Комментарии к законам

Статья 13. Гарантия права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг. Комментарий к статье 13



1. Комментируемая статья закрепляет свободу приобретения иностранным инвестором акций и ценных бумаг российских коммерческих организаций и государственных ценных бумаг.
Ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении (ст. 142 ГК РФ). Ценные бумаги могут быть именными, предъявительскими и ордерными. Предъявительскими являются ценные бумаги, которые не содержат имени лица, чьи права удостоверены ценной бумагой; соответственно осуществление и переход прав на них не требует идентификации владельца.
К именным относятся ценные бумаги, переход прав на которые и осуществление удостоверяемых ими прав требуют обязательной идентификации владельца.
Ордерными называются ценные бумаги, выписанные на имя первого приобретателя, который в качестве указанного в ценной бумаге лица вправе передать ее путем индоссамента (передаточной надписи).
Ценные бумаги могут быть эмиссионными. В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона "О рынке ценных бумаг" <*> эмиссионная ценная бумага - любая ценная бумага, в том числе бездокументарная, которая характеризуется одновременно следующими признаками:
--------------------------------
<*> Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (с изменениями от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 7 августа 2001 г., 28 декабря 2002 г., 29 июня, 28 июля 2004 г., 7 марта, 18 июня 2005 г.) // Собрание законодательства РФ. 1996. N 17. Ст. 1918.
а) закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных настоящим Федеральным законом формы и порядка;
б) размещается выпусками;
в) имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги.
Документарная форма эмиссионных ценных бумаг - форма эмиссионных ценных бумаг, при которой владелец устанавливается на основании предъявления оформленного надлежащим образом сертификата ценной бумаги или, в случае депонирования такового, на основании записи по счету депо.
Бездокументарная форма эмиссионных ценных бумаг - форма эмиссионных ценных бумаг, при которой владелец устанавливается на основании записи в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг или, в случае депонирования ценных бумаг, на основании записи по счету депо.
2. В соответствии со ст. 143 ГК к ценным бумагам относятся: государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг.
Акция - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Акция является именной ценной бумагой. Акции делятся на две категории - обыкновенные и привилегированные. Последние могут подразделяться на типы, дающие в соответствии с уставом данного акционерного общества различные права их владельцам. Все акции являются именными, закрепленными за определенными физическими и юридическими лицами.
Облигацией признается ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя на получение от лица, выпустившего облигацию, в предусмотренный ею срок номинальной стоимости облигации или иного имущественного эквивалента. Облигация предоставляет ее держателю также право на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права. Облигации имеют нарицательную цену (номинал) и рыночную цену. Номинальная стоимость облигации напечатана на самой облигации. Номинальная цена является базовой величиной для расчета принесенного облигацией дохода. Процент по облигации устанавливается по номиналу, прирост (уменьшение) стоимости за соответствующий период рассчитывается как разница между номинальной стоимостью, по которой будет погашена, и ценой покупки облигации.
Рыночная цена облигаций зависит от ряда условий. Поскольку номиналы у разных облигаций существенно различаются между собой, то часто возникает необходимость в сопоставимом измерителе рыночных цен облигаций. Таким показателем является курс. Курсом облигации называется значение рыночной цены облигации, выраженное в процентах к ее номиналу.
Под векселем понимается ценная бумага, удостоверяющая ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель) либо иного указанного в векселе плательщика (переводной вексель) выплатить по наступлении предусмотренного векселем срока полученные взаймы денежные суммы.
Чеком признается ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.
Под государственной ценной бумагой понимается документ, удостоверяющий право займодавца на получение от заемщика (государства) предоставленных ему взаймы денежных средств или, в зависимости от условий займа, иного имущества, установленных процентов либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями выпуска займа в обращение.
Банковская сберегательная книжка на предъявителя является документом, удостоверяющим заключение договора банковского вклада и движение денежных средств на счете по вкладу, при предъявлении которого любой гражданин может получить деньги со счета.
Сберегательный (депозитный) сертификат является ценной бумагой, удостоверяющей сумму вклада, внесенного в банк, и права вкладчика (держателя сертификата) на получение по истечении установленного срока суммы вклада и обусловленных в сертификате процентов в банке, выдавшем сертификат, или в любом филиале этого банка. Сберегательные сертификаты выдаются вкладчикам - физическим лицам, депозитные - юридическим лицам.
Коносаментом признается товарораспорядительный документ, свидетельствующий о заключении договора морской перевозки и удостоверяющий право его держателя распоряжаться указанным в коносаменте грузом и получить груз после завершения перевозки.
Коносамент может быть предъявительским, ордерным или именным.
Приватизационной ценной бумагой является приватизационный чек - государственная ценная бумага целевого назначения на предъявителя, имеющая номинальную стоимость в рублях и использующаяся как платежное средство для приобретения объектов приватизации.
3. Следует учитывать, что статья 143 ГК содержит открытый перечень ценных бумаг и допускает отнесение к указанной категории и иных документов, названных таковыми в законодательстве о ценных бумагах или отнесенных им к данной категории. Помимо вышеперечисленных, статьи 912 - 917 Гражданского кодекса предусматривают еще два вида ценных бумаг - двойное складское свидетельство и простое складское свидетельство. Двойное складское свидетельство состоит из двух частей - складского свидетельства и залогового свидетельства (варранта), которые могут быть отделены одно от другого. Простое складское свидетельство представляет собой единый документ, выданный на предъявителя и подтверждающий передачу товаров на хранение на склад.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 Закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)" <*> закладная является именной ценной бумагой, удостоверяющей следующие права ее законного владельца:
--------------------------------
<*> Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (с изменениями от 9 ноября 2001 г., 11 февраля, 24 декабря 2002 г., 5 февраля, 29 июня, 2 ноября, 30 декабря 2004 г.) // Собрание законодательства РФ. 1998. N 29. Ст. 3400.
а) право на получение исполнения по денежному обязательству, обеспеченному ипотекой, без представления других доказательств существования этого обязательства;
б) право залога на имущество, обремененное ипотекой.
4. Для защиты прав инвесторов (в том числе и иностранных) <*> запрещаются публичное размещение, реклама и предложение в любой иной форме неограниченному кругу лиц ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию (за исключением ценных бумаг, размещение которых в случаях, предусмотренных федеральными законами, осуществляется без государственной регистрации их выпуска), ценных бумаг, публичное размещение которых запрещено или не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также документов, удостоверяющих денежные и иные обязательства, но при этом не являющихся ценными бумагами в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установлена ответственность лиц, подписавших проспект эмиссии ценных бумаг, за ущерб, причиненный эмитентом инвестору вследствие содержащейся в указанном проспекте недостоверной и (или) вводящей в заблуждение инвестора информации. Судебная практика устанавливает особенности рассмотрения таких споров. Так, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа указал, что, обращаясь на основании п. 5 ст. 51 Закона "О рынке ценных бумаг" с иском в суд, истец должен доказать факт недобросовестности, повлекший заблуждение владельцев ценных бумаг <**>.
--------------------------------
<*> Федеральный закон от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" (с изменениями от 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 9, 24 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 22 августа, 23 декабря 2004 г., 18 июня 2005 г.) // Собрание законодательства РФ. 1999. N 10. Ст. 1163.
<**> Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25 декабря 2000 г. по делу N А74-2249/00-К1.
Аналогично солидарно с иными лицами, подписавшими проспект эмиссии ценных бумаг, субсидиарную с эмитентом ответственность несут независимый оценщик и аудитор, подписавшие проспект эмиссии ценных бумаг, за ущерб, причиненный инвестору эмитентом вследствие содержащейся в указанном проспекте недостоверной и (или) вводящей в заблуждение инвестора информации и подтвержденной ими. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ указал, что в случае недобросовестной эмиссии ценных бумаг, в том числе и нераскрытия информации или раскрытия недостоверной информации, иск о признании недействительным их выпуска может быть предъявлен государственными органами, указанными в законе, либо заинтересованным лицом, права и законные интересы которого нарушены <*>. Однако в доктрине арбитражно-процессуального права существует позиция, согласно которой, поскольку п. 5 ст. 51 Закона "О рынке ценных бумаг" является специальной нормой по отношению к ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, круг лиц, имеющих право на предъявление такого иска, должен быть признан ограниченным <**>.
--------------------------------
<*> Пункт 4 приложения к Информационному письму от 23 апреля 2001 г. N 63.
<**> См., например: Шерстюк В.М. Гражданские дела о защите прав и интересов инвесторов на рынке ценных бумаг // Законодательство. 1999. N 10. С. 56.
5. Законодатель предусмотрел также уголовную ответственность за преступления на рынке ценных бумаг. Внесение в проспект эмиссии ценных бумаг заведомо недостоверной информации, утверждение содержащего заведомо недостоверную информацию проспекта эмиссии или отчета об итогах выпуска ценных бумаг, а равно размещение эмиссионных ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству, согласно ч. 1 ст. 185 Уголовного кодекса Российской Федерации наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет.
6. Закреплена обязанность предоставления информации инвестору в связи с обращением ценных бумаг. Попытки дать перечень той информации, нераскрытие или искажение которой можно признать как повлекшее существенное заблуждение владельцев ценных бумаг, предпринимались неоднократно. Так, А.Ю. Синенко предлагает к такому кругу относить информацию о видах размещаемых ценных бумаг; размере и способах выплаты дохода по ценным бумагам; объеме прав, удостоверяемых ценными бумагами; особенности обращения ценных бумаг <*>.
--------------------------------
<*> Синенко А.Ю. Эмиссия корпоративных ценных бумаг: правовое регулирование, теория и практика. М., 2002. С. 174.
В настоящее время принят Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 16 марта 2005 г. N 05-5/пз-н <*>, внесший большой вклад в регулирование отношений по раскрытию информации эмитентом ценных бумаг. Положение, утвержденное данным Приказом, закрепило конкретные формы раскрытия информации: проспект ценных бумаг, ежеквартальный отчет эмитента ценных бумаг и сообщения о существенных фактах (событиях, действиях), затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента ценных бумаг; установило порядок и сроки раскрытия информации, действия эмитента по раскрытию информации на различных этапах эмиссии. Эмитент может опубликовать информацию в ленте новостей, сети Интернет или периодическом печатном издании. Положение подробно раскрывает особенности этих способов опубликования информации.
--------------------------------
<*> Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 16 марта 2005 г. N 05-5/пз-н "Об утверждении Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. N 18.
Согласно ч. 1.4 Положения в случаях, когда эмитент обязан опубликовать информацию в информационном ресурсе, обновляемом в режиме реального времени и предоставляемом информационным агентством и/или иной организацией, имеющей статус средства массовой информации, (ленте новостей), такое опубликование должно осуществляться в ленте новостей хотя бы одного из информационных агентств и/или иных организаций, имеющих статус средства массовой информации, уполномоченных федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг на публичное предоставление информации, раскрываемой на рынке ценных бумаг, (далее - распространитель информации на рынке ценных бумаг) в срок до 10.00 часов последнего дня, в течение которого должно быть осуществлено такое опубликование. При этом часовой пояс, по которому определяется время опубликования, устанавливается по месту нахождения эмитента, а в случае, если 10.00 час. по часовому поясу в месте нахождения эмитента истекают после часа, когда в распространителе информации на рынке ценных бумаг по установленным правилам прекращаются соответствующие операции, - по месту нахождения распространителя информации на рынке ценных бумаг.
При опубликовании информации в сети Интернет, за исключением публикации в ленте новостей, эмитент может использовать сайт эмитента в сети Интернет либо иной сайт в сети Интернет. При опубликовании информации в сети Интернет эмитент обязан обеспечить свободный доступ к такой информации, а также сообщать по требованию заинтересованных лиц адреса страниц, на которых осуществляется опубликование информации.
Вся информация, которую эмитент обязан раскрывать в соответствии с Положением и иными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг в сети Интернет, должна быть доступна в течение сроков, установленных этими нормативными правовыми актами, на одной странице в сети Интернет (ч. 1.6 Положения).
В случаях, когда эмитент обязан опубликовать информацию в периодическом печатном издании, такое опубликование, если иное не предусмотрено Положением, должно осуществляться в периодическом печатном издании, распространяемом на территории Российской Федерации тиражом:
а) не менее 10 тысяч экземпляров - в случаях опубликования информации на этапах процедуры эмиссии ценных бумаг, размещаемых путем открытой подписки;
б) доступным для большинства владельцев ценных бумаг эмитента - в случаях опубликования информации в форме сообщений о существенных фактах;
в) не менее 1 тысячи экземпляров - в иных случаях.
Информация публикуется эмитентом на всех этапах эмиссии:
а) на этапе принятия решения о размещении ценных бумаг;
б) на этапе утверждения решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг;
в) на этапе государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг;
г) на этапе размещения ценных бумаг;
д) на этапе государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг.
Эмитент обязан предоставлять копию каждого сообщения, в том числе копию каждого сообщения о существенном факте, публикуемого эмитентом в соответствии с Положением "О раскрытии информации...", а также копии зарегистрированных решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, проспекта ценных бумаг и изменений и/или дополнений к ним, отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, копию ежеквартального отчета, а в случае, если эмитентом является акционерное общество, - также копии иных документов, обязательное раскрытие которых предусмотрено разделом VIII Положения, владельцам ценных бумаг эмитента и иным заинтересованным лицам по их требованию за плату, не превышающую расходы по изготовлению такой копии, в срок не более 7 дней с даты предъявления требования (ч. 1.9 Положения).
При раскрытии информации в форме сообщения существенными фактами, которые обязательно должны быть раскрыты, признаются:
а) сведения о реорганизации эмитента, его дочерних и зависимых обществ;
б) сведения о фактах, повлекших разовое увеличение или уменьшение стоимости активов эмитента более чем на 10 процентов;
в) сведения о фактах, повлекших разовое увеличение (уменьшение) чистой прибыли или чистых убытков эмитента более чем на 10 процентов;
г) сведения о фактах разовых сделок эмитента, размер которых либо стоимость имущества по которым составляет 10 процентов и более от стоимости активов эмитента по состоянию на дату сделки;
д) сведения о выпуске эмитентом ценных бумаг;
е) сведения о начисленных и/или выплаченных доходах по ценным бумагам эмитента;
ж) сведения о появлении в реестре эмитента лица, владеющего более чем 25 процентами его ценных бумаг любого отдельного вида;
з) сведения о датах закрытия реестра;
и) сведения о сроках исполнения обязательств эмитента перед владельцами ценных бумаг эмитента;
к) сведения о решениях общих собраний;
л) сведения о принятии уполномоченным органом эмитента решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг.
7. За нарушения правил предоставления информации эмитенты могут понести уголовную или административную ответственность. Статьей 185.1 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за злостное уклонение от предоставления инвестору или контролирующему органу информации, определенной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах. Согласно данной статье злостное уклонение от предоставления информации, содержащей данные об эмитенте, о его финансово-хозяйственной деятельности и ценных бумагах, сделках и иных операциях с ценными бумагами, лица, обязанного обеспечить указанной информацией инвестора или контролирующий орган, либо предоставление заведомо неполной или ложной информации, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству, наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет.
При этом под действие статьи 185.1 Уголовного кодекса подпадают:
а) неоднократное невыполнение требований инвестора, его доверенного лица или контролирующего органа о предоставлении информации профессиональным участником рынка ценных бумаг;
б) предоставление неполной информации - в данной ситуации часть информации утаивается, и информация поступает к потерпевшим не в полном объеме;
в) предоставление заведомо ложной информации, фальсификация информации - в этом случае потерпевшим предоставляется информация, явно не соответствующая действительности.
Статья 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за непредставление эмитентом или профессиональным участником рынка ценных бумаг инвестору по его требованию предусмотренной законодательством информации либо представление недостоверной информации в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.
Нарушение же эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг или лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, обязанность по раскрытию которой предусмотрена законодательством, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.
8. В целях защиты прав инвесторов и акционеров на фондовом рынке России, в том числе государства как собственника на пакеты акций приватизированных предприятий, в первую очередь имеющих стратегическое значение для обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, в России создается национальная депозитарная система <*>.
--------------------------------
<*> См. Указ Президента РФ от 16 сентября 1997 г. N 1034 "Об обеспечении прав инвесторов и акционеров на рынке ценных бумаг в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1997. N 38. Ст. 4356.
Национальная депозитарная система включает в себя Центральный депозитарий - Центральный фонд хранения и обработки информации фондового рынка (далее - Центральный депозитарий), а также организации, имеющие лицензии профессиональных участников рынка ценных бумаг на осуществление депозитарной деятельности, выданные федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, и работающие по стандартам национальной депозитарной системы.
Центральный депозитарий решает следующие основные задачи:
а) сбор, государственная регистрация и хранение информации, поступающей от эмитентов, регистраторов и организаций, имеющих лицензию Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг и входящих в состав национальной депозитарной системы;
б) предоставление документов, подтверждающих права на ценные бумаги, которые находятся на хранении в национальной депозитарной системе либо права на которые учитываются в национальной депозитарной системе, по запросам судов, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также собственников ценных бумаг.
9. С другой стороны, в случае, если законодательством Российской Федерации или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены ограничения на долю участия иностранных лиц в капитале российских эмитентов (так, например, в собственности иностранных государств, международных организаций, иностранных юридических лиц, а равно их аффилированных российских юридических лиц, иностранных физических лиц может находиться до 25% всех видов акций Российского акционерного общества энергетики и электрификации "Единая энергетическая система России" <*>), о совершенных сделках по приобретению иностранными владельцами акций, выпущенных такими российскими эмитентами, сторонам по сделке надлежит уведомлять федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг и иные органы в случаях, предусмотренных федеральными законами (ч. 8 ст. 29 Федерального закона "О рынке ценных бумаг"). В соответствии с Положением о Федеральной службе по финансовым рынкам федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности), является Федеральная служба по финансовым рынкам <**>.
--------------------------------
Федеральный закон от 07.05.1998 N 74-ФЗ "Об особенностях распоряжения акциями Российского акционерного общества энергетики и электрификации "Единая энергетическая система России" и акциями других акционерных обществ электроэнергетики, находящимися в федеральной собственности" утратил силу с 1 января 2005 года (Федеральный закон от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике"). <*> Ст. 3 Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 74-ФЗ "Об особенностях распоряжения акциями Российского акционерного общества энергетики и электрификации "Единая энергетическая система России" и акциями других акционерных обществ электроэнергетики, находящимися в федеральной собственности" // Собрание законодательства РФ. 1998. N 19. Ст. 2070.
<**> Положение о Федеральной службе по финансовым рынкам (утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 317) // Собрание законодательства РФ. 2004. N 27 ст. 2780.
В целях информирования инвесторов и предупреждения их о совершенных и возможных правонарушениях на рынке ценных бумаг федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг в своем официальном издании опубликовывает информацию:
а) об аннулировании или о приостановлении действия лицензий на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
б) о саморегулируемых организациях профессиональных участников;
в) об административных взысканиях, наложенных федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг;
г) о судебных решениях, вынесенных по искам федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг <*>.
--------------------------------
<*> Ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг".
Федеральные органы исполнительной власти проводят публичные слушания по вопросам исполнения и совершенствования законодательства Российской Федерации о ценных бумагах.
Предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации.
10. Права и законные интересы инвесторов на рынке ценных бумаг защищаются государственными органами, судами и саморегулируемыми организациями. Кроме того, права и законные интересы инвесторов - физических лиц могут защищаться их общественными объединениями. Инвесторам - физическим лицам, которые не могут получить возмещение по судебным решениям и приказам ввиду отсутствия у должника денежных средств и иного имущества, может быть выплачена компенсация Федеральным компенсационным фондом (как некоммерческой организацией).
11. При рассмотрении в суде споров по искам или заявлениям о защите прав и законных интересов инвесторов федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе вступить в процесс по своей инициативе для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на него обязанностей и для защиты прав инвесторов - физических лиц и интересов государства.
В целях защиты прав и законных интересов инвесторов федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе обращаться в суд с исками и заявлениями:
а) в защиту государственных и общественных интересов и охраняемых законом интересов инвесторов;
б) о ликвидации юридических лиц или прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг без лицензии;
в) об аннулировании выпуска ценных бумаг;
г) о признании сделок с ценными бумагами недействительными;
д) а также в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг.




Вернутся в раздел Комментарии к законам