Комментарии к законам

Статья 6. Дочерние и зависимые общества. Комментарий к статье 6



1. В п. 1 ст. 6 Закона закреплена возможность общества иметь дочерние и зависимые хозяйственные общества, которые в отличие от представительств и филиалов являются юридическими лицами.
Согласно п. 1 ст. 6 Закона дочерние и зависимые хозяйственные общества создаются:
на территории Российской Федерации - в соответствии с комментируемым Законом и иными федеральными законами;
за пределами территории Российской Федерации - наряду с российским законодательством также в соответствии с законодательством иностранного государства, на территории которого создано дочернее или зависимое хозяйственное общество, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Положения о дочерних организациях кредитной организации на территории иностранного государства содержатся в ст. 35 Федерального закона "О банках и банковской деятельности":
кредитная организация может с разрешения и в соответствии с требованиями Банка России иметь на территории иностранного государства дочерние организации;
Банк России не позднее трехмесячного срока с момента получения соответствующего ходатайства сообщает заявителю в письменной форме о своем решении - согласии или отказе. Отказ должен быть мотивирован. В случае если Банк России не сообщил о принятом решении в течение указанного срока, соответствующее разрешение Банка России считается полученным.
2. Пункт 2 ст. 6 Закона воспроизводит положение п. 1 ст. 105 части первой ГК РФ, согласно которому общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.
Основное и дочерние общества могут образовывать финансово-промышленную группу, правовые основы создания, деятельности и ликвидации которой в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 30 ноября 1995 г. N 190-ФЗ "О финансово-промышленных группах" <*>.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4697.
Как определено в ст. 2 Федерального закона "О финансово-промышленных группах", финансово-промышленная группа - это совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона "О финансово-промышленных группах" участниками финансово-промышленной группы признаются юридические лица, подписавшие договор о создании финансово-промышленной группы, и учрежденная ими центральная компания финансово-промышленной группы (ст. 11 указанного Федерального закона) либо основное и дочерние общества, образующие финансово-промышленную группу.
Статьей 3 Федерального закона "О финансово-промышленных группах" также установлено следующее в отношении участников финансово-промышленной группы:
в состав финансово-промышленной группы могут входить коммерческие и некоммерческие организации, в том числе и иностранные, за исключением общественных и религиозных организаций (объединений). Участие более чем в одной финансово-промышленной группе не допускается (п. 2 ст. 3);
среди участников финансово-промышленной группы обязательно наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков или иных кредитных организаций (п. 3 ст. 3);
дочерние хозяйственные общества и предприятия могут входить в состав финансово-промышленной группы только вместе со своим основным обществом (унитарным предприятием - учредителем) (п. 5 ст. 3);
в состав участников финансово-промышленной группы могут входить инвестиционные институты, негосударственные пенсионные и иные фонды, страховые организации, участие которых обусловлено их ролью в обеспечении инвестиционного процесса в финансово-промышленной группе (п. 6 ст. 3).
В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона "О финансово-промышленных группах" центральная компания финансово-промышленной группы является юридическим лицом, учрежденным всеми участниками договора о создании финансово-промышленной группы или являющимся по отношению к ним основным обществом и уполномоченным в силу закона или договора на ведение дел финансово-промышленной группы. Регистрация вновь учрежденной центральной компании финансово-промышленной группы осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации для регистрации юридических лиц.
Согласно п. 2 ст. 11 Федерального закона "О финансово-промышленных группах" центральная компания финансово-промышленной группы, как правило, является инвестиционным институтом. Допускается создание центральной компании финансово-промышленной группы в форме хозяйственного общества, а также ассоциации, союза. В п. 3 ст. 11 Федерального закона "О финансово-промышленных группах" установлено, что в наименование центральной компании финансово-промышленной группы после государственной регистрации финансово-промышленной группы включаются слова "центральная компания финансово-промышленной группы", о чем центральная компания финансово-промышленной группы уведомляет орган, осуществивший ее регистрацию.
3. В п. 3 ст. 6 Закона воспроизведены положения п. п. 2 и 3 ст. 105 части первой ГК РФ.
Пунктом 2 ст. 105 ГК РФ установлено, что дочернее общество не отвечает по долгам основного общества (товарищества).
Согласно п. 2 ст. 105 ГК РФ основное общество (товарищество), которое имеет право давать дочернему обществу, в т.ч. по договору с ним, обязательные для него указания, отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним во исполнение таких указаний (о правах кредитора при солидарной обязанности должников см. комментарий к ст. 2 Закона).
Учитывая приведенное положение, в п. 31 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России от 1 июля 1996 г. N 6/8 разъяснено, что оба юридических лица привлекаются по таким делам в качестве соответчиков в порядке, установленном процессуальным законодательством. При этом, как предписано в указанном Постановлении, необходимо иметь в виду, что взаимоотношения двух хозяйственных обществ могут рассматриваться как взаимоотношения основного и дочернего общества, в т.ч. и применительно к отдельной конкретной сделке, в случаях, когда основное общество (товарищество) имеет возможность определять решения, принимаемые дочерним обществом, либо давать обязательные для него указания.
В соответствии с п. 2 ст. 105 ГК РФ в случае несостоятельности (банкротства) дочернего общества по вине основного общества (товарищества) последнее несет субсидиарную ответственность по его долгам. О субсидиарной ответственности см. комментарий к ст. 3 Закона.
Согласно п. 3 ст. 105 ГК РФ участники (акционеры) дочернего общества вправе требовать возмещения основным обществом (товариществом) убытков, причиненных по его вине дочернему обществу, если иное не установлено законами о хозяйственных обществах. Статья 6 комментируемого Закона изъятий из правила п. 3 ст. 105 ГК РФ не устанавливает. Следует отметить, что в соответствии с п. 3 ст. 6 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" <*> убытки считаются причиненными по вине основного общества (товарищества) только в случае, когда основное общество (товарищество) использовало имеющиеся у него право и (или) возможность в целях совершения дочерним акционерным обществом действия, заведомо зная, что вследствие этого дочернее общество понесет убытки.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 1.
4. Пункт 4 ст. 6 Закона воспроизводит положения ст. 106 части первой ГК РФ о зависимом хозяйственном обществе:
хозяйственное общество признается зависимым, если другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более двадцати процентов голосующих акций акционерного общества или двадцати процентов уставного капитала общества с ограниченной ответственностью (п. 1 ст. 106);
хозяйственное общество, которое приобрело более двадцати процентов голосующих акций акционерного общества или двадцати процентов уставного капитала общества с ограниченной ответственностью, обязано незамедлительно публиковать сведения об этом в порядке, предусмотренном законами о хозяйственных обществах (п. 2 ст. 106).
Об органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, см. комментарий к ст. 13 Закона.
В соответствии с п. 3 ст. 106 ГК РФ пределы взаимного участия хозяйственных обществ в уставных капиталах друг друга и число голосов, которыми одно из таких обществ может пользоваться на общем собрании участников или акционеров другого общества, определяются законом.
Пунктом 1 ст. 18 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (здесь и далее - в ред. Федеральных законов от 25 мая 1995 г. N 83-ФЗ, от 6 мая 1998 г. N 70-ФЗ и от 9 октября 2002 г. N 122-ФЗ) <*> предусмотрено, что приобретение лицом (группой лиц) акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, при котором такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 20 процентами указанных акций (долей), осуществляется с предварительного согласия антимонопольного органа на основании ходатайства юридического или физического лица. Данное требование не распространяется на учредителей хозяйственного общества при его образовании.
--------------------------------
<*> См.: Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 16. Ст. 499; СЗ РФ. 1995. N 22. Ст. 1977; 1998. N 19. Ст. 2066; 2002. N 41. Ст. 3969.
Согласно п. 2 ст. 18 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" предварительное согласие на осуществление таких сделок требуется в случаях, если суммарная стоимость активов по последнему балансу указанных лиц превышает 30 миллионов установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда или одним из них является хозяйствующий субъект, внесенный в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов, либо приобретателем является группа лиц, контролирующая деятельность указанного хозяйствующего субъекта.
Постановлением Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. N 154 "О Реестре хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов" <*> утвержден Порядок формирования и ведения Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1996. N 9. Ст. 806.
В случае если одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации и суммарная доля такого участия составляет более 20 процентов, согласно п. 1 ст. 20 части первой НК РФ эти организации признаются для целей налогообложения взаимозависимыми лицами. При этом доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой.
В соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 40 части первой НК РФ по сделкам между взаимозависимыми лицами налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен.
В соответствии с Приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 29 сентября 2004 г. N САЭ-3-09/508@ "Об учреждении средства массовой информации для обеспечения публикации сведений согласно законодательству Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц" <*> учреждено средство массовой информации - журнал "Вестник государственной регистрации", в котором должны публиковаться сведения согласно законодательству Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц.
--------------------------------
<*> См.: Экономика и жизнь. 2004. N 44.
------------------------------------------------------------------

Письмо ФНС РФ от 02.12.2004 N 09-0-10/4809@ "О направлении Методических рекомендаций" утратило силу в связи с изданием письма ФНС РФ от 13.07.2005 N ЧД-6-09/570@ "О направлении Методических рекомендаций". Федеральная налоговая служба письмом от 2 декабря 2004 г. N 09-0-10/4809@ "О направлении Методических рекомендаций" <*> в целях разъяснения процесса публикации сведений в журнале "Вестник государственной регистрации" направила Методические рекомендации "Об информировании налоговыми органами юридических лиц о публикации сообщений в журнале "Вестник государственной регистрации".
--------------------------------
<*> Справочные правовые системы.
Редакцией журнала является ООО "Информационное агентство "Валаам". Адрес редакции: 117218, г. Москва, Нахимовский проспект, 32, ИДВ РАН, офис 1301. Информация о журнале размещена в сети Интернет на сайте: www.vestnik-gosreg.ru. Контактные телефоны редакции журнала: (095)755-9006; (095)755-9008. Контактное лицо: Мягкова Дарья Сергеевна.
Тематика журнала: сведения о государственной регистрации юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, регистрации иных изменений, вносимых в сведения о юридических лицах; сообщения юридических лиц, которые они обязаны публиковать в соответствии с законодательством Российской Федерации, иная информация, которую регистрирующие (налоговые) органы обязаны публиковать в соответствии с законодательством Российской Федерации.




Вернутся в раздел Комментарии к законам