на сообщение произведения для всеобщего сведения по кабелю. Однако основополагающим в нашем вопросе, пожалуй, все же является право на воспроизведение произведения. Как уже говорилось выше, под воспроизведением произведения понимается в том числе его запись в память ЭВМ. Таким образом, если действия пользователя не соответствовали нормам о "свободном использовании" объектов авторского права (ст. 17 - 26, 28 Закона), то размещение произведения на сервере и каждое его копирование на другую ЭВМ (любым способом - с помощью сети Интернет или носителей цифровой записи) должно согласовываться с автором. Кроме того, в Законе РФ "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных" под распространением компьютерной программы (базы данных) понимается именно предоставление доступа к воспроизведенной в любой материальной форме программе для ЭВМ или базе данных, в том числе сетевыми и иными способами. Такая формулировка была сохранена и в редакции Закона об ЭВМ от 24 декабря 2002 г.
Поэтому "интернет-право" нельзя признать принципиально новым субъективным правомочием. По сути оно является развитием других авторских прав, содержащихся в законодательстве. Так считают многие правоведы, и эта точка зрения оправдывает предпринимаемые на протяжении 10 лет попытки регулировать отношения в сети Интернет. Иначе у добросовестных пользователей возникнет законный вопрос: зачем же мы платили за то, что можно было использовать бесплатно?
Кроме того, если согласиться с верностью постулата, что "до введения спецправа никаких прав (а тем более, обязанностей) в Интернете не было", то судам необходимо отказать в иске всем правообладателям, чьи права и законные интересы были нарушены посредством Интернета до введения в действие права на доведение до всеобщего сведения. В итоге результаты многолетней правоприменительной работы могут быть подорваны.
"Интернет-право" вступает в силу с 1 сентября 2006 г.
8. Права на перевод и переработку именуются в литературе правами на изменение формы произведения.
При переводе литературного произведения на другой язык происходит творческое воссоздание переводимого произведения в новой языковой форме <*>. Действия по переводу программы для ЭВМ из одного языка программирования в другой также являются переводом в смысле норм комментируемого Закона.
--------------------------------
<*> Мэггс П., Сергеев А.П. Интеллектуальная собственность. М., 2000. С. 208.
Право на переработку (право переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение) позволяет автору либо перерабатывать произведение (в другой жанр, стиль, дополнять, развивать и иным образом изменять его) самому, либо разрешать производить переработку другим лицам (путем заключения авторского договора).
Как отмечает Н.В. Макагонова, переработка - показатель неудовлетворенности автора, стремления к бесконечному совершенствованию <*>. Нет предела совершенству, как говорится. Однако во многих случаях переработка создается в рекламных и иных целях, направленных на популяризацию произведения (ремиксы музыкальных произведений, сокращенные и удлиненные версии и т.д.).
--------------------------------
<*> Макагонова Н.В. Авторское право: Учеб. пособие / Под ред. Э.П. Гаврилова. М., 2000. С. 142.
Переводчики и переработчики являются субъектами авторского права, пользуются личными неимущественными и имущественными правами на созданные ими производные произведения (см. ст. 12 и комментарий к ней).
Не являются охраноспособными переводы и переработки, выполненные без элемента творчества, хотя наличие творческого труда при их создании презюмируется.
9. Как уже отмечалось выше, Закон предусматривает специальное имущественное право, относящееся к использованию произведений архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства и дизайна, - право на практическую реализацию их проектов.
Второе предложение п. 2.1 ст. 16 содержит диспозитивную норму, позволяющую автору архитектурного проекта осуществлять контроль за его практической реализацией. Архитектор вправе требовать от заказчика предоставления права на участие в реализации своего проекта при разработке документации для строительства и при строительстве здания или сооружения.
Надо отметить, что заказчик обязан привлекать архитектора к реализации его проекта не по умолчанию, а только тогда, когда от первого поступит соответствующее требование. Кроме того, данное право требования может быть ограничено (или исключено) договором.
10. Абзац 1 п. 3 содержит принцип исчерпания прав, применяемый к исключительному праву автора на распространение. Допускается свободное распространение экземпляров произведения (без заключения авторского договора и без выплаты гонорара) при наличии одновременно двух условий:
1) произведение было правомерно опубликовано;
2) экземпляры данного произведения введены в гражданский оборот посредством продажи.
Подчеркнем, что исчерпание права на распространение может наступить только в случае продажи экземпляров произведения. При иных способах распространения носителей произведения (путем мены, дарения, сдачи в прокат и т.д.) автор сохраняет свое исключительное право. Кроме того, как указано в абз. 2 п. 3 ст. 16, право на распространение экземпляров произведения путем сдачи их в прокат принадлежит автору независимо от права собственности на эти экземпляры.
11. Пункт 5 комментируемой статьи устанавливает обязательное условие, которое должно быть соблюдено для возможности применения случаев свободного использования произведений науки, литературы и искусства (ограничении прав авторов), предусмотренных комментируемым Законом: свободное использование не должно наносить неоправданного ущерба нормальному использованию произведения и ущемлять необоснованным образом законные интересы автора.
"Автор" в контексте данной нормы используется как собирательный термин, под которым понимаются любые обладатели исключительных авторских прав.
Обратим внимание, что законодатель, говоря о применимости ограничений прав авторов, которые "устанавливаются ст. 17 - 26 настоящего Закона", дает отсылку к п. 2 ст. 16. Из этого можно сделать вывод, что норма п. 5 не применима к исключительным правам, предусмотренным п. 2.1 ст. 16, а также иным правам авторов, упомянутым в Законе. Кроме того, указание на ст. 17 представляется неправильным, т.к. данная статья не содержит случаев ограничения каких-либо исключительных авторских прав.




Вернутся в раздел Комментарии к законам