Статья 49.1 Закона в качестве особой санкции административной ответственности предусматривает конфискацию контрафактных экземпляров произведений или фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для воспроизведения контрафактных экземпляров произведений или фонограмм, и иных орудий совершения правонарушения, которые затем подлежат уничтожению, за исключением случаев их передачи обладателю авторских прав или смежных прав по его просьбе.
Правообладатели часто заинтересованы в том, чтобы незаконно выпущенные экземпляры их произведений или объектов смежных прав были конфискованы у нарушителя. Если при выпуске этих экземпляров были допущены нарушения личных неимущественных прав (не указано или неправильно указано имя автора; произведение искажено или снабжено порочащими репутацию автора иллюстрациями и комментариями; добавлен "соавтор" и т.д.), то правообладатель, как правило, требует изъятия и уничтожения экземпляров. Если же нарушения авторских прав ограничились только, например, бездоговорным изданием и распространением, а моральные интересы правообладателя затронуты не были, то после изъятия контрафактного тиража он, возможно, захочет получить его и реализовать самостоятельно ("очистить права").
По общему правилу действие Закона о конкуренции не распространяется на отношения, связанные с объектами исключительных прав, за исключением случаев, когда соглашения, связанные с их использованием, направлены на ограничение конкуренции (п. 2 ст. 2 "Сфера применения Закона" Закона о конкуренции). Вместе с тем продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг является одной из форм недобросовестной конкуренции (ст. 10).
На первый взгляд может показаться, что приведенные нормы одного Закона противоречат друг другу. Однако анализ ряда определений, приведенных в ст. 4 Закона о конкуренции, показывает, что п. 2 ст. 2 данного Закона отграничивает сферу его применения от области действия норм Закона "Об авторском праве и смежных правах", который регулирует отношения, связанные с созданием и использованием объектов авторского права и смежных прав, а также четко определяет круг субъектов, взаимодействующих на товарных рынках. Конкурирующие на товарных рынках субъекты (по Закону о конкуренции) - это юридические лица и предприниматели. Соответственно, обращаться в антимонопольные органы в связи с незаконным использованием объектов интеллектуальной собственности, в том числе авторского права, могут только обладатели авторских и смежных прав, осуществляющие коммерческое использование этих объектов.
Перейдем к рассмотрению норм ст. 7.12 "Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав" КоАП РФ.
Действиями, нарушающими авторское право, которые охватываются приведенной нормой КоАП РФ, являются:
1) незаконное использование экземпляров произведений с целью извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений являются контрафактными в соответствии с законодательством либо на экземплярах произведений указана ложная информация об их изготовителях, о местах их производства, а также о правообладателях;
2) иное нарушение авторских прав в целях извлечения дохода.
Квалифицирующим признаком административного правонарушения по КоАП РФ служит цель правонарушения - извлечение дохода. Если же совершенное правонарушение не представляло для нарушителя коммерческого интереса (например, воспроизведение произведения на жестком диске компьютера и предоставление к нему открытого бесплатного доступа посредством Интернета или иных телекоммуникационных сетей), то правообладатель сможет требовать применения к нарушителю только гражданско-правовых или уголовных (при условии причинения правообладателю крупного ущерба) мер.
Интересно сравнить содержание ст. 7.12 КоАП РФ и ранее действующей ст. 150.4 КоАП РСФСР.
Административная ответственность по ст. 150.4 КоАП РСФСР наступала также в случае, если на экземплярах произведений уничтожен или изменен знак охраны авторского права, поставленный правообладателем. Новый КоАП такого предписания не содержит. Теперь ответственность наступает только за указание ложной информации об обладателях прав. Как видим, административным правонарушением по КоАП РСФСР считалось физическое уничтожение или искажение достоверной информации о принадлежности исключительных прав на носителях произведений, в то время как КоАП РФ предполагает, что недостоверная (ложная) информация о правообладателе наносится на носитель произведения уже при его изготовлении. При современных технологиях, позволяющих изготавливать полиграфию и непосредственно сами носители произведений с незначительными временными и финансовыми затратами, "пиратам" больше нет нужды подчищать заводские "копирайты".
Норма КоАП РСФСР была направлена на пресечение деяний, связанных с незаконным использованием именно материальных носителей - экземпляров произведений, а не самих произведений. КоАП РФ устранил этот пробел, и теперь административная ответственность возможна даже в случаях переработки произведений, их публичного исполнения и сообщения для всеобщего сведения, при условии, что они совершены незаконно с целью извлечения дохода.
Субъектами ответственности по ст. 7.12 КоАП РФ выступают физические лица - граждане РФ, а также иностранцы и лица без гражданства, извлекающие доход от использования произведений, независимо он наличия у них регистрации в качестве субъекта предпринимательства. Ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения правонарушения 16-летнего возраста.
В настоящий момент применение санкций административной ответственности к нарушителям авторских прав затруднено тем, что работники правоохранительных органов зачастую не имеют возможности выявить контрафактную продукцию. Это связано прежде всего с тем, что при современном уровне развития технологий "пиратская" продукция визуально практически не отличается от продукции легальной.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья введена Федеральным законом от 20 июля 2004 г. N 72-ФЗ и содержит санкции административной ответственности за нарушение авторских и смежных прав.. Административная ответственность за нарушения авторских и смежных прав предусмотрена также ст. 10, 12, 22, 22.1, 23, 24, 27 - 29 Закона РФ от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (с изм. и доп.) (далее - Закон о конкуренции), а также ст. 7.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (далее - КоАП РФ).
Вернутся в раздел Комментарии к законам