Комментарии к законам

Статья 3. Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете. Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из настоящего Федерального закона, устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации, других федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации.



Основными целями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете являются: обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями; составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.
Комментарий к статье 3
1. Комментируемой статьей установлено, что законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из следующих нормативных правовых актов:
комментируемый Закон;
другие федеральные законы (нежели комментируемый Закон);
указы Президента РФ;
постановления Правительства РФ.
Как видно, понятием "законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете" обозначены не только законодательные, но и иные нормативные правовые акты - указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. Другие же нормативные правовые акты, нежели федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, следуя буквальному толкованию комментируемой статьи, к законодательству о бухгалтерском учете не относятся. В частности, не относятся к законодательству о бухгалтерском учете принимаемые во исполнение прямых предписаний ст. 13 комментируемого Закона нормативные правовые акты (см. комментарий к ст. 13 Закона) Министерства финансов РФ, определяющие состав бухгалтерской отчетности бюджетных организаций, утверждающие формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструкции о порядке их заполнения; других органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, утверждающие формы бухгалтерской отчетности банков, страховых и других организаций и инструкции о порядке их заполнения.
2. Согласно п. "р" ст. 71 Конституции РФ официальный бухгалтерский учет находится в ведении Российской Федерации. Частью 1 ст. 76 Конституции РФ установлено, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
С учетом того, что Конституцией РФ не предусмотрено принятие по вопросам официального бухгалтерского учета федерального конституционного закона, принят комментируемый Закон (см. комментарий к ст. 19 Закона).
В настоящее время Закон действует в редакции изменений и дополнений, внесенных в соответствии со следующими законодательными актами:
Федеральный закон от 23 июля 1998 г. N 123-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О бухгалтерском учете" <*> (см. комментарий к ст. ст. 13 и 15 Закона);
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1998. N 30. Ст. 3619.
Федеральный закон от 28 марта 2002 г. N 32-ФЗ "О внесении изменения и дополнения в Федеральный закон "О бухгалтерском учете" <*> (см. комментарий к ст. ст. 13 и 15 Закона);
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2002. N 13. Ст. 1179.
Федеральный закон от 31 декабря 2002 г. N 187-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" <*> (см. комментарий к ст. ст. 4 и 5 Закона);
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2003. N 1. Ст. 2; N 46 (ч. 1). Ст. 4435.
Федеральный закон от 31 декабря 2002 г. N 191-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" <*> (см. комментарий к ст. 4 Закона);
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2003. N 1. Ст. 6; N 28. Ст. 2886.
Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 8-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам финансирования мероприятий по содействию занятости населения" <*> (см. комментарий к ст. 16 Закона);
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 160; N 46 (ч. 1). Ст. 4435.
Таможенный кодекс РФ от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ <*> (см. комментарий к ст. 5 Закона);
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2003. N 22. Ст. 2066.
Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления" <*> (см. комментарий к ст. 9 Закона).
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2700.
Другие федеральные законы, нежели комментируемый Закон, содержат лишь отдельные положения, регулирующие бухгалтерский учет.
В частности, согласно п. 14 ст. 4 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" <*> установление правил бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации является функцией Банка России.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2790.
Пунктом 16 ст. 18 указанного Закона определено, что правила проведения банковских операций для банковской системы Российской Федерации, правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации, за исключением Банка России, устанавливает совет директоров.
В соответствии с п. 17 ст. 18 указанного Закона совет директоров готовит и представляет в Национальный банковский совет на утверждение предложения по правилам бухгалтерского учета и отчетности для Банка России. Компетенция Национального банковского совета по утверждению по предложению Совета директоров правил бухгалтерского учета и отчетности для Банка России закреплена п. 10 ст. 13 указанного Закона.
Статьей 57 указанного Закона также определено, что Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами. При этом устанавливаемые Банком России правила применяются в отношении бухгалтерской и статистической отчетности, которая составляется за период, начинающийся не ранее даты опубликования указанных правил.
В соответствии со ст. 40 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (в ред. Федерального закона от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ) <*> правила ведения бухгалтерского учета, представления финансовой и статистической отчетности, составления годовых отчетов кредитными организациями устанавливаются Банком России с учетом международной банковской практики.
--------------------------------
<*> Ведомости СНД и ВС РФ. 1990. N 27. Ст. 357; СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492.
В качестве еще одного примера регулирования бухгалтерского учета федеральными законами можно привести Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 172-ФЗ) <*>, ст. 28 которого содержит следующие положения об учете и отчетности:
--------------------------------
<*> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 2. Ст. 56; СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4858.
страховщики ведут бухгалтерский учет, составляют бухгалтерскую и статистическую отчетность в соответствии с планом счетов, правилами бухгалтерского учета, формами учета и отчетности, утверждаемыми органом страхового надзора в соответствии с законодательством (п. 1);
учет операций по страхованию объектов личного страхования и учет операций по страхованию иных объектов страхования ведутся раздельно (п. 2);
страховщики представляют в орган страхового надзора бухгалтерскую и статистическую отчетность, а также иные сведения по формам и в порядке, которые установлены органом страхового надзора (п. 3);
страховые брокеры представляют в орган страхового надзора сведения о страховой брокерской деятельности в порядке, установленном органом страхового надзора (п. 4).
Согласно п. 1 ст. 29 названного Закона страховщики опубликовывают годовые бухгалтерские отчеты в порядке и в сроки, которые установлены нормативными правовыми актами Российской Федерации, после аудиторского подтверждения достоверности содержащихся в этих отчетах сведений. Пунктом 2 ст. 29 установлено, что опубликование годовых бухгалтерских отчетов должно осуществляться в средствах массовой информации, в том числе распространяющихся на территории, на которой осуществляется деятельность страховщика. Сведения об опубликовании сообщаются страховщиком в орган страхового надзора.
Среди указов Президента РФ, относящихся к законодательству о бухгалтерском учете, пожалуй, можно назвать (да и то с натяжкой) только Указ Президента РФ от 3 апреля 1997 г. N 278 "О первоочередных мерах по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "Порядок во власти - порядок в стране. (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)" <*>, которым утвержден Перечень поручений Правительству Российской Федерации (приложение 1 к Указу).
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1997. N 14. Ст. 1608; N 38. Ст. 4359.
В целях совершенствования бухгалтерского учета и финансовой отчетности, приведения их в соответствие с международными стандартами Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1997 г. N 910 <*> образована Межведомственная комиссия по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности и утвержден ее состав (состав Комиссии менялся в соответствии с Постановлениями Правительства РФ от 5 марта 1998 г. N 280 <**> и от 27 января 1999 г. N 99 <***>). Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1997 г. N 910 установлено, что Комиссия осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по совершенствованию бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3649.
<**> СЗ РФ. 1998. N 11. Ст. 1298.
<***> СЗ РФ. 1999. N 5. Ст. 693.
Положение о Межведомственной комиссии по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности утверждено Постановлением Правительства РФ от 7 ноября 1997 г. N 1404 <*>. Как определено п. 1 указанного Положения, Межведомственная комиссия по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности является координирующим органом Правительства РФ, образованным с целью приведения национальной системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности, а также механизмов их регулирования в соответствие с международными стандартами и требованиями рыночной экономики.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1997. N 46. Ст. 5316.
Комиссия в соответствии с п. 3 указанного Положения действует в соответствии с принципами преемственности и единства всех этапов реформы системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
В качестве основных задач и функций Комиссии в п. 4 Положения указано следующее:
а) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по совершенствованию бухгалтерского учета и финансовой отчетности;
б) участие в формировании концептуальных основ системы национального бухгалтерского учета и финансовой отчетности, а также разработка программ их развития, соответствующих требованиям рыночной экономики;
в) рассмотрение вопросов, связанных с приведением системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствие с международными стандартами;
г) участие в проведении анализа и систематизации существующей нормативной базы бухгалтерского учета и финансовой отчетности;
д) участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих бухгалтерский учет и финансовую отчетность, а также подготовка соответствующих заключений;
е) рассмотрение вопросов организации профессиональной подготовки и повышения квалификации бухгалтеров;
ж) участие в формировании информационной среды, понятной для широкого круга пользователей данными бухгалтерской отчетности;
з) организация межведомственных мероприятий по совершенствованию ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации в условиях перехода на международные стандарты;
и) взаимодействие с международными организациями по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности;
к) анализ выполнения федеральными органами исполнительной власти нормативных правовых актов по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
Пунктом 26 указанного выше Перечня поручений Правительству Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 3 апреля 1997 г. N 278, Правительству РФ было поручено разработать и утвердить до 15 ноября 1997 г. программу перехода с 1998 г. на международные стандарты бухгалтерского учета.
Во исполнение указанного поручения Правительство РФ Постановлением от 6 марта 1998 г. N 283 утвердило упоминавшуюся (см. введение) Программу реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (см. также комментарий к ст. 5 Закона).
Постановление Правительства РФ от 06.03.1998 N 273 "Об утверждении Положения о Министерстве финансов Российской Федерации" утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации". Иных постановлений Правительства РФ, относящихся к законодательству о бухгалтерском учете, практически нет. Пунктом 1 ст. 5 комментируемого Закона установлено, что Правительством РФ осуществляется общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации. Однако эту функцию Правительство РФ возложило на Министерство финансов РФ: согласно подп. 10 п. 5 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. N 273 <*>, одной из основных задач Минфина России является обеспечение методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью (кроме бухгалтерского учета и отчетности в Центральном банке РФ и кредитных организациях), а также в соответствии с законодательством Российской Федерации, аудитом в Российской Федерации (кроме аудита в банковской системе) (см. комментарий к ст. 5 Закона).
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1998. N 11. Ст. 1288.
3. Издание Президентом РФ указов, как и распоряжений, предусмотрено ч. 1 ст. 90 Конституции РФ. Согласно ч. 2 ст. 90 Конституции РФ указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Частью 3 ст. 90 Конституции РФ установлено, что указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.
Нормативными правовыми актами являются только те указы Президента РФ, которые имеют нормативный характер.
Согласно ч. 1 ст. 115 Конституции РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Частью 2 ст. 115 Конституции РФ установлено, что постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации. Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ в соответствии с ч. 3 ст. 115 Конституции РФ могут быть отменены Президентом РФ.
Статьей 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (в ред. Федерального конституционного закона от 31 декабря 1997 г. N 3-ФКЗ) <*> установлено, что акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства РФ.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712; 1998. N 1. Ст. 1.
Согласно ст. 23 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" порядок принятия актов Правительства РФ устанавливается Правительством РФ в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента РФ. Однако до настоящего времени Правительство РФ соответствующего нормативного правового акта не издало. Акты Правительства РФ могут быть обжалованы в суд.
4. Частью 3 ст. 15 Конституции РФ установлено следующее:
законы подлежат официальному опубликованию;
неопубликованные законы не применяются;
любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов установлен Федеральным законом от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" (в ред. Федерального закона от 22 октября 1999 г. N 185-ФЗ) <*>.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1994. N 8. Ст. 801; 1999. N 43. Ст. 5124.
Датой принятия федерального закона, согласно ст. 2 Федерального закона от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ, считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции (следует отметить, что указание при упоминании федерального закона даты его подписания, а не дня принятия его Государственной Думой, не вполне согласуется с приведенным положением; тем не менее именно так - с указанием даты подписания федерального закона - упоминаются федеральные законы в других федеральных законах).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после дня их подписания Президентом РФ.
Официальным опубликованием федерального закона, согласно ст. 4 Федерального закона от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ, считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете" или Собрании законодательства Российской Федерации. Федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом РФ.
Статьей 5 Федерального закона от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ установлено, что "Парламентская газета" является официальным периодическим изданием Федерального Собрания. Статья 5 Федерального закона от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ также содержит следующие положения об опубликовании федеральных законов:
федеральные законы подлежат обязательному опубликованию в "Парламентской газете";
федеральные законы могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме;
федеральные законы могут быть опубликованы также в виде отдельного издания.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу.
Как установлено ст. 7 Федерального закона от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ, Собрание законодательства Российской Федерации является официальным периодическим изданием, в котором публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, решения Конституционного Суда РФ о толковании Конституции РФ и о соответствии Конституции РФ законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ или отдельных положений перечисленных актов.
При публикации федерального закона, согласно ст. 9 Федерального закона от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ, указываются наименование закона, даты его принятия (одобрения) Государственной Думой и Советом Федерации, должностное лицо, его подписавшее, место и дата его подписания, регистрационный номер.
Статья 23 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" содержит следующие положения в отношении опубликования постановлений Правительства РФ:
датой официального опубликования постановления Правительства РФ считается дата первой публикации его текста в одном из официальных изданий Российской Федерации;
постановления Правительства РФ, за исключением постановлений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного широкого их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно;
постановления Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Иные постановления Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями Правительства РФ не предусмотрен иной порядок их вступления в силу.
Порядок опубликования и вступления в силу указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ установлен Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" <*>.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1996. N 22. Ст. 2663; 1997. N 20. Ст. 2242; 1998. N 33. Ст. 3967.
В частности, названным Указом установлено следующее:
указы и распоряжения Президента РФ (в Указе именуются - акты Президента РФ), постановления и распоряжения Правительства РФ (в Указе именуются - акты Правительства РФ) подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера (п. 1);
акты Президента РФ и акты Правительства РФ подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" и Собрании законодательства Российской Федерации в течение 10 дней после дня их подписания. Официальным опубликованием актов Президента РФ и актов Правительства РФ считается публикация их текстов в "Российской газете" или в Собрании законодательства Российской Федерации. Официальными являются также тексты актов Президента РФ и актов Правительства РФ, распространяемые в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации "Система" (п. 2);
акты Президента РФ и акты Правительства РФ могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения по телевидению и радио, разосланы государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи (п. 3);
акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты Президента РФ, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания (п. 5);
акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты Правительства РФ, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания (п. 6);
в актах Президента РФ и актах Правительства РФ может быть установлен другой порядок вступления их в силу (п. 7).
5. В комментируемой статье определено, что комментируемый Закон устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации. Регулирование бухгалтерского учета осуществляется в соответствии со ст. 5 комментируемого Закона (см. комментарий к ст. 5 Закона).
Правовые и методологические основы организации и ведения налогового учета установлены законодательством о налогах и сборах.
Статья 1 НК РФ (в ред. Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ) содержит следующие основные положения о законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах, законодательстве субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативных правовых актах представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах:
законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах (п. 1);
законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с Налоговым кодексом РФ (п. 4);
нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах принимаются представительными органами местного самоуправления в соответствии с Налоговым кодексом РФ (п. 5).
Исходя из положения п. 6 ст. 1 НК РФ, в тексте Налогового кодекса РФ понятием "законодательство о налогах и сборах" обозначаются следующие законы и другие нормативные правовые акты:
Налоговый кодекс РФ;
федеральные законы, принятые в соответствии с Налоговым кодексом РФ;
законы и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, принятые в соответствии с Налоговым кодексом РФ;
нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
О регулировании налогового учета правовыми актами, не являющимися составной частью законодательства о налогах и сборах, см. комментарий к ст. 5 Закона.
6. В комментируемой статье определены следующие основные цели законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете:
обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями;
составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.
Налоговый кодекс РФ, как определено в его п. 2 ст. 1 (в ред. Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ), устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:
1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов Российской Федерации;
4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
5) формы и методы налогового контроля;
6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) и их должностных лиц.
Действие Налогового кодекса РФ, как определено в его п. 3 ст. 1, распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено Налоговым кодексом РФ.
Отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах, определены в ст. 2 НК РФ (в ред. Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ) следующим образом:
законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения;
к отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.




Вернутся в раздел Комментарии к законам