1. Комментируемая статья содержит основные положения об участии членов Общественной палаты в ее работе. В остальном, что не урегулировано положениями ст. 12 и других статей комментируемого Закона, порядок участия членов Общественной палаты в ее деятельности в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 4 Закона устанавливается Регламентом Общественной палаты Российской Федерации.
Следует отметить, что комментируемая статья не касается участия в работе Общественной палаты общественных объединений и иных объединений граждан Российской Федерации, представители которых не вошли в ее состав (см. комментарий к ст. 10 Закона). По крайней мере, в названии и в тексте ст. 12 Закона говорится об участии в работе Общественной палаты только ее членов.
Пленарные заседания Общественной палаты, заседания совета Общественной палаты, комиссий и рабочих групп Общественной палаты в соответствии с ч. 1 ст. 16 Закона являются основными формами работы Общественной палаты. Соответственно, ч. 1 комментируемой статьи установлено, что члены Общественной палаты принимают личное участие в работе пленарных заседаний Общественной палаты, совета Общественной палаты, комиссий и рабочих групп Общественной палаты.
Это означает, что члены Общественной палаты не могут передавать свои полномочия по участию в работе пленарных заседаний Общественной палаты, совета Общественной палаты, комиссий и рабочих групп Общественной палаты каким бы то ни было лицам, в том числе и другим членам Общественной палаты.
Необходимость закрепления положения ч. 1 ст. 12 Закона предопределена значимостью личности каждого из членов Общественной палаты. Как говорилось выше (см. комментарии к ст. ст. 6 и 8 Закона), треть состава Общественной палаты утверждает Президент РФ из числа граждан Российской Федерации, имеющих особые заслуги перед государством и обществом, другая треть состава формируется на основе конкурсного отбора из представителей общероссийских общественных объединений, и еще одна треть состава - по результатам голосования из представителей межрегиональных и региональных общественных объединений, выдвинутых на окружных конференциях.
2. Частью 2 комментируемой статьи предусмотрено право членов Общественной палаты свободно высказывать свое мнение по любому вопросу деятельности Общественной палаты и ее органов - совета Общественной палаты, комиссий и рабочих групп Общественной палаты.
Норма ч. 2 ст. 12 Закона основана на конституционных положениях, в соответствии с которыми каждому гарантируется свобода мысли и слова (ч. 1 ст. 29 Конституции РФ) и никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них (ч. 3 ст. 29 Конституции РФ). Однако не следует забывать, что в соответствии с ч. 2 ст. 29 Конституции РФ не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду; запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
К сожалению, не вполне понятно, распространяется ли действие ч. 2 комментируемой статьи только на участие членов Общественной палаты в ее работе (а именно это и следует непосредственно из названия статьи) или же в ч. 2 статьи идет речь о праве членов Общественной палаты высказывать свое мнение как при осуществлении своих полномочий, так и вне работы в Общественной палате, в том числе в публичных выступлениях, в средствах массовой информации и т.д. (такое понимание следует из расширительного толкования ст. 12 Закона).
По аналогии с организацией работы палат Федерального Собрания РФ представляется, что положение ч. 2 ст. 12 Закона не может служить препятствием для установления Регламентом Общественной палаты запрета председательствующему на пленарном заседании Общественной палаты высказывать собственное мнение по существу обсуждаемых вопросов, комментировать выступления членов Общественной палаты, давать характеристику выступающим.
3. Как неоднократно отмечалось выше, треть Общественной палаты формируется из граждан Российской Федерации, утверждаемых Президентом РФ, треть - из представителей общероссийских общественных объединений, и еще одна треть - из представителей межрегиональных и региональных общественных объединений.
Частью 3 комментируемой статьи установлено, что члены Общественной палаты при осуществлении своих полномочий не связаны решениями общественных объединений. Приведенная норма основана на приведенных выше положениях ч. ч. 1 и 3 ст. 29 Конституции РФ.
Положение ч. 3 ст. 12 Закона относится прежде всего к членам Общественной палаты, вошедшим в ее состав в качестве представителей общероссийских, межрегиональных и региональных общественных объединений. Положение ч. 3 комментируемой статьи касается и членов Общественной палаты, утвержденных Президентом РФ, так как они могут являться членами общественных объединений.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 12. Участие членов Общественной палаты в ее работе. Комментарий к статье 12
Вернутся в раздел Комментарии к законам