1. Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 6 Закона), ряд положений комментируемого Закона направлен на недопущение влияния на работу Общественной палаты деятельности политических партий, так как они имеют в качестве основной цели деятельности борьбу за государственную власть. В частности, в п. 2 ч. 2 ст. 6 Закона установлено, что политические партии не допускаются к выдвижению кандидатов в члены Общественной палаты.
Статья 7 Закона, содержащая требования к членам Общественной палаты, не устанавливает каких-либо ограничений, связанных с членством в политических партиях. Однако в целях недопущения вмешательства в работу Общественной палаты интересов политических партий ч. 1 комментируемой статьи установлена обязательность приостановления членом Общественной палаты своего членства в политической партии на срок осуществления своих полномочий. В соответствии с ч. 13 ст. 8 Закона срок полномочий членов Общественной палаты истекает через два года со дня первого пленарного заседания Общественной палаты.
Правило ч. 1 комментируемой статьи согласуется с положением п. 10 ст. 23 Федерального закона "О политических партиях" о том, что обязанность приостановления членства в политической партии может устанавливаться для определенных категорий граждан Российской Федерации федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Если по истечении тридцати дней со дня первого пленарного заседания Общественной палаты член Общественной палаты не приостановил свое членство в политической партии, то согласно п. 9 ч. 1 ст. 15 Закона его полномочия подлежат прекращению. Следует отметить, что в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 15 комментируемого Закона в случае регистрации члена Общественной палаты в качестве представителя политической партии его полномочия приостанавливаются в порядке, предусмотренном Регламентом Общественной палаты.
2. В соответствии с ч. 2 ст. 11 Закона не допускается объединение членов Общественной палаты по принципу:
национальной принадлежности;
религиозной принадлежности;
региональной принадлежности;
партийной принадлежности.
Представляется, что положение ч. 2 комментируемой статьи направлено на обеспечение наиболее полной реализации задач, возложенных на Общественную палату, согласования интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений и органов государственной власти для решения наиболее важных для населения России вопросов.
Однако не вполне понятна причина, по которой законодатель ограничился указанием в ч. 2 ст. 11 Закона на недопустимость объединения членов Общественной палаты по принципу только национальной, религиозной, региональной или партийной принадлежности. Частью 2 ст. 19 Конституции РФ установлено, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств; запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
В соответствии со ст. 28 Конституции РФ каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Как установлено п. 2 ст. 3 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" <*>, право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Следует иметь в виду, что согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" ничто в законодательстве о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях не должно истолковываться в смысле умаления или ущемления прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, гарантированных Конституцией РФ или вытекающих из международных договоров Российской Федерации.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1997. N 39. Ст. 4465.
Запрет объединения членов Общественной палаты по принципу партийной принадлежности установлен ч. 2 комментируемой статьи в развитие положений комментируемого Закона, направленных на недопущение влияния на работу Общественной палаты деятельности политических партий (см. выше). Следует добавить, что согласно п. 8 ст. 23 Федерального закона "О политических партиях" членство гражданина Российской Федерации в политической партии или отсутствие такового не может служить основанием для ограничения его прав и свобод, а также быть условием предоставления ему каких-либо преимуществ. Пунктом 9 ст. 23 Федерального закона "О политических партиях" установлено, что члены политической партии не связаны решениями политической партии при исполнении своих должностных или служебных обязанностей, за исключением лиц, работающих в руководящих и контрольно-ревизионных органах политической партии, ее региональных отделений или иных структурных подразделений.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 11. Ограничения, связанные с членством в Общественной палате. Комментарий к статье 11
Вернутся в раздел Комментарии к законам