Комментарии к законам

Статья 17. Льготы и гарантии, предоставляемые иностранному инвестору субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления. Комментарий к статье 17



1. Помимо льгот и гарантий, указанных в комментируемом Законе и предоставляемых на федеральном уровне, субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления муниципальных образований в пределах своей компетенции и за счет своих бюджетов могут предоставлять иностранным инвесторам дополнительные льготы и гарантии.
Субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления могут участвовать в финансировании приоритетного инвестиционного проекта, осуществляемого иностранным инвестором, а также оказывать ему иные формы поддержки. Конкретные формы поддержки инвестора субъектами РФ и органами местного самоуправления закреплены в нормативных актах соответствующего уровня. Некоторые общие моменты содержатся также в федеральном законодательстве.
2. 11 октября 2001 года была принята Федеральная целевая программа "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002 - 2010 годы и до 2015 года)" <*>. Основными целями Программы являются сокращение различий в уровне социально-экономического развития регионов Российской Федерации, уменьшение разрыва по основным показателям социально-экономического развития между наиболее развитыми и отстающими регионами к 2010 году в 1,5 раза, а к 2015 году - в 2 раза.
--------------------------------
<*> Постановление Правительства РФ от 11 октября 2001 г. N 717 с изм., внесенными Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. N 737 "О федеральной целевой программе "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002 - 2010 годы и до 2015 года)" // Собрание законодательства РФ. 2001. N 43. Ст. 4100.
Для достижения этих целей предусматривается решение следующих задач:
а) формирование условий для ускоренного развития регионов, социально-экономические показатели которых ниже среднероссийских;
б) создание благоприятной среды для развития предпринимательской деятельности и улучшения инвестиционного климата;
в) повышение эффективности государственной поддержки субъектов Российской Федерации.
Условием предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных Программой, является наличие у субъекта Российской Федерации необходимой нормативной правовой базы, обеспечивающей стимулирование деловой активности и улучшение инвестиционного климата.
По результатам анализа действующих на территории региона нормативных правовых актов должны быть разработаны для субъекта Российской Федерации рекомендации по изменению нормативной правовой базы с целью сокращения различий в социально-экономическом развитии регионов и создания благоприятного режима привлечения инвестиций.
3. Согласно ч. 2.1 ст. 11 Закона "Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений" органы государственной власти субъектов Российской Федерации для регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, могут использовать следующие формы и методы:
а) разработка, утверждение и осуществление межмуниципальных инвестиционных проектов и инвестиционных проектов на объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
б) проведение экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством;
в) предоставление на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок предоставления государственных гарантий за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации определяется законами соответствующих субъектов Российской Федерации;
г) размещение на конкурсной основе средств бюджетов субъектов Российской Федерации для финансирования инвестиционных проектов. Размещение указанных средств осуществляется на возвратной и срочной основах с уплатой процентов за пользование ими в размерах, определяемых законом о бюджете субъекта Российской Федерации, либо на условиях закрепления в собственности субъекта Российской Федерации соответствующей части акций создаваемого акционерного общества, которые реализуются через определенный срок на рынке ценных бумаг с направлением выручки от реализации в доходы соответствующих бюджетов. Порядок размещения на конкурсной основе средств бюджетов субъектов Российской Федерации определяется законами соответствующих субъектов Российской Федерации;
д) выпуск облигационных займов субъектов Российской Федерации, гарантированных целевых займов;
е) вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации.
4. В списке регионов-лидеров по объемам прямых иностранных инвестиций на душу населения - четыре крупнейших по численности населения региона России (Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Краснодарский край), Самарская область с третьей по численности населения агломерацией России. Остальные регионы (Ленинградская, Калужская, Костромская, Новгородская области) расположены исключительно в Центре и на Северо-Западе России. Особо стоит отметить попадание в число лидеров Московской и Ленинградской областей, что определяется их близостью к крупнейшим городам при более низких по сравнению с этими городами издержками производства. Эта же причина справедлива и для Калужской области, границы которой ближе всего подходят к Москве (не считая Московской области). В Новгородской области сказывается также благоприятный инвестиционный климат, в Краснодарском крае - наилучшие условия для развития пищевой промышленности, связанной с переработкой сельскохозяйственного сырья.
5. Среди нормативных актов субъектов Федерации особо можно выделить:
а) Закон Московской области от 31 декабря 1998 г. N 65/98-ОЗ "О гарантиях осуществления инвестиционной деятельности в Московской области";
б) Закон Санкт-Петербурга N 185-36 от 08.07.98 (с изменениями от 08.05.2001) "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Санкт-Петербурга";
в) Закон Ярославской области от 26 февраля 1996 г. N 5-З "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Ярославской области";
г) Постановление губернатора Ярославской области от 6 октября 2000 г. N 674 "О концепции государственной инвестиционной политики Ярославской области на период с 2000 г. до 2003 года";
д) Закон Волгоградской области от 11 июля 1996 года "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Волгоградской области";
е) Закон Волгоградской области от 11 июля 1996 г. "О налоговых льготах инвесторам на территории Волгоградской области";
ж) Закон Кировской области от 26 сентября 1997 г. N 16-30 "О государственной поддержке инвестиционной деятельности частных инвесторов на территории Кировской области";
з) Постановление администрации Кировской области от 26 июля 2000 г. N 301 "Об утверждении концепции инвестиционной политики в Кировской области и комплексного плана мероприятий по ее реализации на 2000 - 2003 годы";
и) Закон Липецкой области "О поддержке инвестиций в экономику Липецкой области" от 20.02.97;
к) Закон Нижегородской области от 22 июня 2000 г. N 116-З "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Нижегородской области";
л) Закон Нижегородской области от 16 декабря 1996 г. N 54-З "О гарантиях частных инвестиций в Нижегородской области";
м) Постановление Нижегородской городской думы от 26 апреля 2000 г. N 15 "О поддержке инвестиционной деятельности в городе Нижнем Новгороде";
н) Областной закон, принятый областной Думой 27 мая 1998 года, N 29-ОЗ "Об инвестиционной деятельности в Новгородской области";
о) Закон Самарской области от 16 июня 1998 г. N 10-ГД "Об инвестициях в Самарской области";
п) Закон Саратовской области от 24 июля 1997 г. N 46-ЗСО "О стимулировании инвестиционной деятельности в Саратовской области";
р) Закон Саратовской области от 27 февраля 1997 г. N 7-ЗСО "О гарантиях частных инвестиций в Саратовской области";
с) Закон от 25 ноября 1998 г. N 1872 "Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан";
т) Закон от 6 марта 1996 г. N 466 "О статусе одобренного инвестиционного проекта с участием иностранного инвестора";
у) Закон от 19 июля 1994 г. N 2180-XII "Об иностранных инвестициях в республике Татарстан";
ф) Закон Псковской области от 23 июля 2003 г. N 292-ОЗ "О налоговых льготах и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Псковской области";
х) Закон Псковской области от 26 июля 2001 г. N 146-ОЗ "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Псковской области".
Риски инвестирования в указанных субъектах Федерации, по мнению экспертов, распределяются следующим образом <*>:
--------------------------------
<*> Рейтинг инвестиционного потенциала и инвестиционного риска законодательства // Эксперт. 2002. N 45. С. 102 - 107.
а) Московская область: потенциал - 3 место, риск законодательства - 31 место;
б) Ярославская область: потенциал - 34 место, риск законодательства - 2 место;
в) Кировская область: потенциал - 59 место, риск законодательства - 42 место;
г) Самарская область: потенциал - 6 место, риск законодательства - 23 место;
д) Саратовская область: потенциал - 21 место, риск законодательства - 9 место;
е) Республика Татарстан: потенциал - 9 место, риск законодательства - 27 место;
ж) Псковская область: потенциал - 64 место, риск законодательства - 63 место.
Таким образом, "принятые в субъектах РФ законы и нормативные акты, базирующиеся на единых принципах, как правило, включают общие инструменты регулирования инвестиционных процессов (инвестиционные программы субъекта РФ; планы социально-экономического развития субъектов РФ, а также создания экономических и социальных объектов, использования природных ресурсов; налоговые льготы; контроль за целевым использованием средств, выделяемых из бюджета субъекта РФ на финансирование инвестиционных проектов и др.) и меры поддержки конкретных инвестиционных проектов" <*>.
--------------------------------
<*> Дерябина Я. Инструменты управления инвестиционной деятельностью на различных уровнях власти: классификация и анализ // Инвестиции в России. 2003. N 2. С. 8 - 10.
Так, статья 5 Новгородского областного закона "Об инвестиционной деятельности в Новгородской области" содержит подробную регламентацию форм и методов стимулирования инвестиционной деятельности: предоставление инвесторам льгот по налогам, право льготирования по которым принадлежит субъектам Российской Федерации, в пределах сумм, зачисляемых в областной бюджет и территориальный дорожный фонд, поддержка ходатайств и обращений инвесторов в федеральные органы власти, кредитные учреждения о применении в отношении инвесторов режима наибольшего благоприятствования, обеспечение системы гарантий со стороны Администрации области в порядке, определяемом областными нормативными актами, создание системы сопровождения перспективных инвестиционные проектов.
Главой 4 указанного Закона также четко закреплены налоговые льготы для инвесторов: организациям, осуществляющим производственную деятельность и вкладывающим собственные и привлеченные средства в реализацию одобренных Администрацией области конкретных инвестиционных проектов (в дальнейшем - организации) до полной окупаемости вложенных средств, но не более расчетного срока окупаемости, рассчитанного в соответствии с Правилами, предусмотренного проектной документацией, предоставляется право пользования следующими налоговыми льготами:
а) освобождение от уплаты всех налогов в областной бюджет, по которым право льготирования принадлежит субъектам Российской Федерации (налог на прибыль предприятий и организаций, налог на имущество предприятий), а также в территориальный дорожный фонд (налог с владельцев транспортных средств, налог на приобретение автотранспортных средств);
б) уплата налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд: по ставке не более 0,4 процента от выручки, полученной от внедрения инвестиционных проектов, одобренных Администрацией области до 1 июня 1998 года, по ставке 0,75 процента от выручки, полученной от внедрения инвестиционных проектов, одобренных Администрацией области после 1 июня 1998 года;
в) возмещение из территориального дорожного фонда налога на пользователей автомобильных дорог, уплаченного в Федеральный дорожный фонд.
г) возмещение вновь созданным организациям налога на добавленную стоимость в части, зачисляемой в областной бюджет.
Организации, реализующие инвестиционный проект и получающие выручку от реализации продукции (работ, услуг), производство (выполнение, оказание) которой оговорено в документации по данному инвестиционному проекту, не менее 65 процентов валовой выручки организации, имеют право на получение налоговых льгот по результатам деятельности организации в целом.
Закон Ярославской области "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Ярославской области" (в ред. Законов Ярославской области от 11.03.97 N 8-З, от 10.10.97 N 28-З, от 05.05.99 N 9-З, от 10.11.2000 N 25-З) в качестве форм поддержки инвестиционной деятельности называет: инвестиции из государственных источников финансирования в установленном законодательством порядке; предоставление налоговых льгот участникам инвестиционной деятельности; предоставление инвестиционных налоговых кредитов участникам инвестиционной деятельности; установление льготных ставок арендной платы за пользование имуществом, находящимся в государственной собственности Ярославской области и используемым при реализации инвестиционных проектов и программ, включенных в перечень приоритетных инвестиционных проектов и программ Ярославской области; участие органов государственной власти Ярославской области в разработке, экспертизе и реализации инвестиционных проектов и программ Ярославской области, в том числе путем обращения Администрации Ярославской области в федеральные органы государственной власти и органы местного самоуправления с ходатайством о предоставлении ими поддержки инвестиционных проектов и программ, включенных в перечень приоритетных инвестиционных проектов и программ Ярославской области; предоставление государственно-правовых гарантий Ярославской области участникам инвестиционной деятельности. Инвестиции из государственных источников финансирования предоставляются по инвестиционным проектам и программам Ярославской области, включенным в адресную инвестиционную программу Ярославской области. Другие, помимо инвестиций из государственных источников финансирования, формы государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Ярославской области предоставляются по инвестиционным проектам и программам, включенным в перечень приоритетных инвестиционных проектов и программ Ярославской области. Конкретные формы государственной поддержки по каждому инвестиционному проекту и программе определяются Администрацией Ярославской области при формировании перечня приоритетных инвестиционных проектов и программ Ярославской области (ст. 3).
Законом Липецкой области "О поддержке инвестиций в экономику Липецкой области" закреплены конкретные объекты поддержки, имеющие повышенное социальное и хозяйственное значение.
Закон Санкт-Петербурга N 185-36 от 08.07.98 (с изменениями от 08.05.2001) "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Санкт-Петербурга" предусматривает следующие меры поддержки:
а) предоставление инвесторам поручительств Санкт-Петербурга в обеспечение возврата привлекаемых инвесторами средств для осуществления инвестиционной деятельности в объеме средств, предусматриваемых ежегодно в бюджете Санкт-Петербурга на эти цели;
б) предоставление инвесторам налоговых льгот в пределах сумм, зачисляемых в бюджет Санкт-Петербурга в соответствии с действующим законодательством;
в) предоставление льгот по налогу на прибыль предприятий и организаций банкам и кредитным учреждениям, предоставляющим инвестиционные кредиты для осуществления инвестиционной деятельности, в пределах сумм, зачисляемых в бюджет Санкт-Петербурга в соответствии с действующим законодательством;
г) предоставление инвесторам льгот при аренде недвижимого имущества Санкт-Петербурга в целях осуществления инвестиционной деятельности в отношении арендуемого имущества;
д) предоставление инвесторам отсрочек и рассрочек на срок не более 5 лет по платежам за предоставление объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, и прав на них на инвестиционных условиях в порядке, установленном Администрацией Санкт-Петербурга;
е) осуществление поддержки инвесторов с использованием средств бюджета Санкт-Петербурга;
ж) участие Санкт-Петербурга в разработке, экспертизе и реализации городских инвестиционных программ, а также отдельных инвестиционных проектов.
6. Муниципальные образования также могут участвовать в инвестиционной деятельности прямым или косвенным путем. При косвенном участии органов местного самоуправления происходит создание в муниципальных образованиях благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:
установления субъектам инвестиционной деятельности льгот по уплате местных налогов;
защиты интересов инвесторов;
предоставления субъектам инвестиционной деятельности не противоречащих законодательству Российской Федерации льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности;
расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения.
Прямое участие органов местного самоуправления в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, выражается в:
а) разработке, утверждении и финансировании инвестиционных проектов, осуществляемых муниципальными образованиями;
б) размещении на конкурсной основе средств местных бюджетов для финансирования инвестиционных проектов. Размещение указанных средств осуществляется на возвратной и срочной основах с уплатой процентов за пользование ими в размерах, определяемых нормативными правовыми актами о местных бюджетах, либо на условиях закрепления в муниципальной собственности соответствующей части акций создаваемого акционерного общества, которые реализуются через определенный срок на рынке ценных бумаг с направлением выручки от реализации в доходы местных бюджетов. Порядок размещения на конкурсной основе средств местных бюджетов для финансирования инвестиционных проектов утверждается представительным органом местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) проведении экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
г) выпуске муниципальных займов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
д) вовлечении в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в муниципальной собственности <*>.
--------------------------------
<*> Ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (с изменениями от 2 января 2000 г., 22 августа 2004 г.) // Собрание законодательства РФ. 1999. N 9. Ст. 1096.




Вернутся в раздел Комментарии к законам