Комментарии к законам

Статья 3. Законодательство Российской Федерации о лекарственных средствах. 1. Законодательство Российской Федерации о лекарственных средствах состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.



2. Особенности обращения наркотических лекарственных средств и психотропных веществ регулируются федеральными законами.
3. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.
Комментарий к статье 3
Комментируемая статья определяет законодательство РФ о лекарственных средствах.
Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает, что к законодательству РФ о лекарственных средствах относятся:
1) настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, иные нормативно-правовые акты РФ, а также законы и нормативно-правовые акты субъектов РФ. К законодательству РФ о лекарственных средствах относятся следующие нормативные акты:
2) Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (с изм. от 9 мая 2005 г.);
3) Отраслевой стандарт ОСТ "Стандарты качества лекарственных средств. Основные положения", утвержденный Приказом Минздрава РФ от 1 ноября 2001 г.;
4) Правила проведения сертификации в Системе сертификации лекарственных средств Системы сертификации ГОСТ Р, утвержденные Постановлением Госстандарта РФ от 24 мая 2002 г.;
5) Постановление Правительства РФ от 9 ноября 2001 г. N 782 "О государственном регулировании цен на лекарственные средства";
6) Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" (с изм. от 9 мая 2005 г.) и др.
Пункт 2 комментируемой статьи настоящего Закона устанавливает, что особенности обращения наркотических лекарственных средств и психотропных веществ регулируются Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах".
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах":
1) наркотические средства - это вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 г.;
2) психотропные вещества - это вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971 г.;
3) оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров - это культивирование растений; разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, пересылка, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, ввоз на таможенную территорию РФ, вывоз с таможенной территории РФ, уничтожение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, разрешенные и контролируемые в соответствии с законодательством Российской Федерации;
4) изготовление наркотических средств, психотропных веществ - действия, в результате которых на основе наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров получены готовые к использованию и потреблению формы наркотических средств, психотропных веществ или содержащие их лекарственные средства;
5) производство наркотических средств, психотропных веществ - это действия, направленные на серийное получение наркотических средств или психотропных веществ из химических веществ или растений;
6) незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ - это потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.
Государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту направлена на установление строгого контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ, на постепенное сокращение числа больных наркоманией, а также на сокращение количества правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ.
Политика государства в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту строится на следующих принципах:
1) государственная монополия на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ;
2) лицензирование всех видов деятельности, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ;
3) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;
4) приоритетность мер по профилактике наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, стимулирование деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду;
5) государственная поддержка научных исследований в области разработки новых методов лечения наркомании;
6) привлечение негосударственных организаций и граждан к борьбе с распространением наркомании и развитию сети учреждений медико-социальной реабилитации больных наркоманией;
7) развитие международного сотрудничества в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ на многосторонней и двусторонней основе.
В Российской Федерации действует государственная монополия на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ: культивирование растений; разработку, переработку, распределение, ввоз (вывоз), уничтожение наркотических средств, психотропных веществ.
Так, Приказом Минэкономики РФ от 21 октября 1999 г. N 468 "Об утверждении Перечня государственных унитарных предприятий, осуществляющих переработку и уничтожение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, и Перечня государственных унитарных предприятий, которые могут использовать изъятые из незаконного оборота и обращенные в доход государства инструменты и оборудование или прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ" утвержден Перечень государственных унитарных предприятий, осуществляющих переработку и уничтожение указанных средств. К ним относятся:
Федеральное унитарное предприятие "Московский эндокринный завод";
Государственное унитарное предприятие "Государственный научно-исследовательский институт органической химии и технологии";
Производственно-экспериментальный завод Всероссийского научно-исследовательского института лекарственных и ароматических растений.
Данные виды деятельности, а также производство наркотических средств или психотропных веществ, внесенных в список II, осуществляются только государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями в соответствии с Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Изготовление наркотических средств или психотропных веществ, внесенных в список II, также осуществляется только государственными или муниципальными унитарными предприятиями и государственными учреждениями. Нарушение государственной монополии на этот вид деятельности влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Производство и изготовление психотропных веществ, внесенных в список III, а также лекарственных средств, не внесенных в списки II и III и содержащих малые количества наркотических средств или психотропных веществ, осуществляется предприятиями и учреждениями независимо от их форм собственности.
Правовое регулирование деятельности в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы государственной власти. Что касается негосударственных организаций и объединений, то они не вправе осуществлять регулирование деятельности в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту.
Необходимо добавить, что деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, подлежит лицензированию. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2004 г. N 412 "О лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ" осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.
Кроме того, Правительство Российской Федерации устанавливает порядок допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также устанавливает:
перечень инструментов, оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств, психотропных веществ;
правила их разработки, производства, изготовления, хранения, перевозки, пересылки, отпуска, реализации, распределения, приобретения, использования, ввоза и вывоза на таможенную территорию Российской Федерации и порядок их уничтожения.
В этой связи необходимо сказать, что порядок допуска к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами лиц, которые в силу своих служебных обязанностей получат непосредственный доступ к ним, определяется в соответствии с Правилами допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами (утв. Постановлением Правительства РФ от 6 августа 1998 г. N 892 (с изм. от 6 февраля 2004 г.)).
Допуск лиц к работе с указанными средствами и веществами предусматривает ознакомление этих лиц с законодательством Российской Федерации о наркотических средствах и психотропных веществах, а также включение в трудовой договор (контракт) взаимных обязательств администрации организации и лица, связанных с оборотом этих средств.
Согласно указанным Правилам не допускаются к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами лица:
1) не достигшие 18-летнего возраста;
2) имеющие непогашенную или неснятую судимость за преступление средней тяжести, тяжкое преступление, особо тяжкое преступление либо преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе совершенное за пределами Российской Федерации;
3) которым предъявлено обвинение в совершении преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
4) больные наркоманией, токсикоманией и хроническим алкоголизмом;
5) признанные в установленном порядке непригодными к выполнению работ, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Подготовка материалов на лиц, которые оформляются на работу с наркотическими средствами и психотропными веществами, осуществляется управлениями (отделами) кадров или работником, ведущим кадровую работу в организации в том случае, если подобный отдел в организации отсутствует.
В целях получения вышеуказанных сведений руководитель организации или лицо, его замещающее, направляет соответствующие запросы в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по месту нахождения этой организации с приложением анкеты лица, оформляемого на работу, а также в учреждение здравоохранения по месту жительства этого лица. Запросы в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ могут направляться общим списком. Направлять граждан в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в учреждения здравоохранения за требуемыми документами не допускается.
На основании полученных из органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждений здравоохранения данных отделом кадров составляется письменное заключение о возможности допуска лица к работе, которое утверждается руководителем организации.
До утверждения этого документа подписание трудового договора (контракта) не допускается. В последующем трудовой договор (контракт) также может быть расторгнут в случаях, установленных законодательством Российской Федерации либо при выяснении обстоятельств, о которых мы говорили ранее.
Тем не менее гражданин вправе обжаловать в установленном порядке отказ в допуске к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами.
Что касается процесса обучения с применением подобных средств, то можно добавить, что студентам образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования разрешается работать в ходе учебного процесса с наркотическими средствами и психотропными веществами только в присутствии лиц, допущенных к работе с ними в установленном порядке.
Помимо прочего, важно добавить, что Постановлением Правительства РФ от 22 марта 2001 г. N 221 "Об утверждении Перечня инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств, психотропных веществ, и Правил разработки, производства, изготовления, хранения, перевозки, пересылки, отпуска, реализации, распределения, приобретения, использования, ввоза на таможенную территорию Российской Федерации, вывоза с таможенной территории Российской Федерации, уничтожения инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств, психотропных веществ" (с изм. от 1 февраля 2005 г.) был утвержден:
1) Перечень инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств, психотропных веществ;
2) Правила разработки, производства, изготовления, хранения, перевозки, пересылки, отпуска, реализации, распределения, приобретения, использования, ввоза на таможенную территорию Российской Федерации, вывоза с таможенной территории Российской Федерации, уничтожения инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств, психотропных веществ.
Согласно вышеназванным Правилам уничтожение инструментов и оборудования для производства и изготовления наркотических средств, психотропных веществ является четко регламентированным процессом во избежание различных нарушений.
Уничтожение инструментов и оборудования производится путем демонтажа, воздействия высоких температур, давления или иным способом до состояния, исключающего возможность их дальнейшего применения. Кроме того, уничтожение производится в присутствии комиссии, состав которой утверждается руководителем организации, имеющей на балансе эти инструменты и оборудование, а также представителя территориального органа Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.
По факту уничтожения инструментов и оборудования составляется акт, в котором указываются:
а) дата и место составления акта;
б) фамилии, имена, отчества лиц, принимавших участие в уничтожении, места их работы и занимаемые должности;
в) основания для уничтожения;
г) сведения о наименовании и количестве уничтоженных инструментов и оборудования;
д) способ уничтожения.
Акт об уничтожении инструментов и оборудования подписывается членами комиссии и представителем территориального органа Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, после чего хранится в архиве организаций, имевших на своем балансе эти инструменты и оборудование, в течение 10 лет. Копия акта в 10-дневный срок со дня уничтожения инструментов и оборудования направляется в территориальный орган Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.
Кроме того, в целях обеспечения контроля за использованием организациями инструментов и оборудования в обязательном порядке ведется журнал учета таких инструментов и оборудования.
В журнал учета заносятся любые операции по перемещению и уничтожению инструментов и оборудования, находящихся на балансе организаций. На основании записей в журнале учета организации представляют в установленном порядке сведения о своей деятельности.
Форма журнала учета утверждается руководителем организации и должна соответствовать установленным требованиям. В графах журнала учета указываются наименование инструментов и оборудования, их марки, заводские номера, реквизиты заводов-изготовителей и другие сведения. Журнал учета должен быть сброшюрован и скреплен печатью организации, его страницы должны быть пронумерованы. Количество страниц в журнале заверяется подписью руководителя организации до начала использования журнала.
Руководитель организации назначает лиц, ответственных за ведение и хранение журнала учета, и лиц, на которых возлагается контроль за ведением и хранением такого журнала.
Заполненный журнал учета сдается в архив организации, где хранится в течение 10 лет после внесения в него последней записи. По истечении указанного срока журнал учета подлежит уничтожению по акту, утверждаемому руководителем организации.
Уничтожение непосредственно самих наркотических средств и психотропных веществ может осуществляться в случаях, когда:
1) истек срок годности;
2) наркотическое средство или психотропное вещество подверглось химическому или физическому воздействию, следствием которого стала его непригодность, исключающая возможность восстановления или переработки;
3) неиспользованные наркотические средства принимаются от родственников умерших больных;
4) трудно определить, является препарат наркотическим средством или психотропным веществом;
5) конфискованное в незаконном обороте наркотическое средство или психотропное вещество не может быть использовано в медицинских, научных или иных целях, а также в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Уничтожение конфискованных или изъятых из незаконного оборота наркотиков, инструментов и оборудования, процесс уничтожения которых в соответствии с заключением комиссии, состоящей из представителей органов внутренних дел, здравоохранения и охраны окружающей среды, не требует технологической обработки, осуществляется путем сжигания в котельных или в яме глубиной не менее 50 см либо иным безопасным способом. В случае сжигания наркотических средств в яме, при соблюдении мер противопожарной безопасности, они предварительно должны быть облиты горючим веществом (бензин, керосин, мазут и т.п.). После полного сжигания наркотических средств яма закапывается.
Если процесс уничтожения наркотиков требует технологической обработки, то они направляются для уничтожения государственным унитарным предприятиям или государственным учреждениям при наличии у них лицензии на указанный вид деятельности.
Уничтожение инструментов и оборудования осуществляется в зависимости от их вида путем демонтажа, воздействия высоких температур, давления и другими способами до состояния, исключающего их дальнейшее использование для производства и изготовления наркотиков.
Об уничтожении наркотиков, инструментов и оборудования составляется акт, в котором указывается:
1) дата и место составления акта;
2) место работы, должность, фамилия, имя, отчество лиц, принимающих участие в уничтожении;
3) основания для уничтожения;
4) сведения о наименовании и количестве (весе, объеме) уничтожаемых наркотиков, инструментов и оборудования, а также о таре или упаковке, в которой они хранились;
5) способ уничтожения.
Количество экземпляров акта определяется по числу сторон, принимающих участие в уничтожении. Первый экземпляр акта подшивается в специальную папку, находящуюся у лица, ответственного за сохранность наркотиков.
Копия акта об уничтожении наркотиков, инструментов и оборудования направляется в орган, принявший решение об их уничтожении.
Сильнодействующие и ядовитые вещества уничтожаются подобным образом.
Что касается инструментов и оборудования, которые находятся под специальным контролем, то согласно Перечню инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств, психотропных веществ (утв. Постановлением Правительства РФ от 22 марта 2001 г. N 221) к ним относятся:
----------------------------------------T--------------------------¬
¦ Наименование инструментов и ¦ Код вида продукции ¦
¦ оборудования ¦ по ОКДП ¦
¦ ¦(проставляет организация) ¦
+---------------------------------------+--------------------------+
¦Пресс-инструменты, используемые с ¦ ¦
¦оборудованием для прессования таблеток ¦ 2946132 ¦
+---------------------------------------+--------------------------+
¦Оборудование для наполнения ампул ¦ 2946155 ¦
+---------------------------------------+--------------------------+
¦Оборудование для запайки ампул ¦ 2946156 ¦
+---------------------------------------+--------------------------+
¦Оборудование для прессования таблеток ¦ 2946172 ¦
L---------------------------------------+---------------------------
Вообще необходимо сказать о том, что в медицинских целях могут использоваться только наркотические средства и психотропные вещества, внесенные в списки II и III.
На наркотические средства и психотропные вещества, разрешенные для использования в медицинских целях, распространяется действие комментируемого Закона в части, не противоречащей Федеральному закону от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (с изм. и доп. от 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 1 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г.). Так, не допускается использование наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки II и III, в медицинской деятельности частнопрактикующих врачей.
Федеральный орган исполнительной власти в области здравоохранения определяет порядок и условия использования наркотических средств и психотропных веществ в медицинских целях. Контроль за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в аптечных организациях и учреждениях здравоохранения осуществляется специальными комиссиями, создаваемыми в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения по согласованию с федеральным органом исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Вообще в Российской Федерации запрещается лечение наркомании наркотическими средствами и психотропными веществами, внесенными в список II.
При наличии специального разрешения федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения допускается ввоз (вывоз) ограниченного количества наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки II и III, хранящихся в аптечках первой помощи на морских и воздушных судах международного сообщения и в поездах международных линий, в объемах, необходимых для оказания неотложной помощи. В таком разрешении должны быть указаны лицо или лица, ответственные за хранение и использование наркотических средств и психотропных веществ, а также условия их получения, регистрации, хранения, отпуска и должен быть определен порядок представления отчетов об их использовании.
Контроль за использованием наркотических средств и психотропных веществ, хранящихся в указанных аптечках первой помощи, возлагается на специально уполномоченные органы в области здравоохранения, а также на органы, осуществляющие противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ.
В этой связи необходимо добавить, что больной, следующий транзитом через территорию Российской Федерации, может провозить в целях лечения наркотические средства или психотропные вещества, внесенные в списки II и III, в соответствии с порядком, установленным Правительством РФ. Если же больной задерживается на территории Российской Федерации и для продолжения лечения нуждается в дополнительном приобретении наркотических средств или психотропных веществ, их отпуск осуществляется по рецепту, выданному в Российской Федерации в соответствии с Правилами оказания медицинской помощи иностранным гражданам, установленными Правительством РФ.
Так, согласно Правилам провоза наркотических средств или психотропных веществ в лечебных целях больными, следующими транзитом через территорию Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 15 июня 1998 г. N 591), больные, провозящие в лечебных целях через территорию Российской Федерации при следовании транзитом (трансфером) наркотические средства или психотропные вещества, внесенные в списки II и III Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, при въезде на территорию Российской Федерации, обязаны декларировать наличие у них каждого наркотического средства или психотропного вещества.
Вместе с декларацией больные предъявляют таможенным органам следующие документы:
а) медицинский документ, выданный уполномоченным на то органом страны проживания больного, о наличии у него заболевания, требующего применения наркотических средств или психотропных веществ, с указанием их наименования и количества;
б) вывозной сертификат на конкретные наркотические средства или психотропные вещества, выданный компетентным национальным органом страны проживания больного, включенным в официальное издание Организации Объединенных Наций "Компетентные национальные органы, действующие на основании международных договоров о контроле над наркотиками", и ввозной сертификат, выданный аналогичным компетентным органом страны, в которую направляется указанный больной.
Если же больные задерживаются на территории Российской Федерации вне пункта транзита (трансфера), то, кроме указанных документов, они должны получить ввозной сертификат компетентного органа Российской Федерации, дающий право на использование указанными лицами в лечебных целях на время пребывания в нашей стране наркотических средств или психотропных веществ, декларированных при въезде на территорию Российской Федерации.
Таможенные органы обязаны контролировать наличие таких документов, соответствие наименования и количества находящихся у больного наркотических средств или психотропных веществ данным, указанным в медицинском документе и сертификатах.
Больные, следующие транзитом (трансфером) через территорию Российской Федерации, должны быть официально (в письменной форме) предупреждены таможенными органами о запрещении передавать иным лицам находящиеся в их распоряжении для лечебных целей наркотические средства или психотропные вещества.
Такой жесткий контроль обусловлен тем, что в Российской Федерации запрещается потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача. В этой связи лицо, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно больно наркоманией, находится в состоянии наркотического опьянения либо потребило наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача, может быть направлено на медицинское освидетельствование.
Медицинское освидетельствование такого лица проводится в специально уполномоченных на то органами управления здравоохранением учреждениях здравоохранения по направлению органов прокуратуры, органов дознания, органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, следователя или судьи. Для направления на медицинское освидетельствование судьи, прокуроры, следователи, органы дознания выносят постановление, при этом решение о направлении на медицинское освидетельствование может быть обжаловано в суд или опротестовано прокурором.
Поскольку в Российской Федерации запрещено потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, законом предусмотрена ответственность за данный вид правонарушений. Так, ст. 6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (с изм. и доп. от 25 апреля, 25 июля, 30, 31 октября, 31 декабря 2002 г., 30 июня, 4 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 9 мая, 26, 28 июля, 20 августа, 25 октября, 28, 30 декабря 2004 г., 21 марта, 22 апреля, 9 мая, 2, 21, 22 июля 2005 г.) устанавливает, что потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток. Однако лицо, добровольно обратившееся в лечебно-профилактическое учреждение для лечения в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, освобождается от административной ответственности за данное правонарушение. Кроме того, лицо, в установленном порядке признанное больным наркоманией, может быть с его согласия направлено на медицинское и социальное восстановление в лечебно-профилактическое учреждение и в связи с этим освобождается от административной ответственности за совершение правонарушений, связанных с потреблением наркотических средств или также психотропных веществ.
Также ст. 20.22 КоАП РФ устанавливает, что появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, а равно потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.
В Российской Федерации также запрещена пропаганда наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (то есть деятельность физических или юридических лиц, направленная на распространение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также производство и распространение книжной продукции, продукции средств массовой информации, распространение в компьютерных сетях указанных сведений или совершение иных действий в этих целях).
Также запрещена пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров либо пропаганда использования в медицинских целях наркотических средств, психотропных веществ, подавляющих волю человека либо отрицательно влияющих на состояние его психического или физического здоровья.
Пункт 3 комментируемой статьи настоящего Закона содержит положение, в соответствии с которым международными договорами РФ могут быть установлены иные правила, чем предусмотренные комментируемым Законом. В таких случаях применяются правила международного договора.
Международное право содержит ряд основополагающих принципов и норм, которые признаются всеми государствами и являются обязательными для них.
Международные правовые акты носят общий характер и устанавливают ориентиры деятельности в той или иной области каждого государства, подписавшего данный нормативный акт. Нарушение государствами своих обязательств влечет за собой ответственность по международному праву, это положение в полной мере касается и оборота лекарственных средств.




Вернутся в раздел Комментарии к законам