Комментарии к законам

Статья 37. Права исполнителя. 1. Кроме предусмотренных настоящим Законом случаев, исполнителю в отношении его исполнения или постановки принадлежат следующие исключительные права:



право на имя;
право на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя;
право на использование исполнения или постановки в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования исполнения или постановки.
2. Исключительное право на использование исполнения или постановки означает право осуществлять или разрешать осуществлять следующие действия:
1) передавать в эфир или сообщать для всеобщего сведения по кабелю исполнение или постановку, если используемые для такой передачи исполнение или постановка не были ранее переданы в эфир или не осуществляются с использованием записи;
2) записывать ранее не записанные исполнение или постановку;
3) воспроизводить запись исполнения или постановки;
4) передавать в эфир или по кабелю запись исполнения или постановки, если первоначально эта запись была произведена не для коммерческих целей;
5) сдавать в прокат опубликованную в коммерческих целях фонограмму, на которой записаны исполнение или постановка с участием исполнителя. Это право при заключении договора на запись исполнения или постановки на фонограмму переходит к производителю фонограммы; при этом исполнитель сохраняет право на вознаграждение за сдачу в прокат экземпляров такой фонограммы (статья 39 настоящего Закона);
6) сообщать запись исполнения или постановки для всеобщего сведения таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к ней в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору (право на доведение до всеобщего сведения).
(пп. 6 введен Федеральным законом от 20.07.2004 N 72-ФЗ)
3. Исключительное право исполнителя, предусмотренное подпунктом 3 пункта 2 настоящей статьи, не распространяется на случаи, когда:
первоначальная запись исполнения или постановки была произведена с согласия исполнителя;
воспроизведение исполнения или постановки осуществляется в тех же целях, для которых было получено согласие исполнителя при записи исполнения или постановки;
воспроизведение исполнения или постановки осуществляется в тех же целях, для которых была произведена запись в соответствии с положениями статьи 42 настоящего Закона.
4. Разрешения, указанные в пункте 2 настоящей статьи, выдаются исполнителем, а при исполнении коллективом исполнителей - руководителем такого коллектива посредством заключения письменного договора с пользователем.
5. Разрешения, указанные в подпунктах 1, 2 и 3 пункта 2 настоящей статьи, на последующие передачи исполнения или постановки, осуществление записи для передачи и воспроизведения такой записи организациями эфирного или кабельного вещания не требуются, если они прямо предусмотрены договором исполнителя с организацией эфирного или кабельного вещания. Размер вознаграждения исполнителю за такое использование также устанавливается в этом договоре.
6. Заключение договора между исполнителем и изготовителем аудиовизуального произведения на создание аудиовизуального произведения влечет за собой предоставление исполнителем прав, указанных в подпунктах 1, 2, 3 и 4 пункта 2 настоящей статьи.
Предоставление исполнителем таких прав ограничивается использованием аудиовизуального произведения и, если в договоре не установлено иное, не включает прав на отдельное использование звука или изображения, зафиксированных в аудиовизуальном произведении.
7. Исключительные права исполнителя, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, могут передаваться по договору другим лицам.
Комментарий к статье 37
1. Комментируемая статья, аналогично ст. 15 и 16, которые дают перечень личных неимущественных и имущественных субъективных авторских правомочий, закрепляет основные правомочия исполнителя. К таковым относятся:
1) личные неимущественные права, включающие: право на имя и право на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя (аналог авторского права на защиту репутации);
2) единое имущественное право - право на использование исполнения или постановки в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования исполнения или постановки.
Субъективное право исполнителя на использование исполнения (постановки) сводится к его возможности осуществлять самому или разрешать осуществлять другим лицам в отношении объектов исполнительских прав определенный комментируемой статьей перечень действий. Разрешения выдаются самим исполнителем или руководителем исполнительского коллектива (п. 4 комментируемой статьи) посредством заключения письменного договора с пользователем.
Содержанием субъективного права исполнителя на использование является ряд правомочий, предусмотренных п. 2 комментируемой статьи, которые могут быть переданы другим лицам по договору (п. 7).
Федеральным законом от 20 июля 2004 г. N 72-ФЗ в текст комментируемого Закона введено специальное "интернет-право" исполнителя (схожее с соответствующим правом автора - см. ст. 16 и комментарий к ней) на сообщение записи исполнения или постановки для всеобщего сведения таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к ней в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору (право на доведение до всеобщего сведения). Данное правомочие вступает в силу с 1 сентября 2006 г.
Пункт 2 также содержит случаи ограничения исполнительских прав. В отношении права исполнителя на сдачу в прокат опубликованной в коммерческих целях фонограммы установлено, что при заключении договора на запись исполнения или постановки на фонограмму данное право переходит к производителю фонограммы, однако за исполнителем при этом сохраняется право на вознаграждение за сдачу в прокат экземпляров такой фонограммы.
2. Пункт 3 устанавливает ограничения, касающиеся исключительного права исполнителя на воспроизведение исполнения (постановки). Исполнитель не может реализовать данное право в случаях, если:
1) первоначальная запись исполнения или постановки была произведена с согласия исполнителя;
2) воспроизведение осуществляется в тех же целях, для которых было получено согласие исполнителя при записи исполнения или постановки;
3) воспроизведение осуществляется в тех же целях, для которых была произведена запись в соответствии с положениями ст. 42 Закона.
3. Пункт 5 касается договоров, заключаемых между исполнителем (руководителем исполнительского коллектива) и вещательными организациями, на передачу исполнительских прав, указанных в подп. 1, 2, 3 п. 2 комментируемой статьи. По данным договорам исполнитель может разрешать и последующие передачи исполнения или постановки, а также осуществление записи для передачи и воспроизведения такой записи. Стороны указанных договоров должны согласовать размер вознаграждения, выплачиваемого вещательной организацией исполнителю, за такое использование. Если же в договоре нет прямого указания на этот счет, указанные права являются не переданными исполнителем.
4. Согласно презумпции, установленной в п. 6, при подписании исполнителем договора на создание аудиовизуального произведения с его изготовителем исполнительские права, указанные в подп. 1 - 4 п. 2 ст. 37, переходят к изготовителю. Вместе с тем права исполнителя, автоматически переходящие к изготовителю аудиовизуального произведения при заключении указанного договора, не включают прав на отдельное использование звука или изображения, зафиксированных в аудиовизуальном произведении, если в договоре не предусмотрено иное.




Вернутся в раздел Комментарии к законам