1. Комментируемая статья обеспечивает иностранным инвесторам доступ к участию в приватизации муниципального и государственного имущества. При этом при участии в приватизации гарантируется как свобода приобретения государственного или муниципального имущества иностранными инвесторами в собственность, так и приобретение ими доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале приватизируемой организации. Основные положения приватизации в Российской Федерации регулируются Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества" <*>.
--------------------------------
<*> Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (с изменениями от 27 февраля 2003 г., 9 мая, 18 июня, 18 июля 2005 г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. N 4. Ст. 251.
В соответствии со ст. 1 указанного Закона под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
По общему правилу государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество). Эпоха приватизации ради простого "разгосударствления" имущества, без цели получения государством выгоды от этого, прошла. Представляется, что в настоящее время приватизация, в том числе и проводимая с участием иностранных резидентов, должна иметь своей целью прежде всего пополнение государственного и муниципальных бюджетов, а не только смену собственника. Новый собственник, являющийся резидентом зарубежного государства, вправе рассчитывать на статус иностранного инвестора лишь при получении государством материальной выгоды от приватизации объекта собственности <*>.
--------------------------------
<*> Чекунова С.А. Правовое положение иностранных инвестиций в России // Законодательство и экономика. М., 2003. N 5. С. 28 - 41.
2. Статья 3 Закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" содержит ограничения по распространению отношений по приватизации на отчуждение определенного перечня объектов. К приватизации допускаются любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25 процентов, кроме внесения государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ. Дополнительные ограничения в отношении отдельных категорий физических и юридических лиц в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности и безопасности государства.
Кроме того, общие ограничения по объектам приватизации содержатся и в Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации <*>. Согласно ч. 2.1 Программы запрещена приватизация следующих объектов:
--------------------------------
<*> Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2284) (с изменениями от 14 марта 1996 г., 6 октября 1997 г., 25 июля, 1 августа 2000 г., 23 июля 2001 г., 3 апреля 2002 г., 26 марта, 8 августа, 19 ноября 2003 г., 16 августа 2004 г.) // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. N 1. Ст. 2.
1) недра, лесной фонд, водные ресурсы, воздушное пространство, ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны Российской Федерации, а также частотный и орбитальный ресурс космических систем;
2) охраняемые или особым образом используемые природные территории с находящимися на них объектами недвижимости;
3) средства республиканского бюджета Российской Федерации, Республиканского валютного резерва Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования, занятости и социальной поддержки населения Российской Федерации и других государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, а также Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, в том числе Алмазного фонда Российской Федерации, золотой запас Российской Федерации;
4) Центральный банк Российской Федерации, предприятия, обеспечивающие выпуск и хранение денежных знаков, государственных казначейских билетов, облигаций и других государственных ценных бумаг;
5) штатное и табельное военное и иное имущество (в том числе арсеналы), находящееся в оперативном управлении вооруженных Сил Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и их войск, других министерств и ведомств, имеющих военные формирования, а также имущество инженерно-технических воинских формирований и дорожно-строительных воинских формирований при Федеральном агентстве специального строительства. Специальные полигоны для испытания вооружений и военной техники;
6) учреждения и организации, финансирование которых более чем на 50 процентов осуществляется за счет республиканского бюджета Российской Федерации;
7) движимые и недвижимые объекты исторического и культурного наследия федерального значения по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации;
8) предприятия и объекты гидрогеологической службы Министерства здравоохранения Российской Федерации, службы контроля за состоянием природной среды и охраны природы, включая зональные институты и предприятия Российского научно-исследовательского и проектно-изыскательского объединения по использованию земельных ресурсов, Всероссийский институт сельскохозяйственных аэрофотогеофизических изысканий с зональными филиалами, Российский центр по научному обеспечению земельной реформы, Российский институт мониторинга земель и экосистем с зональными институтами;
9) предприятия, организации и объекты научно-технической сферы государственной санитарной эпидемиологической службы Российской Федерации, ветеринарной службы, службы защиты растений, охраны и воспроизводства ресурсов охотничьих животных, а также питомники лабораторных животных;
10) водохозяйственные и мелиоративные системы и сооружения, организации по надзору за мелиоративным состоянием земель;
11) предприятия по изготовлению государственных знаков;
12) государственные унитарные предприятия и государственные учреждения, осуществляющие деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ: культивирование растений; разработку, переработку, распределение, ввоз (вывоз), транспортировку, уничтожение наркотических средств, психотропных веществ, а также производство и изготовление наркотических средств или психотропных веществ, внесенных в Список II Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации;
13) портовые гидротехнические сооружения и объекты, в том числе обслуживающие Северный морской путь, атомный, учебный, гидрографический, ледокольный флот, имущество для проведения спасательных работ и ликвидации разливов нефти в море, объекты и сооружения, входящие в системы управления движением судов, инспекции портового надзора, ремонтно-технологическое предприятие "Атомфлот", имущество производственных объединений водных путей и каналов, отрядов Подводречстроя и судоходных инспекций;
14) организации и объекты морской аварийно-спасательной службы, электрорадионавигационной и технологической связи морского и речного транспорта;
15) объекты, предприятия и оборудование для захоронения твердых и жидких радиоактивных и ядовитых химических отходов, скотомогильники;
16) объекты и предприятия Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Государственного таможенного комитета Российской Федерации, а также предприятия, созданные для обеспечения деятельности федеральных органов власти и управления Российской Федерации;
17) атомные станции и предприятия по производству специальных ядерных и радиоактивных материалов, ядерного оружия, а также предприятия, осуществляющие научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в указанных областях;
18) стационарные объекты социального обслуживания, включая детские дома, дома ребенка, Научно-исследовательский институт протезирования и протезостроения, Научно-исследовательский институт экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов, институт усовершенствования врачей-экспертов, территориальные центры социального обслуживания, а также школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, школы-интернаты для детей с недостатками умственного и физического развития, дома для престарелых, дома сестринского ухода, интернаты, госпитали, санатории, пансионаты для инвалидов, детей и престарелых, протезно-ортопедические предприятия, включая научно-исследовательские институты в области протезирования и ортопедии, занятые изготовлением продукции и предоставлением услуг инвалидам с поражением опорно-двигательного аппарата;
19) объекты, предприятия, системы и средства управления воздушным движением аэропортов и авиапредприятий, связанных с обеспечением единой системы управления воздушным движением нижнего и верхнего воздушного пространства; аэродромы федерального значения (классов А, Б, В, Г, Д в соответствии с принятой классификацией), центры метрологии и летно-испытательные станции, учебно-тренировочные центры гражданской авиации;
20) объекты и предприятия, для обеспечения безопасности которых созданы закрытые административно-территориальные образования по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации;
21) государственные семенные инспекции, селекционно-гибридные центры, лаборатории по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, сортоиспытательные станции и участки, льносеменоводческие и коноплесеменоводческие станции, проектно-изыскательские центры и станции агрохимической службы, центры химизации и сельскохозяйственной радиологии, хозяйства по производству ценных и анадромных видов рыб, бассейновые управления по охране и воспроизводству рыбных запасов, государственные селекционно-племенные рыбоводные заводы и хозяйства, государственные конюшни и ипподромы федерального значения, питомники лабораторных животных;
22) запасы государственного резерва, базы Комитета Российской Федерации по государственным резервам и другие его объекты, предназначенные для хранения и обслуживания материальных ценностей государственного резерва, а также мобилизационные резервы (при приватизации предприятий подлежат исключению из состава их имущества в соответствии с типовым договором, утвержденным Госкомимуществом России по согласованию с Минобороны России и Минэкономики России);
23) объекты и предприятия Федерального управления почтовой связи при Министерстве связи Российской Федерации;
24) объекты и предприятия, подведомственные Государственному комитету Российской Федерации по статистике;
25) страховой фонд технической документации;
26) органы научно-технической информации, научные и научно-технические библиотеки, обеспечивающие сбор, обработку, хранение и использование государственного информационного ресурса научно-технического развития России, государственные архивы и фонды;
27) предприятия и объекты Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Федеральной службы геодезии и картографии России, обеспечивающие единство технологического процесса проведения наблюдений и подготовки информации;
28) объекты и предприятия, входящие в систему Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения Российской Федерации;
29) военизированные горноспасательные части, газоспасательные, противофонтанные службы и специализированные подразделения, в том числе по ликвидации чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, а также радиационных катастроф;
30) объекты физической культуры и спорта, используемые для подготовки сборных команд страны;
31) объекты и предприятия по сортировке драгоценных камней, аффинажные заводы (цеха и производства);
32) предприятия и объекты научной и опытно-производственной сферы, входящие в состав Российской академии наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии образования и Российской академии художеств, переданные им в установленном порядке в соответствии с указами Президента Российской Федерации по перечням, утвержденным Советом Министров - Правительством Российской Федерации;
33) радиотелевизионные передающие центры, радиоцентры (включая технические средства и сооружения, кроме входящих в состав имущества предприятий, подлежащих приватизации);
34) предприятия, занятые разработкой и производством шифротехники;
35) объекты научно-технической сферы, осуществляющие исследования по охране природы и ведению экологического мониторинга Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации;
36) защищенные объекты органов государственного управления, защитные сооружения гражданской обороны, материальные ценности второй группы и отдельно стоящие специализированные складские помещения для их хранения;
37) федеральные автомобильные дороги общего пользования и организации, осуществляющие их содержание;
38) объекты непроизводственной сферы, находящиеся в ведении федеральных органов представительной власти;
39) объекты и предприятия по разработке и производству иммунобиологических препаратов, находящиеся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации;
40) институты повышения квалификации и подготовки кадров отраслевых министерств и ведомств;
41) крематории и кладбища;
42) предприятия, объекты и организации геологической службы, выполняющие региональные геологические исследования, связанные с оборонными нуждами государства, работы на континентальном шельфе и в пределах морской экономической зоны и Мирового океана, включая предусмотренные для этого морские суда, а также выполняющие фундаментальные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, направленные на решение федеральных программ развития минерально-сырьевой базы страны, в соответствии со специальным перечнем, утверждаемым указом Президента Российской Федерации, скважины глубокого бурения, находящиеся в пределах горных отводов или площадей, по которым выданы лицензии добывающим или иным предприятиям, и государственная сеть наблюдательных скважин и пунктов наблюдения нефтяных и газовых фонтанов;
43) Метрополитен.
3. Первоначально, при приватизации федерального государственного имущества, Правительство России утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на соответствующий год <*> и принимает решения об условиях приватизации федерального имущества. В прогнозном плане указывается перечень федеральных государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ, находящихся в федеральной собственности, и иного федерального имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем году, а также характеристика федерального имущества, которое планируется приватизировать, и предполагаемые сроки приватизации. Для включения стратегических предприятий и акций стратегических акционерных обществ в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества необходимо принятие Президентом Российской Федерации решения об уменьшении степени участия Российской Федерации в управлении стратегическими акционерными обществами или об исключении соответствующих предприятий из числа стратегических предприятий.
--------------------------------
<*> В настоящий момент действует. Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества на 2005 год, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 26 августа 2004 г. N 1124-Р // Собрание законодательства РФ. 2004. N 37. Ст. 3748.
Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества на 2004 год и основные направления приватизации федерального имущества до 2006 года, утверждены Распоряжением Правительства РФ от 15 августа 2003 г. N 1165-Р // Собрание законодательства РФ. 2003. N 34. Ст. 3397.
4. Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования планируют приватизацию имущества, находящегося в их собственности, самостоятельно. В числе основных принципов формирования программы (прогнозного плана) приватизации выделяется ориентация на инвестиционный спрос со стороны стратегических и портфельных российских и иностранных инвесторов.
5. В целях привлечения российских и иностранных инвесторов к участию в приватизации на Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом и Российское агентство международного сотрудничества и развития были возложены функции по организации и координации работы органов государственного управления Российской Федерации с иностранными инвесторами в ходе приватизации государственных предприятий, включая сбор и обработку информации, а также развитие системы информационного обеспечения потенциальных инвесторов <*>. Был учрежден Государственный информационный центр содействия инвестициям - государственное учреждение, осуществляющее практическое внедрение и реализацию организационных мероприятий, разрабатываемых учредителями, в том числе формирование базы данных о российских предприятиях, содействие российским и иностранным фирмам и предпринимателям в поиске инвестиционных возможностей и конкретных партнеров, организацию семинаров, конференций и других мероприятий в интересах учредителей.
--------------------------------
<*> Ч. 1 Постановления Правительства РФ от 24 ноября 1992 г. N 908 "О мерах по организации информационного обеспечения российских и иностранных инвесторов о приватизации государственных предприятий" // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. N 22. Ст. 1914.
Постановлением Правительства РФ от 29 сентября 1994 г. N 1108 Государственный информационный центр содействия инвестициям, образованный в соответствии с настоящим Постановлением, преобразован в Государственный информационный центр содействия инвестициям при Министерстве экономики Российской Федерации и Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом <*>.
--------------------------------
<*> Постановление Правительства РФ от 29 сентября 1994 г. N 1108 "Об активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1994. N 24. Ст. 2637.
Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1995 г. N 657 Государственный информационный центр содействия инвестициям преобразован в Российский центр содействия иностранным инвестициям при Минэкономики РФ.
Основными задачами Центра являются:
а) информационно-консультативное содействие иностранным инвесторам и российским организациям на всех этапах реализации инвестиционных проектов;
б) маркетинг федеральных и региональных инвестиционных программ и проектов за рубежом;
в) разработка и реализация рекламной и информационной стратегии по улучшению образа России как страны, принимающей инвестиции;
г) представление федеральным органам государственной власти обобщенной информации, связанной с иностранными инвестициями;
д) содействие российским организациям, иностранным фирмам и предпринимателям в поиске инвестиционных возможностей и конкретных партнеров;
е) участие в разработке предложений по улучшению инвестиционного климата в России с учетом рекомендаций Консультативного совета по иностранным инвестициям в России.
6. Опубликованию в установленном порядке в официальных изданиях подлежат:
а) прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества;
б) отчет о выполнении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества за прошедший год;
в) решения об условиях приватизации государственного или муниципального имущества.
Информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества подлежит опубликованию в средствах массовой информации, определенных соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.
Согласно п. 2 ч. 2 Распоряжения Правительства РФ от 26 апреля 2002 г. N 605-Р информационное сообщение о продаже федерального имущества Российским фондом федерального имущества публикуется в бюллетене Российского фонда федерального имущества "Реформа" <*>.
--------------------------------
<*> Распоряжение Правительства РФ от 26 апреля 2002 г. N 605-Р // Собрание законодательства РФ. 2002. N 20. Ст. 1878.
Обязательному опубликованию в информационном сообщении о продаже государственного и муниципального имущества подлежат следующие сведения (ч. 4 ст. 15 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества"):
а) наименование государственного органа или органа местного самоуправления, принявших решение об условиях приватизации имущества, реквизиты указанного решения;
б) наименование имущества и иные позволяющие его индивидуализировать данные (характеристика имущества);
в) способ приватизации;
г) начальная цена;
д) форма подачи предложений о цене;
е) условия и сроки платежа, необходимые реквизиты счетов;
ж) порядок, место, даты начала и окончания подачи заявок (предложений);
з) исчерпывающий перечень представляемых покупателями документов и требования к их оформлению;
и) срок заключения договора купли-продажи;
к) порядок ознакомления покупателей с иной информацией, в том числе с актом инвентаризации, условиями договора купли-продажи;
л) ограничения участия отдельных категорий физических лиц и юридических лиц в приватизации имущества;
м) иные указанные в Федеральном законе N 178-ФЗ сведения, а также сведения, перечень которых устанавливается соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.
7. Порядок определения состава предприятия, передаваемого по результатам приватизации, закреплен в статье 11 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества". Имущество приватизируемых предприятий передается инвестору по передаточному акту. Федеральное и муниципальное имущество не может быть отчуждено дешевле его нормативной цены.
Основными способами приватизации государственного и муниципального имущества являются:
а) преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
б) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
в) продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
г) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;
д) продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;
е) продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;
ж) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;
з) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;
и) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;
к) продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.
В отношении определенных видов государственного имущества Закон устанавливает ограничения по способам его реализации.
Условия приватизации имущества определяются в решении, принятом на основе прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества.
Для участия в приватизации (покупке) государственного или муниципального имущества Закон требует предъявления следующих документов:
а) заявку;
б) платежный документ с отметкой банка об исполнении, подтверждающий внесение соответствующих денежных средств в установленных настоящим Федеральным законом случаях;
в) документ, подтверждающий уведомление федерального антимонопольного органа или его территориального органа о намерении приобрести подлежащее приватизации имущество в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.
Физические лица предъявляют документ, удостоверяющий личность.
Юридические лица дополнительно представляют следующие документы:
а) нотариально заверенные копии учредительных документов. Иностранные инвесторы предоставляют также выписку из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица. При предоставлении документов, подтверждающих юридический статус иностранной организации необходимо, предоставление либо оригиналов документов, либо нотариально заверенной копии с отметкой о легализации иностранных официальных документов и заверенным переводом на русский язык;
б) решение в письменной форме соответствующего органа управления о приобретении имущества (если это необходимо в соответствии с учредительными документами претендента и законодательством государства, в котором зарегистрирован претендент);
в) сведения о наличии или отсутствии доли Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в уставном капитале юридического лица;
г) иные документы, требование к представлению которых может быть установлено федеральным законом;
д) опись представленных документов.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 14. Гарантия участия иностранного инвестора в приватизации. Комментарий к статье 14
Вернутся в раздел Комментарии к законам