Комментарии к законам

Статья 20. Создание и ликвидация коммерческой организации с иностранными инвестициями. Комментарий к статье 20



1. Комментируемая статья рассматривает особенности регистрации и ликвидации российского юридического лица с иностранными инвестициями.
Создание юридического лица осуществляется в общем, предусмотренном Гражданским кодексом, порядке, с изъятиями стимулирующего и ограничительного характера. Изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов могут быть установлены федеральными законами только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Изъятия стимулирующего характера в виде льгот для иностранных инвесторов могут быть установлены в интересах социально-экономического развития Российской Федерации.
2. Регистрация российского юридического лица с иностранными инвестициями осуществляется в уведомительном порядке. То есть государственные органы просто ставятся в известность о создании юридического лица, а не дают на это разрешение.
Порядок государственной регистрации организации с иностранными инвестициями закреплен Законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" <*>. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации, а равно представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, либо осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, наказывается, согласно ч. 1 ст. 171 Уголовного кодекса Российской Федерации, штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев.
--------------------------------
<*> Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (с изменениями от 23 июня, 8, 23 декабря 2003 г., 2 ноября 2004 г., 2 июля 2005 г.) // Собрание законодательства РФ. 2001. N 33 (часть I). Ст. 3431.
Государственная регистрация производится по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, в течение пяти дней с момента подачи документов.
Документы в регистрирующий орган <*> могут предоставляться непосредственно заявителем или пересылаться по почте с объявленной ценностью при пересылке почтового отправления и описью вложения.
--------------------------------
<*> Согласно Постановлению Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" (с изменениями от 12 августа 2002 г., 25 апреля, 16 сентября 2003 г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. N 20. Ст. 1872 уполномоченным органом является Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.
Однако до настоящего момента не отменено и письмо Минюста РФ от 24 сентября 1999 г. N 7659-ЭР о порядке регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Согласно данному письму в отдельных случаях регистрирующим органом выступает Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции Российской Федерации. Данный орган осуществляет государственную регистрацию коммерческих организаций с иностранными инвестициями независимо от их объема в уставном капитале, осуществляющих деятельность в нефтегазодобывающей, нефтегазоперерабатывающей и угледобывающей отраслях народного хозяйства; государственную регистрацию коммерческих организаций с иностранными инвестициями, объем иностранных инвестиций в уставном капитале которых превышает 100 тыс. рублей; регистрацию изменений в учредительных документах коммерческих организаций с иностранными инвестициями, зарегистрированных в субъектах Российской Федерации, в случае, если объем иностранных инвестиций в уставном капитале превышает 100 тыс. руб.; регистрацию ликвидации и исключения из государственного реестра коммерческих организаций с иностранными инвестициями; регистрацию филиалов иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации <*>. Таким образом, к прерогативе Государственной регистрационной палаты при Министерстве юстиции РФ отнесена регистрация создания предприятий с иностранными инвестициями, если такие предприятия создаются в стратегических отраслях либо характеризуются значительным объемом инвестиций. Несомненно, данный документ требует приведения в соответствие с действующим законодательством и уточнения регистрирующего органа. Кроме того, в соответствии с Законом "Об иностранных инвестициях в РФ" при открытии филиала иностранного юридического лица на территории Российской Федерации производится не процедура регистрации филиала, а его аккредитация (ст. 21 комментируемого Закона).
--------------------------------
<*> Письмо Минюста РФ от 24 сентября 1999 г. N 7659-ЭР // Текст письма официально опубликован не был.
3. При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются (ст. 12 Закона "О регистрации..."):
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации <*>. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица. Кроме того, в заявлении о государственной регистрации в разделе "Сведения об учредителях (участниках) - юридических лицах" необходимо указать страну инкорпорации, дату регистрации, регистрационный номер и наименование регистрирующего органа, которым зарегистрирован иностранный учредитель, а также необходимо указать адрес учредителя - иностранного юридического лица;
--------------------------------
<*> Форма заявления о регистрации юридического лица закреплена приложением N 1 к Постановлению Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 (в редакции Постановления Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 110) // Собрание законодательства РФ. 2002. N 26. Ст. 2586.
б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя. При предоставлении документов, подтверждающих юридический статус иностранной организации, необходимо предоставление либо оригиналов документов, либо нотариально заверенной копии с отметкой о легализации иностранных официальных документов и заверенным переводом на русский язык <*>;
--------------------------------
<*> См.: Талапина Э.В. Деятельность иностранных инвесторов в Российской Федерации: правовые проблемы // Законодательство. Экономика. 2001. N 11. С. 12.
д) документ об уплате государственной пошлины.
При регистрации акционерного общества с иностранными инвестициями в регистрирующий орган также предоставляются <*>:
--------------------------------
<*> Перечень документов, необходимых для государственной регистрации акционерных обществ с иностранными инвестициями и внесения их в Государственный реестр коммерческий организаций (Приложение 1 к Приказу Государственной регистрационной палаты при Минэкономики РФ от 7 февраля 1996 г. N 2) // Текст Приказа официально опубликован не был.
а) документ о согласовании с администрациями субъектов Федерации (администрациями краев, областей, республик, национальных округов на территории РФ) (оригинал или копия, заверенная нотариально или местными органами власти) - в 1 экз.;
б) карточка "Сведения о регистрации...", полностью заполненная с обеих сторон (виды деятельности, даты и т.д.), заверенная учредителями или доверенным лицом - в 1 экз.;
в) документ о платежеспособности иностранного инвестора, выданный обслуживающим его банком, с отметкой о легализации и заверенным переводом на русский язык (оригинал или нотариально заверенная копия) - в 1 экз. Срок с момента выдачи указанного документа до подачи заявления в Палату - не более 6 месяцев. Представляется в Палату ежегодно;
г) заключения соответствующих экспертиз в случаях, предусмотренных Законами Российской Федерации (от Минтопэнерго РФ, Минэкологии РФ, Государственного комитета по антимонопольной политике и др.) - оригиналы или нотариально заверенные копии - в 1 экз.
Несмотря на то что список предоставляемых в регистрирующий юридическое лицо налоговый орган является исчерпывающим, на практике с учредителей обычно требуют предоставления также договора аренды помещения по юридическому адресу организации или гарантийное письмо от арендодателя об обязательном заключении договора аренды по этому адресу, а если уставный капитал образуется не денежными средствами, а имуществом - то и акт оценки данного имущества.
4. При создании юридического лица с иностранными инвестициями путем реорганизации существующих лиц, кроме указанных документов, предоставляются:
а) решение о реорганизации юридического лица;
б) договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами;
в) передаточный акт или разделительный баланс.
Юридическое лицо с иностранными инвестициями считается созданным с момента государственной регистрации.
5. При создании юридического лица одновременно производится и постановка его на налоговый учет. Согласно ч. 1.1 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций <*> учету в налоговых органах подлежат:
--------------------------------
<*> Утверждено Приказом МНС РФ от 7 апреля 2000 г. N АП-3-06/124 "Об утверждении Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2000. N 25.
а) иностранные юридические лица, компании, фирмы, иные корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, а также любые другие организации (включая полные товарищества и личные компании), образованные в соответствии с законодательством иностранных государств.
б) международные организации, созданные на основе международного договора, обладающие международной правосубъектностью и имеющие статус юридического лица, располагающие в Российской Федерации своими постоянными органами, филиалами или представительствами.
При постановке на учет в налоговый орган иностранной организацией представляются следующие документы:
а) заявление о постановке на учет по форме 2001И;
б) легализованные выписка из торгового реестра или сертификат об инкорпорации, или другой документ аналогичного характера, содержащие информацию об органе, зарегистрировавшем иностранную организацию, регистрационном номере, дате и месте регистрации. Вместо подлинников указанных документов могут быть представлены копии, заверенные в установленном порядке. Для организаций, создание которых не требует специальной регистрации (внесение в торговый реестр и т.п.), - легализованные копии учредительных документов или других документов, содержащих информацию о получении права на ведение предпринимательской деятельности;
в) справка налогового органа иностранного государства в произвольной форме о регистрации иностранной организации в качестве налогоплательщика в стране инкорпорации с указанием кода налогоплательщика (или его аналога);
г) решение уполномоченного органа иностранной организации о создании отделения в Российской Федерации или, в случае отсутствия такого решения, копия договора, на основании которого осуществляется деятельность в Российской Федерации;
д) доверенность, выданная иностранной организацией на главу (управляющего) отделения.
Международные организации направляют в налоговый орган:
а) Заявление о постановке на учет по форме 2002М;
б) надлежащим образом удостоверенные копии учредительных документов (международный договор, устав или иной аналогичный документ, подтверждающий соответствующий статус организации и ее постоянного органа или представительства в Российской Федерации).
6. При вступлении иностранного инвестора в состав учредителей существующего юридического лица возникает необходимость изменении учредительных документов организации. Для этого в регистрирующий орган предоставляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации <*>. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
--------------------------------
<*> Форма заявления о внесении изменений в учредительные документы юридического лица утверждена приложением N 3 к Постановлению Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 (в редакции Постановления Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 110) // Собрание законодательства РФ. 2002. N 26. Ст. 2586.
б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
г) документ об уплате государственной пошлины.
7. Ликвидация организаций с иностранными инвестициями осуществляется на основаниях, предусмотренных ГК РФ:
а) по решению учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами (в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано);
б) по решению суда в случаях, установленных частью 2 п. 2 ст. 61 ГК РФ;
в) вследствие признания юридического лица несостоятельным (банкротом).
О ликвидации юридического лица с иностранными инвестициями учредители, принявшие такое решение, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица. При этом в налоговую инспекцию (орган, регистрирующий создание и ликвидацию юридических лиц) предоставляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме <*>, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
--------------------------------
<*> Соответствующая форма заявления закреплена в приложении N 5 к Постановлению Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 (в редакции Постановления Правительства РФ от 16 октября 2003 г. N 630) // Собрание законодательства РФ. 2002. N 26. Ст. 2586.
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины.
Следует учитывать, что принятие решения о прекращении деятельности акционерного общества с участием иностранного инвестора не может быть осуществлено без ясно выраженного согласия иностранного акционера на ликвидацию такого общества.
Так, на собрании учредителей совместного предприятия, созданного в форме закрытого акционерного общества, было принято решение о добровольной ликвидации данного общества. Иностранный акционер, владеющий 49% акций этого общества, обратился в арбитражный суд с иском о признании недействительными указанного решения общего собрания и решения регистрационной палаты об исключении совместного предприятия из Единого государственного реестра. В исковом заявлении указывалось, что иностранному участнику не было известно о предстоящем собрании и принятых на нем решениях. Решением арбитражного суда и постановлением апелляционной инстанции в удовлетворении исковых требований было отказано по тому мотиву, что на собрании, принявшем решение о добровольной ликвидации общества, присутствовал представитель иностранной фирмы и полномочия этого представителя были оформлены правильно. Постановлением суда кассационной инстанции названные судебные акты были отменены, а дело направлено на новое рассмотрение по следующим основаниям. Иностранная фирма осуществляла инвестирование в уставный капитал акционерного общества в России. Российский участник общества счел необходимым прекратить его существование путем принятия решения на собрании акционеров. Из имеющихся в деле документов следует, что сведения о предстоящем собрании и его повестке дня иностранному лицу не направлялись, они были адресованы представителю компании в Москве и содержали приглашение на имя российского гражданина. Между тем уставом общества было предусмотрено, что принятие решения о прекращении деятельности предприятия осуществляется при выраженном согласии иностранного участника. При этом устав оговаривает, что согласие инвестора оформляется в определенной форме и легализуется на основе Гаагской конвенции 1961 г. В материалах дела сведения о выполнении данного требования отсутствуют. От имени иностранного участника на собрании выступал российский гражданин, имевший право выполнять от его имени лишь "торговые и представительские функции". Эти функции не предусматривали принятие решения о ликвидации общества. Суду при новом рассмотрении предложено выяснить, имеется ли волеизъявление иностранного лица на ликвидацию общества, выраженное в достоверной форме, и в зависимости от этого решить вопрос о действительности решения собрания акционеров <*>.
--------------------------------
<*> Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с защитой прав иностранных инвесторов. Информационное письмо от 18.01.2001 N 58. // Вестник ВАС РФ. 2001. N 3. С. 70 - 71.




Вернутся в раздел Комментарии к законам