1. Комментируемая статья детализирует гарантии, предоставленные иностранному инвестору статьей 11 Закона "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", в отношении определенных видов объектов права собственности иностранного инвестора.
Поскольку под иностранной инвестицией понимается вложение не только денежных средств, но и имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации, то иностранный инвестор, перемещая имущество и информацию на материальных носителях (то есть в документальном или электронном виде), должен быть уверен, что сможет впоследствии так же беспрепятственно их вывезти. В самом общем виде документ как носитель информации является любым материальным носителем сведений - бумага, магнитная лента и т.д. - с записанной на нем информацией, предназначенной для ее передачи во времени и пространстве. Однако в данном Законе документальный и электронный носители информации разграничиваются, поэтому под документальным носителем информации следует понимать любой материальный объект с записанными на нем любыми буквами, символами, пиктограммами или иным способом сведениями о лицах, предметах, фактах, событиях и явлениях, доступный к чтению без применения специальных технических средств считывания информации. Под электронным носителем информации понимается любой объект материального мира, информация на который записана в электронной форме (аудио-, видеоноситель, дискеты, компакт-диски, Flesch- устройства, магнитная лента стримеров) и распознавание информации на которых без специальных устройств невозможно.
2. При вывозе за границу Российской Федерации имущества или материальных носителей информации, послуживших инвестицией в российскую компанию, недопустимо установление иностранному инвестору каких-либо препятствий в виде квотирования, лицензирования и применения к нему других мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности. Под квотированием понимается установление количественных ограничений производства, экспорта и импорта товаров (по физическому объему или по стоимости), вводимых национально-государственными органами с различными целями. Квоты могут быть индивидуальными, тарифными, сезонными и глобальными. Лицензирование представляет собой комплекс административных правил, устанавливающий порядок предоставления разрешений (лицензий) на осуществление экспортной/импортной операции. К лицензиям относятся разовые индивидуальные лицензии, генеральные лицензии, выдача лицензий на ввоз товаров, обеспеченных финансированием, и др. К иным нетарифным мерам регулирования относится весь комплекс мер экономического, административного, технического характера, затрудняющих (ограничивающих) свободный перевод имущества за границу России. К нетарифным ограничениям экономического характера обычно относят: антидемпинговые меры; различного рода налогообложения (налог на добавленную стоимость с импортера, налог с оборота (налог с продажи), акцизные сборы, специальные импортные налоги и сборы и др.); ограничение импорта, заложенное в механизме платежей и сборов (приграничный налоговый режим, импортные депозиты и др.), меры валютного и финансового характера (налог при операциях с иностранной валютой или сбор за ее получение, система предварительной оплаты пошлин и налогов и др.). В качестве административных и таможенных нетарифных барьеров могут устанавливаться: участие государства во внешних торговых операциях, запрещение импорта; "добровольные" ограничения (самоограничения) экспорта, антидемпинговые пошлины, консульские формальности и т.д. К техническим и другим специальным требованиям, затрудняющим свободный перевод имущества за границу относят: национальные стандарты, системы сертификации продукции; требования, устанавливаемые санитарно-ветеринарными и здравоохранительными органами; требования экологического характера; требования к упаковке и маркировке товаров.
К нетарифным мерам причисляют также таможенные формальности, ведущие к задержкам таможенного оформления и дающие основания считать, что они выходят за пределы нормальной и общепринятой таможенной практики.
3. Однако не следует рассчитывать на абсолютно бесконтрольный и неограниченный вывоз из Российской Федерации абсолютно любой информации. Согласно ст. 8 Федерального закона от 4 июля 1996 г. N 85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене" <*> ограничивается вывоз из Российской Федерации документированной информации, отнесенной к:
--------------------------------
<*> Федеральный закон от 4 июля 1996 г. N 85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене" (с изменениями от 30 июня 2003 г., 29 июня 2004 г.) // Собрание законодательства РФ. 1996. N 28. Ст. 3347.
а) государственной тайне или иной конфиденциальной информации;
б) общероссийскому национальному достоянию;
в) архивному фонду;
г) иным категориям документированной информации, вывоз которой может быть ограничен законодательством Российской Федерации.
Возможность вывоза с территории Российской Федерации такой документированной информации определяется Правительством Российской Федерации в каждом отдельном случае.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 12. Гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы Российской Федерации имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию Российской Федерации в качестве иностранной инвестиции. Комментарий к статье 12
Вернутся в раздел Комментарии к законам