1. Комментируемая статья закрепляет источники правового регулирования иностранных инвестиций на территории Российской Федерации. В первую очередь, естественно, назван сам Закон "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации".
Не секрет, что регулирование иностранных инвестиций должно быть нацелено на стимулирование притока иностранных инвестиций в материальное производство, реинвестирование валютной прибыли, введение различных форм страхования рисков иностранных инвесторов, используя существующий мировой опыт, некоторую компенсацию за риск капиталовложений на первые годы деятельности указанных хозяйствующих субъектов при усилении мер контроля за использованием льгот.
2. Иные законы и нормативные акты, упомянутые в комментируемой статье, можно подразделить на две группы. В первую группу входят нормативные акты, регулирующие общие моменты любой предпринимательской деятельности и инвестиционной деятельности. В первую очередь это Конституция Российской Федерации <*>, как нормативный акт, имеющий высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории страны. Статья 8 Конституции закрепляет единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности, а также равную защиту всех форм собственности. Статья 34 Конституции устанавливает свободу использования своих способностей в предпринимательской деятельности. Частная собственность защищена статьей 35 Конституции. Гарантии судебной защиты регламентированы статьей 46 Основного закона. Статья 57 указывает на обязанность платить законно установленные налоги и сборы. Статьи 71 - 73 разграничивают предметы ведения Российской Федерации и ее субъектов. В соответствии со ст. 74 на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
--------------------------------
<*> Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря.
Также нормы, имеющие прямое или косвенное отношение к инвестиционной деятельности, содержатся в Гражданском кодексе Российской Федерации <*>. Параграф 2 главы 4 содержит положения о хозяйственных товариществах и обществах, а именно в предприятия, созданные в этих формах, и происходит основное привлечение иностранных инвестиций. Особое значение для регулирования инвестиционной деятельности имеет раздел VI Гражданского кодекса, рассматривающий вопросы международного частного права.
--------------------------------
<*> Часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // Российская газета. 1994. 8 декабря. N 238 - 239; часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ // Российская газета. 1996. 6, 7, 8 февраля; и часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ // Российская газета. 2001. 28 ноября.
Общие положения государственного регулирования внешнеэкономической деятельности содержатся в Федеральном законе от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (с изм. и доп. от 22 августа 2004 г., 22 июля 2005 г.).
2. Вторая группа прямо регулирует отдельные направления инвестиционной деятельности. В нее входят Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (с изменениями от 2 января 2000 г., 22 августа 2004 г.), определяющий правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации, а также устанавливающий гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности; Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" (с изменениями от 7 января 1999 г., 18 июня 2001 г., 6 июня 2003 г., 29 июня, 29 декабря 2004 г.) <*>, устанавливающий правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации на условиях соглашений о разделе продукции; Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", регулирующий отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением и прекращением концессионных соглашений (в том числе и с иностранными инвесторами) и устанавливающий гарантии прав и законных интересов сторон концессионного соглашения. Инвестиции в особые экономические зоны регулируются Федеральным законом от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации". Осуществление иностранным инвестором или российской компанией с иностранными инвестициями финансовой аренды (лизинга) подпадает под действие норм ГК и Федерального закона от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" <**>.
--------------------------------
<*> Российская газета. 1996. 11 января.
<**> Федеральный закон от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" (с изменениями от 29 января, 24 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 22 августа 2004 г., 18 июля 2005 г.) // Собрание законодательства РФ. 1998. N 44. Ст. 5394.
Отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента (то есть и при участии иностранного инвестора), при обращении иных ценных бумаг в случаях, предусмотренных федеральными законами, регулируются Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" <*>.
--------------------------------
<*> Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (с изменениями от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 7 августа 2001 г., 28 декабря 2002 г., 29 июня, 28 июля 2004 г., 7 марта, 18 июня 2005 г.) // Собрание законодательства РФ. 1996. N 17. Ст. 1918.
Кроме того, отдельные вопросы инвестиций в банковскую сферу регламентирует Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности". Участие иностранного капитала в страховой деятельности закреплено Законом РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации". При участии иностранного капитала в некоммерческих организациях, созданных для достижения определенной общественно полезной цели, в том числе образовательной, благотворительной, научной или религиозной, такая деятельность регулируется Федеральным законом "О некоммерческих организациях" <*>.
--------------------------------
<*> Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (с изменениями от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 21 марта, 28 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г.) // Российская газета. 1996. 24 января, Собрание законодательства РФ. 1996. N 3. Ст. 145.
3. Третья группа включает в себя нормативные акты, регулирующие отдельные вопросы деятельности организаций с иностранными инвестициями. В нее входят: Таможенный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс, Закон РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе" <*>, устанавливающие таможенные и налоговые платежи предприятий. Льготы по уплате ввозной таможенной пошлины установлены Постановлением Правительства РФ от 23 июля 1996 г. N 883 "О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями".
--------------------------------
<*> Закон РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе" (с изменениями от 7 августа, 25 ноября, 27 декабря 1995 г., 5 февраля 1997 г., 10 февраля, 4 мая 1999 г., 27 мая, 27 декабря 2000 г., 8 августа, 29, 30 декабря 2001 г., 29 мая, 25 июля, 24 декабря 2002 г., 6 июня, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 г., 7 мая, 29 июня, 22 августа 2004 г., 21 июля 2005 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. 1993. N 23. Ст. 821.
Гарантии права иностранных инвесторов на участие в приватизации содержатся как в комментируемом Законе, так и в Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" <*>.
--------------------------------
<*> Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (с изменениями от 27 февраля 2003 г., 9 мая, 18 июня, 18 июля 2005 г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. N 4. Ст. 251.
Государственная регистрация иностранным инвестором юридического лица либо регистрация иностранного гражданина в качестве индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации производится в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" <*>. Особенности регистрации такого специфического участника предпринимательской деятельности, как кредитная организация с иностранными инвестициями, установлены Положением "Об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями и о порядке получения предварительного разрешения Банка России на увеличение уставного капитала зарегистрированной кредитной организации за счет средств нерезидентов", введенным в действие Приказом ЦБР от 23 апреля 1997 г. N 02-195. Аккредитация филиалов иностранного юридического лица производится в порядке, предусмотренном Временным положением "О порядке аккредитации филиалов иностранных юридических лиц, создаваемых на территории Российской Федерации" (утв. Минюстом РФ 31 декабря 1999 г.).
--------------------------------
<*> Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (с изменениями от 23 июня, 8, 23 декабря 2003 г., 2 ноября 2004 г., 2 июля 2005 г.) // Собрание законодательства РФ. 2001. N 33 (часть I). Ст. 3431.
Комментируемый Закон не предусматривает экспертизы инвестиционных проектов, однако такое положение следует оценивать только с той точки зрения, что для создания предприятия с иностранными инвестициями и осуществления им инвестиционных проектов не требуется специальной инвестиционной экспертизы, однако требования о проведении иных видов экспертиз содержатся в других нормативных актах. Так, Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" указывает, что:
1) все инвестиционные проекты независимо от источников финансирования и форм собственности объектов капитальных вложений до их утверждения подлежат экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Экспертиза инвестиционных проектов проводится в целях предотвращения создания объектов, использование которых нарушает права физических и юридических лиц и интересы государства или не отвечает требованиям утвержденных в установленном порядке стандартов (норм и правил), а также для оценки эффективности осуществляемых капитальных вложений;
2) инвестиционные проекты, финансируемые за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также инвестиционные проекты, имеющие важное народно-хозяйственное значение, независимо от источников финансирования и форм собственности объектов капитальных вложений до их утверждения подлежат государственной экспертизе, осуществляемой уполномоченными на то органами государственной власти.
Порядок проведения государственной экспертизы инвестиционных проектов определяется Правительством Российской Федерации;
3) все инвестиционные проекты подлежат экологической экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации <*>.
--------------------------------
<*> Ст. 14 Федерального закона "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений".
Таким образом, к нормативным актам, входящим в рассматриваемую группу регулирования, необходимо отнести также Положение о проведении государственной экспертизы и утверждении градостроительной, предпроектной и проектной документации в Российской Федерации <*> и Федеральный закон "Об экологической экспертизе" <**>, а также иные нормативные акты, регламентирующие проведение соответствующих экспертиз.
--------------------------------
<*> Положение о проведении государственной экспертизы и утверждении градостроительной, предпроектной и проектной документации в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2000 г. N 1008) // Собрание законодательства РФ. 2001. N 1 (часть II). Ст. 135.
<**> Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (с изменениями от 15 апреля 1998 г., 22 августа, 21, 29 декабря 2004 г.) // Собрание законодательства РФ. 1995. N 48. Ст. 4556.
Основное направление экономической политики государств в области регулирования инвестиционной деятельности должна составлять гармонизация нормативных правовых документов, сближение законодательства стран в едином экономическом пространстве. При этом опыт международного сотрудничества показывает, что наиболее эффективным инструментом создания оптимального правового поля является заключение международных договоров, конвенций и соглашений, предусматривающих защиту и гарантии взаимных инвестиций <*>.
--------------------------------
<*> Строганова Е.А., Растова Ю.И. Регулирование иностранных инвестиций при развитии европейской интеграции // Проблемы современной экономики. N 1(9).
4. Большое значение в регламентации инвестиционной деятельности имеют двусторонние соглашения и многосторонние договоры Российской Федерации. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Однако в соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 июня 1999 г. N 8 <*> судам следует учитывать, что вступившие в Российской Федерации в силу договоры (кроме договоров межведомственного характера) подлежат опубликованию в "Собрании законодательства Российской Федерации", "Бюллетене международных договоров", "Российской газете", газете "Российские вести". Международные договоры Российской Федерации, заключенные министерствами и ведомствами, публикуются в официальных изданиях этих органов. Международные договоры СССР, обязательные для Российской Федерации в силу правопреемства, опубликованы в Сборниках международных договоров СССР.
--------------------------------
<*> Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 июня 1999 г. N 8 "О действии международных договоров Российской Федерации применительно к вопросам арбитражного процесса" // Вестник ВАС РФ. 1999. N 8.
Международные договоры государств - участников Содружества Независимых Государств могут доводиться до всеобщего сведения в Информационном вестнике Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ "Содружество".
Международные договоры Российской Федерации могут доводиться до всеобщего сведения иными средствами массовой информации и издательствами (Указ Президента Российской Федерации "О порядке опубликования международных договоров РФ" N 11 от 11.01.93). И только после опубликования ратифицированные международные соглашения Российской Федерации являются обязательными для применения.
5. Среди многосторонних договоров, в которых участвует Россия, следует отметить Конвенцию об учреждении многостороннего Агентства по гарантиям инвестиций, подписанную в Сеуле в 1985 г. (Сеульская конвенция), и Конвенцию о порядке разрешения инвестиционных споров между государством и лицом другого государства, которая была подписана в Вашингтоне в 1965 г. (Вашингтонская конвенция), Конвенцию УНИДРУА о международном финансовом лизинге (Оттава, 28 мая 1988 г.), соглашения, подписанные в рамках ГАТТ/ВТО и касающиеся вопросов регулирования инвестиций, Соглашение о партнерстве и сотрудничестве <*>, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами - с другой, ратифицированное Россией в 1996 г., Европейскую энергетическую хартию (Гаага, 17 декабря 1991 г.).
--------------------------------
<*> Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейскими сообществами и их государствами-членами (о. Корфу 24 июня 1994 г.), ратифицировано Россией в 1996 г. // Собрание законодательства РФ. 1998. N 16. Ст. 1802.
В 1993 году было подписано странами СНГ Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности. Однако на настоящий момент, в связи с принятием Закона "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", Соглашение прекратило свое действие для России.
В марте 1994 г. Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ был принят рекомендательный законодательный акт "Об общих принципах регулирования иностранных инвестиций в государствах-участниках Межпарламентской Ассамблеи", но данный международный акт содержал слишком общие статьи и не оказал существенного влияния на национальное законодательство участников Содружества Независимых Государств.
6. На настоящий момент продолжает действовать большое количество двусторонних договоров, заключенных еще Союзом Советских Социалистических Республик, а также заключено много новых договоров между Россией и иностранными государствами о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Можно выделить несколько основных обязательств, включенных в эти Соглашения, которые государства принимают на себя в связи с деятельностью на их территории инвесторов другого государства <*>. Договаривающиеся государства обязуются:
--------------------------------
<*> Вознесенская Н. Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт (сравнительно-правовой комментарий). М.: Юридическая фирма "КОНТРАКТ", "ИНФРА-М", 2001. С. 47.
а) поощрять и создавать благоприятные условия для инвестиций и связанной с ними деятельности;
б) обеспечивать надлежащую защиту иностранной собственности;
в) предоставлять инвестору возможность беспрепятственного перевода своих доходов в свободно конвертируемой валюте;
г) государства соглашаются также на рассмотрение споров с инвестором по вопросам капиталовложений в международном арбитраже;
д) в соглашениях содержатся также условия о предоставлении иностранному инвестору юридических гарантий: от политических и некоммерческих рисков, гарантий компенсации в случае национализации, гарантий от неконвертируемости валюты, от ущерба в случае войн и революций;
е) государство обязуется обеспечивать в отношении капиталовложений справедливый и равноправный режим.
Каждая из Договаривающихся Сторон гарантирует инвесторам другой Договаривающейся Стороны свободный перевод в конвертируемой валюте платежей в связи с капиталовложениями, в частности:
а) сумм капиталовложения и дополнительных сумм для поддержания или увеличения объема капиталовложения;
б) доходов от капиталовложения;
в) сумм, выплачиваемых в погашение займов, относящихся к капиталовложению;
г) сумм, причитающихся инвестору в связи с частичной или полной ликвидацией или продажей капиталовложения;
д) суммы компенсации, предусмотренной в случае национализации <*>.
--------------------------------
<*> Вознесенская Н. Указ. раб. С. 48.
7. Важное значение в плане повышения инвестиционной привлекательности страны имеют также многочисленные соглашения об устранении двойного налогообложения. На настоящий момент Российская Федерация является участницей почти шестидесяти соглашений об избежании двойного налогообложения. Такие соглашения заключены с крупнейшими экономическими партнерами Российской Федерации - США (от 17 июня 1992 г.), ФРГ (от 29 мая 1996 г.), Великобританией (от 15 февраля 1994 г.), Италией (от 9 апреля 1996 г.), Францией (от 26 ноября 1996 г.) и другими странами.
В соглашениях об избежании двойного налогообложения предусматривается:
а) конкретный способ достижения этой цели (в России, например, применяется вычет из налогов сумм, уплаченных предприятиями или гражданами в качестве налогов за границей);
б) недискриминация плательщиков по национальному признаку;
в) процедура взаимного обмена информацией между налоговыми службами;
г) территориальное действие соглашения, единая терминология.
Таким образом, инвестиционное законодательство Российской Федерации строится на основе следующих принципов:
а) равенство прав инвесторов на осуществление инвестиционной деятельности;
б) свободный выбор объекта инвестиций (кроме случаев, когда законодательством прямо запрещено инвестирование в какие-либо объекты);
в) самостоятельное осуществление инвестиционной деятельности (определение объемов, направлений, размеров и эффективности инвестиций);
г) защита прав и законных интересов инвесторов (в том числе владения, пользования и распоряжения объектами и результатами инвестиций);
д) защита инвестиций (от национализации и реквизиции, от изменения законодательства, от незаконных действий государственных органов);
е) полное возмещение инвестору всех убытков, причиненных отчуждением имущества и незаконными решениями государственных органов <*>.
--------------------------------
<*> Подробнее см.: Мороз С.П. Принципы инвестиционного права // Журнал российского права. 2003. N 3.
Кроме названных можно также выделить принцип приоритета ратифицированных международных соглашений Российской Федерации над национальным законодательством, но данный принцип свойственен не только инвестиционной деятельности, но и в целом отечественному законодательству и даже закреплен в Конституции РФ (ч. 4 ст. 15).
8. Часть 2 комментируемой статьи допускает принятие субъектами Российской Федерации законов и иных нормативных актов по вопросам, отнесенным к сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, либо по вопросам, входящим в компетенцию субъектов Федерации. В некоторых случаях региональное законодательство содержит даже более четкое регулирование инвестиционных правоотношений, чем федеральное.
Так, в статьях 2 и 3 Закона "Об инвестиционной деятельности в Новгородской области", принятого Новгородской областной Думой 27 мая 1998 года, содержится подробная регламентация прав, обязанностей и ответственности иностранных инвесторов: инвесторы обладают правами, предусмотренными федеральным законодательством и настоящим Законом. Использование инвестором имущества, имущественных прав и интеллектуальной собственности в формах, не запрещенных федеральным законодательством, признается их неотъемлемым правом и охраняется законодательством.
Инвесторы вправе в пределах, установленных законодательством: самостоятельно определять направления, формы и объекты инвестиций, на договорной основе привлекать граждан и юридических лиц к инвестиционной деятельности, владеть, пользоваться и распоряжаться объектами и результатами инвестиционной деятельности, самостоятельно использовать прибыль, полученную от реализации проекта после окончания расчетного срока окупаемости, передавать гражданам и юридическим лицам право владения, пользования и распоряжения своей собственностью, осуществлять иные действия, не запрещенные федеральным законодательством (ст. 2). Инвесторы обязаны: соблюдать нормы и стандарты, установленные федеральным законодательством; выполнять требования государственных органов и должностных лиц, предъявляемые в пределах их компетенции, проводить необходимые экспертизы инвестиционных проектов в случаях, установленных действующим федеральным законодательством (ст. 3).
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 3. Правовое регулирование иностранных инвестиций на территории Российской Федерации. Комментарий к статье 3
Вернутся в раздел Комментарии к законам