Комментарии к законам

Статья 45. Организации, управляющие имущественными правами на коллективной основе. 1. В соответствии с настоящим Законом организация, управляющая имущественными правами на коллективной основе, не вправе заниматься коммерческой деятельностью.



По отношению к деятельности такой организации не применяются ограничения, предусмотренные антимонопольным законодательством.
2. Полномочия на коллективное управление имущественными правами передаются непосредственно обладателями авторских и смежных прав добровольно на основе письменных договоров, а также по соответствующим договорам с иностранными организациями, управляющими аналогичными правами. Такие договоры не являются авторскими, и на них не распространяются положения статей 30 - 34 настоящего Закона.
Любой автор, его наследник или иной обладатель авторских и смежных прав, охраняемых в соответствии с разделом III настоящего Закона, вправе передать по договору осуществление своих имущественных прав такой организации, а организация обязана принять на себя осуществление этих прав на коллективной основе, если управление такой категорией прав относится к уставной деятельности этой организации.
Указанные организации не вправе осуществлять использование произведений и объектов смежных прав, полученных для управления на коллективной основе.
3. На основе полномочий, полученных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, организация, управляющая имущественными правами на коллективной основе, предоставляет лицензии пользователям на соответствующие способы использования произведений и объектов смежных прав. Условия таких лицензий должны быть одинаковыми для всех пользователей одной категории. Указанные организации не вправе отказать в выдаче лицензии пользователю без достаточных на то оснований.
Такие лицензии разрешают использование предусмотренными в них способами всех произведений и объектов смежных прав и предоставляются от имени всех обладателей авторских и смежных прав, включая и тех, которые не передали организации полномочий в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи.
Все возможные имущественные претензии обладателей авторских и смежных прав к пользователям, связанные с использованием их произведений и объектов смежных прав по таким лицензиям, должны быть урегулированы организацией, предоставляющей такие лицензии.
4. Организация, управляющая имущественными правами на коллективной основе, вправе сохранять невостребованное вознаграждение, включая его в распределяемые суммы или обращая на другие цели в интересах представляемых ею обладателей авторских и смежных прав по истечении трех лет с даты его поступления на счет организации.
Комментарий к статье 45
1. В пункте 1 говорится о запрете организациям по коллективному управлению осуществлять коммерческую деятельность.
Данное ограничение сформулировано не совсем четко. Безусловно, из него вытекает, что организации по управлению правами на коллективной основе, создаваемые и действующие на территории Российской Федерации, должны регистрироваться как некоммерческие. Но можно ли данную норму рассматривать как полный запрет на осуществление коммерческой деятельности такими организациями?
Согласно ст. 50 Гражданского кодекса РФ некоммерческими организациями являются юридические лица, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками. При этом, как указано в этой статье, некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами. Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика. Некоммерческая организация ведет учет доходов и расходов по предпринимательской деятельности. В интересах достижения целей, предусмотренных уставом, некоммерческая организация может создавать другие некоммерческие организации и вступать в ассоциации и союзы.
Вместе с тем ст. 24 указанного Федерального закона указывает на следующие обстоятельства:
1) законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на виды деятельности, которыми вправе заниматься некоммерческие организации отдельных видов;
2) отдельные виды деятельности могут осуществляться некоммерческими организациями только на основании специальных разрешений (лицензий). Перечень этих видов деятельности определяется законом;
3) законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на предпринимательскую деятельность некоммерческих организаций отдельных видов.
Комментируемый Закон не устанавливает ограничений на осуществление организациями по коллективному управлению конкретных видов деятельности, а также не говорит о необходимости получения лицензий на какие-либо из них. В Законе же говорится, что "...организация, управляющая имущественными правами на коллективной основе, не вправе заниматься коммерческой деятельностью". Речь идет о коммерческой деятельности вообще как таковой. Однако представляется, что в предписании ст. 24 Федерального закона "О некоммерческих организациях" относительно возможности установления ограничений на предпринимательскую деятельность отдельных видов некоммерческих организаций под "отдельными видами" понимаются "формы" некоммерческих организаций, предусмотренные указанным Федеральным законом (некоммерческие партнерства, ассоциации и т.д.). Организация же по коллективному управлению правами является скорее подвидом некоммерческих организаций. Кроме того, вызывает интерес начало фразы комментируемого п. 1 ст. 45: "В соответствии с настоящим Законом...". Обычно законодатель не пользуется подобной техникой при нормотворчестве - и так понятно, о каком Законе идет речь. На основании этого и всего изложенного можно сделать вывод, что в рассматриваемой норме законодатель пытался прописать запрет на извлечение организацией по коллективному управлению дохода от той основной деятельности, для которой она создается. Как бы там ни было, данное утверждение, по всей видимости, еще будет проверено судебной практикой.
2. Очень важным предписанием Закона (абз. 2 п. 1 ст. 45) с учетом существа нормы, установленной в п. 2 ст. 44, является то, что по отношению к деятельности такой организации не применяются ограничения, предусмотренные антимонопольным законодательством.
3. В соответствии с п. 2 основанием для передачи правообладателем полномочия на коллективное управление своими имущественными правами соответствующей организации является добровольно заключенный письменный договор, на практике именуемый, как правило, "договор о коллективном управлении".
Исследователи спорят о юридической природе таких договоров. Безусловно, договор о коллективном управлении правами - договор гражданско-правового характера. Однако до сих пор четкого понимания, являются ли они разновидностью агентских договоров, договоров поручения или действия в чужом интересе, либо представляют собой особый вид сделок, нет, т.к. эти договоры могут включать в себя существенные условия перечисленных видов гражданско-правовых договоров, но в то же время ни одному из этих видов не соответствуют детально.
Комментируемый Закон на этот счет говорит лишь то, что договоры о коллективном управлении "не являются авторскими, и на них не распространяются положения статей 30 - 34 настоящего Закона". Можно также добавить, что они не являются и договорами о передаче смежных прав.
4. В качестве другого основания для управления правами на коллективной основе Закон называет договор с иностранной организацией по коллективному управлению. Это случай, когда одна организация, действующая на одной территории, представляет интересы правообладателей - членов другой организации, находящихся на другой территории.
Представляется, что данный случай применим и к деятельности двух организаций, действующих на одной территории, когда, например, одна поручает другой сбор вознаграждения, причитающегося ее членам.
5. Абзац 2 п. 2 запрещает организациям, в уставной деятельности которых заявлено управление соответствующей категорией прав, отказывать обладателям данных прав, обратившимся в организацию, в управлении их правами.
Кроме того, организации по коллективному управлению не вправе осуществлять использование произведений и объектов смежных прав, полученных для управления на коллективной основе. Они вправе лишь выдавать соответствующие лицензии на использование третьим лицам.
6. Управление правами на коллективной основе осуществляется организациями по коллективному управлению посредством предоставления лицензий пользователям на соответствующие способы использования произведений и объектов смежных прав. Основаниями для предоставления таких лицензий служат договоры о коллективном управлении, заключенные с правообладателями, и договоры с другими организациями по коллективному управлению (о чем уже было рассказано выше).
7. Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает: условия лицензий, выдаваемых пользователям организациями по коллективному управлению, должны быть одинаковыми для всех пользователей одной категории (т.е. пользователей, использующих произведения или объекты смежных прав тем или иным конкретным способом).
Вместе с тем организации по коллективному управлению не вправе отказать пользователям в выдаче лицензий без достаточных на то оснований. Включение данного условия в Закон более чем оправданно, поскольку в соответствии с ним организация, управляющая правами на коллективной основе, не может отказать пользователю просто так, без причины. По нашему мнению, к деятельности организаций по коллективному управлению могут быть применимы по аналогии нормы Гражданского кодекса РФ о публичном договоре (прямое действие данные нормы имеют в отношении коммерческих организаций).
Представляется также, что пользователь в случае отказа ему в выдаче лицензии вправе требовать от организации, управляющей имущественными правами на коллективной основе, мотивировки данного отказа, выраженной в письменной форме, чтобы затем обжаловать отказ через суд.
Надо заметить, что определенного рода сложности в работе рассматриваемых организаций могут возникать из-за соотношения двух указанных предписаний между собой. Что делать, например, если в организацию обращается пользователь, который не согласен с размером лицензионных отчислений или иными условиями типовой лицензии? Ведь отказать ему в выдаче лицензии организация не вправе. В большинстве случаев организация старается найти компромисс с пользователем (особенно если пользователь - телеканал, радиостанция или иное лицо, использование произведений и объектов смежных прав у которого поставлено "на конвейер"). Однако законны ли подобного рода уступки - покажет практика.
8. Как следует из содержания абз. 2 п. 3 ст. 45, лицензии, выдаваемые организациями по коллективному управлению правами, предоставляются от имени всех обладателей авторских и смежных прав, включая и тех, которые не передали организации полномочия одним из указанных выше способов. Относительно законности данной нормы, ее соответствия Конституции РФ уже давно ведутся споры в юридическом сообществе. Какой-либо единой практики по этому вопросу тоже пока не складывается.
9. Организация, управляющая имущественными правами на коллективной основе, осуществляя такое управление и выдавая лицензии на соответствующие способы использования объектов интеллектуальной собственности, безусловно, должна выступать гарантом соблюдения прав авторов, исполнителей и других субъектов правоотношений, включая самих пользователей. В связи с этим абз. 3 п. 3 комментируемой статьи устанавливает, что все возможные имущественные претензии правообладателей к пользователям, связанные с использованием их произведений и объектов смежных прав по лицензиям, выдаваемым организациями по коллективному управлению, должны быть урегулированы такими организациями.
10. Пункт 4 предусматривает право организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе, сохранять вознаграждение, которое оказалось невостребованным правообладателем по истечении трех лет с даты его поступления на счет организации. При установлении данного срока законодатель, безусловно, исходил из общего срока исковой давности, который предусмотрен ст. 196 Гражданского кодекса РФ.
Использование сумм невостребованного вознаграждения должно осуществляться исключительно в интересах представляемых соответствующей организацией по коллективному управлению категорий правообладателей. Например, как сказано в комментируемой норме Закона, невостребованное вознаграждение может распределяться между другими правообладателями.




Вернутся в раздел Комментарии к законам