2. Решение о государственной регистрации устава муниципального образования принимается на основании проверки соответствия устава Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации, а также проверки соблюдения установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования.
3. Уставу муниципального образования присваивается государственный регистрационный номер. На титульном листе каждого из двух экземпляров устава муниципального образования делается отметка о государственной регистрации путем проставления специального штампа.
4. Датой государственной регистрации устава муниципального образования считается день внесения сведений о нем в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации.
5. Государственная регистрация устава муниципального образования удостоверяется свидетельством о государственной регистрации. Форма свидетельства о государственной регистрации устава муниципального образования устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований.
6. Регистрирующий орган в пятидневный срок со дня принятия решения о государственной регистрации устава муниципального образования направляет главе муниципального образования зарегистрированный устав муниципального образования и свидетельство о его государственной регистрации.
7. В случае, если в результате проверки, указанной в части 2 настоящей статьи, сделан вывод о противоречии устава муниципального образования Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации, о нарушении установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования, регистрирующий орган принимает мотивированное решение об отказе в государственной регистрации. Решение об отказе в государственной регистрации устава муниципального образования в пятидневный срок со дня его принятия направляется главе муниципального образования.
8. Принятие регистрирующим органом решения об отказе в государственной регистрации устава муниципального образования не является препятствием для повторного представления устава для государственной регистрации после устранения нарушений, указанных в решении.
9. Отказ в государственной регистрации или нарушение срока регистрации устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования) могут быть обжалованы гражданами и органами местного самоуправления в судебном порядке.
Комментарий к статье 4
1. По своей сути "регистрация" - это процесс, основанный на правовых нормах и включающий в себя определенные стадии. Одной из стадий процесса регистрации уставов муниципальных образований является принятие решения регистрирующего органа о государственной регистрации. Само по себе решение, даже зафиксированное в письменной форме (протокол, надпись на представленных документах и др.), не дает оснований считать его юридически значимым фактом, порождающим правовые последствия: законность актов, принятых органами местного самоуправления в рамках своих полномочий, порядок их избрания либо изменения положений устава муниципального образования в соответствии с принятым и опубликованным муниципальным правовым актом. Поэтому четкое определение и официальная фиксация перечисленных моментов через процедуру государственной регистрации имеет большое значение. Принятие решения о государственной регистрации - это только основание для завершения процесса государственной регистрации, оканчивающегося созданием реестровой записи и выдачей свидетельства.
Решение о государственной регистрации уставов муниципальных образований, принятое регистрирующим органом, является основанием для внесения записи в государственный реестр.
В силу ч. 1 комментируемой статьи регистрирующий орган обязан зафиксировать подлежащие государственной регистрации факты в срок не более тридцати дней со дня представления документов уполномоченным лицом.
По общим правилам гражданского законодательства "сроками" называются периоды (промежутки) или моменты времени, с которыми нормы гражданского права связывают определенные правовые последствия. Поэтому по своей юридической природе срок является юридическим фактом, с наступлением или истечением которого законодательство связывает возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей. В соответствии с Гражданским кодексом РФ срок устанавливается законом, иными правовыми актами, сделкой или назначается судом и определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами, если последний день срока приходится на нерабочий день. Днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
В комментируемой статье законодатель, определив период "не более 30 дней", устанавливает своего рода единство в сроках рассмотрения и принятия решения на основании представленных на государственную регистрацию документов во всех сферах деятельности Минюста России.
Так, например, решение о государственной регистрации общественного объединения (политической партии, профсоюза, национально-культурной автономии, а также торгово-промышленной палаты или религиозной организации) принимает Минюст РФ либо (в соответствующих случаях) его территориальные органы также в месячный срок со дня подачи заявления о регистрации. Затем положительное заключение Минюста РФ или его территориального органа вместе с необходимыми для регистрации юридического лица документами направляется в регистрирующий орган Федеральной налоговой службы России, который в течение пяти рабочих дней делает соответствующую запись в едином государственном реестре юридических лиц. Информация о записи направляется Минюсту РФ (его территориальному органу), который обязан в течение трех рабочих дней со дня получения указанной информации выдать заявителю свидетельство о государственной регистрации. Не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения записи о государственной регистрации юридического лица, регистрирующий орган направляет документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр, федеральному органу юстиции или его территориальному органу, принявшему решение о государственной регистрации юридического лица, для выдачи заявителю с сопроводительным письмом по установленной форме.
Срок регистрации всех остальных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей должен составлять не более пяти рабочих дней со дня представления документов уполномоченным лицом (ст. 8 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Установленный законодателем срок в тридцать дней для регистрации уставов муниципальных образований и актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований необходим для проведения качественной юридической экспертизы нормативных правовых актов муниципальных образований на предмет их соответствия Конституции РФ и действующему законодательству.
Законодательно приняты и более длительные сроки совершения процедур, связанных с государственной регистрацией, например кредитных организаций в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности". Принятие Центральным банком России решения о возможности предоставления кредитной организации статуса субъекта права в виде решения о государственной регистрации данной кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций или об отказе в этом производится в срок, не превышающий 6 месяцев с даты представления всех предусмотренных этим Федеральным законом документов.
Центробанк России после принятия решения о государственной регистрации кредитной организации направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.
На основании указанного решения, принятого Банком России, и представленных им необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более 5 рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в Центральный банк России.
2. Министерство юстиции России в соответствии с полномочиями, предоставленными этому федеральному исполнительному органу Президентом РФ в "Положении о Министерстве юстиции Российской Федерации", утвержденном Указом от 13 октября 2004 г. N 1313, и настоящим Федеральным законом осуществляет юридическую экспертизу нормативных правовых актов муниципальных образований, в том числе и устава, на предмет их соответствия Конституции РФ и федеральным законам, законам субъекта Российской Федерации, а также проводит проверку соблюдения установленного порядка принятия устава муниципального образования.
Статья 15 Конституции РФ определяет место Конституции в системе нормативных правовых актов российского государства. Конституция имеет прямое действие на всей территории Российской Федерации и закрепляет основные принципы правового регулирования, является базой всего законодательства, имеет прямое действия и представляет собой акт, обладающий высшей юридической силой.
Это означает, что она обладает верховенством над законами и иными актами, которые должны исходить из положений Конституции и не противоречить ей. Законы и подзаконные акты, противоречащие Конституции РФ, не имеют юридической силы. Конституции РФ должны соответствовать акты федерального законодательства, акты органов государственной власти субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления.
В судебной практике, представленной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2003 г. (по гражданским делам), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ от 7 апреля 2004 г., в Определении N 19-Г03-10 указано, что положения нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающие возможные случаи отказа в передаче объектов, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, в муниципальную собственность, признаны противоречащими федеральному законодательству.
Исходя из п. 1 ст. 61 Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" субъекты Российской Федерации передают в собственность муниципальных образований находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации объекты, необходимые для решения вопросов местного значения, в соответствии с разграничением полномочий между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями, а также между муниципальными образованиями.
В приложении N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 перечислены объекты, относящиеся к муниципальной собственности.
Распоряжением Президента Российской Федерации от 18 марта 1992 г. N 114-рп утверждено Положение об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, в п. 9 которого указано, что в перечень объектов, передаваемых в муниципальную собственность, могут быть включены только объекты, относящиеся к муниципальной собственности, в соответствии с вышеназванным приложением N 3.
Таким образом, на федеральном уровне определены объекты, входящие в названный перечень, поэтому все они должны передаваться в муниципальную собственность.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы государственной власти субъектов РФ обязаны создавать необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывать содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление.
Установленные законом края случаи отказов в передаче объектов в муниципальную собственность приняты в нарушение вышеуказанного федерального законодательства, поскольку ограничивают деятельность органов местного самоуправления по обеспечению решения вопросов местного значения.
Поэтому каждый правовой акт муниципального образования, устав или акт о внесении в устав изменений должен соответствовать правовым нормам действующего российского законодательства, в том числе и специальным нормам, установленным настоящим Федеральным законом для порядка принятия устава муниципального образования. Факт такого соответствия подтверждается принятым структурным подразделением главных управлений Минюста России по федеральным округам в субъектах Российской Федерации решением о государственной регистрации устава муниципального образования или акта о внесении изменений в устав муниципального образования.
3. На основании решения о государственной регистрации уставу, подлежащему включению в государственный реестр уставов муниципальных образований, муниципальному правовому акту о внесении изменений в устав муниципального образования присваивается государственный регистрационный номер (ч. 3 комментируемой статьи).
Согласно п. 7 Положения о порядке ведения государственного реестра и обеспечения доступности его сведений государственный регистрационный номер представляет собой последовательный ряд цифр, состоящий из 17 позиций (например, RU50310002005001 - устав городского округа Московской области, RU781010002005001 - устав внутригородской территории Санкт-Петербурга, RU645011012005001 - устав городского поселения муниципального района Саратовской области):
позиции 1 и 2 - RU (обозначение Российской Федерации);
позиции 3 и 4 - номер субъекта РФ, в алфавитном порядке, указанном при их перечислении в Конституции РФ и дублирующем в приложении N 2 Положения о порядке ведения государственного реестра уставов муниципальных образований и обеспечения доступности сведений, включенных в него;
Номера субъектов Российской Федерации, проставляемые
в регистрационном номере муниципального образования
------------------------------------------------------------T------------¬
¦ Наименование субъекта Российской Федерации ¦ N ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+
¦Республика Адыгея (Адыгея) ¦ 01 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+
¦Республика Алтай ¦ 02 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+
¦Республика Башкортостан ¦ 03 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+
¦Республика Бурятия ¦ 04 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+
¦Республика Дагестан ¦ 05 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+
¦Республика Ингушетия ¦ 06 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+
¦Кабардино-Балкарская Республика ¦ 07 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+
¦Республика Калмыкия ¦ 08 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+
¦Карачаево-Черкесская Республика ¦ 09 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+
¦Республика Карелия ¦ 10 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+
¦Республика Коми ¦ 11 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+
¦Республика Марий Эл ¦ 12 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+
¦Республика Мордовия ¦ 13 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+
¦Республика Саха (Якутия) ¦ 14 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+
¦Республика Северная Осетия - Алания ¦ 15 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+
¦Республика Татарстан (Татарстан) ¦ 16 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+
¦Республика Тыва ¦ 17 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+
¦Удмуртская Республика ¦ 18 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+
¦Республика Хакасия ¦ 19 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+
¦Чеченская Республика ¦ 20 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+
¦Чувашская Республика - Чувашия ¦ 21 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+
¦Алтайский край ¦ 22 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+
¦Краснодарский край ¦ 23 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+
¦Красноярский край ¦ 24 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+
¦Приморский край ¦ 25 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+
¦Ставропольский край ¦ 26 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+
¦Хабаровский край ¦ 27 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+
¦Амурская область ¦ 28 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+
¦Архангельская область ¦ 29 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+
¦Астраханская область ¦ 30 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+
¦Белгородская область ¦ 31 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+
¦Брянская область ¦ 32 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+
¦Владимирская область ¦ 33 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+
¦Волгоградская область ¦ 34 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+
¦Вологодская область ¦ 35 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+
¦Воронежская область ¦ 36 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+
¦Ивановская область ¦ 37 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+
¦Иркутская область ¦ 38 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+
¦Калининградская область ¦ 39 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+
¦Калужская область ¦ 40 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+
¦Камчатская область ¦ 41 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+
¦Кемеровская область ¦ 42 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+
¦Кировская область ¦ 43 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+
¦Костромская область ¦ 44 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+
¦Курганская область ¦ 45 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+
¦Курская область ¦ 46 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+
¦Ленинградская область ¦ 47 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+
¦Липецкая область ¦ 48 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+
¦Магаданская область ¦ 49 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+
¦Московская область ¦ 50 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+
¦Мурманская область ¦ 51 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+
¦Нижегородская область ¦ 52 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+
¦Новгородская область ¦ 53 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+
¦Новосибирская область ¦ 54 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+
¦Омская область ¦ 55 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+
¦Оренбургская область ¦ 56 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+
¦Орловская область ¦ 57 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+
¦Пензенская область ¦ 58 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+
¦Пермская область ¦ 59 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+
¦Псковская область ¦ 60 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+
¦Ростовская область ¦ 61 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+
¦Рязанская область ¦ 62 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+
¦Самарская область ¦ 63 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+
¦Саратовская область ¦ 64 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+
¦Сахалинская область ¦ 65 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+
¦Свердловская область ¦ 66 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+
¦Смоленская область ¦ 67 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+
¦Тамбовская область ¦ 68 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+
¦Тверская область ¦ 69 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+
¦Томская область ¦ 70 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+
¦Тульская область ¦ 71 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+
¦Тюменская область ¦ 72 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+
¦Ульяновская область ¦ 73 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+
¦Челябинская область ¦ 74 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+
¦Читинская область ¦ 75 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+
¦Ярославская область ¦ 76 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+
¦Москва ¦ 77 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+
¦Санкт-Петербург ¦ 78 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+
¦Еврейская автономная область ¦ 79 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+
¦Агинский Бурятский автономный округ ¦ 80 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+
¦Коми-Пермяцкий автономный округ ¦ 81 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+
¦Корякский автономный округ ¦ 82 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+
¦Ненецкий автономный округ ¦ 83 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+
¦Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ ¦ 84 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+
¦Усть-Ордынский Бурятский автономный округ ¦ 85 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+
¦Ханты-Мансийский автономный округ - Югра ¦ 86 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+
¦Чукотский автономный округ ¦ 87 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+
¦Эвенкийский автономный округ ¦ 88 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+
¦Ямало-Ненецкий автономный округ ¦ 89 ¦
L-----------------------------------------------------------+-------------
позиция 5 - цифровое обозначение муниципального образования (1 и 2 - внутригородская территория города федерального значения, 3 и 4 - городской округ, муниципальный район);
позиции 6 и 7 - порядковый номер муниципального образования (внутригородская территория города федерального значения, городской округ, муниципальный район);
позиция 8 - цифровое обозначение муниципального образования (1 и 2 - городское поселение, 3 и 4 - сельское);
позиции 9 и 10 - порядковый номер поселения в составе муниципального района;
позиции 11, 12, 13 и 14 - год внесения устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в государственный реестр уставов муниципальных образований (например: 2003, 2004, 2005 и т.д.);
позиции 15, 16 и 17 - порядковый номер устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования (например: 001, 002, 003 и т.д.).
Государственный регистрационный номер устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования указывается на штампе, а также вносится в базу данных.
Все уставы внутригородских территорий города федерального значения и городских округов в позициях 8, 9 и 10 содержат 000.
При заполнении позиций 15, 16 и 17 осуществляется единая нумерация по годам внесения устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования в государственный реестр уставов муниципальных образований соответствующего субъекта Российской Федерации.
Цифровые индексы должны проставляться арабскими цифрами.
Государственный регистрационный номер устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования указывается на специальном штампе регистрирующего органа, который проставляется на титульном листе каждого из двух экземпляров устава муниципального образования, муниципального акта о внесении изменений в устав муниципального образования, а также вносится в базу данных.
Следует отметить, что в случае несоответствия сведений на электронных и бумажных носителях приоритет предоставляется бумажным носителям.
4. День внесения регистрирующим органом записи в государственный реестр муниципальных образований является датой государственной регистрации устава муниципального образования субъекта Российской Федерации. С этого момента устав муниципального образования как основной акт местного самоуправления приобретает юридическую силу в границах конкретного муниципального образования.
В правовой теории под юридической силой акта понимают как его обязательность вообще, так и приоритет перед другими актами или подчиненность им.
Таким образом, регистрация устава муниципального образования законодательно закрепляет организационную, территориальную, финансовую, экономическую основу местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
5. Процесс государственной регистрации завершается оформлением удостоверяющего свидетельства о государственной регистрации установленного образца и одного экземпляра устава в прошитом виде, заверенного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований.
Приказом Минюста РФ от 26 августа 2005 г. N 145 "Об утверждении формы свидетельства о государственной регистрации устава муниципального образования" такая форма утверждена и введена в действие с 1 сентября 2005 г. Обязанность по обеспечению изготовления свидетельств возложена на Департамент ресурсного обеспечения.
-----------------------------------------------------------------¬
¦ Герб России ¦
¦ ¦
¦ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ¦
¦ ¦
¦ МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ ¦
¦ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ¦
¦ ¦
¦ Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации ¦
¦ по _____________________________________ федеральному округу ¦
¦ ¦
¦ СВИДЕТЕЛЬСТВО ¦
¦ ¦
¦ о государственной регистрации ¦
¦ Устава муниципального образования ¦
¦ ¦
¦ "__" ___________________ N ___________________ ¦
¦ ¦
¦ Наименование и территориальный статус ¦
¦ муниципального образования ¦
¦ ¦
¦ ____________________________________________________ ¦
¦ ____________________________________________________ ¦
¦ ____________________________________________________ ¦
¦ ¦
¦ Начальник отдела ¦
¦ ________________________ ¦
¦ ¦
¦ м.п. ¦
¦ ¦
¦ 000001 ¦
L-----------------------------------------------------------------
6. Согласно ч. 6 ст. 4 настоящего Закона законодатель устанавливает регистрирующему органу пятидневный срок для направления экземпляра зарегистрированного устава муниципального образования и свидетельства о его государственной регистрации в адрес главы муниципального образования. Это императивный срок, и изменению в одностороннем порядке не подлежит.
7. Часть 7 комментируемой статьи называет случаи, когда регистрирующий орган принимает решение об отказе в регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования. Это:
противоречие устава муниципального образования Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации и
нарушение установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования.
Такое мотивированное решение направляется уполномоченному лицу муниципального образования в пятидневный срок со дня его принятия. Таким образом, вне зависимости от того, принято ли решение о государственной регистрации устава муниципального образования или решение об отказе в ней, регистрирующий орган в любом случае в течение пяти дней со дня принятия решения должен уведомить об этом главу муниципального образования и либо направить ему соответствующие документы, указанные в ч. 6 комментируемой статьи и подтверждающие факт государственной регистрации, либо представить решение об отказе в государственной регистрации с объяснением причины этого отказа.
8. Согласно ч. 8 комментируемой статьи решение об отказе в государственной регистрации устава муниципального образования не является препятствием для повторного представления устава для государственной регистрации. После устранения нарушений, указанных в принятом регистрирующим органом решении об отказе, устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав муниципального образования могут подаваться снова на государственную регистрацию в порядке, установленном настоящим Законом. Следует отметить, что настоящим Федеральным законом не определено сколько раз допускается представлять устав для государственной регистрации, если, например, после повторного представления устава с устраненными нарушениями, которые были указаны в решении об отказе, регистрирующим органом снова принимается решение об отказе в государственной регистрации этого устава, но с указанием, например, других нарушений.
9. В соответствии с ч. 9 комментируемой статьи отказ в государственной регистрации, нарушение срока регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования, а также запись о произведенной государственной регистрации могут быть оспорены в судебном порядке как ненормативный акт государственного органа на основании ст. 13 Гражданского кодекса РФ. Оспорить акт государственной регистрации может любое заинтересованное лицо (гражданин) и органы местного самоуправления, действующие в интересах муниципального образования. Следует отметить, что удовлетворение судом заявленного требования дает возможность оспорить все юридические действия, совершенные с момента недействительной регистрации и вступления в законную силу решения суда.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 4. Принятие решения о государственной регистрации устава муниципального образования. 1. Решение о государственной регистрации устава муниципального образования принимается в тридцатидневный срок со дня его представления для государственной регистрации.
Вернутся в раздел Комментарии к законам