Комментарии к законам

Статья 15. Прекращение и приостановление полномочий члена Общественной палаты. Комментарий к статье 15



1. Частью 3 ст. 13 Закона установлено, что отзыв члена Общественной палаты не допускается. Вместе с тем комментируемой статьей предусмотрены случаи прекращения и приостановления полномочий членов Общественной палаты.
В части 1 комментируемой статьи предусмотрены случаи прекращения полномочий членов Общественной палаты. Порядок прекращения полномочий членов Общественной палаты устанавливается Регламентом Общественной палаты, что закреплено как в ч. 1 ст. 15, так и в п. 6 ч. 2 ст. 4 Закона (см. комментарий к ст. 4 Закона).
В отношении предусмотренных ч. 1 комментируемой статьи случаев прекращения полномочий члена Общественной палаты следует отметить следующее.
Истечение срока полномочий (п. 1 ч. 1 ст. 15 Закона).
Согласно ч. 13 ст. 8 Закона срок полномочий членов Общественной палаты истекает через два года со дня первого пленарного заседания Общественной палаты. Частью 14 ст. 8 Закона установлено, что за шесть месяцев до истечения срока полномочий членов Общественной палаты Президент РФ инициирует процедуру формирования нового состава Общественной палаты.
В остальных пунктах ч. 1 комментируемой статьи предусмотрены случаи досрочного прекращения полномочий членов Общественной палаты. В случае досрочного прекращения полномочий хотя бы одного члена Общественной палаты (а эти случаи предусмотрены п. п. 2 - 10 ч. 1 комментируемой статьи) новые члены Общественной палаты вводятся в ее состав в порядке и сроки, установленные ч. ч. 15, 16 ст. 8 Закона.
Подача заявления о выходе из состава Общественной палаты (п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона).
Как установлено ч. 2 ст. 1 Закона, Общественная палата формируется на основе добровольного участия в ее деятельности граждан Российской Федерации, общественных объединений и объединений некоммерческих организаций. В развитие приведенного общего положения в п. 2 ч. 1 комментируемой статьи предусмотрен порядок добровольного выхода члена Общественной палаты из ее состава. Для добровольного выхода из состава Общественной палаты необходима подача соответствующего заявления. При этом причины, по которым член Общественной палаты решил выйти из ее состава, значения не имеют.
Неспособность по состоянию здоровья участвовать в работе Общественной палаты (п. 3 ч. 1 ст. 15 Закона).
При работе над законопроектом Правовое управление Аппарата Государственной Думы в Заключении от 20 декабря 2004 г. N 2.2-1/4313 "По проекту Федерального закона N 118890-4 "Об Общественной палате Российской Федерации" (первое чтение)" обращало внимание на то, что при этом п. 3 ч. 1 ст. 15 Закона не установлено, кто подтверждает такую неспособность. Данная недоработка так и не была устранена. Видимо, этот вопрос должен быть урегулирован Регламентом Общественной палаты.
Вступление в законную силу обвинительного приговора суда (п. 4 ч. 1 ст. 15 Закона).
Согласно ч. 1 ст. 86 Уголовного кодекса РФ лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости, а в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 7 комментируемого Закона лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость, членами Общественной палаты быть не могут.
В случае предъявления члену Общественной палаты в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, обвинения в совершении преступления, его полномочия в соответствии с п. 1 ч. 2 комментируемой статьи подлежат приостановлению.
Статьей 390 Уголовно-процессуального кодекса РФ от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ <*> установлено следующее в отношении вступления приговора в законную силу:
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2001. N 52. Ч. 1. Ст. 4921.
приговор суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении срока его обжалования в апелляционном или кассационном порядке, если он не был обжалован сторонами (ч. 1 ст. 390);
приговор суда апелляционной инстанции вступает в законную силу по истечении срока его обжалования в кассационном порядке, если он не был обжалован сторонами (ч. 2 ст. 390);
в случае подачи жалобы или представления в кассационном порядке приговор, если он не отменяется судом кассационной инстанции, вступает в законную силу в день вынесения кассационного определения (ч. 3 ст. 290).
Признание недееспособным, безвестно отсутствующим или умершим на основании решения суда, вступившего в законную силу (п. 5 ч. 1 ст. 15 Закона).
В пункте 2 ч. 2 ст. 7 Закона установлено, что лица, признанные недееспособными на основании решения суда, членами Общественной палаты быть не могут. При этом, как говорилось выше, по не вполне понятной причине в ч. 2 ст. 7 Закона не указано, что не могут быть членами Общественной палаты лица, дееспособность которых ограничена по решению суда. О признании судом гражданина недееспособным и об ограничении дееспособности гражданина на основании решения суда см. комментарий к ст. 7 Закона.
В соответствии со ст. 42 части первой ГК РФ гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания. При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц - первое января следующего года.
В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим, согласно ст. 44 ГК РФ суд отменяет решение о признании его безвестно отсутствующим.
Статьей 45 ГК РФ установлено следующее в отношении объявления гражданина умершим:
гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, - в течение шести месяцев (п. 1 ст. 45);
военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий (п. 2 ст. 45);
днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели (п. 3 ст. 45).
Согласно п. 1 ст. 46 ГК РФ в случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, объявленного умершим, суд отменяет решение об объявлении его умершим.
Дела о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим рассматриваются судами общей юрисдикции в порядке особого производства с особенностями, установленными гл. 30 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Грубое нарушение Кодекса этики (п. 6 ч. 1 ст. 15 Закона).
Статьей 5 Закона предусмотрены разработка и утверждение Кодекса этики членов Общественной палаты, выполнение требований которого является обязательным для членов Общественной палаты.
Непосредственно комментируемым Законом предусмотрены последствия только грубого нарушения членом Общественной палаты Кодекса этики. В этом случае полномочия члена Общественной палаты согласно п. 6 ч. 1 комментируемой статьи могут быть прекращены. Факт нарушения членом Общественной палаты Кодекса этики и грубость этого нарушения подлежат установлению на пленарном заседании Общественной палаты. Решение о прекращении полномочий члена Общественной палаты, грубо нарушившего Кодекс этики, может быть принято только в том случае, если за это решение проголосовало не менее половины членов Общественной палаты (представляется, что в п. 6 ч. 1 комментируемой статьи речь идет об общем количестве членов Общественной палаты, а не о количестве членов Общественной палаты, присутствовавших на пленарном заседании Общественной палаты).
В пункте 4 ч. 2 ст. 7 Закона установлено, что лица, членство которых в Общественной палате ранее было прекращено вследствие грубого нарушения ими Кодекса этики, членами Общественной палаты быть не могут. Запрет на членство в Общественной палате относится только к работе Общественной палаты следующего состава (см. комментарий к ст. 7 Закона).
Избрание его на должность Президента РФ, избрание депутатом Государственной Думы, избрание (назначение) членом Совета Федерации, избрание депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также на выборную должность в органе местного самоуправления (п. 7 ч. 1 ст. 15 Закона).
Правило п. 7 ч. 1 комментируемой статьи основано на положении п. 1 ч. 2 ст. 7 Закона о том, что Президент РФ, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, а также лица, замещающие выборные должности в органах местного самоуправления, членами Общественной палаты быть не могут.
В соответствии с ч. 1 ст. 92 Конституции РФ Президент РФ приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ. В развитие приведенного конституционного положения ст. 82 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" <*> установлено, что Президент РФ, избранный в соответствии с Конституцией РФ и указанным Федеральным законом, вступает в должность по истечении четырех лет со дня вступления в должность Президента РФ, избранного на предыдущих выборах Президента РФ, а при проведении досрочных выборов, а также в случае, если ко дню истечения четырех лет со дня вступления в должность Президента РФ, избранного на предыдущих выборах, назначены повторные выборы Президента РФ, - на тридцатый день со дня официального опубликования Центральной избирательной комиссией РФ общих результатов выборов Президента РФ.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 171.
Согласно ч. 2 ст. 96 Конституции РФ порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами. Кандидат в депутаты Государственной Думы считается избранным в депутаты с момента регистрации в качестве такового. Как установлено п. 6 ст. 88 Федерального закона от 20 декабря 2002 г. N 175-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" <*>, соответствующая избирательная комиссия после официального опубликования общих результатов выборов и представления зарегистрированным кандидатом копии приказа (иного документа) об освобождении от обязанностей, не совместимых со статусом депутата Государственной Думы, регистрирует избранного депутата Государственной Думы и выдает ему удостоверение об избрании.
--------------------------------
<*> Там же. 2002. N 51. Ст. 4982.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 113-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" <*> член Совета Федерации - представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации путем ротации - на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа. Согласно ст. 4 Федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок его полномочий.
--------------------------------
<*> Там же. 2000. N 32. Ст. 3336.
В пункте 4 ст. 10 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что статус депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, срок его полномочий, порядок подготовки и проведения выборов регулируются указанным Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.
В целях избрания выборных должностных лиц местного самоуправления в соответствии с ч. 1 ст. 23 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" проводятся муниципальные выборы. Согласно ч. 3 указанной статьи порядок назначения, подготовки, проведения и подведения итогов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.
В случае регистрации члена Общественной палаты в качестве кандидата на должность Президента РФ, кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти, кандидата на выборную должность в органе местного самоуправления, доверенного лица или уполномоченного представителя кандидата (политической партии) полномочия этого члена Общественной палаты согласно п. 3 ч. 2 комментируемой статьи подлежат приостановлению.
Назначение на государственную должность Российской Федерации, должность федеральной государственной службы, государственную должность субъекта Российской Федерации, должность государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации или должность муниципальной службы (п. 8 ч. 1 ст. 15 Закона).
Правило п. 8 ч. 1 комментируемой статьи основано на положении п. 1 ч. 2 ст. 7 Закона о том, что члены Правительства РФ, судьи, иные лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, лица, замещающие должности федеральной государственной службы, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, должности муниципальной службы, членами Общественной палаты быть не могут (см. комментарий к ст. 7 Закона).
Как определено п. 5 ст. 12 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации", прохождение государственной службы включает в себя назначение на должность, присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания, аттестацию или квалификационный экзамен, а также другие обстоятельства (события) в соответствии с указанным Федеральным законом, федеральными законами о видах государственной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.
Поступление на муниципальную службу согласно п. 1 ст. 20 Федерального закона "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 13 апреля 1999 г. N 75-ФЗ <*>) осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде с учетом особенностей, предусмотренных указанным Федеральным законом.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1999. N 16. Ст. 1933.
Если член Общественной палаты не приостановил свое членство в политической партии (п. 9 ч. 1 ст. 15 Закона).
Частью 1 ст. 11 Закона установлено, что член Общественной палаты на срок осуществления своих полномочий приостанавливает свое членство в политической партии. В случае если по истечении тридцати дней со дня первого пленарного заседания Общественной палаты член Общественной палаты не выполнит указанное требование, то согласно п. 9 ч. 1 комментируемой статьи его полномочия подлежат прекращению.
В соответствии с ч. 12 ст. 8 Закона первое пленарное заседание Общественной палаты должно быть проведено не позднее чем через тридцать дней со дня сформирования правомочного состава Общественной палаты.
Смерть члена Общественной палаты (п. 10 ч. 1 ст. 15 Закона).
Согласно подп. 7 п. 1 ст. 47 части первой ГК РФ смерть гражданина как акт гражданского состояния подлежит государственной регистрации. Смерть гражданина в соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" <*> подлежит государственной регистрации в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1997. N 47. Ст. 5340.
В соответствии со ст. 64 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" основанием для государственной регистрации смерти являются:
документ установленной формы о смерти, выданный медицинской организацией или частнопрактикующим врачом. Приказом Министерства здравоохранения РФ от 7 августа 1998 г. N 241 "О совершенствовании медицинской документации, удостоверяющей случаи рождения и смерти, в связи с переходом на МКБ-Х" <*> утверждена учетная форма "Медицинское свидетельство о смерти" ф. N 106/у-98;
--------------------------------
<*> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1998. N 28.
решение суда об установлении факта смерти или об объявлении лица умершим, вступившее в законную силу;
документ, выданный компетентными органами, о факте смерти лица, необоснованно репрессированного и впоследствии реабилитированного на основании Закона о реабилитации жертв политических репрессий.
Постановлением Правительства РФ от 6 июля 1998 г. N 709 "О мерах по реализации Федерального закона "Об актах гражданского состояния" <*> утверждены формы бланков записей актов гражданского состояния и формы бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1998. N 28. Ст. 3359.
Рассматривая предусмотренные ч. 1 комментируемой статьи случаи прекращения полномочий членов Общественной палаты, необходимо отметить следующий момент. В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона членом Общественной палаты может быть только гражданин Российской Федерации. Однако по не вполне понятной причине законодатель не предусмотрел в ч. 1 ст. 15 Закона в качестве случая прекращения полномочий члена Общественной палаты прекращение этим членом Общественной палаты гражданства Российской Федерации. А вот, например, в п. 1 ст. 4 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 21 июня 1995 г. N 91-ФЗ) <*> установлено, что судьей может быть гражданин Российской Федерации, и при этом в подп. 6 п. 1 ст. 14 в качестве одного из оснований прекращения полномочий судьи предусмотрено прекращение гражданства Российской Федерации.
--------------------------------
<*> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 30. Ст. 1792; СЗ РФ. 1995. N 26. Ст. 2399.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" гражданство Российской Федерации прекращается:
а) вследствие выхода из гражданства Российской Федерации;
б) по иным основаниям, предусмотренным указанным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Частью 1 ст. 19 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" установлено, что выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории Российской Федерации, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в общем порядке, за исключением случаев, предусмотренных ст. 20 указанного Федерального закона.
Согласно ст. 21 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" при территориальных преобразованиях в результате изменения в соответствии с международным договором Российской Федерации Государственной границы РФ граждане Российской Федерации, проживающие на территории, которая подверглась указанным преобразованиям, вправе сохранить или изменить свое гражданство согласно условиям данного международного договора.
2. Частью 2 комментируемой статьи предусмотрены случаи приостановления полномочий членов Общественной палаты. Порядок приостановления полномочий членов Общественной палаты устанавливается Регламентом Общественной палаты, что закреплено как в ч. 2 ст. 15, так и в п. 6 ч. 2 ст. 4 Закона (см. комментарий к ст. 4 Закона).
В отношении предусмотренных ч. 2 комментируемой статьи случаев приостановления полномочий члена Общественной палаты следует отметить следующее.
Предъявление в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, обвинения в совершении преступления (п. 1 ч. 2 ст. 15 Закона).
Порядок предъявления обвинения установлен ст. 172 Уголовно-процессуального кодекса РФ:
обвинение должно быть предъявлено лицу не позднее 3 суток со дня вынесения постановления о привлечении его в качестве обвиняемого в присутствии защитника, если он участвует в уголовном деле (ч. 1 ст. 172);
следователь извещает обвиняемого о дне предъявления обвинения и одновременно разъясняет ему право самостоятельно пригласить защитника либо ходатайствовать об обеспечении участия защитника следователем в порядке, установленном ст. 50 УПК РФ (ч. 2 ст. 172);
обвиняемый, содержащийся под стражей, извещается о дне предъявления обвинения через администрацию места содержания под стражей (ч. 3 ст. 172);
обвиняемый, находящийся на свободе, извещается о дне предъявления обвинения в порядке, установленном ст. 188 УПК РФ (ч. 4 ст. 172);
следователь, удостоверившись в личности обвиняемого, объявляет ему и его защитнику, если он участвует в уголовном деле, постановление о привлечении данного лица в качестве обвиняемого. При этом следователь разъясняет обвиняемому существо предъявленного обвинения, а также его права, предусмотренные ст. 47 настоящего Кодекса, что удостоверяется подписями обвиняемого, его защитника и следователя на постановлении с указанием даты и времени предъявления обвинения (ч. 5 ст. 172);
в случае неявки обвиняемого или его защитника в назначенный следователем срок, а также в случае, когда место нахождения обвиняемого не установлено, обвинение предъявляется в день фактической явки обвиняемого или в день его привода при условии обеспечения следователем участия защитника (ч. 6 ст. 172);
в случае отказа обвиняемого подписать постановление следователь делает в нем соответствующую запись (ч. 7 ст. 172);
следователь вручает обвиняемому и его защитнику копию постановления о привлечении данного лица в качестве обвиняемого (ч. 8 ст. 172);
копия постановления о привлечении в качестве обвиняемого направляется прокурору (ч. 9 ст. 172).
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Конституции РФ каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Изложенный принцип презумпции невиновности воспроизведен также в ч. 1 ст. 14 Уголовно-процессуального кодекса РФ.
В случае вступления в законную силу вынесенного в отношении члена Общественной палаты обвинительного приговора суда его полномочия согласно п. 4 ч. 1 комментируемой статьи подлежат прекращению.
Назначение административного наказания в виде административного ареста (п. 2 ч. 2 ст. 15 Закона).
Общие положения об административном аресте как виде административного наказания содержатся в ст. 3.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ <*>:
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2002. N 1. Ч. 1. Ст. 1.
административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции - до тридцати суток. Административный арест назначается судьей (ч. 1 ст. 3.9);
административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп (ч. 2 ст. 3.9);
срок административного задержания включается в срок административного ареста (ч. 3 ст. 3.9).
Как указано в п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" <*>, в постановлении о назначении административного ареста судье следует указать момент, с которого подлежит исчислению срок ареста; при определении начального момента течения этого срока необходимо иметь в виду ч. 4 ст. 27.5 КоАП РФ, согласно которой срок административного задержания лица исчисляется со времени доставления в соответствии со ст. 27.2 КоАП РФ, а лица, находящегося в состоянии опьянения, - со времени его вытрезвления.
--------------------------------
<*> Российская газета. 2005. 19 апреля. N 80.
Порядок исполнения постановления об административном аресте установлен ст. 32.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях:
постановление судьи об административном аресте исполняется органами внутренних дел немедленно после вынесения такого постановления (ч. 1 ст. 32.8);
лицо, подвергнутое административному аресту, содержится под стражей в месте, определяемом органами внутренних дел. При исполнении постановления об административном аресте осуществляется личный досмотр лица, подвергнутого административному аресту (ч. 2 ст. 32.8);
срок административного задержания засчитывается в срок административного ареста (ч. 3 ст. 32.8);
отбывание административного ареста осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ (ч. 4 ст. 32.8). Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2002 г. N 726 <*> утверждено Положение о порядке отбывания административного ареста.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2002. N 40. Ст. 3937.
Регистрация в качестве кандидата на должность Президента РФ, кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти, кандидата на выборную должность в органе местного самоуправления, доверенного лица или уполномоченного представителя кандидата (политической партии), а также в случае вхождения его в состав инициативной группы по проведению референдума в Российской Федерации (п. 3 ч. 2 ст. 15 Закона).
Регистрация в качестве кандидата на должность Президента РФ предусмотрена ст. 39 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации", согласно п. 1 которой Центральная избирательная комиссия РФ не позднее чем через 10 дней после приема необходимых для регистрации кандидата документов обязана принять решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в его регистрации; в решении о регистрации кандидата указываются дата и время регистрации. В соответствии с п. 5 ст. 39 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" каждому зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о регистрации с указанием даты регистрации; сведения о зарегистрированных кандидатах в течение 48 часов после регистрации Центральная избирательная комиссия РФ передает в средства массовой информации.
В подпункте 35 ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" <*> определено, что кандидат - это лицо, выдвинутое в установленном указанным Федеральным законом, иным законом порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе (палате органа) государственной власти или органе местного самоуправления либо зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2002. N 24. Ст. 2253.
Согласно подп. 36 ст. 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" кандидат зарегистрированный (зарегистрированный кандидат) - это лицо, зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата. Порядок регистрации кандидатов, списков кандидатов установлен ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В пункте 2 ст. 39 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что от имени кандидатов вправе выступать исключительно их уполномоченные представители по финансовым вопросам, доверенные лица, а в случае выдвижения кандидата в составе списка кандидатов также уполномоченные представители, доверенные лица избирательного объединения, избирательного блока, выдвинувших этот список.
В соответствии с п. 1 ст. 43 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" кандидат, а также избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие кандидатов, список кандидатов, вправе назначить доверенных лиц. Регистрация доверенных лиц осуществляется незамедлительно избирательной комиссией на основании письменного заявления кандидата (представления избирательного объединения, избирательного блока) и заявления самого гражданина о согласии быть доверенным лицом.
Как определено в п. 6 ч. 2 ст. 4 Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" <*>, инициативная группа по проведению референдума - это группа участников референдума, образуемая в порядке и на срок, которые установлены указанным Федеральным конституционным законом, в целях реализации инициативы проведения референдума. Частью 22 ст. 15 Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации" предусмотрена регистрация инициативной группы по проведению референдума: если Центральная избирательная комиссия РФ установит соответствие ходатайства инициативной группы о регистрации инициативной группы по проведению референдума и приложенных к нему документов требованиям указанного Федерального конституционного закона, она в течение 10 дней со дня поступления ходатайства принимает решение о регистрации инициативной группы по проведению референдума, регистрирует ее уполномоченных представителей, в том числе уполномоченных представителей по финансовым вопросам, с указанием их фамилий, имен и отчеств, и дает разрешение на открытие специального счета фонда референдума, а также выдает инициативной группе по проведению референдума регистрационное свидетельство и извещает об этом избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, зарегистрировавшие региональные подгруппы, а в случае, предусмотренном ч. 12 указанной статьи, - также федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел; форма регистрационного свидетельства устанавливается Центральной избирательной комиссией РФ.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2004. N 27. Ст. 2710.
В случае избрания члена Общественной палаты на должность Президента РФ, избрания депутатом Государственной Думы, избрания (назначения) членом Совета Федерации, избрания депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также на выборную должность в органе местного самоуправления полномочия этого члена Общественной палаты в соответствии с п. 7 ч. 1 комментируемой статьи подлежат прекращению.




Вернутся в раздел Комментарии к законам