2. Переход права собственности на произведение изобразительного искусства (возмездно или безвозмездно) от автора к другому лицу означает первую продажу этого произведения.
В каждом случае публичной перепродажи произведения изобразительного искусства (через аукцион, галерею изобразительного искусства, художественный салон, магазин и так далее) по цене, превышающей предыдущую не менее чем на 20 процентов, автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в размере 5 процентов от перепродажной цены (право следования). Указанное право является неотчуждаемым и переходит только к наследникам автора по закону на срок действия авторского права.
Комментарий к статье 17
1. Пункт 1 закрепляет за автором произведения изобразительного искусства особое право - право доступа. Под этим правом законодатель понимает возможность автора требовать от собственника произведения предоставления возможности осуществления права на воспроизведение своего произведения.
Норма содержит несколько нерешенных вопросов. К сожалению, в ней не поясняется, каким образом автор вправе осуществлять воспроизведение своего произведения посредством реализации права доступа (т.е. вправе ли автор копировать свое произведение только "от руки", либо он может сделать электронную или иную копию), а также сколько раз право доступа может быть использовано автором - единожды или многократно. Кроме того, подлежат ли возмещению издержки, возникшие у собственника произведения в связи с предоставлением автору возможности копировать это произведение. В связи с этим видится необходимость в совершенствовании комментируемой статьи, ее доработке. Пока же, до появления соответствующих законодательных инициатив, решать обозначенные вопросы в случае возникновения конфликтов между авторами и собственниками произведений изобразительного искусства предстоит судебным органам с учетом конкретных обстоятельств того или иного дела.
2. Второе предложение п. 1 комментируемой статьи говорит о том, что право доступа к произведению изобразительного искусства не включает в себя право требовать от собственника произведения его доставку автору. Другими словами, автор для реализации своего права на доступ к произведению должен не только разыскать его собственника, но и за свой счет решить с ним вопросы, связанные с транспортировкой произведения, либо просить собственника о предоставлении возможности копировать произведение непосредственно в месте его хранения. При этом ясно, что такие переговоры могут затягиваться на неопределенные сроки, а ответственности собственника за непредоставление автору возможности воспроизвести оригинал произведения изобразительного искусства Закон не предусматривает.
3. Пункт 2 предусматривает еще одно специальное правомочие автора, имеющее отношение только к оригиналам произведений изобразительного искусства, - право следования.
Данное право в п. 1 ст. 14ter Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений названо "правом долевого участия": "В отношении оригиналов произведений искусства и оригиналов рукописей писателей и композиторов автор, а после его смерти лица или учреждения, управомоченные национальным законодательством, пользуются неотчуждаемым правом долевого участия в каждой продаже произведения, следующей за первой его уступкой, совершенной автором произведения". Комментируемый Закон распространяет право следования только на произведения искусства. Некоторые же исследователи, учитывая приоритетность норм Бернской конвенции над национальным законодательством в области авторского права, говорят о необходимости распространения данного права и в отношении оригиналов рукописей (писателей и композиторов).
Суть права следования в том, что в каждом случае публичной перепродажи оригинала произведения (через аукцион, галерею изобразительного искусства, художественный салон, магазин и т.д.) по цене, превышающей предыдущую не менее чем на 20%, автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в размере 5% от перепродажной цены. Размеры такого "долевого участия" в разных странах различны. Во Франции автор получает 3% от продажной цены, начиная с цены 100 франков и выше, в Германии - 5% (при цене свыше 100 марок), в Италии - от 2 до 10 процентов от разницы в цене при каждой последующей публичной продаже оригиналов <*>. В законодательстве некоторых стран право следования отсутствует вообще.
--------------------------------
<*> Калятин В.О. Указ. соч. С. 74.
Право следования может переходить от автора только к его наследникам по закону (т.е. не может принадлежать наследникам по завещанию), но в любом случае ограничивается сроком действия авторского права на произведение.
4. Из содержания норм Закона не совсем понятна природа права доступа к произведениям изобразительного искусства и права следования. Единого подхода к этой проблеме не сложилось и в юридической литературе. Одни специалисты относят эти права к числу личных неимущественных (этого мнения придерживается большинство юристов), другие - к имущественным. Третьи считают, что это права особого рода. Как бы там ни было, но законодатель не прописал эти два правомочия ни в ст. 15, ни в ст. 16, а посвятил им отдельную статью комментируемого Закона. Поэтому вопрос остается дискуссионным.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 17. Право доступа к произведениям изобразительного искусства. Право следования. 1. Автор произведения изобразительного искусства вправе требовать от собственника произведения предоставления возможности осуществления права на воспроизведение своего произведения (право доступа). При этом от собственника произведения нельзя требовать доставки произведения автору.
Вернутся в раздел Комментарии к законам