1. В целях наращивания объемов привлечения иностранных инвестиций в экономику России необходимы разработка и последовательное проведение в жизнь единой и согласованной государственной политики в области иностранных инвестиций, способствующей улучшению инвестиционного климата и повышению инвестиционной привлекательности страны.
Вмешательство государства должно отвечать интересам всех слоев общества, для того чтобы достичь наиболее эффективного общественного производства. Общественное производство может считаться эффективным только тогда, когда происходит гармоничное развитие всех структур общества, т.е. когда наряду с производственным сектором инвестиции обеспечивают необходимое развитие социальной, экономической и культурной сфер.
2. Действующая стратегия инвестиционной политики, к сожалению, содержит слишком много декларативных положений и во многом не учитывает специфики экономического развития Российской Федерации. Стратегия государственной инвестиционной политики на первом этапе предполагает реализацию законотворческих инициатив, связанных с либерализацией экономики и снижением участия государства в инвестиционной деятельности, которое, по мнению разработчиков, будет компенсировано ростом частного капитала, в том числе иностранного. На следующих этапах акцент будет делаться на обеспечение условий для развития высококонкурентных секторов экономики, осуществление мер, направленных на ликвидацию неэффективных производств. К сожалению, под такие критерии могут попасть научно-исследовательские институты, наукоемкие производства, производства с долгосрочным периодом окупаемости, а также не приносящие прибыль, но социально необходимые предприятия (например, коммунальные). При таком подходе политика развития большинства ключевых отраслей нового технологического уклада, расширение которого определяет экономический рост в долгосрочной перспективе, не вписывается в стратегию государственной инвестиционной политики <*>.
--------------------------------
<*> Самарина Т.П. Стратегия досрочного развития и роль государства в переходной экономике: российские подходы и мировой опыт // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2001. N 11 (142). С. 30 - 35.
3. Как известно, государство для выполнения своих функций регулирования экономики использует как экономические (косвенные), так и административные (прямые) методы воздействия на экономику страны путем издания и корректировки соответствующих законодательных актов и постановлений, а также путем проведения определенной экономической, в том числе и инвестиционной, политики <*>.
--------------------------------
<*> См.: Сергеев И.В. Веретенникова И.И. Организация и финансирование инвестиций: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2000. С. 31.
Административные меры следует предпринимать только тогда, когда экономические меры оказываются неприемлемыми или неэффективными. В остальных случаях административными мерами устанавливаются только общие основы инвестиционной деятельности. Об этом свидетельствует тот факт, что в большинстве развитых и экономически благополучных стран отсутствует специальное законодательство, посвященное иностранным инвестициям. В них действует общее законодательство, регламентирующее инвестирование, вне зависимости от того, кем оно производится: иностранным инвестором или отечественным.
4. Реализация инвестиционной политики по сути своей направлена на улучшение социально-экономического положения в обществе в целом. Решение экономических проблем тесно связано с социальными проблемами, поэтому инвестиционную политику, как считают некоторые специалисты, можно считать важнейшим направлением социально-экономической политики государства, позволяющим добиться поставленных целей посредством государственного управления финансовыми средствами независимо от источников их образования.
Органом, полномочным на разработку и реализацию государственной политики в сфере иностранных инвестиций, является Правительство Российской Федерации <*> - высший исполнительный орган государственной власти РФ.
--------------------------------
<*> Подробнее см.: ст. 14 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (с изменениями от 31 декабря 1997 г., 19 июня, 3 ноября 2004 г., 1 июня 2005 г.) // Собрание законодательства РФ. 1997. N 51. Ст. 5712.
Комментируемая статья предусматривает конкретный перечень полномочий в указанной сфере.
Не секрет, что при проведении политики прямых иностранных инвестиций надо учитывать и рекомендации Мирового банка, основанные на проведенном в конце 80-х - начале 90-х годов исследовании деятельности 3600 предпринимателей из 69 стран. Перечень разработанных этой международной организацией рекомендательных основных задач для правительств по привлечению прямых иностранных инвестиций включал:
а) создание ясной правовой базы;
б) обеспечение макроэкономической стабильности;
в) инвестирование в сферу услуг и инфраструктуру;
г) защиту неимущих и окружающей среды <*>.
--------------------------------
<*> Смирнов А.А. Государственная концепция в инвестиционных вопросах // Законодательство и экономика. 2003. N 4. С. 25 - 27.
При формировании экономической среды в целях повышения инвестиционной активности можно выделить следующие основные приоритетные сферы капиталовложений, направление средств в которые подлежит государственному воздействию:
а) производства, ориентированные на выпуск импортозамещающей продукции, включая промежуточную;
б) предприятия, ориентированные на выпуск конкурентоспособной продукции;
в) производства, на продукцию которых, согласно прогнозным оценкам, в течение длительного времени будет сохраняться повышенный спрос;
г) предприятия, осваивающие выпуск новых видов продукции или продукции более высокого качества. Их стимулирование связано с повышенным риском для инвесторов;
д) производственная и социальная инфраструктуры;
е) наукоемкие и высокотехнологические производства;
ж) производства с длительным сроком окупаемости;
з) иные производства, имеющие повышенное социальное или хозяйственное значение.
5. При разработке государственной политики в сфере инвестиционной деятельности необходимо учитывать зарубежный опыт. Так, например, для того чтобы получить финансовую поддержку согласно нормам Польского закона "О финансовой поддержке инвестиций" инвестиции должны соответствовать одному из перечисленных условий <*>:
--------------------------------
<*> Загородников С.А. Регулирование прямых иностранных инвестиций в странах Центральной и Восточной Европы // Банковское дело. Москва. 2004. N 004. С. 38 - 43.
а) объем новых инвестиций должен превышать 10 млн. евро;
б) объем инвестиций в развитие и модернизацию существующего бизнеса должен превышать 500 тыс. евро и должно обеспечивать функционирование 100 или более рабочих мест (50 рабочих мест для инвестиций в приоритетные регионы) на протяжении, по крайней мере, пяти лет;
в) в результате инвестиций должно обеспечиваться создание 20 и более новых рабочих мест на протяжении, по крайней мере, пяти лет;
г) инвестиции должны обеспечивать внедрение новых технологий, которые позволяют производить современные и конкурентоспособные товары либо услуги;
д) инвестиции должны обеспечивать внедрение новых и отвечающих современным экологическим требованиям технологий.
Финансовая поддержка осуществляется в перечисленных ниже формах:
а) для инвесторов: субсидирование, размер которого устанавливается в процентах от объема инвестиций. При этом размер субсидии не может превышать 50% от максимального объема государственных инвестиций в регионе; субсидирование в размере не более 4 тыс. евро за каждое созданное рабочее место; субсидирование в размере до 1150 евро за подготовку и обучение каждого нанятого работника;
б) для региональных сообществ: помощь в создании либо улучшении региональной инфраструктуры в целях привлечения инвесторов.
Указанная норма позволяет стимулировать приток инвестиций на наиболее выгодных для принимающей страны условиях или в наиболее важные сферы деятельности, повысить технологический уровень национального производства, обеспечить рабочими местами большое число граждан принимающего государства.
6. Значительную роль в реализации государственной инвестиционной политики играет Российский центр содействия иностранным инвестициям при Министерстве экономики Российской Федерации <*>. Основными задачами Центра являются:
--------------------------------
<*> Центр образован Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1995 г. N 657 "О Российском центре содействия иностранным инвестициям при Министерстве экономики Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1995. N 28. Ст. 2683.
а) информационно-консультативное содействие иностранным инвесторам и российским организациям на всех этапах реализации инвестиционных проектов;
б) маркетинг федеральных и региональных инвестиционных программ и проектов за рубежом;
в) разработка и реализация рекламной и информационной стратегии по улучшению образа России как страны, принимающей инвестиции;
г) представление федеральным органам государственной власти обобщенной информации, связанной с иностранными инвестициями;
д) содействие российским организациям, иностранным фирмам и предпринимателям в поиске инвестиционных возможностей и конкретных партнеров;
е) участие в разработке предложений по улучшению инвестиционного климата в России с учетом рекомендаций Консультативного совета по иностранным инвестициям в России.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 23. Разработка и реализация государственной политики в области иностранных инвестиций. Комментарий к статье 23
Вернутся в раздел Комментарии к законам