(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
2. Производство лекарственных средств осуществляется организациями - производителями лекарственных средств, имеющими лицензии на производство лекарственных средств.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
3. Запрещается производство лекарственных средств:
1) не прошедших государственную регистрацию в Российской Федерации, за исключением лекарственных средств, предназначенных для проведения клинических исследований;
2) без лицензии на производство лекарственных средств;
3) с нарушением правил организации производства и контроля качества лекарственных средств, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
4. Производство патентованных лекарственных средств и их продажа осуществляются в соответствии с патентным законодательством Российской Федерации, а также Законом Российской Федерации "О торговых знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров".
Комментарий к статье 13
Комментируемая статья настоящего Закона устанавливает требования к производству лекарственных средств.
Часть 1 комментируемой статьи устанавливает требование, в соответствии с которым производство лекарственных средств (т.е. серийное получение лекарственных средств) осуществляется по правилам организации производства и контроля качества лекарственных средств, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти. Федеральный орган исполнительной власти занимается проведением государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере обращения лекарственных средств.
Требования к производству лекарственных средств устанавливаются в таких нормативно-правовых документах, как Отраслевой стандарт ОСТ 42-510-98 "Правила организации производства и контроля качества лекарственных средств (GMP)", введенный в действие совместным Приказом Минздрава РФ и Минэкономики РФ от 3 декабря 1999 г. N 432/512, а также Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52249-2004 "Правила производства и контроля качества лекарственных средств", утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 10 марта 2004 г. N 160-ст.
Кроме того, Постановлением Госстандарта "Об утверждении и введении в действие "Правил проведения сертификации в Системе сертификации лекарственных средств Системы сертификации ГОСТ Р" были разработаны Правила проведения сертификации в Системе сертификации лекарственных средств Системы сертификации ГОСТ Р во исполнение Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (с изм. и доп. от 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2004 г.).
В мировой практике одним из важнейших документов, определяющих требования к производству и контролю качества лекарственных средств для человека и животных, являются "Правила производства лекарственных средств" - "Good Manufacturing Practice for Medicinal Products (GMP)". Данные Правила направлены на обеспечение высокого уровня качества и безопасности лекарственных средств и гарантирование того, что лекарственное средство изготовлено в соответствии со своей формулой (составом), не содержит посторонних включений, маркировано надлежащим образом, упаковано и сохраняет свои свойства в течение всего срока годности.
Правила GMP устанавливают требования к системе управления качеством, контролю качества, персоналу, помещениям и оборудованию, документации, производству продукции и проведению анализов по контрактам, рекламациям, порядку отзыва продукции и организации самоинспекций.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52249-2004 устанавливает требования к производству и контролю качества лекарственных средств для человека и животных, а также распространяется на все виды лекарственных средств. Кроме того, этот стандарт устанавливает общие требования к производству и контролю качества, а также специальные требования к производству отдельных видов лекарственных средств.
В этой связи указанным стандартом (ГОСТ Р 52249-2004) установлено, что для получения продукции требуемого качества технологические операции следует выполнять согласно промышленному регламенту и соответствующим инструкциям, требованиям этого стандарта, а также нормативных документов и регистрационного досье.
Производственный процесс и его контроль должны выполняться квалифицированным персоналом. Все операции с материалами и продукцией (например, приемка, карантин, отбор проб, хранение, маркировка, подготовка, приготовление, упаковка и отгрузка) должны выполняться согласно письменным инструкциям или методикам и, при необходимости, протоколироваться. Любые поступающие материалы должны быть проверены на соответствие заказу. Тару и упаковку следует очищать и маркировать. Факты повреждения тары и упаковки, которые могут оказать отрицательное влияние на качество материалов, следует расследовать и протоколировать с последующим сообщением в отдел контроля качества.
Поступающие материалы и произведенная готовая продукция должны немедленно помещаться в карантин, действующий по принципу раздельного хранения или за счет организационных мер, и содержаться в нем до получения разрешения на использование или отгрузку.
Приемка промежуточной и нерасфасованной продукции выполняется по правилам, действующим для исходных материалов.
Все материалы и продукция должны храниться в соответствующих условиях, определяемых производителем, в порядке, обеспечивающем разделение серий продукции и ее оборот на складе.
Для гарантии отсутствия отклонений за допустимые пределы следует обеспечить контроль выхода продукции и количественное сопоставление его с данными промышленного регламента.
При производстве лекарственных средств не допускается одновременное или последовательное проведение операций с различными продуктами в одном и том же помещении при отсутствии защиты от риска перепутывания или перекрестного загрязнения.
Продукция и материалы должны быть защищены от микробного и других видов загрязнений на всех этапах производства.
При работе с сухими материалами и продуктами необходимо принимать особые меры предосторожности по предотвращению образования и распространения пыли, особенно при работе с сильнодействующими и сенсибилизирующими веществами.
В ходе выполнения технологического процесса на всех материалах, упаковках с нерасфасованной продукцией, основном оборудовании и помещениях должны быть обозначения (маркировка) с указанием производимой продукции или материала, его дозировкой (при необходимости) и номера серии. При необходимости указывают стадию технологического процесса.
Обозначения (маркировка) на упаковке, оборудовании или помещениях должны быть четкими, однозначными, установленной формы. Кроме применения буквенных обозначений используют цветовую маркировку, указывающую статус продукции (например, "Карантин", "Принято", "Отклонено", "Чистое" и т.п.).
При производстве лекарственных средств не допускается отклонение от инструкций. При необходимости письменное разрешение на отклонение от инструкций должно быть получено от компетентных лиц и отдела контроля качества.
В производственные помещения может входить только персонал, имеющий право доступа в них.
Как правило, в помещениях и на оборудовании, предназначенных для производства лекарственных средств, не допускается изготовление продукции немедицинского назначения.
Стандарт (GMP) не распространяется на обеспечение промышленной безопасности, пожарной безопасности, взрывобезопасности, химической безопасности и безопасности других видов при производстве лекарственных средств, требования к которым приведены в других нормативных документах.
Правила проведения сертификации в Системе сертификации лекарственных средств Системы сертификации ГОСТ Р определяют основные принципы и требования, связанные с порядком сертификации зарегистрированных в Государственном реестре лекарственных средств отечественного и зарубежного производства с целью защиты прав и интересов потребителей и проведения единой государственной политики в области обеспечения населения высококачественными лекарственными средствами. Указанные Правила не распространяются на лекарственные средства, изготовляемые в аптеках по рецептам врачей, по требованиям учреждений здравоохранения, внутриаптечную заготовку и фасовку, а также лекарственные средства, предназначенные для проведения клинических исследований.
Часть 2 комментируемой статьи настоящего Закона устанавливает, что производство лекарственных средств осуществляется организациями - производителями лекарственных средств, имеющими лицензии на этот вид деятельности.
В соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изм. и доп. от 13, 21 марта, 9 декабря 2002 г., 10 января, 27 февраля, 11, 26 марта, 23 декабря 2003 г., 2 ноября 2004 г., 21 марта, 2 июля 2005 г.), а также ст. 15 настоящего Закона лицензирование производства лекарственных средств должно осуществляться в обязательном порядке.
Часть 1 ст. 41 Конституции РФ закрепляет право каждого гражданина на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Указанное право обеспечивается государством предоставлением государственными и муниципальными учреждениями бесплатной медицинской помощи, а также иными мерами, в том числе лицензированием.
Согласно ст. 1 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемиологического характера, направленных на укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.
Охрана здоровья населения России является одним из приоритетных направлений социальной политики государства в период реформирования экономики и социальной сферы, что обеспечивается лицензированием таких видов деятельности, осуществление которых либо последствия осуществления которых могут причинить вред здоровью (физическому или психическому) или жизни человека.
Такими видами деятельности являются: производство лекарственных средств; деятельность по распространению лекарственных средств и изделий медицинского назначения; культивирование растений, используемых для производства наркотических средств и психотропных веществ; деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, уничтожение), и т.д.
Часть 3 комментируемой статьи настоящего Закона устанавливает запрет для производства лекарственных средств.
Во-первых, не прошедших государственную регистрацию в Российской Федерации, кроме лекарственных средств, предназначенных для проведения клинических исследований.
В соответствии с Правилами государственной регистрации лекарственных средств, а также ст. 19 настоящего Закона государственной регистрации подлежат лекарственные средства, включая гомеопатические лекарственные средства, иммунобиологические лекарственные средства, а также вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезней, предотвращения беременности.
Лекарственные средства могут производиться, продаваться и применяться на территории Российской Федерации, только если они зарегистрированы Министерством здравоохранения РФ. Государственной регистрации не подлежат лекарственные средства, изготовляемые в аптеках по рецептам врачей.
Во-вторых, без лицензии на производство лекарственных средств.
В соответствии с Положением о лицензировании производства лекарственных средств (утв. Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2002 г. N 500 (с изм. от 3 октября 2002 г.)), которое определяет порядок лицензирования производства лекарственных средств, осуществляемого юридическими лицами, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении производства лекарственных средств являются:
1) государственная регистрация в РФ в установленном порядке лекарственных средств, заявленных соискателем лицензии для производства;
2) соблюдение правил организации производства и контроля качества лекарственных средств, утвержденных в установленном порядке;
3) соответствие производственных помещений и оборудования техническим нормам и требованиям;
4) наличие у соискателя лицензии и лицензиата принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений и оборудования, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности;
5) наличие в штате юридического лица работников, ответственных за производство, качество и маркировку лекарственных средств, имеющих высшее или среднее специальное образование (химико-технологическое, биотехнологическое, фармацевтическое или медицинское) и стаж работы по специальности не менее 3 лет;
6) другие требования.
В-третьих, с нарушением правил организации производства и контроля качества лекарственных средств.
Контроль качества включает в себя отбор проб, проведение испытаний (анализов) и оформление соответствующей документации.
Инструкции по организации, документированию и выдаче разрешения на выпуск продукции должны включать в себя проведение всех необходимых испытаний и запрещать использование исходного сырья и материалов и реализацию готовой продукции до подтверждения соответствия качества установленным требованиям.
Государственный контроль эффективности и безопасности лекарственных средств осуществляется в форме предрегистрационной и пострегистрационной экспертизы с использованием документальных, лабораторных и клинических данных, представляемых в форме экспертных заключений уполномоченного подведомственного учреждения по экспертизе эффективности и безопасности лекарственных средств.
Министерство здравоохранения и социального развития РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей, включая вопросы организации медицинской профилактики, в том числе инфекционных заболеваний и СПИДа, медицинской помощи и медицинской реабилитации, фармацевтической деятельности, качества, эффективности и безопасности лекарственных средств, санитарно-эпидемиологического благополучия, уровня жизни и доходов населения, демографической политики, медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы, курортного дела, оплаты труда, пенсионного обеспечения, в том числе негосударственного пенсионного обеспечения, социального страхования, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (за исключением вопросов оплаты труда), социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей.
Государственный контроль эффективности и безопасности лекарственных средств включает в себя: анализ результатов клинических и доклинических исследований, рассмотрение нормативной документации, экспертизу образцов, использование торговых наименований лекарственных средств и другие исследования.
В комплект документов и данных, представляемых заявителем для проведения экспертизы эффективности и безопасности лекарственного средства, включаются:
1) заявление о проведении экспертизы лекарственного средства, в котором указываются:
наименование и адрес (почтовый и местонахождения) организации-разработчика, предприятия-производителя или их представителей, заявителя, их контактные телефоны, факс и e-mail (при наличии нескольких последовательно выполняющих производственный процесс предприятий указываются реквизиты всех участников);
названия лекарственного средства, включая международное непатентованное название, химическое название, торговое название;
сведения о правах на объекты интеллектуальной собственности в отношении лекарственного средства;
перечень активных ингредиентов и вспомогательных веществ, входящих в состав лекарственного средства, их количество (с указанием международных непатентованных названий и субстанции активного вещества);
название лекарственной формы в соответствии с рекомендуемым перечнем названий лекарственных форм, используемых при предрегистрационной и пострегистрационной экспертизе лекарственных средств; рекомендуемые дозы, способ и пути введения пациенту лекарственного средства (в соответствии с установленным порядком);
перечень всех медицинских показаний лекарственного средства в соответствии с международной классификацией болезней;
описание внешнего вида лекарственной формы, перечень и описание первичной и потребительской упаковки;
срок хранения (общий срок хранения, срок хранения после восстановления лекарственного средства или после вскрытия первичной упаковки);
условия хранения, в том числе после восстановления лекарственного средства или после вскрытия первичной упаковки; для лекарственных средств зарубежного производства информация приводится на русском и английском языке.
Также указываются данные о производстве лекарственного средства: краткое описание способа изготовления лекарственного средства, информация о производстве ингредиентов, входящих в его состав, документы, подтверждающие наличие необходимых условий для производства лекарственного средства и соответствие его национальным стандартам, документы, подтверждающие наличие у предприятия-производителя права на производство лекарственных средств. Документы, подтверждающие разрешение на размещение (продажу) лекарственного средства на рынке своей или любой другой страны, если оно предусмотрено национальным законодательством. Отечественными предприятиями-производителями предоставляются сведения о регистрации субстанции активного вещества на территории Российской Федерации.
Если произошли изменения в составе, технологии или изменились условия производства, выявления побочных действий, противопоказаний и наличия других изменений, держатель регистрационного удостоверения на лекарственное средство представляет соответствующие материалы на экспертизу в Научный центр для последующего внесения изменений в нормативную документацию, инструкцию по медицинскому применению, регистрационное удостоверение.
Часть 4 комментируемой статьи настоящего Закона устанавливает, что производство патентованных лекарственных средств и их продажа осуществляются в соответствии с патентным законодательством РФ, а также Законом РФ от 23 сентября 1992 г. N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (с изм. и доп. от 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 11, 24 декабря 2002 г.). Так, например, указанным Законом в п. 1 ст. 4 предусмотрено, что правообладатель вправе использовать товарный знак и запрещать использование товарного знака другими лицами; никто не может использовать охраняемый в Российской Федерации товарный знак без разрешения правообладателя. Пункт 2 ст. 4 этого же Закона устанавливает, что нарушением исключительного права правообладателя (незаконным использованием товарного знака) является использование без его разрешения в гражданском обороте на территории Российской Федерации товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, в том числе размещение товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот.
Кроме того, лица, не имеющие свидетельства на право пользования зарегистрированным наименованием места происхождения товара, не вправе его использовать, а также использовать сходное обозначение, способное ввести потребителей в заблуждение относительно места происхождения и особых свойств товара (ст. 40 Закона РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров").
В период действия регистрационного свидетельства производитель несет ответственность за качество зарегистрированного (перерегистрированного) лекарственного средства и обязан вносить дополнения и изменения, которые касаются производства и контроля качества лекарственного средства, а также принимать дополнительные меры по безопасности применения лекарственного средства.
Изменения в производстве или контроле качества лекарственных средств могут быть различными, по своему характеру они классифицируются на:
изменения типа I - незначительные изменения, которые касаются внесения поправок в содержание регистрационных документов, поданных на момент принятия решения о регистрации (перерегистрации) лекарственного средства, и не требуют его новой регистрации;
изменения типа II - любые изменения в регистрационные документы, которые также не требуют новой регистрации лекарственного средства, но не могут рассматриваться как изменения типа I. К изменениям типа II относятся срочные временные ограничения, которые связаны с безопасностью использования лекарственного средства и которые вводятся производителем в случае выявления риска для здоровья человека при применении зарегистрированного (перерегистрированного) лекарственного средства. О каждой причине, характере и дате предполагаемого ввода в действие временных срочных ограничений производитель должен сообщить в орган, осуществляющий государственный контроль качества лекарственных средств;
все другие изменения, которые сопровождаются существенными изменениями характеристик лекарственного средства и требуют его новой регистрации.
Подобные технологические изменения подлежат экспертизе, даже при условии одновременного их внесения.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 13. Производство лекарственных средств. 1. Производство лекарственных средств - серийное получение лекарственных средств в соответствии с правилами организации производства и контроля качества лекарственных средств, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств.
Вернутся в раздел Комментарии к законам