Комментарии к законам

Статья 10. Привлечение общественных объединений и иных объединений граждан Российской Федерации к работе Общественной палаты. Комментарий к статье 10



В соответствии со ст. 6 Закона Общественная палата на треть состоит из представителей общероссийских общественных объединений и на треть - из представителей межрегиональных и региональных общественных объединений. Порядок приема в члены Общественной палаты представителей общероссийских, межрегиональных и региональных общественных объединений установлен ст. 8 Закона (см. комментарий к ст. ст. 6 и 8 Закона).
Для обеспечения наиболее полной реализации задач, возложенных на Общественную палату, согласования интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений и органов государственной власти для решения наиболее важных для населения России вопросов комментируемой статьей установлено право Общественной палаты привлекать к своей работе общественные объединения и иные объединения граждан Российской Федерации, представители которых не вошли в ее состав.
Следует обратить внимание на то, что в комментируемой статье говорится не только об общественных объединениях, но и иных объединениях граждан Российской Федерации, представители которых могут быть привлечены Общественной палатой к своей работе. Как отмечалось выше (см. комментарий к ст. 6 Закона), поскольку в комментируемом Законе говорится о членах Общественной палаты как о представителях общероссийских, межрегиональных и региональных общественных объединений, представляется, что речь идет об общественных объединениях, деятельность которых регулируется Федеральным законом "Об общественных объединениях". Это означает, что в ст. 10 Закона подразумеваются религиозные организации, а также коммерческие организации и создаваемые ими некоммерческие союзы (ассоциации), на которые действие Федерального закона "Об общественных объединениях" согласно его ст. 2 не распространяется.
Говорить о том, что коммерческие организации по своей сути представляют собой общественные объединения, позволяет правовая позиция Конституционного Суда РФ, которая в Постановлении от 31 мая 2005 г. N 6-П <*> выражена следующим образом: ст. 30 Конституции РФ, предусматривающая право каждого на объединение, во взаимосвязи с ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 34 и ч. ч. 1, 2 ст. 35 Конституции РФ составляет конституционно-правовую основу для участия каждого в совместном использовании своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности путем создания коммерческих объединений, которые сами по себе также могут на добровольной основе образовывать ассоциации, союзы, а равно и иные организационно-правовые формы коллективного взаимодействия, связанные с необходимостью выработки единых корпоративных норм поведения участников соответствующей деятельности.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2005. N 23. Ст. 2311.
При работе над законопроектом Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций в Заключении "На проект Федерального закона N 118890-4 "Об Общественной палате Российской Федерации" предлагал более четко прописать механизм аккредитации общественных объединений, представители которых не вошли в состав Общественной палаты, для участия в разнообразных формах ее деятельности. Однако законодатель ограничился только тем, что предоставил совету Общественной палаты полномочия принимать решение об участии в работе Общественной палаты общественных объединений и иных объединений граждан Российской Федерации, представители которых не вошли в ее состав (о совете Общественной палаты см. комментарий к ст. 9 Закона). В соответствии с п. 9 ч. 2 ст. 4 Закона порядок привлечения к работе Общественной палаты общественных объединений, представители которых не вошли в ее состав, и формы их взаимодействия с Общественной палатой устанавливаются Регламентом Общественной палаты Российской Федерации.
Необходимо отметить, что ч. 3 ст. 9 Закона предусмотрена возможность участия в составе рабочих групп Общественной палаты не только представителей общественных объединений, но и иных граждан, привлеченных к работе Общественной палаты.




Вернутся в раздел Комментарии к законам