1. Комментируемая статья рассматривает вопросы целей, условий и порядка создания филиала иностранного юридического лица, а также его ликвидации. Под филиалом иностранного юридического лица понимается обособленное подразделение иностранного юридического лица расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все функции или их часть, в том числе функции представительства. Филиал юридического лица, не является юридическим лицом, своим собственным имуществом не обладает, а наделяется имуществом создавшего его юридического лица, и действует на основании утвержденного положения. Руководитель филиала назначается головной организацией и действует на основании доверенности.
Цели создания и деятельности филиала соответствуют целям создания и деятельности головной организации - иностранного юридического лица. Решение о необходимости создания и ликвидации филиала принимает головная организация.
2. Создание филиала иностранного юридического лица на территории Российской Федерации осуществляется путем его аккредитации. Временным положением "О порядке аккредитации филиалов иностранных юридических лиц, создаваемых на территории Российской Федерации", аккредитация и ведение государственного реестра филиалов иностранных юридических лиц, аккредитованных на территории Российской Федерации, возложены на Управление аккредитации Государственной регистрационной палаты при Министерстве юстиции Российской Федерации <*>.
--------------------------------
<*> П. 2 Временного положения "О порядке аккредитации филиалов иностранных юридических лиц, создаваемых на территории Российской Федерации" (утв. Минюстом РФ 31 декабря 1999 г.) // Текст положения официально опубликован не был.
Для аккредитации филиала иностранного юридического лица организация, принявшая решение об аккредитации своего филиала на территории Российской Федерации, представляет в Регистрационную палату следующие документы <*>:
--------------------------------
<*> П. 14 Временного положения.
а) письменное заявление на фирменном бланке, подписанное руководителем иностранного юридического лица, с указанием: наименования, организационно-правовой формы, даты регистрации, места нахождения, вида деятельности и информации о деловых связях с российскими партнерами, перспектив развития сотрудничества иностранного юридического лица, цели открытия филиала иностранного юридического лица и места нахождения на территории Российской Федерации. Заявление составляется на русском языке;
б) устав иностранного юридического лица;
в) свидетельство о регистрации иностранного юридического лица или выписку из торгового реестра;
г) решение иностранного юридического лица об открытии филиала в Российской Федерации;
д) положение о филиале, где должны быть указаны наименование филиала и его головной организации, организационно-правовая форма головной организации, местонахождение филиала на территории Российской Федерации и юридический адрес его головной организации, цели создания и виды деятельности филиала, состав, объем и сроки вложения капитала в основные фонды филиала, порядок управления филиалом и другие сведения, отражающие особенности деятельности филиала;
е) рекомендательное письмо банка, обслуживающего иностранное юридическое лицо и подтверждающего его платежеспособность.
Если представленные на аккредитацию документы составлены на иностранном языке - требуется их перевод на русский язык, нотариальное заверение и легализация консульскими учреждениями Российской Федерации или апостиль.
За аккредитацию филиалов иностранных организаций, создаваемых на территории Российской Федерации, взимается государственная пошлина в размере 60000 рублей за каждый филиал <*>.
--------------------------------
<*> П. 4 ч. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации.
3. При аккредитации филиала иностранного юридического лица производится внесение информации о нем в Государственный реестр филиалов иностранных юридических лиц, аккредитованных на территории Российской Федерации, а также выдача свидетельства об аккредитации. Под Государственным реестром филиалов иностранных юридических лиц, аккредитованных на территории Российской Федерации, понимается систематизированный свод достоверных сведений о филиалах иностранных юридических лиц, аккредитованных на территории Российской Федерации. Соответственно, внесение в Государственный реестр филиалов иностранных юридических лиц, аккредитованных на территории Российской Федерации, означает включение в автоматизированную базу данных сведений об иностранном юридическом лице, присвоение реестрового номера, выдачу свидетельства установленного образца и проставление отметки о внесении в Государственный реестр на положении о филиале (п. 10 Временного положения). Именно получение свидетельства об аккредитации и внесении в Реестр сведений о филиале иностранного юридического лица дает право филиалу заниматься коммерческой деятельностью на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 10 Временного положения в свидетельстве об аккредитации и внесении в Государственный реестр филиалов иностранных юридических лиц, аккредитованных на территории Российской Федерации, указываются:
а) полное и сокращенное (если необходимо) наименование иностранного юридического лица на русском языке;
б) страна регистрации иностранного юридического лица;
в) название населенного пункта, где расположен филиал иностранного юридического лица на территории Российской Федерации;
г) срок, на который филиал иностранного юридического лица аккредитуется на территории Российской Федерации;
д) номер свидетельства;
е) дата выдачи свидетельства.
Свидетельство заверяется гербовой печатью и подписью Председателя Регистрационной палаты.
Аккредитация филиала иностранного юридического лица и выдача свидетельства осуществляются на срок до 5 лет. Срок может быть продлен по письменному заявлению руководства иностранного юридического лица, сделанному за тридцать дней до истечения срока аккредитации филиала иностранного юридического лица, аккредитованного на территории Российской Федерации. При этом в аккредитующий орган предоставляется также ежегодный отчет о деятельности филиала.
4. Отказ в аккредитации филиала иностранного юридического лица возможен только при наличии определенных в законе целей и оснований:
а) не представлены необходимые для аккредитации документы;
б) сообщена неточная или неверная информация об иностранном юридическом лице;
в) деятельность иностранного юридического лица противоречит действующему российскому законодательству <*>.
--------------------------------
<*> П. 22 Временного положения.
Филиалу может быть также отказано в аккредитации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
5. Деятельность филиала иностранного юридического лица, аккредитованного на территории Российской Федерации, прекращается <*>:
--------------------------------
<*> Ч. 24 Временного положения.
а) по истечении срока аккредитации, если иностранное юридическое лицо не обратилось в Палату с просьбой о продлении аккредитации;
б) в случае ликвидации иностранного юридического лица, имеющего филиал, аккредитованный на территории Российской Федерации;
в) по решению иностранного юридического лица, открывшего филиал;
г) по решению суда;
д) в случае если деятельность филиала иностранного юридического лица противоречит российскому законодательству.
Федеральный закон от 24.06.1999 N 119-ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Постановление Правительства РФ от 21.12.2000 N 990 (ред. от 04.07.2003) "Об утверждении положения о министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации" утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 27.08.2004 N 443 "Об утверждении Положения о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации". 6. Комментируемый Закон не содержит положений, регламентирующих открытие на территории Российской Федерации представительств иностранных юридических лиц, что на практике приводит к значительному количеству коллизий. Так, прокурор Сахалинской области обратился в суд с заявлением о признании недействительными постановления первого вице-губернатора Сахалинской области N 480 "Об аккредитации представительств иностранных юридических лиц на территории Сахалинской области" и утвержденного этим постановлением "Положения об аккредитации представительств иностранных юридических лиц и их отделений, осуществляющих деятельность на территории Сахалинской области", ссылаясь на то, что указанные нормативные правовые акты противоречат пунктам "л" и "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации, п. 3 статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 119-ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации", статьям 21 и 24 Федерального закона РФ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" от 9 июля 1999 года N 160-ФЗ, пункту 2 Постановления Правительства РФ от 6 июня 1994 года N 655 "О Государственной регистрационной палате при Министерстве экономики Российской Федерации"; пунктам 2 и 3 Постановления Правительства РФ от 21 декабря 1999 года N 1419 "О федеральном органе исполнительной власти, ответственным за координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по привлечению в экономику Российской Федерации прямых иностранных инвестиций и аккредитацию филиалов юридических лиц"; подпункту 4 пункта 3 и подпункту 67 пункта 7 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2000 года N 990 "Об утверждении Положения о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации".
Решением Сахалинского областного суда от 20 марта 2002 года 18 февраля 2002 года заявление прокурора Сахалинской области было удовлетворено.
В кассационной жалобе Администрации Сахалинской области поставлен вопрос об отмене решения, как вынесенного с нарушением норм материального права.
Однако в своем Определении Судебная коллегия Верховного Суда РФ указала, что в соответствии со ст. ст. 21 и 24 Федерального закона от 9 июля 1999 года N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" аккредитация филиалов иностранных юридических лиц была возложена на федеральные органы исполнительной власти - на Государственную регистрационную палату при Министерстве юстиции РФ и Министерство экономического развития и торговли РФ (п. 2 Постановления Правительства РФ от 21 декабря 1999 года N 1419 "О федеральном органе исполнительной власти, ответственном за координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по привлечению в экономику Российской Федерации прямых иностранных инвестиций и аккредитации филиалов иностранных юридических лиц", подпункт 4 пункта 3, подпункт 67 пункта 7 Положения о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2000 года N 990 "Об утверждении Положения о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации").
Довод о том, что вопросы аккредитации представительств иностранных юридических лиц не урегулированы на федеральном уровне, что федеральным законодательством урегулирован только вопрос об аккредитации филиалов иностранных юридических лиц, но не их представительств, а потому Сахалинская область вправе осуществлять собственное регулирование этих вопросов, был предметом судебного разбирательства и правильно признан необоснованным.
Решение суда было признано законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы Сахалинской областной Судебная коллегия не нашла <*>.
--------------------------------
<*> Извлечение из Определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 мая 2002 г. N 64-Г02-10.
Таким образом, на наш взгляд, при открытии и аккредитации на территории РФ представительства иностранного юридического лица следует руководствоваться указанными выше нормативными актами, а также Приказом Минюста РФ от 25 ноября 1999 г. N 341 "О передаче функций отдела по работе с представительствами иностранных юридических фирм" <*>, а также письмом Минторга РФ от 5 октября 2000 г. N 51-14/320 <**>, в соответствии с которым функции аккредитации представительств иностранных компаний и фирм, включая таможенную поддержку на ввоз в Россию грузов, необходимых для обеспечения деятельности представительств, переданы в Государственную регистрационную палату при Министерстве юстиции Российской Федерации.
--------------------------------
<*> Приказ Минюста РФ от 25 ноября 1999 г. N 341 "О передаче функций отдела по работе с представительствами иностранных юридических фирм" // Текст Приказа официально опубликован не был.
<**> Письмо Минторга РФ от 5 октября 2000 г. N 51-14/320 // Текст письма официально опубликован не был.
7. При аккредитации представительства иностранной организации в регистрирующий орган предоставляются:
а) доверенность, выданная представителю иностранной компании, о проведении переговоров об открытии представительства этой компании на территории Российской Федерации;
б) письменное заявление с указанием: наименования компании, времени ее возникновения, места нахождения, предмета деятельности, органов управления и руководства, представляющих компанию согласно уставу или положению, целей открытия представительства, информации о деловых связях с российскими партнерами и о перспективах развития сотрудничества.
в) устав (в том случае, если по законодательству иностранного государства компания не имеет устава, то предоставляется документ, подтверждающий это законоположение, выданный уполномоченным на это органом);
г) свидетельство о регистрации или выписку из торгового реестра, подтверждающую регистрацию компании;
д) решение компании об открытии представительства на территории Российской Федерации;
е) Банковская справка из страны регистрации компании, подтверждающая ее платежеспособность;
ж) положение о представительстве компании;
з) рекомендательные письма от российских деловых партнеров (не менее двух в свободной форме);
и) документ, подтверждающий юридический адрес представительства (гарантийное письмо с отметкой БТИ или с приложением копии договора об аренде или свидетельства о собственности);
к) карточка сведений о представительстве (выдается в Палате, заполняется на печатной машинке в 2-х экземплярах) <*>.
--------------------------------
<*> Перечень документов, необходимых для аккредитации представительств иностранных компаний при Государственной регистрационной палате (утв. Государственной регистрационной палатой России) Текст Перечня официально опубликован не был.
8. К сожалению, отечественные нормативные акты говорят об аккредитации филиалов (в редких случаях - представительств) только иностранных юридических лиц. Однако сам Закон "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" в качестве иностранного инвестора называет не только юридических лиц, но и организации, не являющиеся по законодательству страны происхождения юридическими лицами. Следует согласиться, что жесткие формулировки относительно иностранных субъектов, деятельность которых аккредитуется в России, не только не корреспондируют друг другу, но еще и не учитывают различий российского и иностранного законодательства. Например, в Германии и Швейцарии полные и коммандитные товарищества не являются юридическими лицами <*>. Таким образом, имеется насущная необходимость внесения соответствующих изменений в отечественное законодательство.
--------------------------------
<*> См.: Еремеишвили Л.А. Некоторые вопросы правового регулирования иностранных инвестиций в РФ // Государство и право на рубеже веков. Международное право (материалы Всероссийской конференции). М., 2000. С. 120.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 21. Создание и ликвидация филиала иностранного юридического лица. Комментарий к статье 21
Вернутся в раздел Комментарии к законам