Комментарии к законам

Статья 18. Антимонопольное законодательство Российской Федерации и соблюдение добросовестной конкуренции иностранным инвестором. Комментарий к статье 18



1. Несмотря на установление благоприятного для инвесторов режима иностранных инвестиций, любая страна должна надлежащим образом защищать интересы своих производителей. В значительной мере этому способствует установление антимонопольных требований и ограничений, запрет недобросовестной конкуренции и ограничительной деловой практики.
К монополистической деятельности относятся любые противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.
Под недобросовестной конкуренцией понимаются любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.
Ограничительная деловая практика представляет собой совокупность приемов монополистического давления на торговых партнеров и потребителей, применяемых на основе ограничения конкуренции в целях захвата, удержания и реализации господствующего положения на рынке. Обычно различают четыре основных вида ограничительной деловой практики:
а) горизонтальные ограничения (картельный сговор между конкурирующими предприятиями, выпускающими идентичные или подобные изделия);
б) вертикальные ограничения (сговор между предприятиями в рамках технологической цепочки производства изделия);
в) использование предприятием-монополистом выгод своего положения на рынке;
г) слияния предприятий.
2. Комментируемая статья содержит как норму, отсылающую к отечественному антимонопольному законодательству, так и самостоятельные нормы, действующие в тех же целях. Статья рассматривает два конкретных случая недобросовестной конкуренции:
а) создание на территории Российской Федерации коммерческой организации с иностранными инвестициями или филиала иностранного юридического лица для производства какого-либо пользующегося повышенным спросом товара, а затем самоликвидации в целях продвижения на рынок аналогичного товара иностранного происхождения;
б) злонамеренное соглашение о ценах или о распределении рынков сбыта товара либо об участии в торгах (аукционах, конкурсах). При этом отечественное законодательство, кроме указанных целей таких соглашений, отмечает ограничение доступа на рынок или устранение с него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей (заказчиков); отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками). Запрещаются также иные соглашения или согласованные действия, если в результате их имеются или могут иметь место недопущение, ограничение, устранение конкуренции. Таким образом, Закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" <*> содержит более обширный и к тому же открытый перечень соглашений, ограничивающих конкуренцию. Хозяйствующие субъекты, имеющие намерение заключить соглашение или осуществить согласованные действия, вправе обратиться в антимонопольный орган с заявлением о проверке соответствия соглашения или осуществления согласованных действий требованиям антимонопольного законодательства.
--------------------------------
<*> Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (с изменениями от 24 июня, 15 июля 1992 г., 25 мая 1995 г., 6 мая 1998 г., 2 января 2000 г., 30 декабря 2001 г., 21 марта, 9 октября 2002 г., 7 марта 2005 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. 1991. N 16. Ст. 499.
К недобросовестной конкуренции указанный Закон относит (ст. 10):
а) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
б) введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества и количества товара или его изготовителей;
в) некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
г) продажа, обмен или иное введение в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;
д) получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную тайну и охраняемую законом тайну.
Также не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительных прав на средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг.
3. В целях защиты от недобросовестной конкуренции и ограничения монополизации юридических лиц установлена обязанность учредителей при слиянии или присоединении коммерческих организаций, суммарная балансовая стоимость активов которых по последнему балансу превышает 30 миллионов установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда, получить предварительное согласие антимонопольного органа.
Кроме того, антимонопольный орган должен быть уведомлен учредителями (участниками) (одним из учредителей, участников) в течение 45 дней со дня государственной регистрации (со дня внесения изменений и дополнений в единый государственный реестр юридических лиц):
а) о создании, слиянии и присоединении некоммерческих организаций (ассоциаций, союзов, некоммерческих партнерств), если в состав участников (членов) этих организаций входит не менее двух коммерческих организаций;
б) об изменении состава участников (членов) некоммерческих организаций (ассоциаций, союзов, некоммерческих партнерств), если в состав участников (членов) этих организаций входит не менее двух коммерческих организаций;
в) о создании коммерческих организаций, если суммарная стоимость активов учредителей (участников) по последнему балансу превышает 2 миллиона установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда;
г) о слиянии и присоединении коммерческих организаций, если суммарная стоимость их активов по последнему балансу превышает 2 миллиона установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда.
Также с предварительного согласия антимонопольного органа на основании ходатайства юридического или физического лица осуществляются (ч. 1 ст. 18 Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"):
а) приобретение лицом (группой лиц) акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, при котором такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 20 процентами указанных акций (долей). Данное требование не распространяется на учредителей хозяйственного общества при его образовании;
б) получение в собственность, пользование или владение одним хозяйствующим субъектом (группой лиц) основных производственных средств или нематериальных активов другого хозяйствующего субъекта, если балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки (взаимосвязанных сделок), превышает 10 процентов балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов хозяйствующего субъекта, отчуждающего или передающего имущество;
в) приобретение лицом (группой лиц) прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его исполнительного органа.
Предварительное согласие антимонопольного органа требуется в указанных ситуациях, если суммарная стоимость активов по последнему балансу лиц превышает 30 миллионов установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда или одним из них является хозяйствующий субъект, внесенный в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов, либо приобретателем является группа лиц, контролирующая деятельность указанного хозяйствующего субъекта. Если суммарная стоимость активов по последнему балансу вышеуказанных лиц превышает 2 миллиона установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда, то антимонопольный орган просто должен быть уведомлен в течение 45 дней с момента совершения сделки. В такой же срок уведомляется антимонопольный орган об избрании физических лиц в исполнительные органы, советы директоров (наблюдательные советы).
4. За нарушение требований антимонопольного законодательства установлена гражданско-правовая, административная и даже уголовная ответственность. Доход, полученный в результате нарушения антимонопольного законодательства хозяйствующим субъектом, чьи действия в установленном порядке признаны монополистической деятельностью или недобросовестной конкуренцией, в случае неисполнения соответствующего предписания подлежит взысканию в федеральный бюджет в судебном порядке по иску антимонопольного органа (ст. 23.1 Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках").




Вернутся в раздел Комментарии к законам