1. Концепция создания Общественной палаты построена на закрепленном в ч. 1 ст. 32 Конституции РФ праве граждан Российской Федерации участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
В части 1 ст. 1 Закона законодателем сделана попытка установить правовой статус Общественной палаты. Правительство РФ в своем Заключении от 30 ноября 2004 г. N 5530п-П15 "На проект Федерального закона "Об Общественной палате Российской Федерации" <*> указывало на необходимость дополнительной проработки вопроса о правовом статусе Общественной палаты, которая согласно ст. ст. 1 и 26 законопроекта является формой взаимодействия граждан и органов государственной власти, но при этом имеет аппарат в форме государственного учреждения. Однако положения законопроекта в этой части так и не были уточнены. В результате об Общественной палате можно говорить только довольно обобщенно - это новый общественный институт в Российской Федерации, который призван обеспечить взаимодействие граждан Российской Федерации с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан Российской Федерации, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации и прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
--------------------------------
<*> Справочные правовые системы.
Правовой статус же аппарата Общественной палаты, который согласно ч. 1 ст. 26 Закона осуществляет обеспечение деятельности Общественной палаты, определен в ч. 2 ст. 26 Закона достаточно четко: аппарат Общественной палаты является государственным учреждением (см. комментарий к ст. 26 Закона).
Часть 1 ст. 1 Закона перечисляет цели взаимодействия граждан с органами государственной власти, органами местного самоуправления, ради чего создается Общественная палата. Более подробно цели и задачи Общественной палаты определены далее (см. комментарий к ст. 2 Закона).
2. Частью 2 ст. 1 Закона установлен принцип формирования Общественной палаты на началах добровольного участия в ее деятельности граждан Российской Федерации, общественных объединений и объединений некоммерческих организаций. Как отмечал Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству в Заключении на проект Закона, данный принцип соответствует положениям ст. 3 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" <*> о содержании права граждан на объединение.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1930.
Содержание закрепленного в ч. 2 ст. 1 Закона принципа добровольности раскрывается в положениях ст. 8 Закона, устанавливающих порядок формирования Общественной палаты:
граждане Российской Федерации, получившие от Президента РФ предложение войти в состав Общественной палаты, решают сами, принять это предложение или отказаться от него. На таких граждан ч. 2 ст. 8 Закона возлагается обязанность лишь письменно уведомить Президента РФ в установленный срок о своем решении (см. комментарий к ст. 8 Закона);
общественные объединения также вольны в принятии решений о выдвижении своих представителей в качестве кандидатов в члены Общественной палаты. Для реализации такого волеизъявления согласно ч. 4 ст. 8 Закона необходимо оформление соответствующих решений руководящих коллегиальных органов общественных объединений и направление этими общественными объединениями в Общественную палату заявлений о желании включить представителей в состав Общественной палаты (см. комментарий к ст. 8 Закона).
Член Общественной палаты может в любое время выйти из ее состава. Как установлено п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона, в случае подачи членом Общественной палаты заявления о выходе из ее состава полномочия этого члена Общественной палаты подлежат прекращению (см. комментарий к ст. 15 Закона).
Принцип добровольности участия общественных объединений является принципом не только формирования Общественной палаты, но и самой работы Общественной палаты. Статьей 10 Закона предусмотрено привлечение к работе Общественной палаты общественных объединений и иных объединений граждан, представители которых не вошли в ее состав (см. комментарий к ст. 10 Закона). Безусловно, в таких случаях общественные объединения принимают участие в работе Общественной палаты только на добровольной основе.
Юридически обязанность участия в деятельности Общественной палаты отсутствует. Однако следует учитывать, что кандидатуры 42 граждан Российской Федерации, которым Президент РФ предлагает войти в состав Общественной палаты, согласно ч. 1 ст. 8 Закона определяются по результатам проведения консультаций с общественными объединениями, объединениями некоммерческих организаций, российскими академиями наук и творческими союзами. В качестве требований к таким кандидатам установлено наличие особых заслуг перед государством и обществом (см. комментарий к ст. 8 Закона). Предложение войти в состав Общественной палаты означает, что именно от этих граждан зависит эффективность работы Общественной палаты. Соответственно, можно говорить о гражданской обязанности этих людей принять участие в решении задач, стоящих перед Общественной палатой.
3. В соответствии с ч. 3 ст. 1 Закона наименование "Общественная палата Российской Федерации" не может использоваться в наименованиях каких бы то ни было органов и организаций, в том числе в названиях:
федеральных органов государственной власти;
органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
органов местного самоуправления;
объединений, организаций, учреждений и предприятий.
В отношении органов государственной власти (как федеральных, так и субъектов Российской Федерации) следует отметить, что установленный ч. 3 ст. 1 Закона запрет распространяется на органы всех трех ветвей власти - законодательные (представительные) органы, суды и органы исполнительной власти.
Вместо указания в ч. 3 ст. 1 Закона объединений, организаций, учреждений и предприятий лаконичнее и точнее было бы указать на юридические лица и их объединения, так как учреждения и предприятия - это только некоторые из предусмотренных частью первой Гражданского кодекса РФ от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ <*> организационно-правовых форм юридических лиц.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.
Из правила, установленного ч. 3 ст. 1 Закона, есть исключение, и это исключение предусмотрено непосредственно комментируемым Законом. Речь идет об аппарате Общественной палаты, который является государственным учреждением и осуществляет обеспечение деятельности Общественной палаты (см. комментарий к ст. 26 Закона).
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Закона государственной регистрации наименования "Общественная палата Российской Федерации" не требуется.
Следует отметить, что согласно Постановлению Верховного Совета РФ от 14 февраля 1992 г. N 2355-1 "О порядке использования наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний в названиях организаций и других структур" (в ред. Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ) <*> до принятия в действие Закона РФ "О государственной символике" наименования "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний в названиях государственных и негосударственных предприятий, учреждений, организаций и других структур (за исключением общественных объединений и религиозных объединений) используются только с согласия Правительства РФ и в соответствии с принятыми законодательными актами Российской Федерации.
--------------------------------
<*> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 10. Ст. 470; СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1930.
4. Частью 4 ст. 1 Закона установлено, что местонахождением Общественной палаты является г. Москва.
Город Москва в соответствии с Конституцией РФ является субъектом Российской Федерации - городом федерального значения (ч. 1 ст. 65), столицей Российской Федерации (ч. 2 ст. 70).
Статус г. Москвы как столицы Российской Федерации установлен Конституцией РФ и Законом РФ от 15 апреля 1993 г. N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" <*>, согласно ст. 1 которого столица Российской Федерации - это место нахождения федеральных органов государственной власти Российской Федерации, представительств республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, г. Санкт-Петербурга, а также дипломатических представительств иностранных государств в Российской Федерации.
--------------------------------
<*> Там же. 1993. N 19. Ст. 683.
Статус г. Москвы как субъекта Российской Федерации определяется Конституцией РФ и Уставом г. Москвы (в ред. Закона г. Москвы от 13 июля 2001 г. N 32) <*>.
--------------------------------
<*> Ведомости Московской городской Думы. 2001. N 8.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 1. Общие положения. Комментарий к статье 1
Вернутся в раздел Комментарии к законам