1. В соответствии с комментируемой статьей иностранному инвестору, а также российским организациям с иностранными инвестициями, осуществляющим приоритетный инвестиционный проект, должны предоставляться льготы по уплате таможенных платежей, налогов и сборов. Благоприятный налоговый режим не может полностью нивелировать факторы, определяющие низкую конкурентоспособность российской экономики (технологическую отсталость, низкое качество государственных институтов и корпоративного управления, непривлекательный деловой климат). В то же время указанный режим должен внести вклад в повышение отдачи на вложенный капитал, увеличив тем самым инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность российской экономики. Как отмечено в Руководстве по регулированию прямых иностранных инвестиций Международного банка реконструкции и развития, "разумные и стабильные ставки налогообложения лучше стимулируют предпринимательскую инициативу, чем освобождение от налогов, создающее неопределенность и увеличение бремени налогообложения" (ч. III п. 9).
2. Следует отметить, что установление различных льгот и преференций в некоторых государствах постсоветского пространства разработано более детально и четко. Так, Республика Казахстан весьма детально определяет порядок предоставления льгот и преференций для привлечения инвестиций (ст. 7). Это государственные натуральные гранты на срок до 5 лет с момента заключения контракта на инвестиционную деятельность, понижение ставки подоходного налога, земельного налога и налога на имущество до 100% основной ставки, а также на последующий период до 5 лет, понижение ставки подоходного налога, земельного налога и налога на имущество в пределах не более 50% основной ставки; полное или частичное освобождение от обложения таможенными пошлинами; импорта оборудования, сырья и материалов, необходимых для реализации инвестиционного проекта. В пункте 2 ст. 7 Закона уточняется, что размеры льгот и преференций определяются в зависимости от объемов прямых инвестиций, обязательств инвесторов по срокам реализации проекта, его окупаемости, приоритетности сектора экономики и иных условий. Положение о системе льгот и преференций утверждается Президентом Республики Казахстан <*>.
--------------------------------
<*> Закон Республики Казахстан "О государственной поддержке прямых инвестиций" от 28 февраля 1997 г. (с изм. от 2 августа 1999 г.) // Ведомости Парламента Республики Казахстан. 1997. N 4. Ст. 50; Ведомости Парламента Республики Казахстан. 1999. N 21. Ст. 786.
В Белоруссии предусматривается освобождение от уплаты налога в течение трехлетнего срока с момента объявления иностранным инвесторам прибыли, включая первый прибыльный год, прибыль коммерческой организации с иностранными инвестициями, у которой доля иностранного инвестора в уставном фонде составляет более 30%, полученная от реализации продукции соответственного производства, кроме торговой и торгово-закупочной деятельности. В случае, если коммерческая организация с иностранными инвестициями производит особо важную для Республики Белоруссия продукцию, в ее отношении еще на срок до трех лет действуют ставки налога на прибыль, уменьшенные на 50% <*>.
--------------------------------
<*> Ст. 91 Инвестиционного Кодекса Республики Белоруссия от 22 июня 2001 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Белоруссия. 2001. N 62. Ст. 2/780.
3. Работа федеральных органов исполнительной власти, связанная с привлечением иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации, созданием благоприятного правового, налогового, таможенного режима для зарубежных инвесторов, согласно Постановлению Правительства РФ от 29 сентября 1994 г. N 1108 "Об активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации", является принципиально важной задачей.
Так, в соответствии с ч. 4 ст. 37 Закона "О таможенном тарифе" в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий, а также вывозимых этими предприятиями отдельных видов товаров собственного производства в случаях, предусмотренных соглашениями о разделе продукции, заключенными Правительством Российской Федерации или уполномоченным им государственным органом в соответствии с законами Российской Федерации, или в течение периода окупаемости иностранных инвестиций, допускается предоставление тарифных льгот в виде возврата ранее уплаченной пошлины, снижения ставки пошлины и освобождения в исключительных случаях от пошлины. Товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал, освобождаются от обложения таможенными пошлинами при условии, что товары:
а) не являются подакцизными;
б) относятся к основным производственным фондам;
в) ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного (складочного) капитала <*>.
--------------------------------
<*> Ч. 1 Постановления Правительства РФ от 23 июля 1996 г. N 883 "О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями" // Собрание законодательства РФ. 1996. N 31. Ст. 3759.
4. Иностранным инвесторам и российским организациям с иностранными инвестициями предоставляются также значительные льготы при исчислении и уплате налогов и сборов. Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере (п. 1 ст. 56 НК РФ).
5. Согласно многочисленным двусторонним договорам об устранении двойного налогообложения, заключенным Российской Федерацией с иностранными государствами, в случае если иностранное юридическое лицо ведет свою деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, то доход, получаемый иностранным лицом через постоянное представительство, подлежит налогообложению в Российской Федерации, но только в той части, которая относится к деятельности этого постоянного представительства. В отношении налога на имущество соглашения содержат следующее положение: в случае, если иностранное лицо имеет на территории Российской Федерации недвижимое имущество или движимое имущество, которое относится к активам постоянного представительства, налог на имущество уплачивается в Российской Федерации. Имущество, в отношении которого был уплачен налог на имущество в Российской Федерации, освобождается от уплаты налога в иностранном государстве - участнике соглашения.
6. Следует отметить, что при исчислении налогооблагаемой базы не учитываются доходы российских организаций в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав, имеющих денежную оценку, которые получены в виде взносов (вкладов) (в том числе и иностранных инвесторов) в уставный (складочный) капитал (фонд) организации (включая доход в виде превышения цены размещения акций (долей) над их номинальной стоимостью (первоначальным размером)); средства целевого финансирования в виде инвестиций, полученных от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения, при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения. Статьей 150 НК РФ предусматривается, что не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость ввоз на таможенную территорию Российской Федерации технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций.
7. Общая сумма налога, исчисленная в соответствии со ст. 166 НК РФ применительно к этому налоговому периоду, должна быть уменьшена на все суммы налога, фактически уплаченные поставщикам за поступившие (принятые к учету) материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения, которые относятся к этому же налоговому периоду и в отношении которых не применяются специальные ограничения (в частности, установленные ст. 170 НК РФ).
Статья 171 Налогового кодекса предусматривает подробный перечень возможных налоговых вычетов.
8. Инвестиционный налоговый кредит также можно отнести к категории льгот. Согласно п. 1 ст. 66 НК РФ инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований, указанных в статье 67 Налогового кодекса, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.
Кодексом допускается предоставление инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам. При этом инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок от одного года до пяти лет.
Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации с иностранными инвестициями при наличии хотя бы одного из следующих оснований (ч. 1 ст. 67 Налогового кодекса):
а) проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;
б) осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;
в) выполнение этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.
9. Иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, инвесторы соглашений о разделе продукции в части доходов, полученных от реализации указанных соглашений, уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода (ч. 3 ст. 286 Налогового кодекса).
Доходы, полученные иностранной организацией от продажи товаров, иного имущества (кроме доходов от реализации акций (долей) российских организаций, более 50 процентов активов которых состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, а также финансовых инструментов, производных от таких акций (долей), а также доходов от реализации недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации), осуществления работ, оказания услуг на территории Российской Федерации, не приводящие к образованию постоянного представительства в Российской Федерации, обложению налогом у источника выплаты не подлежат (ч. 2 ст. 309 НК РФ).
Льготы по уплате налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями, устанавливаются только в отношении товаров, относящихся к основным производственным фондам.
Отдельные положения о системе налогообложения и льгот по налогообложению иностранных инвесторов, участвующих в соглашениях о разделе продукции, содержатся в главе 26.4 Налогового кодекса РФ.
10. Значительной спецификой характеризуются льготы, предоставляемые иностранному инвестору в особых экономических зонах. Так, согласно ч. 2 ст. 37 Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" товары помещаются резидентами особой экономической зоны под таможенный режим свободной таможенной зоны в целях ведения ими промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности.
Свободная таможенная зона представляет собой таможенный режим, при котором иностранные товары размещаются и используются в пределах территории особой экономической зоны без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, а также без применения к указанным товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин (ч. 1 ст. 37 Закона).
При помещении резидентами особой экономической зоны под таможенный режим свободной таможенной зоны иностранных товаров, ввозимых на территорию особой экономической зоны с остальной части таможенной территории Российской Федерации либо приобретаемых у лиц, не являющихся резидентами особой экономической зоны, суммы ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость возвращаются таможенными органами, если освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость или их возврат предусмотрены при фактическом вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации (ч. 17 ст. 37 Закона).
При вывозе иностранных и российских товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, с территории особой экономической зоны за пределы таможенной территории Российской Федерации ввозные таможенные пошлины и налоги не взимаются, а вывозные таможенные пошлины подлежат уплате в соответствии с таможенным режимом экспорта, за исключением иностранных товаров, ввезенных на территорию особой экономической зоны с территории иностранного государства и вывозимых за пределы таможенной территории Российской Федерации в неизменном состоянии без учета изменения состояния товаров вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения (ч. 30 ст. 37).
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 16. Льготы, предоставляемые иностранному инвестору и коммерческой организации с иностранными инвестициями, по уплате таможенных платежей. Комментарий к статье 16
Вернутся в раздел Комментарии к законам