Комментарии к законам

Статья 64. Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора. 1. Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных настоящей статьей, на срок от одного до шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.



(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
2. Отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены заинтересованному лицу при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) причинения этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
2) задержки этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;
3) угрозы банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога;
4) если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога;
5) если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг лицом носит сезонный характер. Перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, утверждается Правительством Российской Федерации;
6) основания для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, устанавливаются Таможенным кодексом Российской Федерации.
(пп. 6 в ред. Таможенного кодекса РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ)
3. Отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены по одному или нескольким налогам.
4. Если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставлена по основаниям, указанным в подпунктах 3, 4 и 5 пункта 2 настоящей статьи, на сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей за период отсрочки или рассрочки, если иное не предусмотрено таможенным законодательством Российской Федерации в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
Если отсрочка или рассрочка по уплате налогов предоставлена по основаниям, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 2 настоящей статьи, на сумму задолженности проценты не начисляются.
5. Заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога с указанием оснований подается в соответствующий уполномоченный орган. К этому заявлению прилагаются документы, подтверждающие наличие оснований, указанных в пункте 2 настоящей статьи. Копия указанного заявления направляется заинтересованным лицом в десятидневный срок в налоговый орган по месту его учета.
(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
По требованию уполномоченного органа заинтересованным лицом представляются уполномоченному органу документы об имуществе, которое может быть предметом залога, либо поручительство.
6. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении принимается уполномоченным органом в течение одного месяца со дня получения заявления заинтересованного лица.
По ходатайству заинтересованного лица уполномоченный орган вправе принять решение о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки) приостановлении уплаты суммы задолженности заинтересованным лицом. Копия такого решения представляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета в пятидневный срок со дня принятия решения.
7. При отсутствии обстоятельств, установленных пунктом 1 статьи 62 настоящего Кодекса, уполномоченный орган не вправе отказать заинтересованному лицу в отсрочке или рассрочке по уплате налога по основаниям, указанным в подпунктах 1 или 2 пункта 2 настоящей статьи, в пределах соответственно суммы причиненного заинтересованному лицу ущерба либо суммы недофинансирования или неоплаты выполненного этим лицом государственного заказа.
Абзац исключен. - Федеральный закон от 09.07.1999 N 154-ФЗ.
8. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно содержать указание на сумму задолженности, налог, по уплате которого предоставляется отсрочка или рассрочка, сроки и порядок уплаты суммы задолженности и начисляемых процентов, а также в соответствующих случаях документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство.
Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога вступает в действие со дня, установленного в этом решении. При этом причитающиеся пени за все время со дня, установленного для уплаты налога, до дня вступления в силу этого решения включаются в сумму задолженности, если указанный срок уплаты предшествует дню вступления этого решения в силу.
Если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставляется под залог имущества, решение о ее предоставлении вступает в действие только после заключения договора о залоге имущества в порядке, предусмотренном статьей 73 настоящего Кодекса.
9. Решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно быть мотивированным.
(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
При наличии оснований, указанных в подпунктах 1 или 2 пункта 2 настоящей статьи, в решении об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должны быть приведены имеющее место обстоятельства, исключающие изменение срока исполнения обязанности по уплате налога.
Решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога может быть обжаловано заинтересованным лицом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
10. Копия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении направляется уполномоченным органом в трехдневный срок со дня принятия такого решения заинтересованному лицу и в налоговый орган по месту учета этого лица.
11. Утратил силу. - Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ.
12. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки и рассрочки уплаты региональных и местных налогов.
13. Правила настоящей статьи применяются также в отношении порядка и условий предоставления отсрочки или рассрочки по уплате сборов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
Комментарий к статье 64
В комментируемой статье определены правовые основы предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов и сборов. При этом применительно к сборам нормы, содержащиеся в ст. 64 НК РФ, применяются, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Отсрочка и рассрочка - это две из четырех форм, в которых действующее законодательство о налогах и сборах допускает изменение сроков уплаты налогов и сборов (две другие формы - налоговый кредит и инвестиционный налоговый кредит).
Отсрочка предполагает, что по истечении срока, на который предоставлена отсрочка, сумма задолженности уплачивается налогоплательщиком единовременно и в полном объеме.
В случае предоставления рассрочки сумма задолженности погашается поэтапно в течение периода, на который была предоставлена рассрочка. График погашения задолженности по рассрочке утверждается, как правило, при принятии решения об изменении срока уплаты налогов и сборов.
Отсрочка или рассрочка по уплате налогов и сборов может быть предоставлена на срок от одного до шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности. При этом отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена по одному или нескольким налогам.
В п. 2 комментируемой статьи перечислены основания, при наличии хотя бы одного из которых заинтересованному лицу могут быть предоставлены отсрочка или рассрочка по уплате налога. При этом оговаривается (п. 12 ст. 64 НК РФ), что законами субъектов РФ могут быть установлены дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки и рассрочки уплаты региональных и местных налогов.
1. Причинение заинтересованному лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы.
Обстоятельства непреодолимой силы - чрезвычайные и непреодолимые при данных условиях обстоятельства (ст. 202 Гражданского кодекса РФ), вследствие которых налогоплательщик не в состоянии уплатить налоги или сборы в установленные сроки.
К обстоятельствам непреодолимой силы (форс-мажорные обстоятельства) не могут быть отнесены, например, отсутствие у налогоплательщика необходимых денежных средств, наличие у него трудностей со сбытом продукции, во взаимоотношениях с контрагентами и т.п.
Законодатель упоминает две разновидности обстоятельств непреодолимой силы:
- стихийные бедствия (землетрясения, наводнения и т.п.);
- технологические катастрофы (аварии и т.п.).
В соответствии с п. 10.1 Порядка организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита по уплате федеральных налогов и сборов, а также пени, подлежащих зачислению в федеральный бюджет <*> (утвержден Приказом Минфина России от 30.09.1999 N 64н <**>), в случае обращения с просьбой о предоставлении отсрочки или рассрочки по причине ущерба в результате обстоятельств непреодолимой силы в уполномоченный орган должны быть представлены следующие документы:
--------------------------------
<*> Далее - Порядок.
<**> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1999. N 48.
а) документ, подтверждающий факт наступления соответствующих оснований;
б) справка о сумме нанесенного ущерба, заверенная уполномоченным на то органом.
Последний документ необходим для того, чтобы можно было проконтролировать соблюдение условия, в соответствии с которым общий объем отсроченной задолженности по платежам в федеральный бюджет не должен превышать суммы ущерба, причиненного налогоплательщику в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы (п. 8 Порядка, утвержденного Приказом Минфина России от 30.09.1999 N 64н).
2. Задержка заинтересованному лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа.
На эти обстоятельства в целях получения отсрочки или рассрочки уплаты налогов и сборов могут ссылаться налогоплательщики, имеющие право на получение бюджетных средств (бюджетные учреждения, получатели субвенций и субсидий, лица, выполняющие государственный заказ по договору с органом государственной власти, и т.д.).
В случае обращения с просьбой о предоставлении отсрочки или рассрочки по причине задержки финансирования из федерального бюджета или оплаты выполненного государственного заказа налогоплательщик представляет документ, подтверждающий факт наступления соответствующих оснований (п. 10.2 Порядка, утвержденного Приказом Минфина России от 30.09.1999 N 64н).
При этом общий объем отсроченной задолженности по платежам в федеральный бюджет не должен превышать суммы недофинансирования или неоплаты выполненного налогоплательщиком государственного заказа.
3. Угроза банкротства заинтересованного лица в случае единовременной выплаты им налога.
Для получения отсрочки или рассрочки уплаты налога по этому основанию в уполномоченный орган должны быть представлены следующие документы:
а) пояснительная записка налогоплательщика о причинах возникновения необходимости единовременной уплаты налогов с указанием их сумм;
б) сведения о расчетных, валютных, депозитных счетах и наличии средств на них по состоянию на начало года, на начало каждого квартала и дату обращения за отсрочкой или рассрочкой;
в) сведения о предоставленных отсрочках, рассрочках, налоговых кредитах по основаниям, определенным в подпункте 3 пункта 2 статьи 64 Налогового кодекса РФ, в региональный и местный бюджеты;
г) документы, подтверждающие возможность наступления банкротства в случае единовременной уплаты сумм налогов, утвержденные уполномоченным на это органом.
Правила дачи заключений о возможности наступления банкротства организаций в случае единовременной уплаты сумм налогов были утверждены распоряжением Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству от 13.04.2001 N 111-р <*>.
--------------------------------
<*> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2001. N 26.
В целях получения заключения заинтересованная организация представляет следующие документы:
- формы 1, 2, 4 бухгалтерской отчетности, форму 5-з статистической отчетности за последний год и за последний отчетный период текущего года;
- справку налогового органа о величине налогов организации, подлежащих единовременной уплате, и о величине начисленных и уплаченных налогов за последний отчетный период текущего года.
В случае необходимости у организации-заявителя может быть запрошена иная информация, необходимая для подготовки заключения.
Заключение о возможности наступления банкротства организации в случае единовременной уплаты сумм налогов может быть дано, если выполняются следующие условия:
- у организации имеются в наличии собственные оборотные средства и разность между величинами собственного капитала (строка 490 формы 1 бухгалтерской отчетности) и внеоборотных активов (строка 190 формы 1 бухгалтерской отчетности) меньше величины налогов, подлежащих единовременной уплате;
- величина прибыли, полученной организацией после налогообложения за последний отчетный период, меньше величины налогов, подлежащих единовременной уплате;
- в отношении организации-заявителя не возбуждено производство по делу о банкротстве.
В остальных случаях даются заключения:
- об отсутствии возможности наступления банкротства организации в случае единовременной уплаты сумм налогов;
- о возможности наступления банкротства по другим основаниям, не связанным с единовременной уплатой сумм налогов.
4. Имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога.
В комментируемой статье НК РФ, очевидно, речь идет о такой ситуации, когда стоимость имущества физического лица (кроме имущества, на которое в соответствии с действующим законодательством не может быть обращено взыскание) не покрывает сумму требования об уплате налогов и сборов, которое предъявлено или может быть предъявлено данному физическому лицу.
5. Сезонный характер производства и (или) реализации товаров, работ или услуг.
В этом случае заинтересованное лицо представляет в уполномоченный орган документ, подтверждающий тот факт, что производство и (или) реализация товаров, работ или услуг носят сезонный характер.
Определение сезонного производства содержится в п. 2 ст. 11 НК РФ: "производство, осуществление которого непосредственно связано с природными, климатическими условиями и со временем года". Данное понятие применяется в отношении организации и индивидуального предпринимателя, если в определенные налоговые периоды (квартал, полугодие) их производственная деятельность не осуществляется в силу природных и климатических условий.
Перечень сезонных отраслей и видов деятельности, применяемый при предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога, утверждается Правительством РФ. Ныне действующий Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 06.04.1999 N 382 <*>, включает:
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1999. N 15. Ст. 1827.
а) сельское хозяйство: растениеводство; механизированные работы в полевых условиях; заготовки сельскохозяйственной продукции и сырья; звероводство;
б) перерабатывающую промышленность: сезонное производство в организациях мясной и молочной промышленности; сезонное производство в организациях сахарной и консервной промышленности;
в) рыбное хозяйство: рыбохозяйственная деятельность на промысловых судах и в береговых перерабатывающих организациях; искусственное воспроизводство рыбных запасов; выращивание прудовой товарной рыбы и рыбопосадочного материала; добыча и переработка водорослей и морских млекопитающих;
г) нефтедобывающую и газовую промышленность: обустройство месторождений и строительство объектов на болотистых местах и под водой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
д) торфяную промышленность: добыча, сушка и уборка торфа; ремонт и обслуживание технологического оборудования в полевых условиях;
е) медицинскую промышленность: заготовка растительного лекарственного и эфирно-масличного сырья;
ж) лесную, деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную промышленность: заготовка и вывозка древесины; сплавные и лесоперевалочные работы, работы по выгрузке древесины из судов водного транспорта и выкатке древесины из воды; заготовка живицы, пневого осмола и бересты;
з) легкую промышленность: сезонное производство изделий из натурального меха в организациях меховой промышленности;
и) лесное хозяйство: подготовка почвы, посев и посадка леса, уход за лесными культурами, работа в лесопитомниках; полевые лесоустроительные работы; заготовка дикорастущих лесных продуктов;
к) охотничье хозяйство: охотничий промысел и заготовка продукции охоты; охрана, учет и воспроизводство охотничьих животных, включая биотехнические мероприятия и дичеразведение; полевые охотоустроительные работы;
л) водное хозяйство: дноуглубительные и берегоукрепительные работы;
м) геолого-разведочные работы: полевые экспедиционные работы;
н) промышленность нерудных строительных материалов: добыча песчано-гравийной смеси из русел рек;
о) промышленность по добыче и обработке драгоценных металлов и драгоценных камней: добыча драгоценных металлов и драгоценных камней из россыпных месторождений; добыча драгоценных металлов из рудных месторождений малой мощности (малые золоторудные месторождения);
п) речной и морской транспорт: перевозки пассажиров и грузов, погрузочно-разгрузочные работы в районах с ограниченными сроками навигации;
р) все отрасли экономики: досрочный завоз продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности.
6. Перемещение товаров через таможенную границу.
Основания для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей устанавливаются Таможенным кодексом РФ.
В соответствии со ст. 334 ТК РФ отсрочка или рассрочка уплаты таможенных платежей предоставляется плательщику при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
2) задержка этому лицу финансирования из федерального бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;
3) товары, перемещаемые через таможенную границу, являются товарами, подвергающимися быстрой порче;
4) осуществление лицом поставок по межправительственным соглашениям.
Как видно, первые два из перечисленных в ст. 334 Таможенного кодекса РФ основания совпадают с основаниями, изложенными в подп. 1 и 2 п. 2 ст. 64 НК РФ. Два последних основания тесным образом связаны с внешнеторговой сферой.
Так, предоставление отсрочки или рассрочки по уплате таможенных платежей в отношении товаров, подвергающихся быстрой порче, может существенно сократить время на осуществление таможенных процедур, что имеет существенное значение для торговли скоропортящимися товарами.
Закрепление в ТК РФ в качестве одного из оснований изменения срока уплаты таможенных платежей осуществление плательщиком поставок по межправительственным соглашениям призвано создать благоприятный (льготный) правовой режим для участников внешнеэкономической деятельности, осуществляющих внешнеторговые операции в рамках межправительственных отношений.
Следует отметить, что наряду с основаниями изменения сроков уплаты таможенных платежей, ТК РФ закрепляет (ст. 335) и обстоятельства, исключающие предоставление отсрочки или рассрочки:
1) если в отношении заинтересованного лица возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением таможенного законодательства РФ;
2) если в отношении заинтересованного лица возбуждена процедура банкротства.
В зависимости от конкретного основания предоставления отсрочки или рассрочки решается вопрос о начислении процентов.
Не начисляются проценты на сумму задолженности, если отсрочка или рассрочка предоставлена в связи с причинением ущерба в результате действия обстоятельств непреодолимой силы, а также в связи с задержкой финансирования из бюджета или оплаты выполненного государственного заказа.
Если основанием срока уплаты налога или сбора являются: угроза банкротства, невозможность единовременной уплаты налога по причине имущественного положения физического лица или сезонный характер производства и (или) реализации товаров, работ и услуг, - на сумму задолженности начисляются проценты по ставке, равной 1/2 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей за период отсрочки или рассрочки.
Под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций (ст. 40 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" <*>). Ставки рефинансирования, устанавливаемые Советом директоров Банка России, оперативно доводятся до сведения кредитных организаций и иных заинтересованных лиц телеграммами Банка России. Так, например, в телеграмме ЦБ РФ от 11.06.2004 N 1443-У содержится информация о том, что начиная с 15 июня 2004 года ставка рефинансирования Банка России устанавливается в размере 13% годовых <**>.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2790.
<**> Вестник Банка России. 2004. N 34.
В случае изменения ставки рефинансирования Банка России в период действия отсрочки или рассрочки проценты за предоставление отсрочки или рассрочки подлежат перерасчету исходя из фактического числа дней действия установленных ставок рефинансирования.
Порядок расчета процентов за пользование бюджетными средствами был разработан МНС России (письмо МНС России от 12.05.1999 N АС-6-09/398@) <*>.
--------------------------------
<*> СПС "".
Порядок расчета процентов за предоставление отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей определен в ст. 336 ТК РФ: "За предоставление отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов, а также в иных случаях, предусмотренных подразделом 2 раздела II настоящего Кодекса, взимаются проценты, начисляемые на сумму задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов, исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов".
В комментируемой статье определен также порядок подачи заинтересованным лицом заявления об изменении срока уплаты налога.
Заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога с указанием оснований, перечисленных в п. 2 ст. 64 НК РФ, подается в соответствующий уполномоченный орган. Органы, уполномоченные принимать решения об изменении сроков уплаты налогов и сборов, определены в ст. 63 НК РФ.
Нижеприводимая типовая форма заявления содержится в приложении N 6 к Приказу Минфина России от 30.09.1999 N 64н.
ЗАЯВЛЕНИЕ
О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ОТСРОЧКИ, РАССРОЧКИ, НАЛОГОВОГО
КРЕДИТА, ИНВЕСТИЦИОННОГО НАЛОГОВОГО КРЕДИТА
__________________________________________________________________
(полное наименование организации и ее ИНН и юридический адрес)
прошу изменить срок уплаты _______________________________________
(наименование федерального(ых) налога(ов),
________________________ в сумме ______________ на срок __________
сбора(ов), а также пени)
по основанию(ям) и на условиях, оговоренных(ым) подпунктом(ами) __
____________ пункта(ов) ________ статьи(ей) ________________ части
первой Налогового кодекса Российской Федерации.
Подпись руководителя организации
Печать
Вместе с заявлением в уполномоченный орган направляются:
а) справка налогового органа по месту учета налогоплательщика об отсутствии оснований, исключающих изменение срока уплаты налогов и сборов, а также пени, определенных в п. 1 ст. 62 НК РФ;
б) справка налогового органа по месту учета налогоплательщика о задолженности в бюджеты разных уровней и о предоставленных ранее отсрочках, рассрочках (в том числе в рамках реструктуризации), налоговых кредитах, инвестиционных налоговых кредитах, с выделением сумм, не уплаченных на момент обращения;
в) обязательство налогоплательщика, предусматривающее на период действия отсрочки (рассрочки) соблюдение условий, на которых принимается решение об изменении срока уплаты задолженности;
г) копия устава (положения) организации;
д) баланс и другие формы бухгалтерской отчетности, характеризующие финансовое состояние налогоплательщика за предыдущий год и истекший период того года, в котором налогоплательщик обратился по поводу изменения срока уплаты налогового обязательства;
е) документы об имуществе, которое может являться или является предметом залога, либо поручительство.
В обязательстве налогоплательщика (типовая форма приводится в приложении N 7 к Приказу Минфина от 30.09.1999 N 64н), подписанном руководителем организации и скрепленном печатью организации, налогоплательщик обязуется неукоснительно выполнять все условия, в соответствии с которыми ему была предоставлена отсрочка (рассрочка), а именно:
1) своевременно и в полном размере уплачивать текущие налоги и сборы во все уровни бюджета;
2) при наступлении сроков возврата сумм отсроченной (рассроченной) задолженности своевременно и в полном размере производить погашение причитающихся сумм задолженности;
3) в случае наступления оснований, исключающих изменение срока исполнения налогового обязательства, перечисленных в п. 1 ст. 62 НК РФ, незамедлительно ставить об этом в известность налоговый орган по месту учета налогоплательщика и иные уполномоченные органы;
4) выполнять положения Федерального закона о бюджете на соответствующий год, касающиеся вопросов предоставления и возврата отсрочки (рассрочки).
В зависимости от основания обращения налогоплательщика об изменении срока уплаты налогов и сборов в уполномоченный орган представляются дополнительные документы, уже упомянутые выше (документ, подтверждающий факт наступления обстоятельств непреодолимой силы, документы, подтверждающие возможность наступления банкротства в случае единовременной уплаты сумм налогов, и т.д.).
Уполномоченный орган по согласованию с финансовыми органами или органами внебюджетных фондов (механизм такого согласования установлен в ст. 63 НК РФ) принимает решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) или об отказе в ее предоставлении. Такое решение должно быть принято в течение одного месяца со дня получения заявления заинтересованного лица.
В тех случаях, когда с учетом срока получения ответа на такой запрос решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) не может быть принято в течение одного месяца со дня получения заявления налогоплательщика, такое заявление подлежит возврату налогоплательщику по причине неполного представления требуемых документов (п. 5 Порядка, утвержденного Приказом Минфина России от 30.09.1999 N 64н).
Основные реквизиты решения о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налога или сбора перечислены в п. 8 ст. 64 НК РФ:
- сумма задолженности;
- налог (сбор), по уплате которого предоставляется отсрочка или рассрочка;
- сроки и порядок уплаты суммы задолженности и начисляемых процентов;
- указание на документы об имуществе, которое является предметом залога, или поручительство.
Типовая форма приказа о предоставлении отсрочки (рассрочки) приводится в приложении N 1 к Порядку, утвержденному Приказом Минфина России от 30.09.1999 N 64н.
Решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) вступает в действие со дня, который установлен в самом решении. При этом, как отмечается в п. 8 ст. 64 НК РФ, причитающиеся пени за все время со дня, установленного для уплаты налога, до дня вступления в силу решения об отсрочке (рассрочке) включаются в сумму задолженности, если указанный срок уплаты предшествует дню вступления этого решения в силу.
В случае когда отсрочка (рассрочка) предоставляется под залог имущества, решение о ее предоставлении вступает в силу только после заключения договора о залоге имущества.
Копия решения о предоставлении отсрочки (рассрочки) в трехдневный срок со дня принятия такого решения направляется уполномоченным органом заинтересованному лицу и в налоговый орган по месту его учета.
Заинтересованное лицо может ходатайствовать перед уполномоченным органом о временном приостановлении уплаты задолженности. В случае принятия уполномоченным органом положительного решения по данному ходатайству уплата задолженности приостанавливается на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки).
Принятое положительное решение в пятидневный срок направляется налогоплательщику и налоговому органу по месту учета налогоплательщика. При этом в случае отказа в предоставлении отсрочки (рассрочки) пеня начисляется за весь период приостановления уплаты налога или сбора. При положительном решении период приостановления уплаты задолженности засчитывается в срок предоставленной отсрочки (рассрочки) (п. 6 Порядка, утвержденного Приказом Минфина России от 30.09.1999 N 64н).
Если уполномоченный орган принимает отрицательное решение по заявлению о предоставлении отсрочки (рассрочки), он обязательно должен мотивировать такое решение.
Решение об отказе в предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налога может быть обжаловано заинтересованным лицом в порядке, установленном действующим законодательством.
При этом при наличии таких оснований, как обстоятельства непреодолимой силы, задержка заинтересованному лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа, в решении об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должны быть приведены имеющее место обстоятельства, исключающие изменение срока исполнения обязанности по уплате налога.
В соответствии с п. 7 ст. 64 НК РФ орган, в компетенцию которого входит принятие решения об изменении срока уплаты налога и сбора, не вправе отказать в отсрочке или рассрочке по уплате налога, основанием для предоставления которых является причинение ущерба в результате стихийного бедствия, задержки финансирования из бюджета или оплаты выполненного государственного заказа, если только не имеют место обстоятельства, исключающие изменение срока уплаты налога. К таким обстоятельствам законодатель относит (ст. 62 НК РФ):
1) возбуждение уголовного дела по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах;
2) производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении, связанном с нарушением законодательства о налогах;
3) наличие достаточных оснований полагать, что заинтересованное лицо воспользуется изменением сроков уплаты налогов и сборов для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо это лицо собирается выехать за пределы Российской Федерации на постоянное жительство.
При наличии на момент вынесения решения об изменении срока уплаты налога указанных обстоятельств решение об изменении срока уплаты налога не может быть вынесено, а вынесенное ранее решение подлежит отмене.
Копия решения об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога направляется уполномоченным органом в трехдневный срок со дня принятия такого решения заинтересованному лицу и в налоговый орган по месту учета этого лица.




Вернутся в раздел Комментарии к законам