Комментарии к законам

Статья 15.6 КоАП РФ предусматривает несколько составов проступков должностных лиц организаций:. - непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля;



- отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы и органы государственного внебюджетного фонда оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля;
- представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде.
Исключением являются случаи, установленные ч. 2 ст. 15.6 КоАП РФ, когда правонарушения совершаются должностными лицами специальных субъектов, на которые законодательно возложены обязанности по представлению налоговым органам определенных сведений о налогоплательщиках.
Важно учитывать, что ст. 15.6 КоАП РФ говорит не о любых документах и сведениях, а о документах и сведениях, необходимых для осуществления налогового контроля. Следовательно, обязанность представления таких документов, а также сроки их представления должны быть установлены законодательством РФ о налогах и сборах. Вместе с тем необходимо обратить внимание на положение п. 2 ст. 82 НК РФ, согласно которому таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов в пределах своей компетенции осуществляют налоговый контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, предусмотренном главой 14 НК РФ. При этом они пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные настоящей главой для налоговых органов.
Различны формы вины, характеризующие составы правонарушений, наказание за совершение которых наступает по правилам данной статьи. Непредставление в срок документов и сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а также представление их в неполном объеме могут быть совершены как с умыслом, так и по неосторожности. Отказ от представления таких документов и сведений или представление их в искаженном виде подразумевает под собой наличие умысла на совершение такого рода правонарушения.
Учет и отчетность
По статье 15.11 КоАП РФ ответственность несут должностные лица организации за:
- грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности;
- грубое нарушение порядка и сроков хранения учетных документов.
На первый взгляд это напоминает состав ст. 120 НК РФ. Однако объективная сторона ст. 15.11 КоАП РФ значительно отличается от объективной стороны ст. 120 НК РФ.
НК РФ говорит об ответственности за грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, статья же 15.11 КоАП - о грубом нарушении правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности.
И в норме НК РФ, и в норме КоАП РФ содержится расшифровка грубого нарушения правил. Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей ст. 120 НК РФ понимается отсутствие первичных документов или счетов-фактур или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.
В свою очередь, под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности по КоАП РФ понимается исключительно искажение:
- сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов;
- любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов.
Исходя из вышеизложенного, если организация-налогоплательщик может быть привлечена к налоговой ответственности за отсутствие счетов-фактур или регистров бухгалтерского учета, то должностное лицо организации не может быть привлечено к административной ответственности за подобные нарушения.
Ответственность организации за внесение в налоговые декларации неверной информации не установлена НК РФ. Организация может быть наказана только по ст. 122 НК РФ за неуплату или неполную уплату суммы налога, если при проведении камеральной или выездной налоговой проверки обнаруживался факт включения в налоговую декларацию неверной информации, повлекший за собой неуплату или неполную уплату налога. За включение же в бухгалтерскую отчетность неверной информации для организации ответственность не предусмотрена.
С введением КоАП РФ положение вещей меняется, поскольку государство предоставило себе рычаги воздействия на само юридическое лицо через его работников, на которых и лягут все неблагоприятные последствия. С одной стороны, это логично - слишком распространена на сегодняшний момент практика представления "липовых" деклараций и "липовой" бухгалтерской отчетности. С другой - вызывает опасение непроработанность рассматриваемой статьи, позволяющей толковать элементы объективной стороны данного проступка достаточно вольно.
С нашей точки зрения, состав административного проступка, выражающегося в грубом нарушении правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, подразумевает наличие умышленной формы вины, так как законодатель говорит об искажении сумм начисленных налогов и сборов или любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности. То есть для привлечения должностного лица к ответственности по данной статье КоАП РФ необходимо доказать, что это лицо сознательно внесло в налоговые декларации и бухгалтерскую отчетность данной организации заведомо неверную информацию.
Помимо грубого нарушения правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, должностное лицо может быть привлечено к административной ответственности по ст. 15.11 КоАП РФ за грубое нарушение порядка и сроков хранения учетных документов. Этот вид противоправного деяния пересекается с налоговым правонарушением, предусмотренным ст. 120 НК РФ, которое состоит в грубом нарушении правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения в виде отсутствия первичных документов.
***
Особо хотелось бы отметить, что в примечании к ст. 15.3 КоАП РФ предусмотрено, что административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц в рассмотренных статьях КоАП РФ, не применяется к гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Это правило вполне логично, поскольку индивидуальные предприниматели являются субъектами налоговой ответственности и могут быть привлечены к ней в соответствии с НК РФ. Одновременное же привлечение индивидуального предпринимателя без образования юридического лица к налоговой и административной ответственности нарушало бы принцип однократности наказания за одно и то же правонарушение.
Таким образом, индивидуальный предприниматель, например нарушивший срок постановки на учет в налоговом органе, будет нести ответственность по ст. 116 НК РФ, а при уклонении от постановки на учет - по ст. 117 НК РФ. При этом он не может являться субъектом административной ответственности по ст. 15.3 КоАП РФ, так как она на него распространяться не будет.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 20.12.2001)
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 16.07.1998)
ЭЖ-Юрист, N 30, 2004




Вернутся в раздел Комментарии к законам