Комментарии к законам

Статья 7. Комиссии по размещению заказов. Комментарий к статье 7



В статье установлены требования к комиссиям по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд или муниципальных нужд (ч. 1 - 5), функции конкурсной комиссии (ч. 6), аукционной комиссии (ч. 7), котировочной комиссии (ч. 8) либо единой комиссии по размещению заказов (ч. 9), а также условия, при которых комиссии по размещению заказов правомочны осуществлять функции, предусмотренные ч. 6 - 8 комментируемой статьи (ч. 10).
1. При размещении заказа путем проведения конкурса создается конкурсная комиссия.
При размещении заказа путем проведения аукциона создается аукционная комиссия.
При размещении заказа путем проведения запроса котировок цен на товары, работы, услуги (далее также - запрос котировок) создается котировочная комиссия.
Все указанные комиссии, а также единая комиссия, создаваемая в соответствии с ч. 9 комментируемой статьи, объединены общим понятием - "комиссия по размещению заказов"; далее по тексту также - комиссия.
2. Заказчик или уполномоченный орган должен принять решение о создании комиссии, определить ее состав и порядок работы, назначить председателя комиссии до опубликования извещения о:
проведении открытого конкурса или открытого аукциона;
проведении запроса котировок;
предварительном отборе.
Если проводится закрытый конкурс или закрытый аукцион, то заказчик или уполномоченный орган должен принять решение о создании комиссии, определить ее состав и порядок работы, назначить председателя комиссии до направления приглашений принять участие в закрытом конкурсе или приглашений принять участие в закрытом аукционе.
3. Число членов комиссии (конкурсной, аукционной, котировочной комиссии либо единой комиссии по размещению заказов) должно быть не менее чем пять человек.
4. Членами комиссии не могут быть физические лица:
лично заинтересованные в результатах размещения заказа (в том числе физические лица, подавшие заявки на участие в конкурсе, заявки на участие в аукционе или заявки на участие в запросе котировок (далее - котировочные заявки), физические лица, состоящие в штате организаций, подавших указанные заявки);
на которых способны оказывать влияние участники размещения заказа (в том числе физические лица, являющиеся участниками (акционерами) этих организаций, членами их органов управления, кредиторами участников размещения заказа).
В случае выявления в составе комиссии вышеуказанных лиц заказчик, уполномоченный орган, принявшие решение о создании комиссии, обязаны незамедлительно заменить их иными физическими лицами, которые лично не заинтересованы в результатах размещения заказа и на которых не способны оказывать влияние участники размещения заказа.
В штате организации состоят физические лица, заключившие с организацией трудовой договор (контракт). Те лица, которые только выполняют работы (оказывают услуги) по договорам гражданско-правового характера, не могут считаться состоящими в штате организации.
Акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Акционеры, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам акционерного общества в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций. Фирменное наименование акционерного общества должно содержать его наименование и указание на то, что общество является акционерным. Правовое положение акционерного общества и права и обязанности акционеров определяются в соответствии с ГК РФ и Федеральным законом от 26.12.95 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".
Особенности правового положения акционерных обществ, созданных путем приватизации государственных и муниципальных предприятий, определяются также законами и иными правовыми актами о приватизации этих предприятий. Особенности правового положения кредитных организаций, созданных в форме акционерных обществ, права и обязанности их акционеров определяются также законами, регулирующими деятельность кредитных организаций (ст. 96 ГК РФ).
Уставный капитал акционерного общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами. Уставный капитал общества определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов. Он не может быть менее размера, предусмотренного Федеральным законом "Об акционерных обществах". Не допускается освобождение акционера от обязанности оплаты акций общества, в том числе освобождение его от этой обязанности путем зачета требований к обществу. Открытая подписка на акции акционерного общества не допускается до полной оплаты уставного капитала. При учреждении акционерного общества все его акции должны быть распределены среди учредителей. Если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше уставного капитала, общество обязано объявить и зарегистрировать в установленном порядке уменьшение своего уставного капитала. Если стоимость указанных активов общества становится меньше определенного законом минимального размера уставного капитала, общество подлежит ликвидации. Законом или уставом общества могут быть установлены ограничения числа, суммарной номинальной стоимости акций или максимального числа голосов, принадлежащих одному акционеру (ст. 99 ГК РФ).
Для целей "Положения по бухгалтерскому учету "Информация об аффилированных лицах" ПБУ 11/2000" (утверждено Приказом Министерства финансов РФ от 13 января 2000 г. N 5н) под аффилированными лицами понимаются юридические и физические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц в соответствии с Законом РФ от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (см. п. 4 Положения).
Указанное Положение (см. п. 1 - 3 Положения):
устанавливает порядок раскрытия информации об аффилированных лицах в бухгалтерской отчетности АО (кроме кредитных организаций);
применяется также АО (в случае наличия у них дочерних и зависимых обществ) при составлении сводной бухгалтерской отчетности;
не применяется при формировании отчетности, разрабатываемой АО для внутренних целей (включая внутреннюю бухгалтерскую отчетность), отчетности, составляемой для государственного статистического наблюдения, отчетной информации, предоставляемой кредитной организации в соответствии с ее требованиями и для иных специальных целей;
может не применяться при формировании бухгалтерской отчетности субъектами малого предпринимательства.
К информации об аффилированных лицах в бухгалтерской отчетности относятся данные об операциях между организацией, подготавливающей бухгалтерскую отчетность, и аффилированным лицом.
Операцией между организацией, подготавливающей бухгалтерскую отчетность, и аффилированным лицом считается любая операция по передаче каких-либо активов или обязательств между организацией, подготавливающей бухгалтерскую отчетность, и аффилированным лицом.
Операциями с аффилированным лицом могут быть (см. п. 5 Положения):
приобретение и продажа товаров, работ, услуг;
приобретение и продажа основных средств и других активов;
аренда имущества и предоставление имущества в аренду;
передача результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
финансовые операции, включая предоставление займов и участие в уставных (складочных) капиталах других организаций;
предоставление и получение гарантий и залогов;
другие операции.
В бухгалтерской отчетности организации раскрывается информация об аффилированных лицах в случаях, когда (см. п. 6 Положения):
контролируется или оказывается значительное влияние на организацию, подготавливающую бухгалтерскую отчетность, другой организацией или физическим лицом;
организация, подготавливающая бухгалтерскую отчетность, контролирует или оказывает значительное влияние на другую организацию;
организация, подготавливающая бухгалтерскую отчетность, и другая организация контролируются (непосредственно или через третьи организации) одним и тем же юридическим или одним и тем же физическим лицом (одной и той же группой лиц).
Организация или физическое лицо контролирует другую организацию, когда такая организация или физическое лицо имеет право распоряжаться (непосредственно или через свои дочерние общества) (см. п. 7 Положения):
более чем 50% голосующих акций АО или более чем 50% уставного (складочного) капитала ООО;
более чем 20% голосующих акций АО или более чем 20% уставного (складочного) капитала ООО и имеет возможность определять решения, принимаемые в этих обществах.
Организация или физическое лицо оказывает значительное влияние на другую организацию, когда имеет возможность участвовать в принятии решений другой организацией, но не контролирует ее (см. п. 8 Положения).
В бухгалтерской отчетности может не раскрываться информация об операциях (см. п. 9 Положения):
головной организации с дочерними обществами и между дочерними обществами, входящими в одну и ту же группу взаимосвязанных организаций (под группой взаимосвязанных организаций понимается объединение дочерних и зависимых обществ), - в сводной бухгалтерской отчетности;
головной организации с дочерними обществами - в бухгалтерской отчетности головной организации, когда эта отчетность представляется или публикуется вместе со сводной бухгалтерской отчетностью;
дочернего общества с головной организацией - в бухгалтерской отчетности дочернего общества, когда выполняются одновременно следующие условия: головная организация и дочернее общество являются юридическими лицами по законодательству РФ; 100% голосующих акций или уставного капитала дочернего общества принадлежат головной организации; головная организация публикует сводную бухгалтерскую отчетность.
Перечень аффилированных лиц, информация о которых раскрывается в бухгалтерской отчетности организации, устанавливается самостоятельно организацией, подготавливающей бухгалтерскую отчетность, на основе Положения исходя из содержания отношений между организацией и аффилированным лицом с учетом соблюдения требования приоритета содержания перед формой. Перечень аффилированных лиц для целей сводной бухгалтерской отчетности устанавливает головная организация группы взаимосвязанных организаций (см. п. 10 Положения).
Содержание информации об аффилированных лицах в бухгалтерской отчетности определяется Положением. Информация об аффилированных лицах должна быть изложена ясно и полно с тем, чтобы заинтересованным пользователям бухгалтерской отчетности были понятны характер и содержание отношений и операций с аффилированными лицами. Показатели, отражающие аналогичные по характеру отношения и операции с аффилированными лицами, могут быть сгруппированы, кроме случаев, когда обособленное раскрытие их необходимо для понимания влияния операций с аффилированными лицами на бухгалтерскую отчетность организации, подготавливающую бухгалтерскую отчетность (см. п. 11 Положения).
Если в отчетном периоде организация проводила операции с аффилированными лицами, то в бухгалтерской отчетности по каждому аффилированному лицу раскрывается как минимум следующая информация (см. п. 12 Положения):
характер отношений с ним (в соответствии с п. 6 Положения);
виды операций с ним;
объем операций каждого вида (в абсолютном или относительном выражении);
стоимостные показатели по не завершенным на конец отчетного периода операциям;
использованные методы определения цен по каждому виду операций с ним.
Если организация или физическое лицо контролирует другую организацию или организация контролируется непосредственно или через третьи организации одним и тем же юридическим или одним и тем же физическим лицом (одной и той же группой лиц), то характер отношений между ними подлежит описанию в бухгалтерской отчетности независимо от того, имели ли место в отчетном периоде операции между ними (см. п. 13 Положения).
Информация об аффилированных лицах, предусмотренная Положением, включается в пояснительную записку, входящую в состав бухгалтерской отчетности, в виде отдельного раздела.
Построение аналитического учета организации должно обеспечивать формирование информации об аффилированных лицах, предусмотренной Положением (см. п. 14 - 15 Положения).
Порядок ведения учета аффилированных лиц и представления информации об аффилированных лицах акционерных обществ был утвержден Постановлением ФКЦБ РФ от 30 сентября 1999 г. N 7. Постановление N 7 утратило силу в связи с изданием Постановления ФКЦБ РФ от 1 апреля 2003 г. N 03-14/пс "О признании утратившим силу Постановления ФКЦБ России от 30 сентября 1999 г. N 7 "О порядке учета аффилированных лиц и представления информации об аффилированных лицах акционерных обществ".
ЦБ РФ было утверждено Положение N 227-П от 14 мая 2003 г. о порядке ведения учета и представления информации об аффилированных лицах кредитных организаций.
5. Замена члена комиссии допускается только по решению заказчика, уполномоченного органа, принявших решение о создании комиссии.
6. Конкурсной комиссией осуществляются:
вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытие доступа к находящимся в информационной системе общего пользования, поданным в форме электронных документов и подписанным в соответствии с нормативными правовыми актами РФ заявкам на участие в конкурсе (далее также - вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе) (см. комментарий к ст. 26);
отбор участников конкурса (см. комментарий к ст. 27);
рассмотрение, оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе (см. комментарий к ст. 28);
определение победителя конкурса (см. комментарий к ст. 28);
ведение:
протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе;
протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе;
протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
7. Аукционной комиссией осуществляются:
рассмотрение заявок на участие в аукционе (см. комментарий к ст. 36);
отбор участников аукциона (см. комментарий к ст. 37);
ведение протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе.
8. Котировочной комиссией осуществляются:
предварительный отбор участников размещения заказа (см. комментарии к ст. 45, 51);
ведение протокола рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе в случаях, предусмотренных комментируемым Федеральным законом;
рассмотрение, оценка и сопоставление котировочных заявок (см. комментарий к ст. 47);
определение победителя в проведении запроса котировок (см. комментарий к ст. 47);
ведение протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок.
9. Заказчик, уполномоченный орган вправе создать единую комиссию по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд или муниципальных нужд, осуществляющую функции, предусмотренные ч. 6 - 8 комментируемой статьи.
10. Комиссия (конкурсная комиссия, аукционная комиссия, котировочная комиссия либо единая комиссия по размещению заказов) правомочна осуществлять функции, предусмотренные ч. 6 - 8 комментируемой статьи, если на заседании комиссии присутствует не менее чем 50 процентов общего числа ее членов. Члены комиссии должны быть своевременно уведомлены о месте, дате и времени проведения заседания комиссии.




Вернутся в раздел Комментарии к законам